Цель: перейти от исходного различения большой — маленький к различению большой по росту, по возрасту, по тому, кто что умеет делать. Занятие на сравнение, требующее выхода на новое различение. В русском языке различение большой — маленький одновременно фиксирует качество (большой или маленький размер) и обозначает количественную меру для всех других качеств (больше по высоте, ширине, возрасту и т.д.).
Как правило, дети словами большой — маленький называют совокупность признаков. По этой причине при помощи имеющегося у них исходного различения большой — маленький можно строить множество ситуаций, требующих наращивания системы различений у ребенка.
Ход занятия
Воспитатель читает детям письмо: «Дорогие ребята! Пишет вам Зайчишка — Короткие Штанишки из соснового леса. Помогите разобраться! Собрал нас однажды Медведь — хозяин леса и говорит: «Много в нашем лесу беспорядков стало происходить, чужаки разные приходят. Пора этому положить конец. Вот что я решил: пусть все большие звери тропы лесные расчищают да малых зверей от врагов-чужаков оберегают. А малые зверюшки пусть лес в порядок приводят, мусор да разные щепки в кучи собирают. Вот и будет у нас в лесу порядок». На том и порешили. Все звери по своим делам разошлись, а вот про меня, Зайца, спор возник: какой я — большой или маленький? Медведь говорит: «Маленький». А мышонок говорит: «Какой же Заяц маленький? Он вон какой большой. Недавно как прыгнул, чуть меня, Мышонка, не раздавил». Спорили, спорили, так и не пришли к согласию. Помогите, ребята, разобраться: какой я — большой или маленький?» Логика движения на примере ситуации «Медведь»: 1.Задание ситуации — в задачной форме, где исходно закладывается противоречие (заяц одновременно полагается и большим и маленьким) и неразрешимость в действии (для зайца). 2.Дети пытаются разрешать ситуацию за счет выбора одного из полюсов оппозиционной пары: заяц либо большой, либо маленький. 3.Задача не разрешается, противоречие углубляется за счет того, что удерживается позиционность (заяц одновременно и большой — для мышонка, и маленький — для медведя) и вопрос: а какой же заяц на самом деле?
Задача не решается по типу простого выбора, а требует для своего решения восстановления исходной деятельностной ситуации.
4. Восстановление ситуации: чего хотел медведь — навести порядок в лесу с учетом того, какой зверь что умеет делать.
Что медведь делал? Через разыгрывание выясняется, что он разделил всех зверей по росту. Здесь происходит выход в мыслительный план: различения — это не то, что существует натурально, на вещах, а то, что задается контекстом ситуации и целями говорящего и действующего субъекта.
5. В мышлении — смысловое углубление и дифференциация различений. Например: кто больше — слоненок или взрослая зайчиха?
Дети путаются, затрудняются дать однозначный ответ. —А как мы тут смотрим, как сравниваем? —По годам, по росту, размеру.
Различные понимания большого — маленького схематизируются. —А каким лучше быть — большим или маленьким? Дети высказывают разные мнения: —Маленькому можно ничего не делать. —Зато большие много что умеют делать. Фиксируется третье понимание: размер, возраст, умения.
6 Возвращение в ситуацию. Какое из трех пониманий может помочь медведю? Выбираем третье: разделить всех зверей по тому, кто что умеет делать. В результате заяц оказывается почтальоном — он быстро бегает.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Подготовила и провела воспитатель Арабачян Р. А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №225»
Цель: Формирование представлений у детей об особенностях зимовки медведей.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать любознательность и познавательный интерес через открытие новых представлений о жизни животных.
- Развивать творческое воображение.
- Развивать мелкую моторику, аккуратность в работе.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к жизни и повадкам животных.
- Воспитывать доброе отношение к животным.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к детёнышам животных.
Образовательные:
- Формировать представление у детей об особенностях зимовки зверей.
- Совершенствовать навыки работы с к5расками и кисточкой.
- Обогащать словарь детей новыми словами.
- Закреплять умение рисовать предметы округлой формы. Поощрять точную передачу объекта.
Представления детей: Зимой медведь впадает в спячку. У медведицы в берлоге рождаются медвежата. Они слепые и голые, они нуждаются в материнской заботе. Медведица держит их у себя, среди тёплой шерсти. Она кормит медвежат своим тёплым материнским молоком.
Ход занятия
На столике удивления слева: макет зимнего леса, заяц, белка, медведь, берлога.
