ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Составила: Задубина Юлия Алексеевна Шлиссельбург 2015 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Орешек»
Цель:
- обобщить и закрепить знания детей о диких животных.
Задачи:
- Закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных.
- Закрепить названия диких животных и их детенышей.
- Закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные.
- Формировать умение находить правильные ответы на вопросы о животных.
- Воспитывать интерес к жизни животных, любознательность.
- Составлять небольшой рассказ (3-4 предложения) о животных.
Словарная работа:
дикие животные, лисёнок (бельчонок, медвежонок и др.), логово, берлога, нора, дупло.
Предварительная работа:
отгадывание загадок по теме “Дикие животные”.
Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк и др.).
Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.
Материалы к занятию:
Фигурки «дикие животные», картинки «Дикие животные и их детёныши», плакат с изображением леса, разрезные картинки.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам в группу пришла гостья. Но, чтобы она появилась, нужно отгадать, кто это. Попробуем?
Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост — ее краса. Этот зверь лесной — …
Правильно, это лиса! Она пришла к нам в гости из леса. Лисичка хочет поиграть с вами и посмотреть, что вы знаете о диких животных наших лесов.
Ребята, скажите, кто такие – дикие животные?
(Живут в природе, сами строят себе жилище и добывают пищу)
Вы уже знаете, что я пришла из леса. В нём живёт много разных зверей. Но в этом лесу (лиса обращает внимание детей на макет леса) я вижу тех животных, которых раньше не встречала. По-моему здесь какая-то путаница. Нужно разобраться..
1. Д/и «Путаница»
Животных, что живут в лесах, Мы оставим на местах. Нужно лишних здесь назвать И из леса их убрать.
(Дети убирают слона, динозавра, корову, страуса, белого медведя)
Молодцы! Садимся на стулья.
Ребята, в нашем лесу недавно случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и лил дождь, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти своих детёнышей. Вы хотите им помочь!
2. Д/и «Назови детёныша»
Много мам на белом свете, И у каждой мамы дети. На помощь мы должны придти И деток правильно найти!
(Дети называют взрослое животное и его детёныша, ставят соответствующую картинку)
Спасибо вам за помощь. Вы, наверное, устали.
Физминутка
Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Поднимайтесь, ручки, вверх, Шевелитесь, пальчики, —
Так шевелят ушками Серенькие зайчики. Крадёмся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, И мы головки повернём. Теперь садимся тише, тише – Притихнем, словно в норках мыши.
Мышки-то норки свои нашли. А другие животные так перепугались во время непогоды, что забыли кто где живёт. Снова нужна ваша помощь!
3. Д/и «Найди дом»
Есть у каждого свой дом, Нам тепло, уютно в нём, И лесным животным тоже Домик свой найти поможем.
(Дети называют жилище животного и приклеивают его изображение в нужное место)
Справились! Ну вот детёныши с мамами, домики все свои нашли, можно и пообедать. А вы знаете, чем питаются дикие животные?
4. Д/и «Кто что ест?»
В лесу- то, чтобы выживать, Пищу нужно добывать. Вы скажите поскорей Кто что любит из зверей!
(Дети рассказывают, чем питаются разные животные и выбирают на столе подходящее «угощение»)
Молодцы, ребята! Вы так много знаете о животных леса, столько всего рассказали. Но у меня всё равно остаётся несколько вопросов.
5. Д/и «Скажи, зачем?»
Что? Зачем? И Почему? Всё никак я не пойму Ну, ребята, не скучайте, На вопросы отвечайте!
— Зачем лисе длинный пушистый хвост?
— Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?
— Зачем ежу иголки?
— Почему волки воют?
— Для чего зайцу длинные уши?
— Почему рысь имеет пятнистую окраску?
— Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?
Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз – прыжок, два – присядка. Это заячья зарядка. А лисята, как проснутся, любят долго потянуться, Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы, То одну, то обе вместе долго топчется на месте. А кому зарядки мало – начинает всё сначала!
Ребята, когда я собиралась к вам, приготовила картинки с нашими лесными зверями. Но по дороге мне встретились злые разбойники. Они испортили все картинки. Посмотрите, что с ними стало.
6. «Разрезные картинки»
Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками.
Вот картинки разрезные, Непонятно, что на них. Вы картиночки сложите, Про животных расскажите.
Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.
Дети встают полукругом.
— Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше занятие? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей). Я думаю, что и наша гостья осталась довольна. Как вы думаете, кто из вас понравился лисичке больше всех? Почему? (Ответы детей) Но ей пора возвращаться. А на прощание лисичка хочет угостить вас лесными лакомствами. (Корзиночка с грибочками и орешками).
Занятие окончено.
Следующая > |
Беседа с элементами дискуссии: «Экология и мы»
Беседа с элементами дискуссии: «Экология и мы»
Цель:
способствовать формированию у детей целостного восприятия мира, способствовать воспитанию любви и заботливому отношению к природе.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «экология»;
- Расширять и обогащать знания о природе, её явлениях, правилах поведения в ней;
- Расширить представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой;
- Воспитывать бережное отношение к природе, её ресурсам, животному и растительному миру.
