Как происходит познавательное развитие дошкольника: всё, что нужно знать родителям


Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Внимание! Самая важная функция в формировании познавательной деятельности ребенка – восприятие.

На этой базовой особенности строятся все основополагающие принципы дальнейшего развития психики человека. Благодаря этой функции дошкольник способен ориентироваться в окружающем его мире. Восприятие развивается в игровой форме – собрать красивый пазл, составить разноцветную пирамидку, разложить треугольники по формочкам и так далее.

С года до трех лет


Подбирая части фигурок по цвету, форме, величине и другим признака, комбинируя и сравнивая их между собой ребенок получает практическое применение полученных знаний.

Естественно, что добиться идеального результата сразу у ребенка не выходит.

В какой – то мере, благодаря достаточно грубым ошибкам формируется правильный результат.

Примерно ближе к двум годам количество совершаемых действий сокращается.

Теперь начинает играть роль зрительное восприятие – на глаз определяется верность/неверность того или иного движения.

В это же время вместе с восприятием развивается и мышление. Появляется своеобразная логика. Так, чтобы достать мячик со стола, следует придвинуть к нему стул, встать на него, а затем уже и взять мячик. Насыпая муку в сеялку, понимает, что она вываливается через дырочки.


Благодаря этому, ребенок с большим усердием начинает открывать новые горизонты.

Скатывание, перекатывание и скольжение – данные навыки также формируются в процессе активной подвижной деятельности.

Таким образом, достигая трехлетнего возраста малыш способен не тратить лишнее время на эксперименты, а проворачивать это все в голове, предусматривая положительные, либо же отрицательные версии поступка.

Помимо самостоятельного изучения окружающего мира ребенок узнает интересующую его информацию у взрослых. Почему собака лает? Это кот? Тетя улыбается? Песок сыпется? И тому подобное.

Таким образом, на основе взаимодействия с миром и общения с окружающими малыш развивает свою познавательную функцию и получает информацию о жизни вокруг себя.

В возрасте 3 – 5 лет

Характер познавательной деятельности ребенка приобретает более выраженный характер:

  1. Знания о мире получены более полно.
  2. Выявлены новые средства ориентирования в мире.

Появляется образное мышление, способность понимать различную символику. Возникает такое явление, помимо восприятия, как ощущение. Острота зрения повышается, увеличивается фонетический слух. Но при этом фантазия еще не до конца развита, ребенок – реалист. Что вижу – то существует. Что не вижу – того нет. Любознательность начинает развиваться с большей силой, ребенок задает все новые «почему?».

К 5 – 6 годам

Начинает развиваться интеллект, появляется способность к моделированию и экспериментированию. Дошкольник самостоятельно начинает ставить опыты.

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

метки:

Предмет, Ребенок, Развитие, Активность, Деятельность, Возраст, Ранний, Действие СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность познавательной активности и ее проявление у детей…….. 7

1.2 Особенности развития познавательной сферы в раннем возрасте……. 12

1.3 Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей раннего возраста……………………………………… 18

1.4 Предметная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста………………………………………. 23

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика познавательной активности детей третьего года жизни………………………………………………………………………….. 32

2.2 Опытно-практическая работа по развитию познавательной активности детей раннем возрасте.»>раннего возраста в процессе предметной деятельности и ее результаты……………………………………………………………………………….. 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… 54

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития познавательной активности дошкольников — одна из самых актуальных в детской психологии и современной педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.

14 стр., 6654 слов

Влияние методов использования наглядности на формирование познавательной …

… на развитие у учащихся высокой активности и самостоятельности мышления. Цель работы — описать роль наглядных пособий и дидактических материалов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста. Объект … времен. Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было эмпирическое применение наглядности — без ее теоретического обоснования. …

Предметная деятельность в раннем возрасте является ведущей, она определяет, “ведет” за собой психическое развитие. Именно в предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка — речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности, поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами — первая задача образовательного процесса в раннем возрасте. Предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве с взрослым.

Предметная деятельность и познавательная активность тесно связаны между собой и представляют собой две стороны одного процесса. К концу раннего детства важным компонентом в структуре предметной деятельности становится появление способности самостоятельно оценивать полученный результат в соответствии с исходным замыслом.

Поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, то познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.

Познавательная активность важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познать окружающий мир. И это не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.

Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо), проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л.Рубинштейн), особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека (Л.А.Гордон), готовность к энергичному овладению знаниями (Н.А.Половников), проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П.Аристова).

Ребенка интересуют предметы и объекты окружающего мира, он стремится понять, как они используются в жизни, кому нужны, в каких связях друг с другом находятся. Это внутреннее состояние готовности ребенка к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующиеся в познавательных действиях и операциях, определенно детским психологом М.И.Лисиной как познавательная активность.

Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребенка, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Исследовательская активность ребенка раннего возраста является основой для успешного интеллектуального развития дошкольников, она является важной составляющей познавательного и творческого развития личности.

4 стр., 1675 слов

развитие активности и самостоятельности школьников в процессе …

… у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.СЯкиманский и др. Познавательная … проверить комплекс мероприятий по развитию активности и самостоятельности школьников на уроках технологии. Объект исследования – развитие активности и самостоятельности школьников в …

Цель исследования: определить эффективность развития познавательной активности у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности у детей раннего возраста.

Предмет исследования: предметная деятельность как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей раннего возраста;

2) изучить сущность познавательной активности и особенности ее проявления у детей;

3) изучить влияние предметной деятельности на развитие познавательной активности детей раннего возраста;

4) провести диагностику познавательной активности детей раннего возраста;

5) организовать опытную работу по развитию познавательной активности детей третьего года жизни и проанализировать ее результаты.

Гипотеза: процесс развития познавательной активности у детей раннего возраста будет проходить более успешно, при соблюдении следующих условий:

— создание предметно-развивающей среды;

— использование игр развивающих познавательную активность;

— целенаправленном руководстве развитием предметной деятельности детей третьего года жизни;

Методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

— педагогический эксперимент;

— наблюдение;

— методы математической обработки данных.

Теоретической основой исследования являются труды таких ученых: Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, Е.О.Смирновой, Л.Н Галигузовой.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Сущность познавательной активности и ее проявление у детей

Познавательная активность, по словам Е.А.Лобановой [16], — важнейшая область общего феномена активности, предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир. И это не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Познавательная активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и потенциальных возможностей личности.

Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо), проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л.Рубинштейн), особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека (Л.А.Гордон), готовность к энергичному овладению знаниями (Н.А.Половников), проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П.Аристова).

2 стр., 576 слов

Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным …

… делом. Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ. 7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! … эксперимент, и заставляли детей делать то же самое – одергивали детей, «шикали» на них, если дети начинали проявлять какую-либо активность. Вторые начинали активно воспитывать своего ребенка – посмотри …

Познавательная активность — это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений.

Признание дошкольного возраста сенситивным не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Для этого необходима специально организованная работа, направленная на эффективное протекание данного процесса. При этом важнейшими условиями формирования познавательной активности детей, по мнению Е.А.Лобановой, являются внутренняя активность самого ребенка и грамотное руководство этой активностью со стороны педагога.

Е.О.Смирнова [21] отмечает, что в раннем возрасте интенсивно развивается исследовательское поведение ребенка, особенно тогда, когда он начинает самостоятельно передвигаться и получает доступ к множеству предметов окружающего мира. Все предметы, которые вызывают у малыша интерес, становятся “проблемой для ума”. Познавательная активность является важнейшим показателем успешного психического развития ребенка в раннем возрасте.

Познавательная активность и интеллектуальное развитие в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребенка, удовольствии, которое он получает от своей исследовательской деятельности. Нормально развивающийся малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающими, быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его, с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными предметами и веществами. Такое познание захватывает малыша, вызывает у него интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Исследовательская активность ребенка развивается, совершенствуется, усложняется на протяжении всего раннего возраста, оставаясь важной составляющей познавательного и творческого развития, как в этот, так и в последующие возрастные периоды. Богатая и разнообразная предметная среда, побуждающая малыша к активным действиям, является важнейшим условием развития познавательной сферы.

Как отмечает Е.О.Смирнова [25], предметная деятельность способствует развитию познавательной активности ребенка, совершенствованию психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

В процессе знакомства с предметами и способами их использования совершенствуются все психические процессы. Развитие психических процессов представляет собой целостный процесс, который характеризуется не столько совершенствованием отдельных психических функций, сколько изменением их взаимосвязей. Применительно к педагогике раннего возраста это означает, что содержанием обучения детей не должно быть развитие и “тренировка” отдельных процессов — восприятия, мышления, памяти или внимания. Полноценное психическое развитие может осуществляться только в процессе целенаправленной организации разных видов деятельности детей, и, прежде всего — ведущей предметной деятельности, в ходе которой совершенствуются все психические процессы в их взаимосвязи.

