Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов

Сейчас мнемотехника для развития памяти повсеместно используется: в детских садах, школах, университетах, тренингах, обучающих курсах. Многие полагают, что это новейшие приёмы, позволяющие избежать старческого маразма и излишней забывчивости. Однако мало кто знает, что это древнее греческое слово (образовано от имени богини памяти Мнемозины) и наука, которой увлекались Аристотель, Джордано Бруно, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Так что же это за способы запоминания информации, насколько они эффективны на практике и как их освоить?

Что это такое

Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти посредством ассоциаций. Она отвергает механическое заучивание, которое уже показало свою неэффективность. Кто из взрослых помнит наизусть письмо Татьяны к Онегину? Единицы! А всё потому, что эта информация для большинства не имеет никакой значимости и не привязана к объектам или ощущениям.

Мнемоника — техника запоминания информации, когда различные объекты и факты тесно связываются с представлениями в голове человека. Они могут быть визуальными, слуховыми или кинестетическими. Это упрощает процесс запоминания и увеличивает объём памяти. Простейший пример: все с детства помнят, в какой последовательности располагаются цвета в радуге, благодаря присказке об охотнике и фазане. Начальная буква каждого цвета ассоциируется с начальной буквой слов в этой фразе. Это и есть один из основных приёмов мнемотехники. Подобным образом можно запечатлеть в памяти любую информацию.

В мнемотехнике используются два объекта запоминания — цифры и слова. Даже если задача — запомнить картину, сначала её нужно мысленно трансформировать посредством ассоциаций в список или какую-то фразу.

Определение

Мнемотехника (мнемоника) ― перечень методик и техник, которые помогают запомнить различные типы информации.

В основе мнемотехники лежит принцип визуализации абстрактных объектов, которые заменяются конкретными понятиями или образными определениями. Для легкого и быстрого запоминания необходимой информации нужно ассоциативно связать ее с каким-либо зрительным представлением, звуковым образом или ощущением. Ассоциации ― установление связей с известными образами и явлениями.

Приёмы мнемотехники

Чтобы постичь основы мнемотехники, для начала необходимо познакомиться с её главным инструментарием — приёмами, которые позволяют запоминать практически любую информацию.

По начальным буквам

С одним из примеров данного приёма мы уже познакомились выше. Используется, если нужно запомнить несколько слов в определённой последовательности (цвета в радуге, планеты по степени удалённости от Солнца). Берутся их начальные буквы, и придумывается фраза, совершенно не связанная с их тематикой, но слова в ней начинаются с тех же букв. Когда нужно будет воспроизвести информацию, сначала вспоминается составленное предложение, которое служит отличной подсказкой. Существуют уже готовые шаблоны подобных фраз для каждой отдельной последовательности (примеры будут ниже), но можно составлять свои личные.

Рифмы

Рифмизация как приём мнемотехники подойдёт для развития памяти у творческих людей, которые любят стихи и удачно рифмуют слова. Или же можно воспользоваться уже заготовленными шаблонами, как в предыдущем случае.

Созвучия

Когда нужно запомнить сложные, длинные термины или иностранные слова, для них придумываются простые и понятные созвучия, которые сохраняются в памяти. Например, в медицине есть понятия «супинация» и «пронация», которые обозначают движения кистей в разные стороны. Чтобы их не забыть, студентам, будущим врачам, предлагаются похожие по звуковому образу эквиваленты — «суп несла и пролила».

Визуализация

Приём, основанный именно на визуальных ассоциациях. Для запоминания какой-либо информации в голове создаётся определённая картинка. Например, женщинам так проще выучить марки машин: Ягуар — это большая дикая пятнистая кошечка, Ауди — обручальные колечки и т. д. Такой приём особенно хорош для развития именно зрительной памяти.


Визуальные ассоциации

Пространственное воображение

Знаменитый метод Цицерона, что ещё раз доказывает, насколько древней наукой является мнемотехника. Человек, который применяет на практике этот приём, относится к собственной памяти как к отдельному пространству. Это может быть музей, библиотека, хранилища, просто комната. В ней — множество полочек, сундучков, отсеков. Запоминаемую информацию рекомендуется представить в виде дорогой вазы или старинного свитка и убрать её в определённое место. Когда нужно будет её воспроизвести, мысленно возникает придуманная ассоциация, и она без проблем «извлекается» наружу из того или иного чемоданчика.

