Креативные техники нетрадиционного рисования для детского сада


Роль использования нетрадиционных техник рисования в художественном развитии дошкольников

Как говорилось выше, применение нетрадиционного рисования в детском саду идёт детям на пользу. Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные для этого предметы, детям ДОУ открываются возможности нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время. Они экспериментируют с различными методами рисования и пробуют разные способы самовыражения. Занятия развивают наблюдательность, творческие способности, художественный вкус. Образовательный процесс превращается в весёлую игру. Поэтому в детских садах всё чаще используют современные методы творческих занятий. Диагностика использования нетрадиционных методов рисования в детских садах показывает хорошие результаты.

Нетрадиционная техника рисования в технике набрызга

Нестандартные способы рисования всегда проходят весело, эмоционально и креативно. Результат такого творчества получается красивым и необычным, даже если у ребенка нет художественных навыков.

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей
Автор: Топоркова Наталья Юрьевна Художник хочет рисовать, Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и художник – Рисует он, где только может… Он чертит палкой по земле, Зимою пальцем на стекле, и пишет углем на заборе, и на обоях в коридоре. Рисует мелом на доске, На глине пишет и песке, Пусть нет бумаги под руками, И нет денег на холсты, Он будет рисовать на камне, И на кусочке бересты. Салютом он раскрасит воздух, Взяв вилы, пишет на воде, Художник, потому художник, Что может рисовать везде. А кто художнику мешает, Тот землю красоты лишает!«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский
Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий, которое воспитывает в ребенке много положительных качеств, таких как усидчивость и терпение, внимательность, воображение, способность мыслить и многое другое. Все они очень пригодятся малышу в дальнейшей жизни. Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками, гуашью) в соей работе использую и нетрадиционные техники. Считаю, что они больше привлекают внимание маленьких непосед. Они интересны деткам всех возрастов и позволяют им полностью раскрыть свой потенциал во время творческого процесса. Работа над созданием рисунков не является сложной, поэтому малыши с удовольствием ее выполняют, приобретая навыки работы с материалами и знакомясь с живописью. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста советую родителям использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоят, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! Дружите со своим ребенком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда получится в следующий раз!
Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д. Для каждой возрастной группы они свои. С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать: • рисование пальчиками • рисование ватными палочками • тычок жесткой полусухой кистью • рисование ладошками Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: • оттиск поролоном • печать по трафарету • свеча и акварель • набрызг • тычкование В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники: • кляксография обычная • рисование зубочисткой • монотипия • батик Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений. Нетрадиционные художественно-графические техники: Штампование Так как маленькие детки всегда с удовольствием штампуют все, что можно, эта техника рисования им всегда нравится. При помощи изготовленного заранее штампа (это может быть дно от пластиковой бутылки, крышка, срез от картофеля, яблока и так далее, покрытые краской) наносятся отпечатки на бумагу, создавая рисунок, который впоследствии можно дополнить. «Печать листьев» — используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи.


«Рисование ладошкой или пальчиками» Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.


«Оттиск смятой бумагой» Ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


«Рисование ватными палочками» Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки. Что рисовать? Да что угодно! Небо и солнышко, домик в деревне, речку, автомобили, куклы. Главное в этом деле – желание!


«Рисование по мокрой бумаге». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску. «Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками» Щетка, вилка обмакивается в краску и делается отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д.


«Кляксография» Клякса – это неотъемлемая часть каждого ребенка. Поэтому такая техника очень близка деткам по духу. Для работы нужна бумага, кисть и краски. На кисть набирается краска и с высоты капает на бумагу. При помощи поворота листа или же можно подуть на него, клякса расплывается, образуя интересное изображение.


«Пластилинография»- пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


«Рисование мыльными пузырями» Мыльные пузыри — известная детская забава. Хрупкие, прозрачные, они так красиво переливаются разными цветами радуги и создают ощущение праздника. И еще ими можно рисовать. Рисунки в этой необычной технике тоже оказываются очень необычными, а занятие приносит детям радость. К тому же, отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно с ними экспериментировать, а потом фантазировать, на что они похожи.


