Занятие по рисованию в подготовительной группе» Спасская башня Кремля»
НОД по рисованию и развитию речи по ФГОС ДО
на тему «Спасская башня кремля» в подготовительной группе.
Воспитатель 1 категории г. Мытищи
ДОУ № 76 « Алые паруса»
Никифорова Нина Валерьевна
Задачи:
Познавательное развитие:
Расширять знания детей о Москве – столице нашей России.
Познакомить с историческим прошлым Москвы. Расширить знания детей о Кремле и его достопримечательностях.
Социально-коммуникативное развитие:
Формировать патриотические чувства детей: любовь к родному городу, гордость за людей, живущих в нем – москвичам.
Речевое развитие:
Обогащать словарь понятиями: «Кремль», «крепость», «куранты», «Спасская башня», «белокаменная», «достопримечательность», «деревянная», «кирпичная».
Художественно-эстетическое развитие:
Формировать умение передавать в рисунке архитектуру главной башни Кремля — Спасской, передавая ее форму. Способствовать овладению композиционными умениями: располагать предмет на листе с учетом его пропорций. Закреплять умение детей рисовать кистью разными способами: широки линии – всей кистью, тонкие – кончиком кисти; наносить мазки – при рисовании отдельных деталей.
Учить детей анализировать свои работы, сравнивая их с образцом.
Предварительная работа:
Беседа о столице нашей Родины Москве. Чтение детям стихотворений о Москве и Спасской башне.
Используемый материал:
Магнитная доска с фотографиями и иллюстрациями Спасской башни Кремля, гуашь, лист бумаги формат А4, маленький макет Кремля, палитра, салфетки, баночки с водой, подносы пластиковые под гуашь.
Ход занятия:
1 часть
Воспитатель: Ребята, мы с Вами живем в большой стране! Как она называется? (Россия)
Воспитатель: — Назовите столицу России? (Москва)
Чтение стихотворения :
Такой большой старинный город,
Гордится им моя страна!
Всем городам он – голова,
Столица Родины – Москва!
-Москва большой и красивый город. Много музеев, театров, стадионов, парков, площадей. Красивых, высоких зданий.
Воспитатель: Дети , а что находиться в центре Москвы?(Кремль)
Воспитатель: Дети посмотрите на картине Кремль!!! А кто мне скажет, где находится Кремль в Москве?
Дети: На Красной площади.
Воспитатель: А почему площадь называется красной?
Дети: Потому, что Кремль красный и здания из красного кирпича,
Воспитатель: А что означало слово красный в старину?
Дети: Раньше на Руси слово красный означало «красивый», «главный»
Воспитатель: Правильно ребята.
Воспитатель: Кремль был деревянный и стены вокруг него тоже из дерева. Деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри
Кремля — все было из дерева. Скажите, какое дерево использовали для постройки крепостной стены и большинства внутренних построек.
Воспитатель: Да это так. Ребята слово Кремль означает крепость. Раньше на Руси люди стоили крепость для того, чтобы огородить свое жилище, а
так же чтобы защитить себя. От кого защищались жители Кремля, как вы думаете?
Дети: от врагов, от диких животных.
Воспитатель: Молодцы! Так, как Кремль основан на высоком холме, можно было заметить врагов с большего расстояния, а реки служили
естественной преградой на их пути.
Воспитатель: Стены у кремля зубчатые, мощные, которые завершаются кирпичными зубцами ещё их называют «ласточкиными хвостами». Кто мне
скажет, зачем построили зубцы на стене, почему не сделали ее ровной?
Дети: Зубцы помогали воинам защититься от неприятеля. Узкие щели помогали целиться во врагов.
Воспитатель: За стенами Кремля много башен, мы их с вами рассматривали и говорили, что у каждой башни своя история. А кто мне скажет, какая
самая главная башня Кремля?
Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, что установлено на этой башне.
Идут лет двести, А всё на месте. Шагают так! Тик! — Так! Тик! — Так! /Часы/
-Молодцы. На этой башне установлены главные часы нашей страны — куранты. Они бьют каждые пятнадцать минут. А новый год начинается, как только куранты в ночь с 31 декабря на 1 января пробьют двенадцать раз.
А верхушку Спасской башни украшает пятиконечная рубиновая звезда.
Бьют часы кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает день…
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день! (Ю. Энтин, отрывок из песни «песня о колоколах»)
Воспитатель: Дети, а вы хотели бы, нарисовать эту красивейшую башню нашей Москвы?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Сейчас немножко отдохнем:
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Воспитатель: Приглашаю вас нарисовать Спасскую башню.