Зрительная память

Широко применяемый метод Айвазовского, подразумевающий запоминание деталей. Ещё один приём мнемотехники, работающий на развитие прежде всего зрительной и даже фотографической памяти. Одно из упражнений — пристальное, но незаметное разглядывание своего собеседника и потом точное его воспроизведение по памяти вплоть до каждой пуговицы и родинки.

Цифровые алгоритмы

Данные приёмы разработаны прежде всего для развития памяти учёных и людей, связанных с точными науками. Им по роду своей деятельности приходится запоминать длинные формулы и числа. Это можно сделать достаточно легко, если отыскать какие-то закономерности или соотнести их со знакомыми, памятными датами.

Советы по использованию мнемотехники

  • Начинайте с элементарного. Не пытайтесь запомнить большие объемы данных сразу. Тренируйтесь на единичных изображениях, коротких списках слов, дат. Ориентируйтесь на приемы, которые предлагает мнемотехника для начинающих: метод историй или визуализации. Сложность увеличивайте постепенно, замечая прогресс на предыдущих ступенях.
  • Для тренировок выбирайте яркие изображения, для детей – обязательно цветные. Подобные иллюстрации лучше привлекают внимание, позволяют сосредоточиться на деталях, выделить больше ассоциативных связей.
  • Не перегружайтесь. Детям достаточно 2 мнемотаблиц на занятие, не более 9 квадратов на штуку. Большой объем данных вызывает скуку и в виде игры.
  • Делайте занятия мнемотехникой разнообразными. Меняйте упражнения, темы, запоминайте тексты, иллюстрации и цифры.
  • Помните, что заниматься нужно регулярно. Выполняйте 1-3 упражнения ежедневно, постепенно ограничивая время или повышая нагрузку.

Методы

Так как мнемотехника появилась не вчера, она включает в себя различные методики, каждая из которых предлагает использовать свои приёмы запоминания информации и тренировки для памяти. Начинающим они могут показаться слишком сложными. На самом же деле, если понять их алгоритм и освоить хотя бы одну, это существенно упростит жизнь. Предлагаем вашему вниманию одни из самых известных мнемонистических систем.

Цифро-буквенный алфавит

Сокращённое название — ЦБА. Автор неизвестен.

Методика, согласно которой каждой цифре соответствует определённая буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть чётко прописанные алфавиты, которые нужно заучить наизусть и применять на практике. Можно создать свой собственный.

Буквенно-цифровой код

Сокращённое название — БЦК. Автор — В. Козаренко, известный специалист по мнемотехнике, написавший много учебников по ней.

Система запоминания и развития памяти, предлагаемая Козаренко, похожа на предыдущую. Но здесь сначала нужно просто заучить соответствия цифр и парных согласных букв без всяких ассоциаций, а затем уже использовать их в жизни. Его БЦК выглядит следующим образом:

  • 0 — м/н;
  • 1 — г/ж;
  • 2 — д/т;
  • 3 — к/х;
  • 4 — ч/щ;
  • 5 — п/б;
  • 6 — ш/л;
  • 7 — с/з;
  • 8 — в/ф;
  • 9 — р/ц.

Как применять. Например, вы ведёте учёт своих доходов и расходов, потратили в магазине сумму в 2 056 рублей, и её нужно запомнить, чтобы дома зафиксировать. Придумываете слово, в котором есть согласная, соответствующая каждой цифре, и составляете предложение из них. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — пломбир, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, оно было пломбирным и шоколадным. Не нужно ставить целью придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее будет фраза, тем лучше она сохранится в памяти.

