Беседа на тему: «Безопасность на дорогах»
Консультация для родителей
«Как выработать навыки безопасного поведения на улице»
Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эта действия не всегда бывают правильными. Как научить детей безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.
Навык наблюдения. Ребенок должен, научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как предметы опасные или скрывающие опасность. Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают, вот-вот скроют или только что скрыли движущийся автомобиль. Таким же образом ребенок должен научиться видеть факторы, отвлекающие его внимание, как сигналы опасности. Таким фактором может быть автобус, остановившийся на противоположной стороне улицы. Спеша к нему, люди нередко попадают под колеса проходящих машин. Причина в том, что их внимание в этот момент переключено только на свой автобус.
Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на улице воспитывается на личном примере родителей. Этот навык очень важен для ребенка, поэтому взрослый, идя по улице с сыном или дочерью, не должен поддаваться волнению или спешке, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.
Навык переключения на улицу. Бордюрный камень тротуара — граница, за которой кончаются привычки, действующие в быту. Надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать необходимую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону. И здесь пример родителей имеет решающее значение.
Навык переключения на самоконтроль. Попав на проезжую часть, ребенок должен следить за своим поведением, правильно оценивать дорожную обстановку. Выработка такого навыка требует определенной тренировки под руководством воспитателя и родителей.
Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком? Если ребенок на руках, то будьте осторожны: он закрывает вам обзор улицы. На дороге или рядом с ней нельзя везти ребенка на саночках. Такой «транспорт», как известно, легко опрокидывается При поездке в такси необходимо, чтобы пассажиры с детьми сидели на заднем сиденье — так предписывают Правила дорожного движения. Учитывайте также возможность резкого торможения и берегите ребенка от ушиба. При высадке первыми обязательно должны выйти взрослые и принять детей. Вот автобус приближается к остановке. До полного прекращения движения автобуса к нему подходить не следует ~ ребенок (как и взрослый) может оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров. Зона остановки — опасное для ребенка место. Дело в том, что стоящий автобус сокращает обзор Дороги в этой зоне, как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же здесь пешеходы часто спешат и ребенка могут столкнуть на проезжую часть. Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому при поездке в общественном транспорте необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок занимал устойчивое положение. Особенно осторожным нужно быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу. Первыми из автобуса, троллейбуса, трамвая всегда выходят взрослые и принимают ребенка. Если пустить детей вперед, то они могут вырваться из рук и выбежать на дорогу, а маленький ребенок, шагая по ступенькам, рассчитанным для взрослого, может упасть. Идя по улице за руку с ребенком, не забывайте, что ребенок может попытаться вырваться. Это типичная причина детского дорожного травматизма. Учите детей наблюдать. Именно с двух до семи лет, пока на улице он рядом с вами, лучше всего прививать ему те навыки, о которых говорилось выше. Используйте каждый случай пребывания с ребенком на улице, чтобы научить его видеть, угадывать типичные дорожные «ловушки». При переходе улицы пусть он тоже наблюдает, а не просто доверяет вам. Иначе малыш привыкнет ходить через улицу, не глядя. Не разрешайте ребенку бежать впереди вас в конце перехода. Это закрепляет все ту же привычку двигаться по улице, Не наблюдая за дорожной обстановкой. Если ваш ребенок носит очки, он хорошо видит только перед собой, а на улице важную роль играет так называемое боковое зрение. Поскольку оно остается ослабленным, надо с особым старанием учить ребенка правильно оценивать скорость приближающегося транспорта, узнавать типичные ситуации закрытого обзора, отвлечения внимания. Идя по улице с ребенком, не допускайте спешки на проезжей части, бега через дорогу к автобусу, разговоров о постороннем во время перехода, движений на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика.
МБДОУ Детский сад № 12, аул.Ходзь, Кошехабльский р-н, Республика Адыгея.
Цель: Активизация деятельности детей старшей группы по обучению правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Расширение знаний детей о правилах поведения на дороге в зимний период и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, в повседневной жизни. Объединение усилий воспитателей и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни. Разработка наглядных материалов оказывающих развивающее и познавательное воздействие на детей старшего возраста. Задачи: Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения в зимний период времени. Развить психофизиологические качества ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. Воспитывать патриотические чувства к своему родному поселку. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей. Закреплять потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Ход беседы. Приходит Буратино. Здравствуйте ребята! А я сегодня успел побывать в школе пешеходных наук. Мне там рассказали, что надо делать, чтобы сохранить свою жизнь
Правило №1. Где на дорогах можно переходить дорогу? А вы знаете? Правильно, надо соблюдать правила дорожного движения. Давайте их все вспомним. Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Вот посмотрите (показывает знак). Ребята, а знаете какой самый безопасный переход? Это — подземный. Он обозначается вот так (показывает знак). Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? Правильно. «Красный человечек» означает: «стойте!», а «зелёный человечек» означает: «идите!» Правило№3. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин. Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо. Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Это понимают даже бездомные собаки, которые не знают правил дорожного движения. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу? А на дороге играть можно? Почему? Правильно. Правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Ребята, если ваши родители забыли с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можете им напомнить, что: Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди. Договорились? Вот молодцы ребята! Все правила помните. Это здорово! Только вот мне уже пора. Пойду к другим ребятам напомню правила. До скорой встречи! «Играй да смекай!» Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. *В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице: Эй, водитель осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете- В этом месте ходят дети!(Знак «Дети») * Здесь дорожные работы- Ни проехать, ни пройти. Это место пешеход Лучше просто обойти. (Знак «Дорожные работы») * У него два колеса и седло на раме Две педали есть внизу, крутят их ногами. В красном круге он стоит, О запрете говорит. (Знак «Велосипедное движение запрещено») * Этой зебры на дороге Я нисколько не боюсь Если все вокруг в порядке, По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход») * Я не мыл в дороге рук, Поел Фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт Медицинской помощи. (Знак « Пункт первой медицинской помощи») Игра «Подумай – отгадай!» Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость. Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы. Воспитатель. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.
Вопросы: — Сколько колес у легкового автомобиля? (4) — Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1) — Кто ходит по тротуару? (пешеход) — Кто управляет автомобилем? (Водитель) — Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток) — Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта) — По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой) — Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? ( Авария или ДТП) — Какой свет верхний на светофоре? (Красный) — С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет) — Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два) — Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три) — На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру) — Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз) — Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту) — Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины) — Что держит в руке инспектор ГИБДД? ( Жезл) — Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке).