Ход занятия
Покажите детям картинки с изображением грибов, опишите с ребятами каждый гриб. Обратите их внимание на то, что существуют грибы, которые ни в коем случае нельзя срывать и есть – мухомор и бледную поганку. Внимательно рассмотрите с детьми мухомор, расскажите: «Это крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Красный цвет говорит об опасности, гриб всех предупреждает, что он ядовит. У мухоморов белая ножка с волнистым колечком под шляпкой».
Предложите детям вылепить этот опасный гриб, чтобы получше запомнить его.
Объясните последовательность работы: на картон внутри контура наносят пластилин красного цвета и украшают шляпку белыми точками. Ножку делают из белого пластилина. Внизу можно расположить зеленую травку.
Дети приступают к лепке.
Ход занятия
Прочитайте детям стихотворение С. Маршака:
Живет у нас под креслом еж, Колючий тихий ежик. На щетку очень он похож, Когда не видно ножек.
Ты понимаешь для чего У ежика иголки? Чтобы не трогали его Мальчишки или волки.
Спросите у детей: «О ком это стихотворение? (О ежике.) На что похож ежик? (Ответы детей.) Для чего ежу иголки?» (Чтобы его никто не обижал.)
Предложите рассмотреть сосновую шишку и подумать, как можно превратить ее в ежика. Обсудите с ребятами последовательность работы: сначала вылепить мордочку и прикрепить ее с тупого края шишки, затем сделать из пластилина ножки, глаза, нос, стекой надрезать рот. На шишку-спинку можно прикрепить маленькие яблоки, грибы, хвоинки. Расположить ежика на картонке с нанесенным пластилином зеленого цвета, оформленного травой в виде хвойных иголок, опавших листьев, веточек деревьев.
Занятие 8. Еж (Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом)
Программное содержание. Продолжать учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин. Закреплять умение передавать в лепке пропорциональное соотношение частей и их расположение. Учить добиваться выразительности образа. Продолжать учить соединять части, прижимая их. Развивать фантазию при дополнения изделия необходимыми элементами (грибы, листья, трава и т. д.). Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.
Материал. Сосновые шишки, пластилин, разнообразный природный материал (сосновые или еловые иголки, маленькие веточки, маленькие сухие листья деревьев), картонки-подставки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».
Рассмотрите с детьми свистульку-уточку. Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост. К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.
Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.
Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.
Занятие 7. Мухомор (Нанесение пластилина на поверхность)
Программное содержание. Закреплять умение детей пользоваться знакомыми способами передачи образа: аккуратно наносить пластилин тонким слоем внутри контура и украшать его способом налепа. Расширять и уточнять знания о грибах. Дать представление о том, что грибы бывают съедобными и ядовитыми. Развивать творчество при оформлении своей поделки.
Материал. Карточки с изображением грибов: белый гриб, подберезовик, опята, сыроежки, мухомор красный, бледная поганка. Картон с нарисованным силуэтом мухомора, пластилин, дощечки-подставки (на каждого ребенка).
Ход занятия
Начните занятие с пальчиковой гимнастики.
Воспитатель: «Руки крутим, крутим, крутим и делаем стол. (Одна рука в кулачок, ладошка другой руки лежит на кулачке.)
Руки крутим, крутим, крутим, получаем стул. (Одна рука сжата в кулак, ладошка другой руки подставлена сбоку к кулачку в виде спинки.)
Руки крутим, крутим, крутим и изображаем кровать. (Ладони рук боковыми сторонами прижаты друг к другу.)
Крутим, крутим, крутим, делаем диван. (Ладони боковыми сторонами соединены перпендикулярно друг к другу.)
Крутим, крутим, крутим, показываем шкаф». (Ладони соединены боковыми сторонами в виде дверей шкафа и могутразъезжаться в разные стороны как у шкафов-купе или открываться наружу как у обычных шкафов.) И так далее.
Предложите детям сначала вылепить из пластилина стол: скатать шар, сдавить ладонями в диск и стекой обрезать края, чтобы получился четырехугольник. Потом скатать четыре одинаковых по длине валика – ножки стола – и прикрепить их к крышке стола. Места соединения смачивать водой.
Стул делается таким же образом, как и стол, только меньшего размера. Сбоку к сиденью прикрепляют квадрат, сделанный из пластилинового диска приемом обрезания краев.
Лепка «Красивая птичка»
(По дымковской игрушке)
Программное содержание.Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки.
Методика проведения НОД.Рассмотреть с детьми игрушечную птичку, выделить части фигурки и определить их форму. Спросить, как можно слепить птичку, с чего надо начать; уточнить, какая часть птички больше: тело или голова. Вызвать ребенка к доске для показа способа лепки тела птички.
Когда дети слепят тело птички, попросить их руками в воздухе показать, как будут лепить головку. Когда ребята слепят головку, спросить, как можно вылепить клюв птички.
Предложить тем, кто умеет это делать, показать на комочке глины (пластилина) прием прищипывания двумя пальцами. В процессе лепки напоминать детям о необходимости прочно скреплять части, прижимая их друг к другу.
Ребятам, которые раньше других закончат работу, можно дать дополнительные комочки глины(пластилина) и предложить сделать для птички зернышки (мелкие комочки глины), червячков или что-нибудь еще, подходящее по смыслу.
Материалы.Игрушечная птичка. Глина или пластилин, доски (на каждого ребенка).
Связь с другими видами деятельности.Наблюдения на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций, игрушек. Сравнение разных птичек. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» Знакомить детей с образами дымковских птичек.
Приложение 5
Приложение 6
Экспериментальная деятельность на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей.
Обучающие задачи:
Познакомить детей со свойствами песка.
Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.
Актуализировать интерес к работе с песком.
Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
Разучить с детьми новую игру «Песчинки».
Развивающие задачи:
Развивать моторику рук детей.
Обогащать словарный запас.
Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать чувства сопереживания, сострадания.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).
Форма проведения: Подгрупповая, практическая деятельность.
Материал: большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки.
Воспитатель показывает детям песок.
— Посмотрите, что у меня в руках? (Песок.)
— Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы.) Давай те с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами.
Но сначала давайте договоримся, что во время игры:
— песок в рот не берём;
— не трём глаза грязными руками;
— песком не обсыпаемся.
Подойдите к песочнице и потрогайте песок руками.
— Какого цвета песок? (Коричневого).
Воспитатель: мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что, чувствуете вы (высказывания детей).
Ход занятия
Прочитайте детям скороговорку Г. Сапгира:
Подогрела Чайка Чайник, Пригласила Девять Чаек: – Приходите Все на чай! — Сколько чаек? Отвечай!
Спросите детей: «Зачем чайка пригласила девять чаек?» (Пить чай.) Сколько же надо чашек для всех чаек?» (Десять.)
Предложите ребятам сделать для каждой чайки красивую чашку. От куска пластилина нужно отделить стекой небольшую часть для дна чашки. Скатать из нее шар и расплющить в диск. Оставшийся пластилин разделить на равные куски, раскатать в колбаски, свернуть в кольца. Первое кольцо прикрепить ко дну чашки, затем все остальные кольца прикрепить друг на друга. Скатать еще один валик и прикрепить к чашке сбоку в виде ручки.