Какие условия для общения предоставляет детям игра
В дошкольном возрасте игра является главной формой детской активности, ведущей деятельностью, которая стимулирует всестороннее развитие ребенка. Подавляющее большинство игр рассчитано на партнерство, коллективные взаимодействия.
Хочет ребенок проявить себя в какой-либо роли – ему нужны партнеры; желает бегать-прыгать – нуждается в соучастниках активного действа.
Такая деятельность подразумевает взаимодействие, коммуникацию, общение как друг с другом, так и в коллективе детей.
Игра обладает совокупностью требований и характеристик, которые имеют прямое отношение к развитию общения.
- Необходимость устанавливать связи с другими детьми, что-то сообщать, о чем-то спрашивать.
- Умение и готовность действовать сообща.
- Возможности проявить инициативу и убедить сверстников, чтобы приняли в игру или согласились с предложением какого-либо правила и пр.
- Готовность подчиниться требованиям коллектива и изменить свое поведение.
- Необходимость считаться с мнением других.
- Умение найти свое место в игре и коммуницировать в ходе действий.
- Готовность проявлять внимание и эмоциональную поддержку сверстникам.
- Потребность контролировать свое поведение, высказывания, всплески эмоций.
Общение в жизни человека выполняет три основные функции: информационно-коммуникативную, регулирующую взаимоотношения и обеспечивающую эмоциональность отношений (аффективно-перцептивная). Если проанализировать вышеприведенный список, то становится очевидным, что для каждой из функций общения есть место развитию в игровой деятельности дошкольников.
Анализ системы управления персоналом в детском саду «Ладушки»
Структура управления традиционна. Главный орган управления — педагогический Совет, которым руководит руководитель структурного подразделения. Дополнительно организована творческая группа, в состав которого входят воспитатели с II и I квалификационными категориями. Ее задача — обеспечение обогащенного физического, познавательного, социального эстетического и речевого развития детей, основанного на передовом педагогическом опыте и своих методических разработок, позволяет осуществление коррекции в личностном развитии детей через организацию индивидуальных и коллективных видах деятельности основанных на содержательном общении с учетом потребностей и интересов самих детей.
Штат детского сада составляет 65 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:
— Управленческий персонал — 2 человека
— Педагоги — 22 человека
— Младшие воспитатели – 20 человек
— Технический персонал — 21 человек.
Наибольшее число работников имеют высшее образование.
В детском саду персонал имеет достаточный уровень образованности. Наибольшее количество работников (62%) имеют среднее специальное образования, и лишь 39% персонала — высшее. Однако работников, не имеющих никакого образования в штате детского сада «Ладушки», нет.
Возрастной состав сотрудников представлен в таблице 2.1
Таблица 2.1- Возрастной состав сотрудников
Возраст сотрудниковУдельный вес сотрудников, %12до 25 лет13,2От 25 до 35 лет24,8От 35 до 45 лет35,6Свыше 45 лет26,4 |
Данные, приведенные в таблице 2.1 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников — от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вес в данной структуре — 35,6%. На втором месте по возрастной структуре персонала — работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом — всего в 2,4% третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет. В зависимости от общего стажа работы сотрудников данные представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 — Общий стаж работы сотрудников
Стаж работы | Удельный вес сотрудников, % |
1 | 2 |
до 1 года | 8 |
От 1 до 5 лет | 12,5 |
От 5 до 10 лет | 32,4 |
От 10 до 20 лет | 25,6 |
От 20 до 30 лет | 15,1 |
Свыше 30 лет | 6,4 |
Данные, приведенные в таблице 2.2 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4 %), На втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6%). Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет (15,1 %). Работники со стажем от 2 года до 5 лет имеют небольшую долю — всего 12,5%. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю — всего 8%. Наименьшая доля у группы работников со стажем свыше 30 лет. Их доля составила 6,4%.
В целом, исходя из проведенного анализа можно сказать, что в детском саду «Ладушки» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.
Учреждение стремится к унификации, стандартизации и выработке единых подходов ко всем видам деятельности в области управления персоналом во всех направлениях. Проводится четкое разграничение полномочий и сфер ответственности между Управлением кадровых ресурсов и сотрудниками, рассматривается разработка общекорпоративных регламентов и стандартов деятельности по всем направлениям работы в сфере управления персоналом в качестве одного из средств, направленных на обеспечение этого процесса.
Для полноценного анализа и оценки фактического состояния системы управления персоналом в детском саду «Ладушки» было проведено исследование. Опрос был проведен среди персонала учреждения и охватил весь коллектив полностью (65 человек). Результаты опроса приведены в приложении А.
Наиболее часто сотрудников затрагивают следующие аспекты системы управления персоналом: 70% — система оплаты и мотивации труда; 18% — социальные гарантии и блага; 10% — развитие карьеры и обучение; 2% — остальные аспекты. Результаты опроса, касающиеся выполнения вышеуказанных положений представлены в приложении А.
Больше половины из числа опрошенных (56%) недовольны существующей заработной платой. Также 42% недовольны условиями труда, многие именно поэтому считают, что уровень заработной платы не соответствует условиям труда. Это и понятно, т.к. в большинстве подразделений условия труда являются вредными.
Детская игра как среда для развития всех сторон общения
Рассмотрим, как условия игры открывают дошкольникам возможности формировать навыки коммуникации с точки зрения основных функций общения.
Развитие информационно-коммуникативной функции
Если в обычных беседах дети говорят, не особо слушая другого, то игровая ситуация значительно уменьшает подобный хаос. Складывается ситуативно-деловая форма общения.