2 часть
В группе на столах все разложено для рисования, а на мольбертах размещены рисунки, фото Спасской башни, стоит макет
Спасской башни.
Воспитатель: Прежде чем приступим к рисованию, ответьте на вопрос, чем мы будем рисовать дети?
Дети: Гуашью.
Воспитатель: Обратите внимание, что башня и кремлёвская стена красного цвета. А, кто скажет, почему у вас на столе две кисти, одна тонкая, а другая толстая?
Дети: Толстой кистью мы рисуем все, а тонкой, кто успеет нарисовать раньше других, прорисовываем мелкие детали.
Воспитатель. А сейчас мы приступим к изображению Спасской башни. Расположите лист горизонтально. Найдите середину листа, там нарисуем прямоугольник. На нем ровно посередине изобразим квадрат, в котором будут часы – куранты. Теперь рисуем треугольник, на нем звезду. Осталось дорисовать стены и украсить их, посередине нарисуйте Спасские ворота. Приступаем к работе.
Дети садятся и рисуют.
Воспитатель: Не допускайте попадания излишка воды в гуашь, а так же не допускайте рисования сухой кистью. Промывайте кисточку хорошо, чтобы не допустить смешивания нескольких цветов. Кисть в банке с водой мы не оставляем даже на короткое время, а кладем на палитру, чтобы избежать выгибания кисти.
3 часть
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель в конце занятия делаем анализ готовых детских работ.
infourok.ru
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Московский Кремль»
Цель: дать детям знания об истории Московского Кремля.
Задачи.
- Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы (Московский Кремль).
- Формировать у детей познавательный интерес к достопримечательностям Кремля.
- Продолжать знакомить детей с символикой России (герб).
- Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопрос полным предложением.
- Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
- Воспитывать чувство взаимопомощи через сотрудничество во время непосредственно-образовательной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением Московского Кремля и Красной площади.
Словарная работа: экскурсовод, экскурсия, Столица, Родина, посадочные места, билетная касса, огороженное место, схема, крепость, старина, враги, князь Дмитрий Донской, разрушились, «наши» дни, Кремлевская стена, башня, бор, невысокая, таинственная, тайна, тайник, колодец, потайной выход, давным-давно, царь Иван Грозный, встроенных, укрытие, Москва-река, ход, механизм, возводить, Куранты, страна, Парадный въезд, герб, государство, президент, центральная, Красная площадь, описали, рубиновая, арка, кружево.
Материалы к НОД: проектор; аудиозапись боя курантов; картинки и слайды с достопримечательностями Кремля; схемы для закрепления состава числа; карточки с цифрами от «1» до «9»; простые карандаши; цветные карандаши; счетные палочки; анаграммы с зашифрованными словами: «Кремль», «Башня», «Стена», «Звезда»; листы для раскрашивания с изображениями Спасской башни Кремля, на которой зашифрованы Куранты; слайды с изображениями Дмитрия Донского и Ивана Грозного.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие, сейчас мы с вами поедем на экскурсию в столицу нашей Родины. Как называется наша столица? (Ответы детей) Москва. Ребята, а как вы думаете, что такое экскурсия? (Ответы детей) Правильно! Экскурсия – это коллективное путешествие по красивым, важным местам.
Обычно люди ездят на экскурсию на специальном экскурсионном автобусе, в котором есть посадочные места с номерами и экскурсовод. Сегодня вашим экскурсоводом буду я! А вы будете моими помощниками! Договорились? Но, прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте с вами выясним, на какие места сядет каждый из нас в автобусе. Для этого вам необходимо получить билеты на посадочные места. Сейчас мы их с вами получим в Билетной кассе.
(Дети подходят к кассе, и воспитатель раздает им «билеты», карточки с числовым рядом.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши билеты не простые, на них есть числовой ряд, в нем цифры от 1 до 10, рассмотрите его внимательно, вы что-то заметили? Правильно, в нем не хватает какой-то одной цифры. Вам необходимо найти ее среди карточек (они есть у каждого) и положить ее в пустое окошко. Еще у вас есть карандаши, кто захочет, может написать недостающую цифру самостоятельно в пустом окошке. Именно эта цифра будет вашим номером в экскурсионном автобусе.
(Детям, которые затрудняются с выполнением задания, помогают другие дети и воспитатель.)