В мнемотехнике также используются другие методы:

  • Код дробных чисел (КДЧ) — для тех, кто имеет дело с математикой.
  • Развитие зрительной памяти посредством визуальных ассоциаций. Например, каждая строчка заучиваемого стихотворения (цифра в формуле) «прибивается» на тот или иной дом (или дерево) по дороге на работу или в магазин и повторяется каждый раз, когда вы по ней идёте.
  • Методика вспомогательных предметов: если приставить палец к Луне, можно понять, растущая она или стареющая, в зависимости от получившейся буквы (Р или С).
  • Развитие звуковой памяти: напевы (для заучивания морзянки), рифмы («Сто китайских фамилий», диалог Перельмана о кругах для запоминания числа Пи).

Систем запоминания в мнемотехнике — большое количество. Нужно выбрать то, что подходит именно вам. Если вы никак не связаны с математикой, КДЧ и диалог Перельмана вам ни к чему. Ищите те методики, что актуальны именно для вашей жизни. Ориентируйтесь также на тип своей памяти. Можно заняться сначала совершенством той, которая у вас преобладает, а затем уже развитием той, что похуже.

Приёмы наглядности

При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка

Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.

  • «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
  • «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
  • «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
  • «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
  • «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
  • «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
  • «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.

Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.

  • Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
  • Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
  • Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.

Правила использования приёмов мнемотехники

Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение

Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:

  • предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
  • не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
  • сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
  • не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
  • помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.

Виды

Если вы планируете использовать мнемотехнику, учтите один важный момент. Это целая наука, которая развивалась в течение нескольких столетий. У неё богатая история становления и в ней есть множество направлений. В одних и тех же книгах, посвящённых данному искусству, часто они переплетаются между собой. Авторы предлагают комплексы упражнений, одни из которых относятся к народным приёмам, другие — к классике. Такая разношёрстность приводит к отсутствию системы.

Не наступайте на эти грабли. Выберите одно из направлений в соответствии со своими целями, задачами и индивидуальными особенностями и осваивайте сначала его. Если дело пойдёт хорошо, потом продолжите заниматься по другой методике.

Народная

Приёмы народной мнемоники знакомы большинству людей, так как прочно вошли в их жизнь, причём многие об этом даже не подозревают. Это те стишки с исключениями из правил, которые они учили в школе, набившая оскомину фраза про охотника и фазана с цветами радуги. Дорожные знаки на улице, символика на рабочем столе компьютера, алфавит — это всё коды для развития памяти, чтобы лучше запоминать и быстрее воспроизводить нужную информацию.


Акростих

Кто-то придумывает свои системы изучения иностранного языка или химических реакций, телефонных номеров или знаменательных дат — всё это отражает суть бытовой, или народной, мнемоники.

Классическая

Это самая первая система мнемотехники, которая дошла до нас в письменной форме. Датируется она 86 г. до н. э. В то время она была неотъемлемой частью риторики. Ораторы пользовались ею, чтобы безошибочно и без запинок произносить длинные речи.

Один из самых ярких примеров — метод Цицерона. Его противником был Квинтилиан, он выступал за тех людей, у которых была плохо развита зрительная и ассоциативная память и которые не могли воспользоваться приёмом Цицерона. Квинтилиан предлагал другие альтернативы запоминания информации, но не смог оформить их в отдельную систему. Однако именно они стали впоследствии основой для развития педагогической мнемотехники.

Педагогическая

Антипод классической мнемоники. Окончательно сложилась лишь в XVI веке, благодаря преподавателю Кембриджского университета П. Рамусу. Это направление было ближе простым людям, поэтому оно получило широкое распространение. Здесь не требовалось составлять сложные зрительные ассоциации. Её основными приёмами стали:

  • многократное чтение текста и повторение его вслух;
  • его конспектирование;
  • перерисовка иллюстраций;
  • игровая деятельность;
  • создание дидактики.

Методы педагогической мнемотехники используются в современной системе образования до сих пор.

Цирковая

Второе название — эстрадная. Узкий круг лиц (началось всё с цирковых трупп) создаёт свою систему кодирования материала. В ход может идти что угодно: язык, жесты, мимика, интонация. Задача — передать информацию от ассистента к исполнителю так хитро, чтобы этого никто не заметил. Данными приёмами сейчас активно пользуются мошенники, телепаты, экстрасенсы.