Нужно ли договориться, в какую игру будут играть, распределить роли или обсудить правила – дошкольники стараются выслушать говорящего. В группе детей всегда находятся те, кто перебивают, не дослушав, выкрикивают свои предложения. Другие дети таких крикунов останавливают, просят помолчать, одергивают: «Дай послушать!».
Следуя сюжету, дошкольники стремятся выполнять роли так, чтобы передавать характер отношений, а не просто выполнять действия. Активно используется ролевая речь, адресуемая партнерам по игре. Часто развиваются диалоги между героями сюжета. Это отличная тренировка коммуникации.
В старшем дошкольном возрасте нередко содержанием игры становятся отношения между людьми и правила, регулирующие поведение и общение. К примеру, изображая занятие в школе, один из дошкольников выступает строгим учителем, делает замечания ученикам, строго следит за учебным регламентом.
Таким образом, благодаря включению в игру дети обмениваются информацией, узнают много нового, приобретают опыт эффективной коммуникации, имеют возможность высказаться самим и услышать других.
Формирование навыков взаимодействия
Освоение дошкольником мира отношений в значительной степени происходит за счет подражания другим. Важнейшая практическая задача для дошкольника – научиться действовать сообща, согласуя свои желания и действия с активностью сверстников.
Чем старше дошкольник, тем больше у него проявляется желание к совместной игре. Он даже может соглашаться на роли, мало ему интересные, ради того, чтобы включиться в коллективную деятельность.
Интересно, что далее срабатывают иные механизмы: выбирая партнера в рамках сюжета, дети не хотят случайного выбора, а предлагают совместно играть тому, с кем уже установились дружеские отношения или проявились общие интересы.
Как пример, девочка может согласиться быть не стюардессой (привлекательная роль), а пассажиром, но при этом пригласит и своего друга в «пассажиры». И только после этого гораздо задорнее включится в исполнение роли, которая изначально особого интереса не вызывала.
Сюжетно ролевая игра создает условия, чтобы у детей параллельно складывались ролевые и реальные отношения. В ролевых они тренируются «как надо», а в реальных ведут себя так, как им хочется.
Когда дети высказываются в соответствии с выбранной ролью, они отражают свои представления о стиле и характере взаимоотношений. Они ежедневно видят, как общаются их родители, как взаимодействуют другие взрослые, и подражают им в соответствии с игровым сюжетом.
Любопытно наблюдать, как дошкольник на минутку выходит из роли и начинает высказывать свои замечания, что кто-то ведет себя не так, или правила игры не соответствуют тому, как это бывает в жизни.
Развитие эмоциональной сферы и восприятия детьми друг друга
Ситуации, проигрываемые детьми, придуманы понарошку, а чувства, переживаемые в игре, – настоящие, реальные.
В игре ребенок может проявить себя так, как он не решится вести себя в повседневном общении со сверстниками. Особенно это касается робких детей. Взрослые, организовывающие или наблюдающие игры дошкольников, должны способствовать тому, чтобы несмелые ребятишки также оказывались в главных ролях. Это не только откроет потенциал ребенка, но и позволит другим детям увидеть сверстника с новой стороны.
В детских играх много экспрессии, смеха или бурных возмущений. Дошкольник учится управлять своим поведением и эмоциональностью, осваивает нравственные нормы взаимоотношений.
Дошкольники, играя, довольно часто ссорятся. Особенно на этапе распределения ролей, установления правил, развития сюжета. Причиной этих ссор являются различия в представлении действий и характера игры. Например, один ребенок считает, что их игровой «магазин» должен копировать супермаркет с самообслуживанием, а другой настаивает, чтобы «продавец» взвешивал, принимал «деньги» и пр.
Спорящим приходится идти на компромисс и договариваться. Иначе игра не состоится. Причем такие споры дошкольники решают сами, без обращения к взрослым. Так они учатся уступать, соглашаться с иным мнением, справляться с обидой и предпринимают первые попытки анализировать свое поведение и поступки других детей.
Основные документы, регламентирующие деятельность организации
Учреждение руководствуется Законом РФ «Об образовании», типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Законодательством РФ, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ; областным Законом «Об образовании Свердловской области», Постановлениями Правительства Свердловской области, Указами Губернатора Свердловской области; нормативными правовыми актами органов управления образования, Уставом «МДОУ детского сада № 17» (общее положение, цели, задачи, предмет и виды деятельности учреждения; комплектование учреждения; организация образовательного процесса учреждения; участники образовательного процесса, их права и обязанности; финансовая и хозяйственная деятельность учреждения; порядок управления Учреждением; труд и социальная защита; ликвидация и реорганизация учреждения; локальные акты) и локальными правовыми актами Учреждения (-приказы и распоряжение заведующей; -правила внутреннего распорядка; -коллективный договор; -положение о порядке установления доплат и надбавок, стимулирующего характера за счет бюджетных и внебюджетных средств; -положение о формировании и использований средств текущего внебюджетного счета; -договор МДОУ №17 о сотрудничестве с родителями, положение о совете педагогов; -положение о родительском комитете; — решение совета педагогов Учреждения; инструкция об охране жизни и здоровья детей; -штатное расписание; -графики работ сотрудников; -планы работы учреждения; и т. д.).
1.3 Характер организационной собственности. Учреждение является не коммерческой организацией, имущество которой находится в собственности городского округа Ревда и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.
1.4 Эффективности деятельности организации. Эффективности деятельности организации рассматриваются через показатели результативности ДОУ, как целостной системы взаимодействия участников образовательного процесса . На основе образовательной программы МДОУ разработана система отслеживания результативности деятельности: творческие достижения педагогов и воспитанников.