Постановка звука [ж]. методическая разработка по коррекционной педагогике на тему


Артикуляция звука Ж

Фонема Ж — твердая и звонкая согласная. Ее артикуляция аналогична произношению Ш, но с напряжением голосовых связок, то есть с участием голоса.

Вот как происходит артикуляционное формирование звука Ж:

  • губы чуть вытягиваются вперед, округляются;
  • язык приподнимается к верхнему нёбу, соприкасается с его задней поверхностью;
  • кончик языка, устремленный вверх, находится за верхними резцами;
  • боковины языка соприкасаются с молярами.

Почему ребенок не выговаривает букву «ж»?

Звук «ж» очень сложный для произношения. Поэтому часто бывают случаи, когда этот дефект у ребенка так и остается запущенным. Неправильное произношение шипящих и свистящих звуков (к примеру, «ж» и «ш») в возрасте 5-6 лет – весьма распространенное явление, которое называется функциональной дислалией.

Как правило, само оно не проходит. Нужна консультация логопеда. Причинами могут выступать самые разнообразные факторы, как психологические или социальные, так и физиологические, например, наследственность, отклонения в развитии, педагогическая запущенность и пр.

При любом дефекте речи у детей необходимо обращаться к специалистам, если родители не смогли сами устранить его, потому что в дальнейшем лечить запущенный эффект будет гораздо сложнее. Нужно запастись терпением, проконсультироваться с логопедом, и Ваш малыш обязательно выговорит букву «ж».

Причины дефектного произношения

Есть несколько факторов, мешающих освоить произношение звука Ж:

  • анатомически неправильная уздечка языка;
  • высокое и деформированное твердое нёбо, не вмещающее язык;
  • дефекты челюстей и зубного ряда, расщепившееся нёбо;
  • открытый, выпячивающийся прикус.

В перечисленных случаях требуется помощь стоматолога-ортодонта или хирурга. Но чаще причина неправильного проговаривания Ж — непонимание, какой должна быть артикуляция, либо копирование ребенком искаженной речи окружающих людей. В этих случаях исправление неправильного произношения возможно методами логопедии.

Причины неправильного звукопроизношения

Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:

  1. Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
  2. Высокое узкое твердое небо;
  3. Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
  4. Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.

В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.

Постановка звука Ж поэтапно для логопеда

Логопедическая работа включает 3 этапа корректировки звукопроизношения с постепенным усложнением задач:

  • постановку — обучение правильной артикуляции, проговаривание изолированного звука;
  • автоматизацию — звуковоспроизведение в слогах, словах, фразах;
  • дифференциацию — слуховое восприятие фонемы со способностью отличить ее от похожих звуков.

Речевой слух

Правильная речь ребенка осуществляется благодаря речевому слуху. Чтобы произносить звуки правильно, ребенок должен четко воспринимать их на слух.

Определять местоположение звуков в слове: в начале слова, середине или конце. Слышать, является шипящим или нет заданный звук.

Различать звуки на фоне близких по звучанию звуков:

  • В изолированном положении
  • В слогах
  • В словах

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

При дизартрии постановка и автоматизация шипящих звуков усложняется и требует больше времени и индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика для звука Ж

Сначала логопед учит дошкольника правильно ставить артикуляционные органы при проговаривании звука Ж. Наиболее распространенный и действенный метод — подражание: взрослый показывает движения губами и языком, ребенок повторяет. Желательно поставить перед дошкольником зеркальце. Тогда ребенок будет видеть, насколько правильно он повторяет движения за логопедом.

Маленьким детям бывает сложно держать язык в определенном положении. Тогда на первых занятиях логопед применяет зонды — фиксирующие и массажные приспособления.

Артикуляционная гимнастика — первый этап каждого логопедического сеанса. Вот какие упражнения оптимальны при постановке Ж:

  • «Блин»: рот приоткрыт, расслабленный язык распластан на нижней губе, виден верхний зубной ряд. Длительность — 10 секунд.

  • «Вкуснятина»: кончик языка расслаблен, облизывает круговыми движениями нижнюю, затем верхнюю губу.

  • «Чашка»: язык выгибается чашеобразно, боковины соприкасаются с верхними молярами.

  • «Приклей ириску»: расслабленный кончик языка лежит на нижней губе, на него нужно положить кусочек ириски или другой жевательной конфеты. Затем ребенок должен приклеить языком эту конфету к передней части нёба. При этом он не должен шевелить нижней челюстью, а рот должен быть открыт не более чем на 2 см.

  • «Гриб»: губы растянуты в улыбке, зубы видны, рот приоткрыт, расслабленный язык прижимается всей поверхностью к нёбу. Затем нужно широко раскрыть рот, чтобы язык стал похож на грибную шляпку, а его уздечка — на ножку.

  • «Гармонь»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, язык прижат к нёбу. Удерживая язык в исходном положении, нужно открывать и закрывать рот, фиксируя его то в одном, то в другом положении 3-10 минут. Уздечка языка будет расслабляться и натягиваться, словно меха музыкального инструмента.

Дыхательная гимнастика

Когда артикуляция звука Ж правильная, вдоль языка идет наружу воздушный поток. Когда артикуляция дефектная, этот поток отсутствует. Задача дыхательной гимнастики — обучение дошкольника правильному дыханию при проговаривании звука Ж.

Когда дошкольник выполняет дыхательную гимнастику, логопед должен следить за его телодвижениями. Важно, чтобы плечи ребенка не двигались, грудь при совершении вдоха поднималась спокойно и невысоко. Расслабленные и короткие вдохи должны идти через рот, а выдохи должны быть спокойные и неторопливые.

Рекомендуемые дыхательные упражнения при постановке Ж:

  1. Сдуть лежащую на ладони бабочку из бумаги. Чем дальше она полетит, тем лучше.
  2. Улыбнуться, выгнув язык вверх, а его кончик спрятав за нижним зубным рядом. Выдохнуть.
  3. Выдохнув глубоко и коротко, погасить свечное пламя, при этом произнести длинное «фу».
  4. Улыбнуться с приоткрытым ртом, язык изогнуть чашеобразно, а расслабленный кончик прижать к верхней губе. Ребенок должен, выдохнув воздух через отверстие между чашеобразно скрученным языком и губой, сдуть положенный на нос кусочек ватки.
  5. Приблизить к нижней губе бутылку с узким горлом, подуть в нее, чтобы послышался звук.

Упражнения для постановки звука Ж

Фонему Ж несложно поставить от З, Ш или Р. Но это актуально, если дошкольник проговаривает перечисленные звуки корректно. Вот соответствующие упражнения:

  1. Постановка от Р. Ребенок проговаривает слог «ра», в этот момент логопед, используя зонд, ликвидирует вибрацию, образующуюся при произношении Р. Звук изменяется на Ж. Упражнение повторяется до тех пор, пока дошкольник не научится проговаривать слог «жа».
  2. Постановка от З. Дошкольник протяжно произносит «за». Одновременно логопед приподнимает зондом кончик языка к нёбу, фиксирует за верхними резцами.
  3. Постановка от Ш. Самый простой вариант, не требующий наличия зонда. Логопед просто объясняет ребенку, как подключить голосовые связки при проговаривании Ш.

Постановка звука Ж для индивидуального занятия

Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.

Второй этап

Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:

  1. «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
  2. «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
  3. «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.

Третий этап

На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.

Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарник» парой будет изображение горящего здания.

С этими картинками дети выполняют следующие задания:

  1. Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
  2. Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
  3. Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».

Неправильное произнесение звука: виды сигматизма шипящих

Иногда родители ребенка, имеющего проблемы со звукопроизношением, поздно обращаются за помощью к логопеду. Или вовсе считают, что у малыша проблем с речью нет, по причине того, что не всегда знают, как правильно должен воспроизводиться тот или иной звук. Каждый звук имеет свое артикуляционное положение. На слух может показаться, что ребенок его вроде бы и произносит (не пропускает и не заменяет, слышится именно «Ж»), но при этом артикулирует не всегда правильно.

Работа строится индивидуально, в зависимости от особенностей нарушения. Существует несколько видов сигматизма шипящих, характеризующихся неправильным положением органов речевого аппарата:

  • Нижний (происходит смягчение звука).
  • Заднеязычный (при этом положение артикуляционных органов, как при звуках Г, Х; это приводит к тому, что звук Ж произносится шумно).
  • Щечный (в этом случае язык неподвижен, щеки надуваются, зубы сомкнуты, образуется глухой гулкий звук).

Задания для автоматизации звука Ж

Автоматизация тоже проходит поэтапно, подразумевает закрепление правильной артикуляции в слогах, потом в словах и предложениях.

Автоматизация звука Ж в слогах

Ребенок закрепляет проговаривание Ж в слогах «жа», «жи», «жо», «же», «жу». Далее применяется проговаривание в слоговом ряду. Например: «жу-жу-жу», «жа-жа-жа». Затем идут ряды с разными слогами, например: «жо-же-жу», «жа-жо-жи». Для усложнения прибавляется четвертый слог, например: «жо-жа-жи-жу».

Автоматизация звука Ж в словах

Логопед предлагает дошкольнику произнести слова, включающие вышеперечисленные слоги, а еще сочетания согласных «жг», «жд», «жб», «жн» и прочие. Сначала идет автоматизация слов, в которых указанные слоги первые (желе, жар, жираф, жнец), затем последние (багаж, кожа, пожар, дружба) и, наконец, в середине (пижама, обжора, пирожное).

Важна четкая автоматизация в словах, где соседствуют согласные: одежда, ножницы, ждать, творожный. Еще важно проработать слова, в которых две фонемы Ж: жужелица, жижа, жажда, жужжать.

Автоматизация звука Ж в предложениях

Ребенок повторяет за логопедом словосочетания, где в обоих словах есть звук Ж. Например: жук жужжит, желтая пижама, ожог жжет, кожаный пиджак, жирный пирожок.

Далее идет автоматизация в предложениях из нескольких слов. Ребенок зачитывает их:

  • в луже живет жирная жаба;
  • вдоль дорожки выросли рыжие рыжики;
  • Жора ест крыжовник, а Женя — ежевику;
  • муж работает инженером, а жена — художник.

Применяется проговаривание чистоговорок наподобие таких:

  • жа-жа-жа — жаба прогнала ужа;
  • жу-жу-жу — я с жуками не дружу;
  • жи-жи-жи — про животных расскажи;
  • же-же-же — рыжик едет на еже;
  • жо-жо-жо — мне с мороженым свежо.

Ребенок разучивает и рассказывает по памяти короткое стихотворение, в котором часто употребляются слова со звуком Ж.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]