Ход беседы
«Человек должен украшать землю»
М.А.Шолохов
«Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»
Л.Н.Толстой
Вступительное слово преподавателя
Все, что окружает нас, это – природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это – природа. Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом, дружно. Так, деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков-червячков. Животные тоже не могут жить без воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев, которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе зависят друг от друга. Итак, вы, наверное, слышали слово – экология. Как вы думаете, что такое экология?
ЭКОЛОГИЯ – это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом. Экология еще изучает, как человек влияет на природу. Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее.
Приведите примеры, как человек помогает природе. (Дети отвечают). Правильно, человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц. А как человек может вредить природе? (Дети отвечают).
Да, конечно, человек может вырубать деревья, уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей. Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, к сожалению, тоже загрязняет природу. Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты, фантик от конфеты, пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя! Во-первых, это просто некрасиво, а во-вторых, это губит природу. Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут в специально оборудованные места, где его обработают, и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают.
Сегодня природа переживает немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа. Да, для развития науки и техники требуется огромное количество угля, руды, нефти и древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружают плотины, изменяют русла рек, затапливают большие территории. Мы получаем свет, газ, тепло, но при этом губим тысячи животных и растений!
Экология – это наука о нашем общем доме.
Вопросы детям и ожидаемые ответы:
Как человек загрязняет природу?
(Мусор, выхлопные газы, отходы производства);
Куда девается домашний мусор из квартир и домов?
(Вывозят мусорные машины на свалку);
А на свалке что с мусором происходит?
(Гниет, разлагается, источает ужасные запахи, собирает полчища грызунов, количество его растет);
Как уменьшить мусорные свалки?
(Меньше покупать ненужных вещей, сортировать мусор, сдавать в утильсырье бумагу, стекло, пищевые отходы закладывать в компост);
Что можно сделать из ненужной бумаги, стекла?
(Новую бумагу, стеклянны изделия);
Какие еще бывают отходы?
(Металлические, строительные, пластиковые);
Что с ними можно сделать?
(Переработать и использовать вторично);
Что вы, дети, выбрасываете в мусорное ведро?
(Обертки от конфет, сломанные и старые игрушки);
Как уменьшить количество мусора?
(Ненужные игрушки отдавать на благотворительность, сломанные попытаться починить и использовать вторично, сортировать другой мусор);
Для чего нужны нам мусороперерабатывающие заводы?
(Чтобы переработать и уменьшить количество мусора).
Игра «Береги природу»
На столе разложены картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воду, облака, реки, леса и т.д. Преподаватель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
Подведение итогов
Призыв нашего мероприятия: «В одиночку мы можем сделать мало. Вместе мы можем спасти планету! Земля у нас одна – другой не будет никогда!»
Предлагаю произнести клятву юного эколога и быть ей верной по жизни:
«Я, человек, клянусь, любить и беречь окружающую природу :не разводить огонь в лесу не нарушать покой лесных обитателей; не разорять птичьи гнезда и муравейники; не обращаться жестоко с животными, не оставаться равнодушным, если вижу, что кто – то вредит природе!»
Давайте выработаем следующие правила и будем их придерживаться:
- Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак.
- Сортировка мусора.
- Собирать макулатуру и сдавать.
- Собирать мусор.
- Купить многоразовую сумку для магазина.
- Сажать деревья и не только!
- Общаться с живой природой.
- Кормить любых живых существ.
Экологические беседы с детьми дошкольного возраста
Экологические беседы с детьми дошкольного возраста
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от возраста. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение, в котором закладываются основы экологических знаний. Педагоги прибегают к различным средствам, формам и методам, с помощью которых можно эффективно решать задачи экологического образования.
Беседа является одной из важных форм деятельности педагога и воспитанников, так как она представляет большие возможности для экологического образования дошкольников. Беседа приближает ребенка к воспитателю, дает возможность ненавязчиво и незаметно оказывать воспитательное воздействие: ведь воспитание, как подметил В.А. Сухомлинский, — это и есть «постоянное духовное общение учителя и ребенка». Беседа широко используется в любых видах деятельности педагога и детей. Для ее проведения можно использовать целый комплекс методов и методик: игры, драматизация, обсуждение ситуаций, отрывков из произведений писателей, материалов фольклора, музыки, репродукций произведений живописи. Все это способствует не только формированию экологических знаний, но и становлению личностной позиции, воспитанию эмоций и чувств.
Экологические беседы необходимо проводить в течение всего года. Так, осенью, мы беседуем с детьми на темы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Осень — это хорошо или плохо», «Почему звери меняют шубки», «Как живут растения зимой», «Как животные готовятся к зиме». Используем подвижные и дидактические игры: «Коршун и наседка», «К названному дереву беги», «Что изменилось?», «Найди пару», «Чей домик?» и др.