В.: Ребята, сегодня у нас на столике удивления зимний лес. Что интересного мы можем рассказать про зимний лес?
- Хорошо ли зимой животным в лесу?
- Как они готовятся к зиме?
- Где же медведь?
Рассуждения детей.
Вывод: К зиме разные животные готовятся по – разному: заяц и лиса «одевают» тёплую шубку, белка сушит грибы и собирает орешки на зиму, медведь спит в берлоге, поэтому мы его не встретили в зимнем лесу
Открывается правая часть столика удивления: берлога в зимнем лесу.
В.: Ребята, посмотрите, что это?
- Из чего сделана берлога?
- Давайте заглянем и посмотрим, кто там?
Дети: Там медведица с медвежатами!
В.: Какие медвежата, ведь мы знаем, что медведица вошла в берлогу одна, и мы знаем, что медведи зимой спят. Вокруг холод, зима, везде снег, нет еды, как же медведица будет за ними ухаживать
Парное взаимодействие детей, перебор разных мнений.
В.: Ребята у вас у всех очень разные и интересные мнения, откуда нам узнать точный ответ, на вопрос, как медвежата зимой живут в берлоге.
Познавательный рассказ (из литературы): Зимой медведь впадает в спячку. У медведицы в берлоге рождаются медвежата. Они слепые и голые, они нуждаются в материнской заботе. Медведица держит их у себя, среди тёплой шерсти. Она кормит медвежат своим тёплым материнским молоком.
Видите, сколько интересного можно узнать из книги. Что нового книга нам рассказала про медвежат?
Вывод: Медвежата питаются молоком медведицы. Им зимой не холодно, потому что медведица держит их близко к своей тёплой шерсти.
В.: Медвежата очень любят играть. Давайте мы тоже превратимся в маленьких медвежат и поиграем с ними.
Физкультминутка:
Мы весёлые ребята Наше имя медвежата Любим прыгать и играть, Любим лазать и метать.
В.: Ребята, для медведицы и медвежат сегодня радостный день. У медвежат День рождения. Как мы с вами можем их поздравить?
Рассуждения детей.
Вывод: На День рождения принято дарить подарки.
В.: Давайте мы тоже для медвежат сделаем подарки своими руками.
Рисование. Тема «Угощение для медвежат» по выбору детей.
В.: У вас у всех очень хорошо получилось.
Вручение подарков.
В.: Ребята, какое у нас с вами настроение? Почему радостное?
Рассуждение детей.
Вывод: У нас хорошее настроение, потому что мы сделали доброе дело. Нам хорошо, потому что хорошо медведице и медвежатам.
Следующая > |
Составление конспекта занятия по аппликации
Занятие в старшей группе включает три этапа работы:
- вводный — 2–3 минуты для мотивации ребят и объявления темы занятия;
- основной — 18–20 минут для подготовки материалов, инструментов для работы, объяснения порядка выполнения поделки, физкультпаузы/и пальчиковой гимнастики и собственно выполнения аппликации;
- заключительный — 2–3 минуты для подведения итогов, то есть похвалы ребят, рефлексии (дети дают оценку своим аппликациям, говорят, что у них получилось/не получилось и почему).
Некоторые методисты основной этап разбивают на два отдельных: теоретический, включающий подготовку материалов, объяснение порядка выполнения поделки, и практический, то есть физкультминутку и работу над аппликацией.
Таблица: Полякова А.В. конспект занятия по аппликации на тему «Мой любимый Мишка» в старшей группе (фрагменты)
Цель | Формировать умение детей создавать изображение любимой игрушки. |
Задачи |
|
Материалы, инструменты |
|
Вводный этап | Игрушечный мишка приходит в гости к детям. |
Беседа «Мой любимый мишка». Рассмотреть с детьми игрушечного мишку. Спросить о форме частей его тела, об их величине и расположении. Уточнить приёмы вырезывания. Предложить детям рассказать порядок выполнения аппликации и приступить к работе. | |
Д/и «Составь из геометрических форм». | |
Основной этап | Физкультурная минутка «Мишка»: Топай, Мишка, хлопай, Мишка. Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперёд, вниз. Улыбайся и садись. |
Дети самостоятельно выполняют аппликацию. Индивидуальная помощь. | |
Заключительный этап | Выставка работ. |
Рефлексия. | |
Цит. по: https://infourok.ru/konspekt-nodapplikaciya-moy-lyubimiy-mishkastarshaya-gruppa-3153344.html |