Лепка – это прекрасный способ развития мелкой моторики, усидчивости, восприятия, воображения и интеллекта. Она обогащает сенсорный опыт малыша, помогает в работе со стрессом, агрессией.
Поэтому важно уже с раннего возраста регулярно заниматься этим полезным творческим делом.
В этой статье я расскажу о том, как заниматься лепкой с детьми 1 – 3 лет, о материалах, о техниках и приемах. Также вы сможете скачать шаблоны для занятий лепкой с вашим ребенком.
Как лепить с малышами
Несколько полезных советов по занятию лепкой с малышами:
- Начинайте как можно раньше. Малышу скоро годик? – пора познакомить его с тестом или мягкой массой для лепки. Пусть просто отщипывает кусочки или делает вмятины. Это очень полезно для крохи. Во всяком случае, намного полезнее, чем учиться «читать с пеленок».
- Чем младше ребенок, тем мягче должен быть материал для лепки. Начинайте с соленого теста или специальной массы для лепки, например, Play Doh.
- Пластилин позволяет делать то, что не получится с помощью теста или массы. Поэтому не затягивайте знакомство и с этим материалом. Но для начала также выбирайте как можно более мягкий, например, Луч Кроха (Лабиринт, Озон, My-shop).
- Вначале занятия могут длиться 5 – 15 минут, но со временем продолжительность занятия можно увеличивать.
- Заранее готовьте материалы и инструменты для занятия лепкой. Уберите со стола все лишнее.
- Придумывайте сюжет для каждого занятия, обыгрывайте его. Так вы сможете сохранить интерес ребенка к лепке.
- Повторяйте занятия, которые особенно понравились ребенку. Но не забывайте и про разнообразие.
Храните поделки вашего ребенка в специальной папке, и не забывайте хвалиться работами перед гостями.
Также для разнообразия я рекомендую использовать для занятий готовые пособия, о которых напишу в конце статьи.
Большинство идей для лепки я нахожу в книге Елены Янушко «Лепка с детьми раннего возраста» (Лабиринт, Озон, My-shop).
В этом пособии подробное описание хода каждого из 153-х занятий. Включая то, что вы можете говорить ребенку, чтобы вовлечь его в конкретное занятие.
Они рассчитаны на детей с 1 года и до 3 лет минимум. Не требуют сложной подготовки.
Предварительная работа. Рассматривание ковриков и ковров. Беседа о сказочных коврах (ковёр, который смастерила Царевна-Лягушка, ковёр-самолёт и др.).
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или солёное тесто (на выбор), стеки, салфетки, квадраты или прямоугольники из цветного картона, которые будут использоваться на занятии как основа композиции.
Рекомендуемые учебные пособия, литература.
Плакаты «Весна», «Времена года», «Цветные пейзажи».
Технологическая карта «Цветной коврик».
Содержание занятия.
Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр и погладить его ладошками. Затем проводит краткую, но эмоциональную искусствоведческую беседу.
— Дети, как вы думаете, что такое ковёр и для чего нужны ковры? (Ответы детей, что это вещи, используемые для тепла, уюта и красоты.) Искусство создания этих изделий так и называется — ковроделие («ковро-делие», «ковры делать»). Искусство ковроделия издавна известно как в России, так и во многих других странах мира (Армения, Азербайджан, Украина, Молдавия и др.). Из какого материала делаются ковры? Обычно из шерсти, иногда из шёлка. Если в стране разводят овец, — ковры делают из овечьей шерсти. Если разводят верблюдов, — из шерсти верблюдов. А если таких животных с густой хорошей шерстью в этой местности нет, люди делают ковры из волокон и стеблей растений. Обычно ковры красиво оформлены разными узорами, по которым можно узнать, в какой стране они сделаны. Бывают маленькие коврики, на которых еле-еле помещаются две ноги, а бывают огромные коврищи, которыми можно застлать парадный зал замка или дворца.
А мы с вами попробуем сплести весенние коврики. Плести мы будем по-настоящему. Но наши коврики будут не из шерсти, не из шёлка, не из соломы и даже не из бумаги, а из жгутиков пластилина (солёного теста).
Посмотрите, как мы будем выполнять свою работу. Сначала раскатаем жгутики -пять-семь одного цвета и столько же другого. Затем подравняем жгутики по длине — выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все-все наши «ниточки» были одинаковой длины. Количество «ниточек» можно разделить пополам на две «кучки» без счёта, просто чередуя: одну сюда, другую туда. После этого возьмём картон подходящего цвета и начнём ткать: сначала выложим «ниточки» одного цвета, размещая их сверху вниз — вот так, на небольшом расстоянии друг от друга, а потом будем брать по одной «ниточке» другого цвета и переплетать, чтобы было красиво. Когда коврик получится, его можно украсить узорами из цветов, ягод, бабочек, солнышек, звёздочек.