«Ниткография» Работать с этой техникой можно двумя вариантами. Для каждого из них понадобятся краски с кисточкой, емкость для них, нитки и бумага. В первом случае на нитку наносится краска любого понравившегося цвета. Бумагу нужно сложить вдвое. На одну сторону выкладывается окрашенная нить, а другой прикрывается. Затем нить вытягивается. Когда ребенок разворачивает лист бумаги, там есть некоторое изображение, которое потом он может дорисовать по своему усмотрению. Второй способ подразумевает под собой использование еще и клея. Рисунок создается путем приклеивания ниток к бумаге в виде того или иного предмета.


«Батик» Батик – это очень старая техника нанесения рисунка. При этом расписывается ткань. Рисунок наносится на ткань специальными красками.


Рисование нетрадиционной техникой: • — способствует снятию детских страхов; • — развивает уверенность в своих силах; • — развивает пространственное мышление; • — учит детей свободно выражать свой замысел; • — побуждает детей к творческим поискам и решениям; • — учит детей работать с разнообразным материалом; • — развивает чувство композиции, ритма, цвета — восприятия; • — развивает мелкую моторику рук; • — развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; • — во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка; постепенно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Советы родителям: материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить; знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать; не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием; хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм


Урок рисования в средней группе детского сада Рисование свечой в детском саду


Рисование на наждачной бумаге

Похожие статьи:

Занятие по ИЗО в старшей группе

Монотипия в детском саду

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Нетрадиционная техника рисование в детском саду. Паспарту

Рисование воском в детском саду

Темы для рисования в детском саду

Тематика рисования на дошкольных занятиях может быть самая разнообразная. Обычно воспитатели основываются на сезонности. Поэтому, например, для осени будет актуально рисование жёлто-красного пейзажа или использование опавших листьев в самом процессе.

Для младшего возраста лучше выбирать хорошо знакомые предметы: животные, цветы, деревья. Эти темы всегда актуальны, и они выполнимы практически любой техникой рисования.

Обратите внимание! В том случае, если не хватает идей для рисования, всегда можно воспользоваться тематической литературой с примерами работ. Или же можно получить консультацию по нетрадиционным методам рисования у более опытных преподавателей.

Мастер-класс «Нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности дошкольников»

Мастер-класс

«Нетрадиционные материалы и техники

в изобразительной деятельности дошкольников»

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Творчество

— постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация)

. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно — чувственного впечатления до создания оригинального образа
(композиции)
адекватными изобразительно — выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды нужно учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей — это зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д. Вышли погулять — присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проанализировав рисунки дошкольников можно прийти к выводу – что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Побудить интерес детей к изобразительной деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге помогают нетрадиционные техники рисования.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.

Эта тема достаточно актуальна и востребована. Повторюсь ещё раз, использование нетрадиционных техник позволяют развить у детей интерес, творчество, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.

Нетрадиционное художественное творчество привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

— мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

— пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

— внимания и усидчивости;

— изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

— формируются навыки контроля и самоконтроля.

— развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В дошкольном образовании выделена специальная область развития детей «Художественно-эстетическое развитие», в которое входит такие виды деятельности как аппликация, рисование и лепка.

Предлагаю Вам познакомиться с необычными нетрадиционными техниками рисования:

1.Рисование смятой бумагой, губкой.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Таким способом, например можно нарисовать силуэты животных, траву, небо, снег, стволы деревьев.

Слайд 12

2.Точечный рисунок.
(техника рисования точечный рисунок является одной из самых любимых техник в моей группе воспитанников, эта средняя группа)
Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку или же рисовать пальчиками. Лучше всего получаются точечные рисунки густыми гуашевыми красками. (тык-тык) Так же можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Способ получения изображения: для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы, капельки дождинки, снежок.

3. «Кляксография»

Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Ее можно сочетать с другими техниками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться. ПРИЕМЫ КЛЯКСОГРАФИИ

Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом.

С ТРУБОЧКОЙ

На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку коктельную и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога. Можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.

С РАСТЕКАНИЕМ

Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Процедуру можно повторять до тех пор, пока результат не начнет устраивать маленького художника. Картину можно украсить при помощи фломастеров, цветных карандашей или красок. Ее также используют в качестве фона для открыток и других поделок или оставляют в качестве абстракции.

С ПЛАСТИЛИНОМ

Использование этого материала позволяет сделать картину объемной и при этом развивает мелкую моторику у ребенка. Для начала нужно придумать сюжет и слепить из пластилина главных героев истории. К примеру, это может быть бабочка, порхающая по цветочному лугу, или рыбки, ищущие дом. После этого при помощи пятен и вспомогательных материалов создается среда обитания персонажей. Таким образом можно создать цветы, деревья, водоросли, капли воды в водоеме, жучков, птиц, животных. Можно предложить ребенку придумать продолжение истории.

