Обучаем ребенка правильно читать по слогам: упражнения и игры


25 февраля 2019

Аверьянова Света

Научить ребенка самостоятельно читать до первого класса без помощи учителей и профессиональных навыков сложно, но вполне возможно. Для этого родителям потребуются учебные пособия, книги, методические рекомендации от авторов программ. Как избежать трудностей с обучением, когда и с чего начинать, что делать, если ребенок отказывается учиться читать, расскажем подробнее.

Когда начинать

Со скольких лет начинать учить ребенка читать? На этот вопрос нет точного ответа. Уроки буквенной грамоте проводят в 4–5 лет, перед началом обучения в школе, в 6–7 лет.

Возраст дошкольника не является основным показателем готовности к усвоению новых знаний и понятий. Гораздо важнее, насколько он подготовлен к занятиям интеллектуально, психологически, физически. Обратите внимание на следующие показатели, которые для знакомства с чтением должны быть в норме:

  • Малыш хорошо разговаривает, использует распространенные предложения для рассказа или ответа на вопрос.
  • Фонематический слух, артикуляционные навыки развиты согласно возрасту. Особое внимание обратите на правильность произношения звуков, дошкольник должен выговаривать и узнавать все фонемы.
  • Ребенок поддерживает разговор, понятно и последовательно рассказывает о прошедшем дне, ярком событии.
  • Дошкольник ориентируется в пространстве. Понимает направления право–лево, верх–низ. Если малыш путает стороны, но сам исправляется, это считается нормой.
  • Детсадовец может заниматься настольными играми, рисованием более 10 минут.

Если все перечисленные показатели у дошкольника в норме или с незначительными отклонениями, ему больше 5 лет, пора задуматься об обучении чтению.

Неподготовленных шестилеток стимулируйте, привлекайте к азбуке собственным примером, решайте логопедические проблемы. Если же детсадовец еще совсем маленький, 3–4 года, но просит рассказать о буквах, научить складывать слоги, пойдите ему навстречу. Проводите занятия в легком режиме, чтобы не отбить интерес к чтению большими объемами информации, трудностями ее усвоения.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.
На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»
Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» — «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» — «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое. Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени.

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

На заметку! Под обучением чтению понимайте целенаправленную работу по прививанию навыка осознанного складывания слогов, слов и предложений. К серьезным занятиям дети готовы в 5–6 лет. Буквы, элементарные сочетания согласных и гласных можно начинать осваивать гораздо раньше, в 2–4 года.

Правила, которые помогут научить детей читать

Итак, ребёнок психологически готов к овладению новым навыком. Более того, он сам тянется к книжкам, он обожает слушать сказки и хочет уже научиться читать, чтобы не просить об этом маму. Значит, нужно приступать к обучению.

Но только правильно, с учётом рекомендаций специалистов и опытных родителей.

  • Собственный пример. Если родители любят читать и постоянно засиживаются с книжкой по вечерам, с большой долей вероятности ребёнок будет тянуться к чтению. И напротив, если взрослые предпочитают сидеть в компьютере или смотрят сериалы, малыш отложит книгу подальше.
  • Красивые иллюстрации. Первые книжки для чтения должны быть с яркими иллюстрациями, которые привлекут детское внимание. К тому же сюжетные картинки помогут малышу следить за интригой сказки.
  • Совместное чтение и обсуждение. Обязательно регулярно читайте книги ребёнку, превратите чтение в своеобразный вечерний ритуал. При этом можно и нужно интересоваться детским мнением по поводу прочитанного.
  • Поиск букв. Буквы встречаются повсюду: на обложках журналов, на вывесках в магазинах, на уличной рекламе. Обращайте внимание ребёнка на этот факт и просите его отыскать знакомую букву или слово на вывеске.
  • Игры с буквами и словами. Подобных игр великое множество: поиск слова на заданную букву, буквенное лото, составление коротких слов из более длинных, обведение пальчиком контура букв, выкладывание из подручных материалов.

И, пожалуй, главная рекомендация от специалистов. Никогда не принуждайте ребёнка к чтению, если он того не желает. Особенно это касается маленьких детей, которые попросту не готовы к подобным систематическим занятиям. Но и к дошкольнику-нехочухе стоит искать особый подход – поощрение, похвала, совместные игры.

Этапы обучения

Даже очень любознательного, одаренного ребенка нельзя научить читать спонтанно, бессистемно. Навык будет формироваться устойчиво, если использовать комплексный подход.

Не торопитесь сразу дать понятие о букве, слове, способах их сложения и прочтения. Воспользуйтесь нашими рекомендациями по составлению плана занятий.

Развитие фонематического слуха, образного мышления в раннем возрасте

Это крайне важно для восприятия звуков, букв, текста. Способность к чтению закладывается в младенческом возрасте, хотя многие родители делают это неосознанно.

Играйте с грудничком в шумные игры, используйте музыкальные инструменты, звукоподражания. Вырабатывайте чувство ритма с помощью мяча, скакалки, пения, стихотворений. Учите различать тихие, громкие звуки, стук, гудение, вариантов развития фонематического слуха много.