22 стр., 10633 слов

Основные тенденции развития в подростковом возрасте и ранней юности

… парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков: -чрезмерная активность может привести к изнурению, -безумная веселость сменяется унынием, … зависимости. Также он разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, — это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое …

В целостной системе психических функций в раннем возрасте доминирует восприятие. Ребенок познает окружающий мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния. Восприятие в раннем возрасте тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и не точным.

А.А.Люблинская [17] указывает, что на протяжении первых трех лет жизни ребенка возникают новые многообразные потребности. Среди них особое значение имеют социальные потребности в активной познавательной деятельности и общении с людьми. В раннем возрасте активность ребенка имеет ярко выраженный ориентировочно-исследовательский характер. Она мотивируется желанием ребенка узнать “что это такое?”. Такое отношение нельзя рассматривать как проявление подлинно познавательного интереса, однако результатом активности ребенка является то, что он обнаруживает новые качества предметов и устанавливает новые для него связи и отношения между ними.

Потребность ребенка в активной деятельности и ярко выраженное ориентировочно-исследовательское отношение к окружающему быстро формирует его познавательные чувства: сначала ребенок только удивляется новому, т.е. проявляет любопытство, а затем в дошкольном возрасте уже отчетливо проявляет любознательность, т.е. желание узнать то, что можно воспринять как новое, удивительное.

Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов. К внутренним мы относим биологические факторы, а также психические свойства личности (способности, характер, темперамент и направленность), к внешним социальные и педагогические.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Как отмечает Т.М. Землянухина [11], источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой — последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности ребенка.

Познавательная активность является природным проявлением интереса ребенка к окружающему миру и характеризуется четкими параметрами. Об интересах ребенка и интенсивности его стремления познакомиться с определенными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех, и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …

… пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с …

В развитии любознательности детей дошкольного возраста, по мнению В.Г. Каменской [12], решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность. Именно она стимулирует возникновение познавательной установки. Любознательность дошкольников выражается, прежде всего, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем их мире. Причинами постановки вопросов является обычно возникновение неопределенности в чем-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, не обычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.

Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений, подчеркивает А.А. Люблинская [17]. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений. Познавательная деятельность дошкольников отличается яркой эмоциональной окрашенностью. Эмоциональные воздействия на ребенка чрезвычайно стимулируют его познавательную активность к этим воздействиям.

Итак: познавательная активность проявляется в отношении детей к разным видам предметных действий, интерес к разного рода предметным задачам, длительности обследования предметов, самостоятельности и настойчивости в решении предметных задач. И поскольку уровень познавательной активности всегда взаимосвязан с уровнем развития предметной деятельности ребенка, познавательная активность выступает как важнейший параметр предметной деятельности.

1.2. Особенности развития познавательной сферы в раннем возрасте

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, простейших причинно-следственных связей, характера движений и соотношений. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие ребенка, развиваются его мышление, память, воображение.

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Так память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

По словам Л.С. Выготского, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия…ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия. Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития».[6]

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …

… пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. В соответствии с …

Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.

Несмотря на то, что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы, и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он познает различные предметы. Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

Как отмечает Е.О. Смирнова [21], развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называются соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твердость, местоположение и прочее. Уже в конце младенчества дети начинают совершенствовать действия с двумя предметами — нанизывают, ставят одно на другое, складывают и прочее. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов — не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно эти действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине.

Как указывает Л.А.Венгер [4], в 2-2,5 года для ребенка, становится доступным зрительный подбор по образу, когда из двух предметов разной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Зрительный выбор по образцу — гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем, как отмечает Е.О. Смирнова [26], сначала дети выбирают предметы одинаковые по форме, потом по величине и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь затем переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.

4 стр., 1597 слов

Формирование трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста

… помочь друг другу; — направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой … и животных, вызывает живой интерес к ним. Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, …

В раннем возрасте ребенок может достаточно точно определить форму, величину и цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, подчеркивает О.А. Шаграева [29], ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любым карандашом, или, выполняя постройку по образцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения — это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Таким образом, могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет “как домик”, а круглые предметы “как мячик”. Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов, по мнению Л.Р.Болотиной [3], необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлением мышления. Это действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но подобные догадки возникают только в тех случаях, когда предметы уже связаны между собой (игрушка уже привязана к веревочке).