Кляксография – необычная техника, развивающая фантазию детей. Она позволяет раскрыть творческие способности дошкольника, научить использовать воображение и подготовить его к выполнению более сложных задач.

4. Граттаж

Материалы

: Белый картон, черная гуашь+клей ПВА, кисть, восковые карандаши, зубочистка.

Восковыми карандашами закрасить картон разными цветами без пробелов белого.

Гуашью и кистью покрыть весь лист. Кисть в воду не макать. Наносить толстый слой гуаши.

5. Техника оттиск засушенными листьями.
«Отпечатки листьев»
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

6.
Набрызг«Веселые брызги
»

Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны — фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, листьев, зверюшек. Получившиеся «белые пятна» можно оставить пустыми или раскрасить. А ещё можно использовать зубную щетку и расчестку, для получения весёлых брызгов.

7.Тычок жесткой полусухой кистью и щёткой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

8. Рисование водой.

Существует много разнообразных техник рисования водой.

1. Сверху готового рисунка (заготовка должна быть выполнена цветными карандашами или фломастерами) широкой мягкой кисточкой наносится вода, для получения эффекта дождя или размытости. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д.

2. Со следующей техникой рисования водой я хочу вас познакомить в следующем видеоролике.

9.«Закрашивание рельефов»

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок — просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.

10. «Монотипия»

Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем — что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.

11.«Рисование губкой»

Вам понадобится несколько губок — для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами — научите малыша.

12. «Картофельные штампы»

Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф — цветок, сердечко, рыбку, звездочку. Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие — хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.

Техника рисования солью

Техника рисования солью — это хорошее средство развития художественных способностей у детей дошкольного возраста.

Кухонная соль — это прекрасный материал для нетрадиционного рисования и изготовления с детьми интересных поделок.

Используя технику рисования солью, ребенок развивает художественный вкус, фантазию, желание экспериментировать в своей работе, мелкую моторику, воспитывать аккуратность, трудолюбие и целеустремленность.

Заранее нужно заготовить шаблон рисунка, это может быть: бабочка, грибочек, солнышко, деревце, домик, цветочек….

ВАМ ПОНАДОБИТЬСЯ:

  • соль (обычная белая, цветная);
  • плотная бумага или картон (можно белый, можно цветной), на который уже
  • нанесен заготовленный рисунок;
  • акварель или негустая гуашь или вода, подкрашенная пищевыми красителями;
  • кисточка или пипетка;
  • клей ПВА;
  • поднос с бортиками (желательно).

Способов рисования солью много, предлагаем испробовать любой, который Вам понравится!

1 СПОСОБ — рисование по соли

1. Нанесите клей ПВА на заготовленный узор, рисунок, 2. Посыпьте все солью и даем немного подсохнуть. Затем стряхиваем излишки над тарелкой и оставляем до полного высыхания. 3. И в завершении, берем акварельные краски или разведенную гуашь и наносим ее на солевые разводы.

Очень интересно наблюдать, как краска растекается по солевым дорожкам.

2 СПОСОБ

1. Смочить рисунок водой, используя кисть. 2. Берем акварельные краски, покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу. 3. Пока краска не высохла, добавляем капли клея ПВА, а затем посыпаем рисунок солью. Дайте высохнуть.

Пока рисунок подсыхает соль впитывает пигмент из краски, при этом соль очень красиво искрится.

3 СПОСОБ — рисование цветной солью

1. Покрываем изображение тонким слоем ПВА. Клей необходимо наносить небольшими участками. 2. Посыпаем солью каждый участок в отдельности, используя соль разного цвета — можно использовать ложечку, а можно и руками. 3. Лишнюю соль стряхиваем в тарелочку. 4. И так участок за участком заполняем наш рисунок.

1. Ниткография

(раздаточный материал: нить, краски, листы А4, баночки под краску, салфетки влажные);

3. «Воск + акварель»

Способ получения изображения: на листе бумаги воском (свечой) рисуется определенный силуэт (трафареты), после чего наносится акварель и получается рисунок. Для детей данная техника особенно интересна, если педагог предварительно заготовит восковой листок, а ребенок красками сотворит волшебство!