Спортивная

С 1997 года в Кембридже ежегодно проводятся соревнования по мнемотехнике. У этого направления — особая специфика. Каждый участник является гуру в какой-то определённой сфере. Кто-то воспроизводит на память двоичные цифры, кто-то читает наизусть поэмы длиной в 300 страниц. Как правило, победители попадают в Книгу рекордов Гиннесса. Лучшие в своём деле определяются по двум показателям: скорость запоминания и объём.

Современная

Главный представитель данного направления — мнемоническая система «Джордано». Она достаточно сложная, основана на научных изысканиях нейробиологии о головном мозге и памяти как высшей психической функции. Вот лишь некоторые её положения:

  • развитие электрической (нейронной) памяти;
  • мыслительная операция «Соединение образов»;
  • понятия «Смысл запоминания» и «Точная информация»;
  • ассоциации, состоящие из фундамента и вспомогательных элементов;
  • система внутренней стимуляции полушарий мозга;
  • многоуровневые схемы опорных образов;
  • постоянная тренировка навыка запоминания.


Мнемоническое правило для запоминания количества дней в месяце по костяшкам пальцев
Не помните, что было 5 минут назад? Виновата в этом наша кратковременная память. Что это такое и способы её улучшения — в нашей отдельной статье.

Мнемотехнические приемы

  1. Эйдотехника (эйдо ― образ) — представление предмета вне зоны восприятия, т.е. применение образного мышления. Упражнение направлено на формирование образов, предметов, явлений природы.
  2. Техника ассоциативных цепочек. Слова связываются по порядку, одно за другим, не перескакивая. В результате получается рассказ или сказка. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.
  3. Метод «Цицерона» ― это размещение информации в пространстве. Суть метода в воображаемом размещение образов в конкретном месте.
  4. Метод трансформации (превращения). Упражнение способствует развитию памяти и логического мышления. Слова как будто вытекают одно из другого, их что-то объединяет.
  5. Метод опор (численно-буквенный метод). Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков и цифр.
  6. Техника «крокирования» (от фр. слова croquis — чертеж, набросок). Метод графических ассоциаций. Суть состоит в перекодировании полученных сведений при рисовании предметов, явлений природы.

Мнемотаблица, мнемоквадрат, мнемодорожка, коллаж ― это обучающие инструменты метода крокирования.

Мнемотаблицы ― изображения, содержащие информацию. Сокращают время обучения и одновременно развивают память, внимание, образное мышление. Помогают преобразовывать абстрактные образы в конкретные предметы.

Мнемоквадрат ― карточка с изображением закодированной информации.

Мнемодорожка ― последовательное распределение мнемоквадратов, по которым ребенок составляет рассказ.

Коллажи – это пособия, выполняющие следующие задачи:

  • обучать (тематические коллажи);
  • запоминать;
  • формируют навык распределения внимания.

Примеры применения на практике

Часто мнемотехнику используют для запоминания правил, формул, числовых значений в различных науках. Во-первых, это отличная тренировка памяти. Во-вторых, идеальна для детей, чтобы в полном объёме освоить школьную программу по отдельным предметам. Те, кому посчастливилось учиться у преподавателей, знакомых с данными методиками, навсегда запомнили и слова-исключения по русскому языку, и теорему Пифагора по геометрии, и многие другие истины, которые в идеале все должны знать назубок. Если у учителей нет навыков работы с данными приёмами, родители сами могут применять их, помогая ребёнку в обучении.

Несколько самых ярких примеров мнемонических техник по разным учебным дисциплинам — вам в помощь.

Как с ними работать. Практически все они основаны на приёмах рифмования и созвучий. Так что детям достаточно заучить весёлые стишки — и правила сами лягут им на память чуть ли не до конца жизни. Вот увидите: они их будут зачитывать потом своим внукам.

Русский язык

Математика

Другие предметы

Подобные приёмы и методы мнемотехники существуют практически для всех учебных дисциплин и сфер жизнедеятельности:

  • в музыке — для запоминания последовательности нот;
  • в правилах дорожного движения;
  • в военном деле (формулы для точности попадания с учётом бокового ветра и скорости движения цели);
  • в транспортной сфере (цвета навигационных огней на бортах самолётов и кораблей);
  • в телефонии (номера, где цифры заменены буквами, соответствующие им на клавиатуре телефонов).

