Календарно-тематическое планирование на неделю, по теме: «Зимующие птицы»
Прием детей в группе. Утренняя ритмическая гимнастика в музыкальном зале.
Рассматривание альбома «Птицы» в уголке природы.
Предложить детям трафареты птиц для свободной деятельности в уголке изо — деятельности.
Индивидуальная работа:
1.Речевое развитие. Обучение рассказыванию по картине. Цель: упражнять детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.
2.Познавательное развитие. (ФЭМП) Д/и «Закрой окошки в домиках». Цель: упражнять умение в подборе геометрических фигур.
3.Физическое развитие. Игровое упражнение «Не сбей флажок». Цель:
упражнять ходить змейкой между предметами, не сбивая их.
4.Социально-коммуникативное развитие. Ситуация «Один дома» Цель: упражнять в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях.
Прогулка 1
Наблюдение за воробьем
Цель:
углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений;
активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Как выглядит воробей? Чем он питается?
Как передвигается? Как поет?
Воробей — маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло — черные, а вот голова серая. Воробей — проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Трудовая деятельность
Прополка грядки на огороде детского сада -закреплять умение детей различать сорные растения по внешнему виду.
Подвижные игры
«Баба – Яга» — учить соблюдать правила игры: ходить, бегать легко и ритмично, изменяя направление и темп движения.
«Найди себе пару» -учить быстро двигаться по сигналу,’ меняя направление движения.
«Поймай мяч» — продолжать закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча двумя руками; воспитывать внимание и ловкость.
Индивидуальная работа
«По ровненькой дорожке» — учить детей ходить в колонне по одному по узкой дорожке.
Игры по желанию с выносным материалом.
Вечер.
Оздоровительная гимнастика после сна. Воздушное закаливание. Корригирующее упражнение (ходьба по массажным коврикам с пуговицами).
Чтение В. Берестова «О чём поют воробушки?». Цель: Создать у детей радостное настроение в процессе слушания стихотворения, помочь запомнить стих.
Индивидуальная работа:
1.Познавательное развитие.
Дидактическая игра
«Что из чего сделано»
Цель: развивать умение, определять из какого, материала сделаны предметы
2.Социально-коммуникативное развитие. Беседа «Хороший друг познается в беде»
Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
3. Речевое развитие. Д/и «Какая птица» Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их, имитировать движения разных птиц, развивать речь, мышление.
Прогулка 2.
Наблюдение за снегом и льдом
Цель:
формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
Ход наблюдения
Ой ты, зимушка-краса! Побелила все леса,
Горы снега намела, Нас кататься позвала.
Воспитатель проводит опыт, задает детям вопросы. В один стакан кладем лед, в другой — снег. Какой лед (снег) по цвету, на ощупь? Назовите их свойства. Из чего состоят снег и лед? Теперь ставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом.
Опыт «лед – силач»
— налить воду в бутылку и поставить в сугроб в конце прогулки рассмотреть бутылку она треснула – объем льда всегда больше, чем объем воды, из которой он получился; учить делать вывод.
Трудовая деятельность
: Уборка участка от снега
Цель:
закреплять представления о защитных свойствах снега.
Подвижные игры:
«Затейники», «Пожарные на ученье»
Цель:
закреплять умение бегать, увертываться от ловушки, пролезать под препятствием. «Найди себе пару»
Цель:
развивать ловкость, равновесие, выносливость, ориентировку в пространстве
Индивидуальная
работа:
Развитие движений
Цель:
учить метать снежки вдаль.
Игры по желанию детей
Календарный план образовательной работы на неделю «Зимующие птицы» в старшей группе
Письменная Елена
Календарный план образовательной работы на неделю «Зимующие птицы» в старшей группе
План работы с 20 по 24 января
Тема: «Зимующие птицы»
Задачи:
— Формировать представления о зимующих птицах (условия их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц);
— Закреплять умение узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням;
— Воспитывать заботливое отношение, желание помогать в трудных зимних условиях.
День недели, дата Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности Взаимодействие с родителями
Непосредственно-образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах
Групповая, подгрупповая индивидуальная
1 2 3 4 5 6 7
Познавательное развитие Познание окружающего мира
Тема: «История бумаги»
Программные задачи: Познакомить детей с историей создания бумаги; закрепить знания о разных видах бумаги, их свойствах и качествах; активизировать словарь детей, развивать внимание, мышление.