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения.

Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.

Нетрадиционные методы рисования

можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работающие по этой методике педагоги отмечают, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт
рисования различными способами
, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему
рисования
.

А ещё хотелось бы добавить от себя — не секрет, что у нас в детских садах высокая наполненность групп, высокая посещаемость. И уделить каждому ребёнку индивидуально внимание порой не получается на традиционных занятиях по рисованию. И здесь на помощь могут прийти нетрадиционные техники рисования. Они помогут найти время уделить внимание каждому ребенку. Так как нетрадиционные техники рисования очень легки и разнообразны в применении.

Нетрадиционное рисование – это труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Здесь всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И не обязательно, что ваши дети станут художниками. Пусть будут художниками в жизни — гибкими, креативными, способными быстро реагировать на изменение ситуации, иметь богатое воображение.

Приятного вам творчества!

Виды нетрадиционного рисования в детском саду

Особенно ценно в нетрадиционных методах то, что большая часть из них под силу малышам ранних возрастов, в отличие от привычного рисования кистью или фломастерами и карандашами. Для детей среднего возраста (4-5 лет) доступны более сложные техники, которые выполняются с помощью взрослых. Дети в 6-7 лет могут применять все нетрадиционные способы самостоятельно.

Далее описаны различные способы для занятий нестандартным рисованием, а также рекомендуемые возрасты детей.

Пальцеграфия

Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники — рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой.

Всё, что требуется от ребёнка, — это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Таким образом интересно разукрашивать шаблоны (их можно распечатать или же нарисовать от руки):

  • К голому дереву добавить листьев;
  • На стебель и сердцевину — лепестки;
  • Для божьей коровки сделать пятнышки на спине;
  • Для новогодней ёлки — игрушки;
  • Белые пятна на шляпке мухомора;
  • Пятна у бабочек на крылышках.

Обратите внимание! Любую картинку можно полностью раскрасить при помощи пальцеграфии или добавить недостающие элементы.

Рисование ладонями

Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии. Вот несколько вариантов рисования ладонями:

  • Цыплёнок. Следует нанести жёлтую краску на ладонь и оставить отпечаток на бумаге — получилось тело. Затем нанести краску на кулачок и таким образом сделать цыплёнку головку. Осталось добавить клюв, лапки и глаза.
  • Рыбка. Для этого можно нанести на ладонь разные цвета, затем оставить отпечаток на бумаге и добавить к изображению глазки и плавники.
  • Дерево. Для этого следует использовать коричневую или чёрную краску для отпечатка ладони. Затем получившееся дерево украсить листьями с помощью пальцеграфии.
  • Павлин. Эта красивая птица получится из двух или более отпечатков ладошек. Затем следует пририсовать голову, лапы, глаза и украсить хвост.
  • Цветок. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем к нему пририсовать стебель с листочками.

Петушок, выполненный из отпечатка ладони

Обратите внимание! Раскрытая ладонь более всего напоминает птицу. Поэтому с помощью данной техники можно сделать любую птичку на выбор малыша.

Рисование ватными палочками (метод тычка)

Данный способ напоминает пальцеграфию, однако здесь используется альтернативный инструмент для отпечатка — ватная палочка. След от неё получается маленький и более круглый, поэтому этим методом хорошо рисовать пятнышки животным. Другой вариант — полностью раскрашивать изображение тычками, таким образом получив эффект мозаики. При помощи ватных палочек можно нарисовать следующее:

  • Зёрна у мышки или курочки;
  • Ягоды рябины;
  • Снегопад;
  • Дождь;
  • Звёздное небо.

Пальчиковое рисование для детей в детском саду

Также можно с помощью нескольких тычков создавать предмет необходимой формы, например, листочки дерева или цветы.

Обратите внимание! Можно рисовать сразу несколькими палочками, для удобства их можно скрепить верёвочкой.

Рисование сыпучими веществами

Для этого способа можно использовать соль, песок или какую-либо крупу. Рисование происходит поэтапно. Сначала следует нанести на бумагу какой-либо рисунок. Затем в определённые места капнуть клей ПВА и посыпать их солью или крупой. После засыхания следует стряхнуть лишнее. Получится необычный объёмный рисунок. Можно поэкспериментировать с этим способом рисования на следующие тематики:

  • Зимний лес;
  • Фейерверки;
  • Вьюга;
  • Узор на крыльях бабочки;
  • Цветы.