В раннем возрасте он уже связывает между собой предметы, которые объективно и зрительно разъединены, — он связывает и соединяет их в своих практических действиях, отмечает С.А. Козлова [13].

В процессе предметной деятельности, как отмечал Д.Б.Эльконин [30], ребенок выполняет соотносящие и орудийные действия. В процессе их усвоения ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но и на связь между предметами, что в дальнейшем способствует установлению таких связей в новых условиях при самостоятельном решении практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.

Внешние, практические ориентировочные действия служат основой и исходным пунктом для формирования всех форм мышления. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков и звучащих игрушек и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Этот опыт неотрефлексирован, не осознан, он пока полностью включен в ткань непосредственного, конкретного действия, но важно, что предметы выступают здесь не со стороны своих практичеких-потребительских функций, а со стороны своих абстрактных, общих свойств, вычленения существенных и функциональных признаков, которые открывает и познает ребенок. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, но, прежде всего, в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, настойчивости и удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности.

3 стр., 1016 слов

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего …

… 5.Список литературы………………………………………………………..стр.21 1.Комплекс педагогических факторов, отрицательно влияющих на здоровье детей 1.Стрессовая педагогическая тактика. 2.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным … характеристику двигательных способностей. Определите связь развития двигательных способностей у детей с особенностями их возрастного, физического и нервно-психического развития С …

Повторение и воспроизведение исследовательских действий приводит к тому, что на их основе складываются внутренние психические действия. Уже в пределах раннего возраста у ребенка появляются действия, которые он совершает в уме, без внешних проб.

Как отмечает Л.А.Венгер [4], мышление, как внутренняя психическая функция, вначале отстает о практической деятельности ребенка. В раннем возрасте оно существует и развивается внутри этой практической деятельности: ребенок “мыслит”, действуя одним предметом на другой, соотнося размеры и свойства разных предметов, устанавливая последовательность предметных действий и формируя образ своих действий. Уровень развития мышления и обобщения ребенка определяется не только его предметными действиями, но и развитием речи.

Овл……..

Примеры похожих учебных работ

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в …

… и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально — творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Во второй главе …

4073-1 Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста …

… психических процессов и познавательных способностей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. Таким образом, проблема развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим …

Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

… эффективность занятия как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи …

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

… активности у детей дошкольного возраста 3. Изучить проблему развития познавательной активности дошкольного возраста. 4. Определить диагностические методы к проблеме познавательная активность. 5. Выявить влияние познавательной активности на детей …

Трудности сепарации у взрослых созависимых детей и их связь с ранним детским опытом

… и автономии. Трудности сепарации, которые переживает ребенок на ранней стадии своего развития, влияют на появление у него во … – Воронеж: МОДЭК. – 2000. 16. Москаленко В.Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). – М: Просвещение, …

Память и её развитие в учебной деятельности

… создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за … по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на … ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. …

Развитие когнитивных способностей, активности и интереса

Важно! Для того, чтобы в полной мере развить познавательные способности ребенка следует проводить специальные занятия. Самое интересное в таком возрасте – игра. Поэтому всю информацию следует проводить в игровом режиме.

В среднем такая игра должна занимать не больше 15 – 20 минут, чтобы не вызывать у малыша отторжение. Во время занятий необходимо все показывать на своем примере: в какой руке держать ложку, как снимать и надевать одежду.

Справка! Дети любят, чтобы им перечитывали сказки или заново рассказывали ту или иную историю. Таким образом ребенок лучше запоминает информацию.

Не следует предъявлять завышенных требований или ругать ребенка за непонимание или плохое усвоение знаний. Помните, так можно лишь отбить желание что – либо делать. Это неправильная стратегия. Лучше хвалить дошкольника за маленькие успехи и помогать исправлять недочеты.

Упражнения


1. С года до трех лет:

В ход идут кубики, различные фигурки (не слишком мелкие, ребенок может их проглотить), собирание пазлов, вылепливание элементарных фигурок из пластилина и ролевые игры (продавец – покупатель, парикмахер – клиент, ну и конечно же, дочки — матери).