Ход НОД.
Воспитатель: Молодцы, теперь мы можем занять посадочные места и отправиться на экскурсию.
(Дети занимают свои места, соответственно цифре, которая пропущена в числовом ряду.)
Воспитатель: Итак, я хочу вам показать одно из самых красивых мест Москвы – Московский Кремль, с которого началось строительство нашей прекрасной столицы.
(Показ слайда с панорамным изображением Кремля.)
Что же такое Кремль? (Ответы детей)
Я вам напомню. Это огороженное место, крепость, которую строили люди в старину, защищая себя от врагов и диких животных. Сначала Кремль был построен из дерева, но деревянные стены сожгли враги.
(Показ слайда с изображением деревянного Кремля.)
Тогда русский князь Дмитрий Донской (Показ слайда с изображением Дмитрия Донского), на месте сгоревшего Кремля построил новый, из белого камня.
(Показ слайда с изображением белокаменного Кремля.)
Со временем его стены разрушились и тогда построили новый Кремль – из красного кирпича. Таким он сохранился до наших дней.
(Показ слайда с изображением современного Кремля.)
Давайте сейчас с вами рассмотрим Кремль. У него 20 башен, соединенных друг с другом стеной (встроенных в стену). Я вам покажу самые интересные башни Московского Кремля.
- Боровицкая башня – название этой башни напоминает нам, что когда-то здесь, на холме шумел густой бор. Что такое бор? (Ответы детей.) Верно, это сосновый лес. (Показ слайда с изображением Боровицкой башни.)
- Следующая башня – Тайницкая. Она невысокая. О чем нам говорит ее название? (Ответы детей) Правильно. Это значит, что она таинственная, хранит какую–то тайну. Действительно, внутри нее когда-то был тайник. Да не один, а целых два! Колодец и потайной выход. Только это было давным-давно. (Показ слайда с изображением Тайницкой башни.)
- Посмотрите на следующую башню. Она называется Царская. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Она так называется, потому что на ней располагалась вышка, с которой за всеми наблюдал первый русский царь Иван Грозный. (Показ слайдов с изображениями Царской башни и Ивана Грозного.)
- А это Водовзводная башня. В ней был колодец и потайной ход к Москве-реке, а еще механизм, по которому текла вода для полива Кремлевских садов. Водовзводная, т.е. возводившая, поднимавшая воду. (Показ слайда с изображением Водовзводной башни.)
- Посмотрите, а это башня с забавным названием – Кутафья. (Показ слайда с изображением башни Кутафьи.) Она не встроена в Кремлевскую стену и совсем не похожа на другие башни. Почему? (Ответы детей.) Она служила для охраны мостов, ведущих в Кремль. Ее название происходит от слова – «кут», которое означает укрытие.
Интересно? Мы уже с вами узнали много нового о Московском Кремле, я вам предлагаю немного отдохнуть и продолжить наше путешествие. Согласны?
Встаем и повторяем за мной! (Проводится динамическая пауза «Московский Кремль».)
Я люблю мою Столицу — (дети показывают руками сердечко.)
Много в ней красивых мест! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны.)
Сядем с мамой мы в машину (садятся на корточки)
И поедем все смотреть! (встают и рулят руками)
Вот большой дворец, огромный, (выставляют обе руки вперед и показывают)
Называется Кремлем!
Здесь походим, погуляем, (шагают на месте)
Все рассмотрим с мамой в нем! (приставляют руку к голове и смотрят в разные стороны)
Воспитатель: Продолжаем наше знакомство с Кремлем! Посмотрите – это самая главная и красивая башня Кремля – Спасская. (Показ слайда с изображением Спасской башни.) Что мы на ней видим? (Большие часы.) Как они называются? (Куранты.) Правильно! Куранты — это огромные часы с золотыми цифрами. Давайте послушаем, как они звучат.
(Звучит аудиозапись «Бой курантов».)
Знакомый звук? Где мы могли его слышать? (После Новогоднего поздравления президента России В.В. Путина) Эти часы показывают время, по которому живут все люди в нашей стране.
Помните, я сказала, что Спасская башня считается главной башней Кремля? Хотите знать почему?
- В ней расположен парадный въезд в Кремль.
- Все цари и важные люди проходили через него, снимая шапки. Именно проходили, а не проезжали. На чем раньше ездили люди? (Лошади)
- На ней появился первый герб России – Двуглавый орел.