Оборудование: различные виды бумаги (картон, калька, гофрированная бумага, тетрадный лист, салфетка)
Словарь: береста, пергамент С Викой С., Ариной С. Д/И «Дорисуй предмет»
цель: закреплять умение определять форму окружающих предметов. Утро
-Утренняя гимнастика
— Пальчиковая гимнастика «Птички»
цель: развивать речь, мелкую моторику.
— Рассматривание иллюстраций зимующих птиц цель: закрепить представления о зимующих птицах.
-Д/И «Что звенит?»
цель: развивать фонематический слух, закрепить музыкальные инструменты.
-Д/И «Какой знак спрятался?»
цель: уточнить знание о дорожных знаках, развивать внимание.
— Х/Р «Коршун»
цель: создать радостное настроение, выполнять движения в соответствии с текстом. Иллюстрации
зимующих птиц, музыкальные инструменты (бубен, барабан, погремушка, металлофон, дудочка, картинки дорожных знаков, бумага, фломастеры. Принести корм для птиц
Понедельник 20 января Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие Рисование
Тема: «Снегири на ветке»
Программные задачи: Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей; формировать передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; совершенствовать изобразительные навыки и умения, развивать художественно-творческие способности; воспитывать заботливое отношение к птицам, доброжелательность.
Оборудование: иллюстрации снегирей, бумага, акварель, кисточки, стаканы с водой, клеёнки, салфетки, простой карандаш.
Словарь: красногрудая, стая.
Физическая культура Прогулка
-Наблюдение за птицами
— Труд «Покормим птиц»
— П/И «Раз, два, три – беги»
Работа перед сном
Чтение произведения Е. Чарушина «Воробей»
цель: закреплять умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Ледянки, лопаты, корм для
птиц.
Произведение Е. Чарушина «Воробей»
С Ариной Д., Максимом Г. Д/И «Какой цифры не стало?»
цель: развивать зрительное внимание, закрепить цифры до семи. Вечер
-Гимнастика после сна, закаливающие мероприятия
-Труд «Помоем цветы»
цель: воспитывать трудолюбие
— Д/И «Каких птиц зимой не увидишь»
цель: уточнить знания об особенностях
зимующих птиц.
-С/Р «Полечим птиц»
цель: закреплять умение объединять игру общим сюжетом, согласовывать действия свои и товарищей, закрепить профессию ветеринар.
-П/И «Совушка – сова»
цель: упражнять в беге. Иллюстрации
зимующих птиц, набор цифр, атрибуты к С/Р, таз с водой, вата, фартуки, комнатные цветы, маска совы, пластилин, доски, стеки, обручи, мешочки с песком. Консультация «Осторожно грипп»
Познавательное развитие Математика
Программные задачи: Показать детям количественный состав числа 7 (из отдельных единиц)
; упражнять детей в счёте до семи; закрепить знание цифр от 1 до7; упражнять в деление квадрата, круга, треугольника на две равные части; развивать у детей произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе пару в игре; упражнять в различении форм окружающих предметов.
Оборудование: математические наборы, набор магнитных цифр, мелкие игрушки, бумажные заготовки, ножницы. С Соней К., Дашей М. Д/И «Выдели звук»
цель: закреплять умение выделять звук с в словах. Утро
-Утренняя гимнастика
— Пальчиковая гимнастика «Снегирь»
цель: развивать речь, мелкую моторику.
-Беседа «Птицы зимой»
цель: закрепить представления о
зимующих птицах (условия их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц).
-Д/И «Любопытная сорока»
цель: совершенствовать умение детей использовать в речи предлоги.
— Д/И «Отгадай мелодию»
цель: развивать музыкальные способности.
— Х/Р «Колокольцы – бубенцы»
: создать радостное настроение, выполнять движения в соответствии с текстом. Иллюстрации
зимующих птиц, птиц зимой, мелодии птиц, мяч, раскраски, восковые карандаши, дуги, гимнастические палки. Предложить сделать кормушки для птиц.
Вторник 21января Художественно – эстетическое развитие
Музыка
Лепка
Тема: «Сорока – белобока»
Программные задачи: Формировать умение детей передавать образ сороки комбинированным (конструктивным и скульптурным)
способом лепки, передавать особенности внешнего облика
(строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску)
; закрепить приемы скатывания, расплющивания, промазывания, деления на части с помощью стеки; развивать композиционные навыки.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, пластилин, доски, стеки, салфетки. Прогулка
-Наблюдение за ветром
— Труд «Разгребём дорожку»
-П/И «Ловишки»
Работа перед сном
Чтение произведения В. Сухомлинского «Красногрудые снегири»
цель: закреплять умение внимательно слушать, отвечать на вопросы. Ледянки, лопаты, корм для
птиц.
