«Организация «Тропы здоровья» в условиях ДОУ»
Станция «Дорожка здоровья»
. Эта дорожка в соответствии с названием предназначена для оздоровления детей. По ней дети ходят босиком, с удовольствием раздражая стопы ног.
Разделение на «станции»
позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на «Тропе здоровья» могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).
На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.
Технология работы на «Тропе здоровья»
Для полноценного и эффективного использования всех объектов «Тропы здоровья» необходимо утвердить режим её функционирования, составляется расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, созданы простейшие программы работы (комплексы упражнений, игровых приемов) на «станциях».
«Тропа здоровья» облегчает работу воспитателей и включает в себя:
— перечень упражнений с подробным описанием содержания;
— комплексы упражнений (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.
Включение в маршрут «Тропы здоровья» станций, на которых занятия с детьми проводят также и специалисты дошкольного учреждения
Кроме того, на тропе установлены сказочные герои (заяц, медведь, ёжик, конь) и атрибуты (грибы, цветы). Всё это позволяет проводить занятия с детьми в интересной и игровой форме.
«Тропа здоровья» –это красиво и позитивно оформленная зона
Как правило, это территория, имеющая определенную протяженность, оформляется таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом, оно должно обязательно вызывать положительные эмоции. На «Тропе здоровья» можно использовать различное оборудование: игровое (домик, цветы, различные сказочные персонажи) и спортивное (бревно, пеньки, ребристая доска, мостик, тоннель для лазания, дуги). Для игр и упражнений можно применять нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов.
«Тропа здоровья» –это зона закаливания и оздоровления
Эта тропинка-дорожка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. «Тропа здоровья» пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой.
О нас
Воспитательно-образовательные, оздоровительно — развивающие и лечебно-профилактические мероприятия для разных возрастных групп, проводимые в нашем детском саду, направлены на решение этих задач.
Увеличение информационной нагрузки и соответственно количества и продолжительности занятий – всё это приводит к утомлению детей, нарушениям в режиме дня: сокращению прогулок, дневного сна, свободного времени, и, конечно же, отрицательно сказывается на состоянии здоровья дошкольников. Педагоги нашего ДОУ понимают важность и нужность оздоровительных мероприятий в такой ситуации. Для успешного решения задач по оздоровлению и всестороннему развитию используется разнообразная методическая литература, в первую очередь программа, чётко определяющая основные направления работы по каждому возрасту, а также «Зелёный огонёк здоровья» (М.Ю. Картушиной), помогающая организовать занятия и оздоровительные мероприятия более интересно и увлекательно.
Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создаётся фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Если учесть, что двигательная активность – одновременно и условие, и стимулирующий фактор развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания дошкольников.
Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, компьютером и т.д.), которое увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие и задержку возрастного развития.
Проведя диагностический осмотр стоп воспитанников (совместно с врачом), мы обратили внимание, что количество детей, имеющих нарушения ОДА, год от года увеличивается. (Согласно исследованиям, 75% дошкольников в детском саду имеют различные заболевания ОДА). В процессе роста у детей возникают различные виды деформации позвоночника, ног и стоп.
При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Главная причина его возникновения – слабый мышечно-связочный аппарат стопы.
Проанализировав все данные, педагоги поставили перед собой очень важный вопрос: как, каким образом можно снять у детей признаки утомляемости и тем самым укрепить свод стопы? Были разработаны теоретико- и организационно- методические подходы, позволяющие компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Появилась идея использовать нестандартные методы профилактики плоскостопия, например, «Дорожку здоровья», оборудованную как в спортивном зале (для занятий в холодное время года), так и на улице (летний вариант).
«Дорожка здоровья» — это набор природных, экологически чистых материалов с различными поверхностями (для развития тактильных ощущений стоп): — мелкие деревянные шарики (диаметром 1,5-2 см); — массажные дорожки с шипами разной высоты; — речные камни (диаметром 5-8 см и 10-15 см);
«Дорожка здоровья» может использоваться как полностью, так и по отдельным ячейкам. Например, сухой бассейн в играх и т.д.