Заснеженная берёза, сделанная с помощью соли

Обратите внимание! Интересней и красочней использовать цветную крупу или песок. Для этого можно использовать пищевые красители или купить готовый цветной песок.

Рисование мятой бумагой

Для этого способа удобней использовать гуашь. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять. Затем обмакнуть этот комок в краску (при необходимости в гуашь следует добавить воды) и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий. Вот несколько идей, что можно нарисовать таким способом:

  • Ветки сирени;
  • Одуванчики;
  • Облака;
  • Заснеженные ели;
  • Цветущий луг.

Ветки сирени

Обратите внимание! Таким способом можно нетрадиционно раскрашивать изображение. Например, сделать лохматого кота или пушистую сову.

Рисование нитками в детском саду

Рисование нитью для дошкольников может быть немного сложновато, поэтому рекомендуется проводить у старших групп. Это довольно сложная техника и малыши с ней не справятся. Для создания такого рисунка нужно приготовить нитки (желательно выбирать потолще, например, шерстяные). Далее необходимо отрезать нить длиной примерно 30 см и хорошенько обмакнуть её в краску. Затем следует положить нить на бумагу, например петелькой, и потянуть ее вниз. Для удобства можно использовать два листа бумаги, чтобы как следует прижать нитку с двух сторон. Другой вариант — сложить лист пополам и внутри водить нитью. Узоры можно создавать разнообразные, например:

  • Абстракцию;
  • Цветы;
  • Улитку (нить для этого следует сложить спиралью);
  • Бабочку.

Обратите внимание! Ниткография — наиболее сложная техника рисования для детей. Зато результат получается очень необычным, а процесс создания интересный и понравится не только детям, но и взрослым.

Монотипия

Это техника создания изображения с помощью отпечатка. Для детского сада подойдёт способ, когда лист бумаги складывается пополам и на одной стороне красками наносится изображение. Затем рисунок прижимают к другой половине листа, таким образом получается симметричное изображение. Что можно изобразить в этой технике, рисуя только половину изображения?

  • Бабочку;
  • Отражение в воде пейзажа;
  • Кораблик с отражением;
  • Вазу с цветами;
  • Солнце;
  • Дерево.

Пейзаж с отражением в технике монотипия

Обратите внимание! Монотипия интересна тем, что результат её может быть непредсказуем. Полученный рисунок всегда выходит уникальным.

Рисование поролоном в детском саду

Процесс выполнения и результат в итоге похож на рисование мятой бумагой. Для данной технике понадобится кусочек поролона или губки для мытья посуды. Поролон не нужно мочить в воде, его следует сразу обмакивать в краску. Идеи для изображения в данной технике:

  • Снеговик;
  • Ёлочки;
  • Крона деревьев;
  • Зима в лесу.

Пейзаж, нарисованный с помощью поролона

В данной технике можно раскрашивать животных, тогда они выходят как бы пушистыми.

Кляксография

Суть данного метода в том, чтобы на начальном этапе капнуть на листок краску, образовав кляксу. Затем следует дополнить её различными деталями, получив какой-либо рисунок. Такой способ отлично развивает воображение детей.

Для получения клякс или брызг краски на бумаге можно использовать коктейльную трубочку. С помощью этой же трубочки можно раздувать кляксу, получая желаемое изображение, например, следующие:

  • Ветки дерева;
  • Причёску человечка;
  • Какого-либо персонажа.

Обратите внимание! Дополнить изображение можно теми же красками либо фломастерами, или даже пластилином.

Рисование восковыми мелками

Восковой мелок можно заменить парафиновой свечой. Суть данной техники состоит в том, что с помощью мелка можно нарисовать какой-либо рисунок, который потом не закрасится акварельными красками и как бы проявится на поверхности. Примеры возможных изображений:

  • Фейерверки в ночном небе;
  • Морское дно;
  • Облачное небо;
  • Витраж.

Мелкая моторика рук у детей 3, 4 и 5 лет — особенности развития

Обратите внимание! Если использовать мелок белого цвета, то можно изготовить секретный рисунок или записку, так как изображение на бумаге проявится только после использования краски.