Произведение В. Сухомлинского «Красногрудые снегири»
.
С Викой С., Дариной Ш., Д/И «Право, лево»
цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве. Вечер
— Гимнастика после сна, закаливающие мероприятия.
— Наблюдение за комнатным растением «Зигокактус»
цель: закрепить знание о комнатном растении (строении, уход, воспитывать любовь к природе.
— Театрализованная деятельность по р. н. с. «Крылатый, мохнатый да масленый»
цель: создать радостное настроение, вспомнить сказку, разыгрывать несложные роли.
— Д/И «Закончи предложение»
цель: закрепить знания о предметах рукотворного мира и о видах материалов, из которых их делают.
— Д/И «Я знаю…»
цель: закреплять умение классифицировать предметы, явления по одному признаку.
-П/И «Охотник и утки»
цель: упражнять в беге. Иллюстрации
зимующих птиц, комнатное растение, лупа, атрибуты к театру, мяч, мягкие игрушки, пластилин, доски, стеки, скакалки, кольцеброс. Побеседовать с мамой Лёши С. закрепить цифры до 7.
Речевое развитие Развитие речи
Тема: «В гостях у зимующих птиц»
Программные задачи: Расширять словарь детей за счет существительных, имен прилагательных, глаголов; закреплять в речи предлоги (в, на, под, перед, за, над и др.)
; развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти; совершенствовать грамматический строй речи
(образование сложных прилагательных)
;
образовывать глаголы с помощью приставок при, об, за, вы, у, пере; развивать логическое мышление.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, кормушки, деревья.
Словарь: пестрокрылый, красноголовый. С Ариной У., Максимом Г. Д/И «Один – много»
цель: закреплять понятие один, много. Утро
-Утренняя гимнастика
-Беседа «Витамины – наши друзья»
цель: закрепить названия витамин, их пользе и значение для здоровья.
— Д/И «Отгадай»
цель: закреплять умение отгадывать загадки, развивать речь.
— Пение песни «Маленький секрет»
цель: развивать музыкальные способности.
-Д/И «Найди пропущенное число»
цель: закреплять понимания отношений рядом стоящих чисел
(в пределах 7)
Х/Р «Зимняя карусель»
цель: создать радостное настроение, выполнять движения в соответствии с текстом Иллюстрации
зимующих птиц, овощей, фруктов, набор магнитных цифр, раскраски, цветные карандаши, городок, мячи, обручи, конструкторы «Лего»
Консультация
«Покормим птиц зимой»
Среда 22января Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие Конструирование
Тема: «Птица дивная»
Программные задачи: Формировать навыки складывания листа бумаги гармошкой, проглаживая сгибы; совершенствовать технику вырезания по шаблону; совершенствовать технику склеивания одинаковых деталей; развивать воображение; воспитывать аккуратность, трудолюбие, умение слушать.
Оборудование: картинки птиц, цветная, белая бумага, шаблоны, ножницы, простой карандаш, доски, клей, салфетки
Физкультура на воздухе Прогулка
-Наблюдение за деревьями
-Труд «Укутаем деревья»
— П/И «Не задень!»
Работа перед сном
Чтение произведения Я. Яшина «Покормите птиц зимой»
цель: закреплять умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ледянки, лопаты, корм для птиц
Произведение Я. Яшина «Покормите птиц зимой»
С Варей А., Рома М. Д/И «Построй лестницу»
цель: закреплять умение выстраивать сериационный ряд из пяти предметов по длине в обоих направлениях. Вечер
— Гимнастика после сна, закаливающие мероприятия
-Труд «Полечим книги»
цель: воспитывать трудолюбие, любовь к книгам.
-Д/И «Улетают – не улетают»
цель: закрепить знания о
зимующих и перелётных птиц, развивать зрительное и слуховое внимание.
— Мультимедиа «Детям о зимующих птицах»
цель: создать радостное настроение, закрепить знания о
зимующих птицах, узнавать по повадкам, внешнему виду.
-Д/И «О чём говорит светофор?»
цель: закреплять правила поведения на улице города, роль сигнала светофора.
-П/И «Птички в гнёздышках»
цель: упражнять в беге, умение реагировать на сигнал. Иллюстрации
зимующих птиц, светофора, ноутбук, книги, ножницы, бумага, клей, цветные полоски бумаги разной длины, обручи, раскраски, цветные карандаши. Принести чеснок, лук.