Воспитатель советует часть жгутиков для плетения сделать синего или голубого цвета, будто это ручейки, а другую часть -зелёного, будто это зеленеющий берег. На пересечении этих ручейков-бережков можно разместить жёлтенькие цветы мать-и-мачехи — раскатать шарики жёлтого цвета, сплющить в лепёшки (диски) и надрезать стекой по «берегу» (краю), будто это лепестки.
В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться весенними ковриками друг друга и сложить их вместе в один большой весенний ковёр. На этот ковёр можно смотреть сверху, будто мы птицы или бабочки — летаем, порхаем, в воздухе кружимся и смотрим вниз на землю.
После занятия. Оформление выставки для родителей.
Лепка с детьми 1 – 3 лет
А что вообще ребенок может делать с пластилином? Ниже я расскажу об основных техниках и приемах лепки с детьми 1 – 3 лет.
В таком возрасте не может быть и речи о сложных поделках. Но можно придумать огромное количество простых занятий, которые непременно увлекут малыша.
Вы можете скачать и распечатать основу для всех видов перечисленных в статье поделок.
Итак, занимаясь лепкой, мы учим малыша:
Делить пластилин. Делать это можно следующими способами:
- отщипывать маленькие кусочки и кормить ими птичек;
- отрывать большой кусок, чтобы накормить крупного зверя;
- перекручивать колбаску, чтобы разделить ее для двух собачек.
Расплющивать пальчиком, придавливать ладошкой. Сначала шарики делаете вы, потом уже сам малыш.
Распечатайте, раскрасьте, вырежьте или нарисуйте основу и предложите ребенку:
- сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке;
- положить витаминки в баночку, конфетки в тарелочку;
- зажечь фонари на светофоре;
- приделать колеса машине, паровозу;
- сделать снегопад;
- прилепить яблоки к яблоне, ягоды — к ветке рябины, лепестки – к цветочку, семечки – к арбузу, листья – к дереву, шарики – на елку, глазки – к рыбке или другому животному
Ребенок может лепить элементы как в произвольном порядке, так и на конкретные места.
Размазывать пальчиками или ладонью. Нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку:
- спрятать зверька, сделать берлогу для мишки, и т.д., размазав пластилин по маленькому рисунку.
Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин.
В наборах для лепки Play Doh есть рельефные скалки. Малышам нравится раскатывать массу и видеть на ней интересные отпечатки.
Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Желательно использовать массу для лепки или мягкий пластилин.
Вдавливать различные предметы в пластилин.
Для подобных занятий заранее готовим основу – раскатываем лепешку толщиной около 3 мм нужного нам цвета (зеленый для травы, синий для воды и т.д.). Предлагаем малышу:
- посадить грибочки или цветочки из мозаики;
- макароны в виде машинок вдавливать в дорогу из пластилина, черепашек – в песочек и т.д. Делать лучики для солнышка из спагетти, червячков из завитых макарон, раскладывать ракушки на песке, потом собирать их в ведерко, которое заранее можно вылепить из пластилина;
- из фасоли сделать дорожку, бусы, сажаем картошку, выкладываем буквы и цифры (ближе к 3 годам);
- семечки или гречку вдавить в подсолнух;
- бусинами, пуговицами, пайетками украсить пластилиновую основу в виде бабочки, рыбки, елки, платья;
- из спичек сделать заборчик для коровы, колючки для ежика.
Скатывать шарики, большие и маленькие. Так можно делать из пластилина:
- пирожки, конфетки, витаминки, яблоки, апельсины, ягодки, яички, колобка, снежки.
Раскатывать колбаску. Раскатывая колбаски, делаем:
- полоски зебре, тигру, жучку;
- лестницу, забор, шпалы;
- лучики солнцу;
- колбаску, бананы, сушки, крендельки для куклы;
- червячков, змею, улитку.
Рисовать на пластилине стеком. Раскатайте пластилин и покажите ребенку, как нарисовать на нем полоски, круги, узоры.
Разрезать пластиковым ножом, ножницами. Разделять пластилин, прикладывая линейку ребром.
- пусть ребенок сделает колбаску и порежет ее на части, покормив вас и зверей;
- из плоского кусочка сделайте печеньки, геометрические фигурки.
Соскребать пластилин стеком или линейкой.
- Залепите маленькие изображения животных, машинок пластилином. И предложите малышу узнать, кто же там прячется.
Использовать форму для барельефов. Здесь идеально подходят наборы для лепки Play Doh, но о них я расскажу ниже.
Раскрашивание пластилином.
- Распечатайте раскраску для самых маленьких или нарисуйте простое изображение. Предложите ребенку раскрасить его, размазывая пластилин пальчиком.
Главное, чтобы основа была небольшой, ведь у ребенка не хватит терпения на большую поделку.
Соединять пластилиновые детали между собой. Простые поделки из пластилина:
- грибок, морковка, яблоко, неваляшка, снеговик, погремушка, конфетка;
- бусы, виноград, гусеница из пластилиновых шариков.
Нанизывать пластилин на проволоку, спичку или тонкую палочку:
- гусеница, бусы;
- леденцы на палочке, вишенки.