«Секретное» изображение

Набрызг

Создание изображения в данной технике заключается в разбрызгивании краски на бумагу. Для этого можно использовать зубную щётку или жёсткую кисть. Брызги в этом случае получаются мелкие и распределяются хаотично. Поэтому лучше использовать трафареты для получения рисунка нужной формы. Это может быть трафарет:

  • Ёлки;
  • Кота;
  • Цветов;
  • Дерева.

Обратите внимание! Кроме того, с помощью набрызга можно заполнить фон будущего рисунка. Это может быть трава, звёздное небо, снегопад.

Рисование по сырому

Краска в данном методе наносится на сырую поверхность. В итоге можно получить размытый фон для будущего рисунка. На подготовительном этапе лучше разметить будущий рисунок карандашом на листе бумаги. Сделать это следует до того, как нужно будет мочить его водой. Не стоит мочить слишком сильно, излишки воды следует убрать губкой. Акварель на мокрой бумаге будет равномерно расходиться от кисточки. Таким образом можно дать разным цветам самим смешаться, тогда переход цвета будет выглядеть равномерно. Что можно нарисовать по сырому, кроме однотонного фона:

  • Закатное солнце в небе;
  • Облака и тучи;
  • Цветы;
  • Деревья;
  • Морское дно.

Обратите внимание! После высыхания фона можно добавить к рисунку какие-либо детали: птиц, рыб или же контур.

Батик

Это техника рисования на ткани. Для занятия потребуется кусок хлопкового материала белого цвета. Для детского сада подойдёт самый простой вариант росписи — узелковый. Для этого нужно завязать на ткани несколько узелков, затем окунуть их в краску. После высыхания узелки следует развязать — на ткани останутся интересные узоры.

Рисование пробками в детском саду

С помощью пробок из пробкового дерева хорошо получается делать круглые отпечатки на бумаге. Лучше взять несколько пробок, чтобы использовать каждую для своего цвета краски и не перемешивать их. В данной технике можно нарисовать:

  • Ягоды;
  • Гусеницу;
  • Цыплят;
  • Листья;
  • Цветы.

Обратите внимание! Если обрезать пробку, то можно придать отпечаткам другую форму.

Штампинг

Эта техника довольно простая в реализации и подойдёт даже младшим детсадовским группам. Смысл в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно выбрать что угодно, например, следующее:

  • Листья;
  • Овощи;
  • Фрукты;
  • Веточки.

Обратите внимание! Из картофеля очень удобно вырезать штампы разнообразных форм. Также можно сделать штампы из поролоновой губки.

Эбру

Техника эбру представляет собой рисование жидкими красками на воде. Краска и вода имеет разную плотность, поэтому на поверхности воды можно сделать какой-либо узор. Затем к поверхности прикладывается лист бумаги или ткань, и рисунок переходит на новую поверхность. Воду можно сделать более плотной специальным раствором, который продаётся в художественном магазине. Благодаря этому краска не растворяется в воде, а остаётся на поверхности в виде плёнки. Краску можно капать на воду, а затем какой-либо палочкой составлять узоры.

Такая методика подходит для старших групп сада или младших классов школы. Занятия с эбру можно превратить в сказочную игру. Детям любых возрастов очень нравится данная техника. Не имея специальных навыков, уже на первом занятии можно почувствовать себя мастером эбру.

Рисунок на воде в технике эбру

Способы и техники творческого рисования

Нестандартные техники рисования для детей помогут сделать занятия художественной деятельностью увлекательными и интересными. Такие способы сделают совместное творчество веселым и вызовет исключительно положительные эмоции у детей и взрослых. В дальнейшем ребенок сам проявляет интерес к занятиям детской живописью. Рисунки могут быть любыми – небрежными, грязными и даже разноцветными. Главное – полная вовлеченность и живой интерес к процессу совместной деятельности.

Рисование срезом овощей и фруктов

Для срезной живописи необходимо подготовить: бумагу, акварель или гуашь, порезанные половинки фруктов и овощей. Можно использовать любые продукты: яблоки, груши, картофель, огурцы, морковь, иными словами – все, что есть в доме. Нестандартные техники рисования для детей срезами увлекательна и для детей и их родителей.

На продукт набирается необходимое количество красящего вещества – для них можно даже подготовить отдельную емкость, а затем можно начать делать штампы срезами.

Взрослый может сам нарисовать основу для срезов – ветви дерева, тело животного, дом. Малыш сам будет делать штампы в любых понравившихся местах на листе. Готовый рисунок может не получиться с первого раза, но здесь главное – терпение и сноровка.