Проходя по различным поверхностям дорожки, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на поверхности стопы, связанные с иммунной системой, способствующие укреплению мышц стопы и голени и оказывающие положительное влияние на формирование сводов стопы.
При ходьбе по различным поверхностям стопа сначала несколько уплощается, затем (по мере её прохождения) с помощью активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. Закаливанию детского организма способствуют активные точки и зоны, расположенные на стопе. Они являются еще и прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия, предупредить которое легче, чем лечить.
Стопа — фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение её развития может отразиться на ребёнке. С древних времен человечество владело знаниями о том, что отдельные участки нашего тела взаимодействуют с другими частями тела и всем орга-низмом. В человеческом теле присутствует бесчисленное множество систем соответствия, представляющих собой энергоинформационные копии всего организма или его отдельных частей. Для большей наглядности и убедительности в поисках точек соответствия внутренним органам прямо по направлению движения детей по «Дорожке здоровья» полезно разметить схему стопы с изображением органов (сердце, уши, глаза, печень и т.д.). Во время занятий педагог акцентирует внимание воспитанников на соответствующий участок стопы, побуждает их находить точки, соответствующие внутренним органам, что в свою очередь является еще и непрямым массажем.
Кожные складки в области суставов пальцев являются границами между участками тела, последовательные их расположения на теле соответствуют голове, груди, животу. Наличие на стопе четких ориентиров для поиска лечебных точек позволяют дошкольникам безошибочно разбираться в размещении органов и стимуляции их в лечебных целях.
Стопы ног и кисти рук (в восточной медицине) — это пульты дистанционного управления здоровьем человека. Неправильное их использование никогда не принесет вреда ребенку — оно просто будет не-эффективно.
Каковы же цели разработанного нами мини-проекта?
Цели: — проводить профилактику развития плоскостопия у детей; — создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка.
Задачи (включения «Дорожки здоровья» в оздоровительный процесс с учетом возрастных особенностей и особенностей физического развития): — предупреждать развитие плоскостопия; — повышать защитные силы детского организма и воздействия различных раздражителей на стопу через самомассаж биологически активных точек; — подводить детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье; — обеспечивать нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья; — постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды; — содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
Этапы реализации мини-проекта:
— использование нестандартных методов профилактики плоскостопия на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности, включение прохождения «Дорожки здоровья» в систему закаливания после сна; — использование «Дорожки здоровья» как физкультурно-коррекционного оборудования для повышения двигательной активности; — развитие статической и динамической устойчивости (равновесия).
Поэтапная работа в исправлении дефектов ОДА
Участники мини-проекта: воспитанники средних, старших и подготовительных к школе групп. Управление и обеспечение мини-проекта: — универсальность «Дорожки здоровья» (обыкновенной ходьбой по различным поверхностям можно лечить любую часть тела, любой орган и сустав); — доступность (не нужно никаких навыков и умений, один раз достаточно пройти, преодолев страх и легкий дискомфорт, а затем при повторной ходьбе получать удовольствие); — простота применения; — высокая эффективность (выраженный эффект наступает через 2—3 недели ежедневного хождения в течение 3—4 мин); — абсолютная безопасность (стимуляция биологически активных точек на стопе приводит к предупреждению образования плоскостопия и его излечению).
Эта лечебная система создана самой природой, а человек ее умело применяет. В этом ее сила и безопасность.
Оценка результатов мини-проекта: — снижение развития плоскостопия; — улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений; — общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей; — эстетическая привлекательность и игровая направленность; — универсальность конструкции; — применение недорогого, доступного материала, обладающего прочностью, гигиеничностью, приятного на ощупь; — простота конструкции, позволяющая достичь максимально возможного педагогического и коррекционно-развивающего эффекта.
Практическая значимость результатов состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физкультурой у дошкольников, способствовать целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств.