Дидактические игры по ФЭМП в средней группе
Представляем игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет. Дети учатся вести счет, оперировать пространственными и временными представлениями, анализировать, составлять, сравнивать, упорядочивать объекты, использовать соответствующие лексические понятия. У дошкольников формируется цветовосприятие, понимание последовательности. Игры развивают память, речевые навыки, концентрацию внимания, умение логически мыслить.
Геометрия
Дети получают по 10–20 счетных палочек и по 2 шнурка длиной 20–30 см. Из этих приспособлений составляют разные плоскостные фигуры. Из палочек получаются фигуры с углами: квадраты, прямоугольники, треугольники разной величины. А из шнурков — овалы и круги.
Бусы для матрешки
Педагог подготавливает шнурок, на него цепляет с правого края маленькие изображения геометрических фигурок в определенной очередности. Далее просит детей продолжить изготовление красивых бус для матрешки. Игроки берут из коробочки геометрические фигурки, наклеивают их на шнурок в правильной очередности.
Урожай
Для игры нужны две разноразмерные корзины и изображения овощей и фруктов разной величины. Игровая задача — рассортировать урожай по корзинам: в большую положить крупные плоды, в меньшую — маленькие. В процессе игры дети рассказывают, какие корзины по величине видят перед собой, какие овощи и фрукты в них кладут.
Хвосты
Для игры нужны игрушечные животные: слоник, зайчик, обезьянка, лисичка, медвежонок. Животные не могут разобраться, чей хвост длиннее. Дети должны решить спор. Они измеряют хвосты, прикладывая их друг к другу, сравнивают, употребляя соответствующие прилагательные: длинный, короткий, большой, маленький.
Правильно-неправильно
Педагог раздает воспитанникам по два круга: красный и зеленый. Затем произносит фразы на тему сезонов года и времени суток. Дети поднимают красный кружок, если фраза неправильная, например, «после осени пришла весна». Или зеленый кружок, если фраза правильная, например, «утром мальчик делает зарядку».
Найди предмет
Воспитатель прячет предмет в игровой комнате, а ребенок должен его отыскать, ориентируясь на подсказки. Педагог говорит, например: «Три шага вправо, один вперед, нагнись, загляни под стол». Ребенок пытается выполнить все, что слышит.
Круг и овал
Педагог прикрепляет к магнитной доске несколько овалов и кругов разной величины и цвета. Спрашивает, чем различаются фигуры, чем схожи. Дети отвечают, что у них нет углов. Педагог предлагает воспитанникам покатать фигуры по горизонтальной поверхности. Дети отмечают, что круги легко катятся, а овалы нет. Рассуждают, почему так, накладывают фигуры друг на друга. И приходят к выводу, что овалы вытянутые, поэтому не могут катиться.
Назови время суток
Для игры нужны сюжетные картинки, что делают дети в течение дня: зарядка, завтрак, чистка зубов, прогулка и прочее. Воспитатель демонстрирует картинку, игрок называет время суток, когда происходит изображенное действие. За верный ответ получает фишку. Побеждает игрок с наибольшим количеством фишек.
Для некоторых действий могут быть два верных ответа. Например, зубы положено чистить утром и вечером.
Найди место
Дети становятся в ряд. Воспитатель дает каждому игроку задание, куда встать. Например: «Миша, встань справа от Оли», «Вова, встань позади Кости», «Юля, встань перед Витей». Распределившись по указанным местам, дети развернуто говорят, кто стоит перед ними, позади, справа и слева.
Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе
Для старших дошкольников актуально обучение счету, сложению, вычитанию. Игры учат детей 5–6 лет отвечать на вопросы с употреблением числительных.
Назови соседние цифры
Игроки становятся в круг, педагог — в его центр. Он поочередно бросает мяч детям, называет цифру. А игроки должны назвать соседние в ряду цифры справа и слева.
Квадратная мозаика
Игрок получает 36 диагонально разрезанных квадратов 8×8 см. Фигуры должны различаться цветом. Каждую часть квадратов нужно пронумеровать на задней стороне.
Игроки выполняют следующие задания:
- раскладывают части квадратов по цвету;
- раскладывают по номерам;
- складывают из частей квадраты;
- совмещают части так, чтобы получились новые квадраты.
Посчитай мячи
Педагог вкладывает в большие сетчатые мешки мячи: в один 6 крупных, в другой 7 маленьких. Дети предполагают, в каком мешке мячей больше. Воспитатель спрашивает, как доказать это утверждение. По подсказке педагога дети раскладывают мячи попарно: маленький и крупный. Один маленький мяч оказывается без пары. Значит, маленьких больше. Затем педагог спрашивает, как уравнять мячи. Нужно либо убрать один маленький, либо прибавить крупный.
Звуковой счет
Дети получают карточки с цифрами до 10. Воспитатель прячется за заграждением, стучит в бубен или барабан определенное количество раз. Игроки внимательно слушают число ударов, затем поднимают соответствующую цифру.
Игру можно усложнить. Педагог просит поднять цифру, больше или меньше количества ударов.
Назови день недели
Игроки формируют круг, педагог становится в его центр. Он поочередно бросает детям мяч, задает вопросы о днях недели. Например: «Какой день перед пятницей?» или «Какой день будет завтра?».
Матрешки
Игроки в количестве 6–10 человек становятся в ряд, повязывают платки разного цвета, вслух называют свой порядковый номер. Водящий внимательно слушает, затем выходит из комнаты. Двое игроков меняются местами. Водящий, вернувшись в комнату, говорит с использованием числительных, что изменилось. Например: «Желтая матрешка была шестой, а стала третьей. Синяя матрешка была третьей, стала шестой». Потом игроки выбирают нового водящего.
Гаражи
Игроки получают картонные автомобильные рули, на которых написаны цифры до 10. Рули окрашены в красный, желтый, голубой цвета. Педагог расставляет в разных частях игровой комнаты три стула с соответствующими цветовыми метками. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, бегают по комнате. По команде «В гараж!» все бегут к стульям, аналогичным цвету руля. Добежав до гаража, выстраиваются в ряд соответственно указанным на рулях цифрам.
Радуга
Воспитатель демонстрирует детям картинку радуги, перечисляет полоски, объясняет, что они располагаются в определенной последовательности. Воспитанники внимательно рассматривают радугу, пытаются запомнить чередование полос, затем закрывают глаза. Педагог убирает полоску, либо меняет полоски местами. Открыв глаза, игроки пытаются определить, что изменилось.
Слагай и вычитай
Дети становятся в ряд. Ведущий поочередно бросает детям мяч, называет математический пример на сложение или вычитание. А поймавший мяч игрок должен в уме посчитать ответ.