Рисование листьями

Для листовой техники потребуются любые листья кустарных и лиственных деревьев, кисточки, а также листок бумаги и акварель. Практиковать такую технику можно в любом возрасте, даже с двух лет.

Малыш выбирает несколько понравившихся цветов, а затем наносит их на листья. Затем акварели нужно дать немного подсохнуть, чтобы та не растекалась, после чего ее можно переносить на бумагу.

Из листьев можно создать абсолютно любую живописную композицию – деревья, цветы, солнце и даже лес.

Рисование зубной щеткой

Довольно простой и распространенный способ художественной деятельности. Для него, кроме стандартного набора для рисования, потребуется старая зубная щетка. При помощи щетки можно нарисовать практически все:

  • Красивые ветви ели;
  • Объемные лазурные волны;
  • Красивые лучи солнца;
  • Лепестки цветов. Из мазков зубной щеткой получается отличная гвоздика.

Взрослый может помочь ребенку – нарисовать основу самостоятельно, чтобы ребенок дорисовал части рисунка зубной щеткой. Щетка нужно разместить перпендикулярно бумаге, после чего пальцем следует отодвинуть зубчики щетки, чтобы получился точечный брызг.

Рисование брызгами

Очень веселая и занимательная техника художества. Для этого потребуются: акварель, гуашь, сушеные шаблоны листьев или травы, бумага и старая зубная щетка. Очень важно соблюдать правильную технику:

  • Смочить щетку в воде и выбранном цвете;
  • Стряхнуть лишнюю жидкость;
  • Разместить шаблон на бумаге;
  • Начать хаотичное разбрызгивание разных цветов.

Изображения получаются очень живыми, пестрыми и интересными. Направление брызг можно выбирать разным – вертикально, горизонтально или даже по диагонали.

Как составить конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике

Целью подобного занятия должно быть ознакомление детей с той или иной техникой нестандартного рисования. Необходимо обратить их внимание на особенности данной техники: как ведёт себя краска, что получается на рисунке.

Занятие нетрадиционным рисованием требует тщательной организации. Основная задача — завлечь детей, особенно младшего возраста. Для этого следует рассказать подходящую занятию сказочную историю или стихотворение. Затем надо придумать, как это может перетечь в рисование, например, нужно будет помочь цыплёнку вылупиться из яйца. Дети в свою очередь должны будут нарисовать его при помощи своей ладошки.

Обратите внимание! В конце занятия можно собрать работы и организовать презентацию, посвященную одной тематике. Такие выставки работ стоит устраивать после каждого занятия нетрадиционным рисованием.

Нетрадиционные методы рисования способствуют творческому развитию ребенка. Если в программе детского садика отсутствуют изобразительные занятия такого характера, то родителям стоит проводить их самостоятельно.

И.А. Галкина (к.пс.н.)

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению ученых, детское рисование участвует в развитии и согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования задействовано как конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, так и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Дошкольники в процессе рисования овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают Ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя более самостоятельными. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы, которые очень важны при начале школьного обучения.

Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.

Советы родителям по организации изобразительной деятельности детей

  • Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому не рекомендуется их использовать. Здесь важная роль взрослого состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному фону, способом размывки. Детей учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
  • Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
  • От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь правильно ли ребенок держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку ребенка. Необходимо сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Задача взрослого — научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом нужно с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
  • Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».
  • Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.
  • Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей проводите различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
  • Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения.
  • У ребенка свое видение, свое отношение к тому, что он рисует.
  • На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия желательно включать большое количество игровых моментов, проводить обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием «рука в руке». В дальнейшем чаще используются приемы: частичный показ, объяснение. Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно, интересно и полезно (например, пальчиковое рисование, рисование ладошками и др.).

Рисованию, конечно, родители могут обучать своих детей самостоятельно, используя свой собственный опыт и специальные методические пособия. Но очень полезны занятия по рисованию с детьми, который ведет профессиональный художник, художник-педагог, знающий все тонкости процесса обучения рисованию. В нашем развивающем занятия по изобразительному искусству (ИЗО и ИЗОТВОРЧЕСТВО) ведут опытные и высокопрофессиональные художники, имеющие специальную педагогическую подготовку. На нашем сайте и в здании можно увидеть замечательные рисунки наших детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]