В книжном уголке выставляем для детей научную и художественную литературу. Знакомим дошкольников с художественной литературой, согласно перспективному плану по экологии. В подготовку к предстоящей беседе подключаются и родители. Для этого в «Родительском уголке» или в групповом чате размещаем список литературы для домашнего чтения с детьми, рекомендации и статьи по теме беседы и вопросам экологического воспитания дошкольников. К беседе «Покормите птиц зимой» дети и родители начинают готовиться заранее: проводим сбор семян и плодов растений и создаем кладовую для зимней подкормки птиц, что является реальным проявлением заботы и доброты по отношению к обитателям природы. Беседу по этой теме проводим в декабре, когда зима вступает в свои права. Дети уже знают, что зимовать в наших краях остаются птицы, которые могут найти для себя пищу в суровое время года.
Эти знания подтверждаются наблюдениями за воробьями, воронами, синицами, снегирями и свиристелями на экскурсиях и прогулках. Выясняется, много ли птиц можно увидеть сейчас в природе? Почему улетели в теплые страны насекомоядные и водоплавающие птицы? Чем питаются птицы зимой? Какую еду любят разные птицы? Сообщаем, о том, что воробьи любят семена травянистых растений, снегири — семена рябины, березы, сирени, а вороны и сороки — различные отбросы. Говорим, что в зимнее время птицы менее разборчивы в еде, поэтому для подкормки птиц годится некоторая пища с нашего стола. Так чем подкармливать? Синицы предпочитают кусочки несоленого сала и мяса, крошки белого хлеба, воробьи — крупу, семена, хлебные крошки, снегири — семена арбуза, тыквы и подсолнечника. Знакомимся с правилами подкормки птиц.
В конце беседы принимаем с детьми решение: совместно с родителями сделать и повесить кормушки на территории детского сада и во дворах своих домов. Кормушки обычно выполняем из бросового материала. В беседе используем стихи, которые затрагивают душу ребенка и находят в его душе эмоциональный отклик. А так же загадки, которые оживляют беседу, поддерживают интерес воспитанников, активизируют познавательную деятельность, развивают умение наблюдать и познавать природу.
Беседу «Что ты видел необычного в природе?» проводим и осенью, и зимой, и весной, и летом. Природа является неиссякаемым источником красоты, тайн и загадок. Нередко дети в старшем дошкольном возрасте теряют интерес к ближайшему природному окружению, считая, что ничего интересного рядом с собой они не увидят. А открыть им новые тайны, увидеть красоту в обычной и привычной снежинке, сосульке, заснеженной кроне деревца помогает беседа об удивительном. Конечно, легче такую беседу проводить в весеннее и летнее время, когда распускаются зеленые листья деревьев и кустарников, когда повсюду раздаются птичьи голоса, когда красота природы — ее звуки, краски — не оставляют никого равнодушным. Труднее это сделать в зимнее время, когда объектов для детских наблюдений немного, но легче обратить внимание на их формы, линии и краски — на фоне белоснежного снега.
При подготовке к зимней экологической беседе используем возможности экскурсий и прогулок в лесопарк, на огород (находится на территории детского учреждения). Обращаем внимание детей на возвышающиеся над снежным покровом сухие высокие стебли, формы и цвет туч на небе, тени на снегу, кроны кустов и деревьев, снежные сугробы, окраску птиц и т.п. Вместе с детьми собираем зимние букеты из сухих трав, которые ставим в группе. Они радуют ничуть не хуже, чем букеты из цветущих трав летом. Во время снегопада загадываем загадки о снежинках, и рассматриваем падающие снежинки на ярком фоне детской одежды — удивляемся их разнообразию.
Таким образом, исподволь готовим обстановку для открытий необычного в обычном. И открыть их детям во многом помогают произведения народного фольклора, в частности — загадки, пословицы, приметы, которые в иносказательной форме рассказывают об объекте природы или явлении. Вот, например, с какими приметами знакомим детей в зимний период:
Разворковались голуби — будет хорошая погода.
Кошка свернулась клубком — на мороз.
Вороны летают и кружатся — к морозу.
Мир природы таит в себе множество прекрасного и удивительного для восприятия и познания маленького человека. А создание у ребят определенного настроя к их открытиям и исследованиям выполняет экологическая беседа. Темы для бесед и проблем выбираем такие, чтобы они вызывали интерес у детей. Пробуждали стремление к открытию и изучению своего природного окружения, к наблюдению в нем различных явлений, закономерностей и связей. А это — является условием того, что дети станут в будущем хорошими хозяевами своей земли, учитывающими в своей деятельности и поведении знания экологических взаимосвязей.
Литература:
1. А.И. Иванова. Живая экология. – М.: Творческий , 2006
2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт – Петербург: Детство — пресс, 2002
3. Л. П. Симонова. Ключи от природы, или этические беседы по экологии. – М.: «Агар»,1998.