Художественно – эстетическое развитие
Аппликация
Тема: «Снегири на ветке»
Программные задачи: Формировать умение передавать в аппликации образ снегиря, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезая по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину, передавать окраску снегиря; формировать умение красиво располагать изображения на листе; закреплять умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции; развивать эстетическое восприятие.
Оборудование: ватман, заготовки цветной бумаги, ножницы, клей, доски, салфетки, иллюстрации снегирей. С Женей Ц., Дариной Ш. Д/И «Не ошибись»
цель: ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления. Утро
— Утренняя гимнастика
— Пальчиковая гимнастика «Дятел»
цель: развивать речь, мелкую моторику.
-Беседа «Когда разговаривают взрослые»
цель: закреплять навыки вежливого
обращения к взрослым, не перебивать их, не вмешиваться в разговор взрослых.
— Рассматривание детской энциклопедии «Птицы»
цель: расширить представления о
зимующих птиц, роли человека в жизни зимующих птиц.
— Пение песни «Антошка»
цель: развивать музыкальные способности.
-Д/И «Скажи одним словом»
цель: упражнять в
образовании сложных прилагательных.
-Х/Р «Вьюга завьюжила»
цель: создать радостное настроение, выполнять движения в соответствии с текстом. Иллюстрации
зимующих птиц, энциклопедия «Птицы»
, раскраски, фломастеры, городок, обручи, мешочки с песком. Беседа
«Какие книги любят ваши дети»
Четверг 23января Художественно – эстетическое развитие
Речевое развитие Музыка
Восприятие художественной литературы
Тема: М. Горький «Воробьишко»
Программные задачи: Расширить представления детей о жанровых особенностях сказки;формировать нравственные качества: честность, признание своих ошибок;проводить элементарный анализ сказки: начало, содержание и конец; воспитывать любовь к литературе.
Оборудование: произведение М. Горького «Воробьишко»
Прогулка
-Наблюдение за сугробами
-Труд «Разгребём дорожку»
-П/И «Не задень»
Работа перед сном
Чтение произведения И. Токмаковой «Голуби»
цель: закреплять умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Ледянки, лопаты, корм для
птиц
Произведение И. Токмаковой «Голуби»
С Ариной У., Дариной Ш.
Д/И «Собери сказку»
цель: закреплять умение составлять из 12 частей. Вечер
— Гимнастика после сна, закаливающие мероприятия
— Д/И «Вода — не вода»
цель: закрепить знания о неживой природе — воде
(в различном состоянии)
.
—Д/И «Засели в домики»
цель: закреплять умение декодировать, выявлять блоки по трём признакам.
— Просмотр развивающего мультфильма «Где зимуют птицы»
цель: создать радостное настроение, закрепить знания о
зимующих птицах.
— Д/И «Сосчитай птиц»
цель: согласовывать числительные с существительными.
-П/И «Воробушки и автомобиль»
цель: упражнять в беге рассыпную. Иллюстрации
зимующих птиц, воды в разном состоянии, блоки Дьенеша, ноутбук, обручи, цветная бумага, ножницы. Консультация «Как сделать кормушку дома»
Познавательное развитие Природа
Тема: «Жизнь птиц зимой»
Программные задачи: Формировать представления детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; воспитывать доброе отношение к природе.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, корма для птиц, мяч. С Ромой М, Андреем Р. Д/И «Руки – ноги»
цель: развивать внимание и координацию движений под счёт.
Утро
-Утренняя гимнастика
— Пальчиковая гимнастика «Ворона»
цель: развивать речь, мелкую моторику.
-Беседа «Чем можно покормить птиц»
цель: закрепить знание о
птицах, корме для птиц
-пение «Улыбка»
цель: развивать музыкальные способности.
-Д/И «Что за знак»
цель: закрепить знания о дорожных знаках.
-Д/И «Образуй»
цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в
образовании действительных причастий настоящего времени.
-Х/Р «Гори, гори – ясно»
цель: создать радостное настроение, выполнять движения в соответствии с текстом. Иллюстрации
зимующих птиц, кормушки, дорожных знаков, платок, пластилин, доски, стеки, мячи, корзины. Беседа «Как вы проводите выходные»
Пятница 24января Физическое развитие
Речевое развитие Физическая культура
Развитие речи
Тема: «Мы рассказчики»
Программные задачи: Формировать умение детей воспроизводить короткие рассказы близко к тексту; развивать слуховое восприятие, интонационную выразительность; выделять чётко и правильно звук ж в словах и фразах, подбирать слова с заданным звуком; составлять предложения со словами, в которых есть заданный звук ж;находить место звука в слове: начало, середина или конец слова.