Бесценна мнемотехника при изучении иностранного языка. Она облегчит задачу и школьникам, и студентам, и взрослым. Правило OPSHACOM, например, значительно упростит понимание и запоминание каноничного порядка расположения нескольких прилагательных перед существительным в английском.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Как освоить

Во-первых, можно брать уроки мнемотехники у специалистов, которые вплотную занимаются применением её систем и методик на практике. Их можно найти в Интернете: купить обучающий курс, записаться на онлайн-тренинг, договориться о занятиях по Скайпу. Способов освоения — огромное количество.

Во-вторых, можно научиться мнемотехнике самостоятельно, дома. Однако следует учесть, что это будет более долгий путь, чем со специалистом. Некоторые приёмы могут показаться слишком сложными, тогда есть риск всё бросить, так и не развив память. Иногда не хватает регулярности и усидчивости. Когда есть преподаватель, есть график занятий, выполнения заданий и т. д. А здесь придётся рассчитывать лишь на самодисциплину.

Чтобы обучиться мнемотехнике самостоятельно, нужно начать с выбора:

  • направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
  • типа памяти, развитием которой будете заниматься;
  • приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
  • авторской системы, в которой будете работать.

Далее нужно выделить определённое время для занятий. Лучше всего это делать непосредственно перед сном. Для начинающих этих действий будет достаточно.

Для разного возраста

Для дошкольников

Мнемотехника активно используется воспитателями и логопедами для развития речи в детском саду с помощью мнемоквадратов и мнемодорожек. Сначала ребёнок должен назвать, что изображено на картинке (срабатывают зрительные ассоциации и одновременно пополняется словарный запас). Затем он составляет предложения и целые истории, используя сразу несколько иллюстраций (происходит обогащение грамматической речи). Самая сложная в этой цепочке — мнемотаблица, которая помогает дошкольнику выучить полноценное стихотворение.

Для детей школьного возраста

Система образования — самое благодатное поле для применения мнемотехники. Чтобы усвоить огромные объёмы информации по разным предметам, для развития памяти школьников пригодятся созвучия и рифмизация, примеры которых есть в таблицах выше. Начиная с 10 лет, специалисты советуют родителям и преподавателям постепенно обучать детей методам Цицерона и Айвазовского. Можно использовать и иные упражнения: создание собственного языка, разработка клинописи, пароль-отзыв и другие.

Для взрослых

Для развития памяти взрослым учить стихи, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, уже поздно. Им нужны более сложные приёмы, работа с числами, визуальная и аудиальная детализация происходящего. Верхом совершенства станет освоение системы «Джордано» или хотя бы попытка принять участие в заочном туре соревнования по мнемотехнике.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

Лучшие книги по мнемотехнике

  1. Зиганов М. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления.
  2. Зяблицева М. А. Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков.
  3. Козаренко В. А. Мнемотехника — развитие памяти.
  4. Курт В. Мнемотехника.
  5. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять — древняя методика мнемотехники.

Если перед вами стоит задача развить память, обязательно воспользуйтесь одним из направлений мнемотехники. Начать можно с простейших приёмов, а затем понять и освоить более глубинные и сложные. Вы сами удивитесь, каким объёмом информации можете владеть и использовать её в своих интересах.

Что такое мнемотехника

Понятие связывают с системой, которая помогает усвоить большие массивы информации. Это упражнения, которые помогают вызвать ассоциации и запомнить. Ассоциации бывают кинестетические (осязательные), визуальные (видимые), аудиальные (слуховые).

Как запомнить дату по истории?
Представьте, что это день и месяц «вашего знакомства» с историческим персонажем. Или день, когда «вы побывали» на месте исторического события.

Ассоциировать могут все по-разному. Задача родителей — научить ребенка самому отыскать ассоциацию на основе примеров и запомнить ее. А потом воспроизвести в памяти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]