2. Три – четыре года:

Обучение алфавиту и чтению по слогам, обучение элементарному математическому счету (мишка плюс мишка, сколько мишек?), чтение детских книг, беседы по ним (почему королева злая?), лепка из пластилина животных, растений, создание поделок, сбор лего, конструкторов.

3. С четырех до пяти лет:

Игры на сравнение, отличие (какой мозаики недостает, какая картинка лишняя). Развивается умение различать цвета, согласовывать существительные и прилагательные и т. д.

Чувственное и рациональное познание

В момент усвоения знаний каждый человек пользуется определённой структурой, одинаковой у всех людей. Она основана на органах чувств, как структурных элементах познавательных способностей, идентично задействующихся, диктуя общие законы познания.

Познание каждого человека включает в себя 2 ступени:

  • чувственную (эмпирическую) – рассматривающую ощущения, восприятия и представления как основную форму подлинного постижения. Это тот случай, когда человек сам понимает происходящее;
  • рациональную — считающую разум опорой, источником и основным мерилом достоверности и безошибочности человеческих стремлений. В этой ситуации человек не только понимает, но и в состоянии объяснить и даже доказать понимаемое другому.

Чувственное познание включает в себя три разноуровневые формы устанавливающиеся от низшей к более высшей:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Ощущения — первичные сведения, о предметах получаемые с помощью анализаторов, они же самые примитивные и не отражающие целостность объекта:

  • цвет;
  • запах;
  • вкус;
  • тактильные ощущения.

Восприятие — это уже совокупность нескольких ощущений и более сложная форма чувственного освоения. Отрывочные ощущения сливаются в целостно определяемый образ. Возникает отделение одного объекта от другого. Посредством восприятия осуществляется адекватное опознание предмета и соотношение его образов.

Представление — переходное звено между чувственным и рациональным постижением, вмещающее чувственные и рациональные элементы изучения. Его специфической чертой является отделение образа от предмета: возможность представлять предмет в его отсутствие. Возможность мысленно оперировать предметом без непосредственного контакта с ним. Другими словами: использовать воображение и фантазии в отношении объекта.

Предпосылками рациональности являются:

  • отделение мысли от предмета;
  • мышление как завершение процесса обобщения, формирование абстрактных понятий: материи, массы, времени, пространства.

Рациональное познание как процесс мышления включает 3 формы одноуровневого порядка:

  • понятие;
  • суждение;
  • умозаключение.

Однако такой процесс неосуществим без таких специфических приёмов абстрактно-логического мышления, как:

  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • идеализация;
  • абстрагизация.

Благодаря им и выстраиваются выводы. Сравнивая, анализируя и синтезируя полученные данные, человек формирует свои умозаключения. Сравнение – основной метод мыслительной деятельности.

Обе ступени находятся органичном единстве, взаимосвязи и взаимопроникновении переходя одна в другую подобно диффузному явлению. Система анализаторов человека, как ступень чувственного освоения создана для восприятия ощущений, а рациональное мышление, — для формирования выводов на основании полученной информации. Это позволяет получать наиболее объективные выводы на постоянном следовании к основной цели познания — поиску истины.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности


С пяти до семи лет познавательная деятельность дошкольника начинает включать в себя исследования и эксперименты.

Можно брать стандартные игры (прятки) или же поиграть в игру – отыщи спрятанную вещь в комнате, ориентируясь на подсказки «холодно – горячо».

Следует поиграть в такую развивающую игру: несколько детей по очереди пытаются объяснить значение слова не называя его, ребенок должен угадать.

В дошкольном возрасте дети учатся делать выводы и умозаключения, ставить опыты, путем проб и ошибок. Очень хорошо в это время развивать творческие способности, формировать моральные и нравственные ценности путем показа качественных мультфильмов и чтения хороших книг.

Также важно уделить внимание развитию речи ребенка. Занимайтесь самостоятельно, если видите в этом прок, но когда ваш ребенок долго не выговаривает определенную букву или совершает сильные артикуляционные ошибки, обратитесь к логопеду.

Познавательная деятельность — что это такое

Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.

Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.

Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.

Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:

  • внимание;
  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • восприятие;
  • ощущение;
  • представление;
  • воображение.

Для его осуществления необходимы следующие составляющие:

  • объект (информация, знания);
  • субъект (получающий знания — познающий);
  • причинно-следственная связь между субъектом и объектом (почему необходимо эти знания усвоить).

Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]