Лепить буквы и цифры. Пластилин можно прилеплять на распечатанные контуры букв и цифр или же просто лепить без контуров.
Все это мы делаем, конечно же, придумывая интересный сюжет и обыгрывая его.
Занятие по лепке во второй младшей группе «Баранки для гостей»
Виктория Васильева
Занятие по лепке во второй младшей группе «Баранки для гостей»
Цель:
Учить детей раскатывать колбаску и делать
баранку
.
Задачи:
Образовательные – способствовать формированию умения скатывать колбаску из пластилина между ладонями круговыми движениями; умения передавать форму предмета, способствовать обогащению словаря.
Развивающие – способствовать развитию мелкой моторики, внимания.
Воспитательные – способствовать воспитанию заботливого отношения к ближним.
Материал:
Пластилин, дощечки, салфетки, картина с изображением баранок, игрушки: Мишка, белочка, зайчик, ёжик. поднос, тарелочки для баранок.
Предварительная работа:
накопление словарного запаса (слова «Здравствуйте», «Пожалуйста», «Спасибо» и другие вежливые слова); лепка разных колбасок (больших и маленьких, организация сюжетно-ролевой игры «Гости».
Образовательная область:
Художественно-эстетическое развитие.
Ход занятия
1. Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята проходите, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети:
Здравствуйте.
Воспитатель:
Ой ребятки, а у нас сегодня еще один гость: а что бы узнать его я прочитаю вам потешку:
По завалам по оврагам
Ходит Мишка косолапый
Любит он пчелиный мед
Да малину с веток рвет.
Воспитатель:
Ребята про кого эта потешка.
Дети:
Про медведя.
Воспитатель:
А вот и наш Мишка (Показывает игрушку Мишка).
Мишка:
Здравствуйте ребята, у меня сегодня день рождения, и ко мне
пришли гости.
Воспитатель:
А какие гости пришли к Мишке. Мы сейчас с вами и узнаем. (открывается ширма).
Воспитатель:
Ребята скажите кто пришел к Мишке на день рождение?
Дети:
Белка, зайчик, ёжик.
Воспитатель:
Ой мишка самовар стоит, гости собрались, а где угощение для гостей?
Мишка:
Ребята, я не знаю, чем можно угостить своих гостей.
Воспитатель:
Мишка не расстраивайся мы тебе поможем. Ребята скажите мне пожалуйста, чем можно угостить гостей.
Дети:
Предлагают свои варианты.
Воспитатель:
Ребята я предлагаю вам помочь Мишке приготовить для его гостей вкусные баранки. Скажите, а какой формы бывают баранки?
Дети:
ответы детей.
Воспитатель:
Правильно.
2. Основная часть
Воспитатель:
Перед тем как приготовить печенье, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Мы спросили нашу печку
Что же нам испечь (дети выпрямляют руки вперед ладонями вверх)
Печку мы спросили тесто замесили (Сжимают и разжимают пальцы)
Тесто скалкой раскатали
Раскатали не устали (Движение руками вперед-назад ладонями вниз)
Мы для Мишки в день рождения
Приготовим угощенья (Пекут пирожки).
Воспитатель:
Молодцы. Пальчики наши разогрелись, а сейчас проходите и присаживайтесь за столы на свои места. Мишка посиди с нами. Посмотрите, у меня есть баранка. Какой формы моя баранка?
Лепка из Play Doh
Набор для лепки Play Doh (Лабиринт, My-shop) появился у нас, когда Антошке исполнилось 2 года. А надо было покупать его гораздо раньше!
Лепка стала любимым занятием сына на несколько месяцев, он мог лепить по 5 раз в день!
У нас был набор «Магазинчик печенья» (My-shop). Он идеально подходит именно малышам.
Гораздо позже мы купили набор «Пицца» (My-shop), он тоже для самых маеньких.
Детям в 1,5 – 2,5 года лучше покупать простые наборы для лепки Play Doh, а детишкам постарше понравятся всякие «Фабрики пирожных», «Мистер Зубастик» и т.п.
В разных наборах различные принадлежности для лепки. Это могут быть рельефные скалки, формочки для вырезания, шприц, барельефные формы и многое другое. И, конечно, сама масса для лепки.
Это одна из самых полезных покупок для любого ребенка.
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект занятия по лепке и рисованию в первой младшей группе (2–3 года) «Коллективная работа «Вокруг елки»
Конспект занятия в 1мл. группе(2-3г. Коллективная работа. Лепка. Рисование пальчиками. Тема: «Вокруг елки»
. Цель: .Развивать у детей эстетическое восприятие , учить передавать посредством пластилина изображение украшенной елки. Задачи: 1.Развивать у детей мелкую моторику рук….
Конспект занятия лепки в группе раннего возраста «Пряники» Цель: формировать умение лепить шарики; сплющивать шар, сдавливая его ладонями. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность при работе. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная. Ход занятия: Ребята, сегодня в детский сад…