Оборудование: картинки со звуком ж, мяч. Прогулка
— Наблюдение за снегопадом
-Труд «Сбор снега в кучу для постройки»
— П/И «Попади в цель»
Работа перед сном
Чтение произведения Л. Воронковой «Птичьи кормушки»
цель: закреплять умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя. Ледянки, лопаты, корм для
птиц
Произведение Л. Воронковой «Птичьи кормушки»
С Лёшей С, Дариной Ш. Д/И «Наш день»
цель: закрепить представления о частях суток Вечер
— Гимнастика после сна, закаливающие мероприятия
-Труд «Польём цветы»
цель: воспитывать трудолюбие
— Заучивание стихотворения Н. Н. Созоновой «Зима стоит холодная»
цель: развивать память, умение запоминать, закрепить знания о
зимующих птицах.
— Д/И «Что, где?»
цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве.
-Итоговый продукт Физкультурный досуг «Дружные ребята»
цель: создать радостное настроение, прививать любовь к спорту, упражнять детей в беге, прыжках, метании.
-Раскрашивание раскрасок зимующих птиц цель: закреплять умение раскрашивать, не выезжая за контур, закрепить зимующих птиц. Иллюстрации зимующих птиц, части суток, лейка с водой, мягкие игрушки, мячи, обручи, гимнастические палки, раскраски, цветные карандаши. Беседа «как закаливать детей»
Тема недели: Зимующие птицы
Комплекс упражнений для звуков [Ш],[Ж]
«Улыбка»
— широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 — 7 сек.
«Заборчик»
— широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
«Трубочка (слоник)»
— вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты). Удерживать 5-7 с.
Чередовать «заборчик» и «слоник».
Нижняя часть не двигается, двигаются только губы. Повторить 5-6 раз
«Вкусное варенье»
— широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз (язык слизывает «варенье» одним движением внутрь рта). При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
«Качели»
— губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них).
«Подуй на
нос»
— высунуть широкий кончик языка, поднять к верхней губе (как в упражнении «Вкусное варенье») и подуть вверх («Представь, что на нос села муха — надо ее сдуть!»). Воздух идет по середине языка, щёки не надуваются. Повторить 4-5 раз.
«Чашечка»
— широко открыть рот, улыбнуться. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку» (как в упражнениях «Вкусное варенье», «Подуть на нос» — только рот при этом открыт шире, видны зубы)) . Удерживать так 5-10 с. Повторить 2-4 раза.
«Чистим зубы»
— открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
Комплекс упражнений для звука [Л]
«Улыбка»
— широко улыбнуться, удерживать улыбку 5 — 7 сек.
«Месим тесто»»
— широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя», затем «та-та-та». Повторить 3 — 5 раз.
«Чистим зубы»
— открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
«Часики»
— приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им влево-вправо, от одного угла рта до другого. Повторить движения 5-6 раз в каждую сторону.
«Орешки»
— упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) — «за щекой орешек», нажать несильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию) — «орешек твердый» Повторить 2-4 раза с каждой щекой.
«Поймай мышку»
— губы в улыбке, рот приоткрыт, произнести «а-а-а-а» и прикусить кончик языка — получится «а-а-ал» (поймали мышку за хвостик!).
«Маляр»
— рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед — назад по нёбу («красим кисточкой»).
Комплекс упражнений для звука [Р]
«Качели»
— губы в улыбке, рот приоткрыт, кончик языка ставим за верхние зубы (язык упирается в них), затем опускаем за нижние зубы (язык упирается в них).
«Чистим зубы»
— открыть широко рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не двигается. Повторить по 5-6 раз.
«Маляр»
— рот приоткрыт, кончиком языка проводим вперед — назад по нёбу («красим кисточкой»). Повторить по 5-6 раз.
«Лошадка»
— приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.
«Грибок»
— рот приоткрыт, губы в улыбке, медленно цокаем языком (как упражнение «Лошадка», только медленнее), присасываем язык к небу (язык распластывается по небу — это «шляпка гриба», уздечка языка натянута — это «ножка»). Удерживаем 3 — 4 сек. Повторить 5-6 раз.
«Дятел»
— рот приоткрыт, губы в улыбке. Быстро произносим «д-д-д-д». При этом кончик языка стучит за верхними зубами, нижняя челюсть неподвижна!!!.
«Комарик
» — рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Произносим что-то среднее между «Ж-ж-ж» и «З-з-з». Произносим с силой (чтобы защекотало язык).
«Гармошка»
— делаем «Грибок» — присасываем язычок, поднимаем и опускаем нижнюю челюсть (растягиваем уздечку).