- Спасская башня – центральная, ее первой можно увидеть с Красной площади.
А еще я вам говорила, что она не только самая главная, но и самая какая? Правильно! Красивая! Но, чем же она так хороша? Хочу, чтобы вы на нее посмотрели, и описали ее красоту! (Предполагаемые ответы детей.)
Дополнения воспитателя к ответам детей:
- На ней расположены огромные золотые часы.
- Она построена, как будто из трех частей: Внизу она прямоугольная, ее середина, если смотреть сбоку – овальная, а самая вершина – треугольная, заостренная, с красивой рубиновой звездой.
- Спасская башня построена из кирпича разного цвета (белый, зеленый, красный)
- По середине башни мы можем рассмотреть маленькие арки, в форме перевернутых сердечек, украшенных сверху красивым белым узором, напоминающим кружево.
Заключительная часть.
Воспитатель: Наша экскурсия подошла к концу. Я хочу вас поблагодарить, мне было очень приятно с вами путешествовать. А вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Но сегодня мы с вами не смогли посмотреть все, что есть интересного в Кремле. А кто бы из вас хотел поехать и посмотреть настоящий Кремль? (Ответы детей.)
Я уверена, что если вы расскажете своим родителям о нашем путешествии, они обязательно отвезут вас в Кремль. А вы мне потом об этом расскажете!
Пока вы еще не съездили туда, у нас в группе будет лежать альбом с достопримечательностями Кремля, который вы можете посмотреть, и если вас что-то заинтересует – спросите у меня. Договорились?
Спасская башня – парадные ворота кремля
Спасская башня является неотъемлемой частью красной площади и московского кремля. Башня является парадным входом в кремль, за счет чего получила большую популярность среди Россиян и туристов из разных стран. Практически все, кто побывал на красной площади имеет в своем архиве фото на фоне башни. Это величественное сооружение привлекает внимание всех проходящих. И заставляет поднять голову и восхитится величественной постройкой.
фото башня кремля
История
Спасская башня была заложена и в последующем построена в 1491 году по проекту заказанному у итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. Башня стала первым и главным оборонительным сооружением восточной стены. Изначально башня называлась Фроловска из – за своей близости к церкви Фрола Святого. В последствии в 1658 году была переименована в Спасскую по приказу государя. Причиной переименования послужила икона Спаса Нерукотворного. Которая была установлена на башни. К сожалению икона не дошла до наших дней, но место где она стояла остается видимым и по сей день.
фото башни с орлом
Башня кремля
история башни
фото вид фасада
Описание строения
В наши дни Спасская башня является изюминкой экскурсий по Москве. У основания башни находятся парадные ворота, ведущие в московский кремль. Ворота закрываются массивной решёткой, которая поднимается при помощи огромного механизма. Сама башня имеет высоту 71 метр, где находятся десять этажей. На трех из десяти этажах располагается механизм всеми известных кремлевских курантов, на фоне которых, в новогоднюю ночь, президент России говорит свое послание гражданам России. Эти часы стали одни из самых известных символов России. Не забываем посмотреть увлекательную статью фото Павловский Посад.
внешний вид
спасские куранты
спасские куранты ночью
реконструкция башни
Реконструкция башни
Спасская башня за всю свою историю не однократно перестраивалась и достраивалась (реконструировались). В семнадцатом веке башня получила новый облик. За счет надстроенного каменного шатра. Надстройка была разработана и построена под наблюдением архитекторов Галоева и Огурцова. На верхушке башни был установлен высокий шпиль с двух главным орлом. Символом Российской империи. В 1935 году орел был снят со шпиля и заменен красной пятиконечной звездой. В 1937 году звезда была заменена опять на другую звезду большего размера. Так же звезда получила возможность вращаться от потоков ветра.
концерт на красной площади
главные ворота России
Интересный случай из истории «Наполеон и башня»
Когда Наполеон хозяйничал в Москве. Он разрушил множество исторических и значимых зданий. И когда он преступил к разрушению кремля, защитники успели отбить Спасскую башню и сохранить её в первозданном виде.
две башни ночью фото
пятиконечная звезда
две башни ночью
Спасская башня является кремлевской и находится между Сенатской и Царской башнями. Если вы будите в Москве, обязательно посетите знаменитую башню. Так же если вам понравилась статья, обязательно оставьте свой отзыв в комментариях или подпишитесь на один из наших каналов. И получайте самые свежие статьи и фото к ним.
russiakrasava.ru