Мастерим дидактическое пособие по экологии и окружающему миру
рукоделие по экологии, учитель Ковалева Е.Б. Новосибирск, 2017 г.
Мастерим дидактическое пособие по экологии и окружающему миру
вместе с младшими школьниками.
Пояснение.
Очень удобное дидактическое пособие для младших школьников, такое как «Касса букв и цифр» со специальными прорезями для карточек с буквами и цифрами. Касса букв и цифр помогает первоклассникам изучать буквы, цифры; помогает составлять слова по слогам и производить простые арифметические действия. Такие пособия наглядны, развивают и укрепляют визуальную и моторную память детей. Касса букв и цифр используется на уроках математики, русского языка и чтения в младших классах. А вот для уроков по окружающему миру таких универсальных пособий нет. Предлагаю смастерить вместе со школьниками дидактическое пособие по окружающему миру для первоклассников из картона.
Цель и задачи занятия
: 1. Образовательные: дети должны понимать смену времен года, уметь перечислять сезоны, определять весенние явления природы, понимать полезную деятельность людей весной. 2. Развивающие: учителю нужно развивать интерес детей к природе, к ручному труду. 3. Воспитательные: учитель может воспитывать у ребят любовь к природе, к труду; воспитывать дружеское взаимодействие в команде; приучать к взаимопомощи друг другу.
Предполагаемые результаты:
набор дидактических пособий по экологии, сделанный своими руками. Школьники приобретут умения клеить, вырезать, сопоставлять, производить действия в правильной последовательности, размышлять над явлениями природы, определять по приметам смену времен года. Эти картонные поделки можно применять в дидактических учебных играх на уроках по окружающему миру.
Материалы:
картон, рисунки, цветные карандаши, ножницы, клеящий карандаш, простые бумажные конверты, скотч.
Тема занятия:
Весна пришла. Аналогичные занятия можно провести по примерным темам: «Зима – затейница», «Осень – время полных кладовых» и др., подобрав соответствующие картинки.
Содержательная часть занятия:
Весной просыпается природа. Ярче светит солнце и начинает таять снег. Звенит весенняя капель! День становится длиннее, а ночь – короче. Теплеет. Из облаков капает первый весенний дождик. Прорастают ранние травы и расцветают первоцветы. На деревьях распускаются почки. Прилетают первые перелетные птицы. А школьники уже приготовили для них уютные домики – скворечники. В скворечнях птицы будут выводить птенчиков. Наступление весны — это пробуждение природы после долгой зимы.
К занятию школьники могут выучить несколько стихотворений и загадок о весне.
Ход работы
ШАГ №1.
Выбираем в детских журналах понравившуюся картинку о природе. Мы выбрали из архивных номеров журнала «Веселые картинки» рисунок «Весна пришла» художницы И. Савиной.
ШАГ №2.
Распечатываем на цветном принтере несколько экземпляров этой картинки на листах формата А4. Если нет цветного принтера, то распечатываем на черно-белом принтере и раскрашиваем рисунок цветными карандашами. Приклеиваем листы на картон.
ШАГ №3.
Отрезаем пейзажную часть картинки от нижней части. Делаем в картоне прорези в намеченных местах картинки. Вырезаем отдельно каждый предмет или элемент пейзажа из нижней части картинки. Фестоны на карточках не отрезать, а проверить, хорошо ли они вставляются в прорези картинки. Складываем все 7 вырезанных карточек с предметами в конверт (солнце, птичка, скворечник, облачко, ландыш, трава, инструменты).
ШАГ №4.
Конверт приклеиваем с обратной стороны картинки на картон.
Применение пособия в игре.
После беседы с первоклассниками о весенних явлениях природы, учитель делит детей на команды по двое в команде. Один школьник держит картинку двумя руками так, чтобы было хорошо видно всем одноклассникам. Второй школьник вынимает из конверта картонные карточки с предметами — приметами весны и держит их в руках. По команде учителя дети должны быстро и правильно распределить карточки с приметами весны по местам и вставить их в прорези правильно. Учитель определяет команду-победителя, состоящую из двух учеников, подсчитывает ошибки других. Всем весело!
Вид поделки сверху.
Вид поделки сбоку:
Исправляем ошибки. Что тут неправильно?
Использованный источник картинки:
https://detmagazin.ucoz.ru/load/135 библиотека детских журналов. На сайте есть возможность распечатать понравившуюся картинку из любимого детского журнала.
5
Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников
Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников
Автор — Ишмухаметова Лиана Ильдусовна, воспитатель логопедической группы МБДОУ детский сад №36 с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан.
В наши дни проблема окружающей среды наиболее актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход её естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают учёные, техническими средствами невозможен. Экологическое воспитание выступает необходимым условием преодоления последствий негативного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда».
Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты. Сегодня мы поговорим об экологических макетах.
Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.).
В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:
-создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;
-развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность;
-формируются навыки правильного поведения в природе;
-воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет. В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
Макет «Водопад»
Макет «Горы»
Макет «Озеро»
Макет «Зимний лес»
Макет «Улей»
Создание макета муравейника
Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.