Последний этап — дифференциация звуков в начале и конце слова. На такие вопросы кроха должен отвечать к 5 годам. Для этого не нужно знать буквы. Назовите слово, начинающееся на С (сорока, сом), пусть придумает еще несколько похожих. Потом используйте последнюю букву. Вы говорите ДОМ, он называет МАМА, МЫШЬ.

Справиться с последней задачей получится не сразу. Не настаивайте, тренируйтесь по дороге из детского сада, просите повторить правильный ответ за вами, уделяйте больше времени изучению незнакомых звуков на природе, дома.

Знакомство со звуками

Прежде чем познакомиться с внешним видом букв, расскажите ребенку о звуках. Разделите их на несколько групп. Например, гласные — их можно петь, звонкие — покажите на примере звуков природы (гром гремит, тигр рычит), глухие соотнесите с тихими, не мелодичными звуками (тс-с-с, пых).

На этом этапе важно сформировать образ, фонетическую оболочку букв.

Это поможет ребенку производить слоговой и фонематический анализ слов в школе.

На заметку! Для различения звонких и глухих при речи используйте прикладывание пальцев к горлу. При произношении Р, Д, М и других звонких согласных под пальчиками будет вибрация. При произнесении глухих (Ш, П, С и др.) — вибрация отсутствует.

Изучаем и запоминаем буквы

Знакомство с буквами начинайте с постановки целей. Объясните, для чего это нужно знать. Расскажите о возможностях, которые открывает книга, о письменности, культуре разных народов. Основная задача — заинтересовать малыша.

Мотивацию продолжайте на простых примерах букв. Начните с гласных, например А, У. Детсадовец быстро их запомнит, научится писать, сможет прочитать первое слово: АУ!!! Когда поймет, что читать совсем несложно, уроки могут быть занимательными и веселыми, двигайтесь дальше. Сочетайте новые буквы со складыванием слогов, простых слов.

Еще один вариант знакомства с буквами — изучение с привязкой к картинке. Для этого нужны буквари или азбуки. М – машинки, Т – тортик, В – ворона и т. д. Этот метод необходим детям-визуалам. Для быстрого запоминания символов, начертания алфавита используйте лепку, разукрашивание букв, обводите их в прописях.

На заметку! Николай Александрович Зайцев, автор методики обучения чтению по складам с помощью кубиков, считает, что не нужно давать знания о буквах постепенно. Предлагает заучить азбуку целиком, а потом переходить к складам.

С его мнением можно согласиться или нет. Ориентируйтесь на темперамент, способности своего малыша.

Складываем слоги

Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.

Покажите, как пропевать слоги. Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой. После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.

Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.

Составляем слова

Для этого этапа будут полезны разрезанные карточки со слогами. Сначала берите по 3–4 штуки, потом можно больше. Дайте задание составить слова из полученных карточек, лучше, если вариантов будет несколько. Например, на столе лежат слоги МА, РА, ЗИ, ПО. Пусть составит слова: ЗИМА, ПОРА, РАМА.

Карточки со слогами вы можете скачать ниже, нажмите на картинку, скачивайте и распечатывайте.

Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные буквы и карточки с открытыми слогами. Например, МА, ПА, СО и буквы на карточках К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ.

Через 2–3 урока предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые лексемы: ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.

После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя–тремя. Торопить, ругать, подсказывать не нужно.

Читаем предложения

Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:

У Вани новые книги!

Сын сам есть суп. Мама рада.

Мишка шишки собирал

И все елки ободрал.

Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.

Готовы ли вы обучать ребенка чтению?

Ребенок-то может быть и готов учиться, но готовы ли вы сами его обучать? Педагогом, естественно, быть не обязательно, но уделить внимание двум важным моментам определенно нужно:

  1. Во-первых, подумайте, помните ли вы сами в точности алфавит, не путаетесь ли в названиях букв. Для самопроверки возьмите любой справочник. Если замечаете, что сами говорите нечто вроде «лэ», «мэ», «нэ» и т.д., стоит проработать эти моменты, т.к. правильное произношение – это «эл», «эм», «эн» и т.д. Также подумайте, осознаете ли вы разницу между названиями букв и их звуками в словах. Очень важно понимать, что в зависимости от окружения другими буквами одна и та же буква может звучать по-разному. Вскоре все это вам придется рассказывать своему малышу, поэтому разберитесь с этим и сами.
  2. Во-вторых, готовы ли вы обучать ребенка с точки зрения педагогики и психологии? Конечно, если он будет усваивать все быстро и сразу, это очень хорошо, но если вы встанете перед необходимостью говорить об одном и том же по 20-30 раз? Поймите, что при обучении нельзя вставать в жесткую родительскую позицию, мол «ну что здесь непонятного?», и всегда следует сохранять спокойствие, терпение и доброжелательность. Так что здесь тоже следует быть крайне аккуратным, и если вы чувствуете, что пока не готовы приступать к самостоятельному обучению ребенка, то стоит немного повременить.

Если же вы все учли и чувствуете в себе уверенность, то приступать к обучению можно. И теперь давайте немного поговорим о нескольких методах, с которых можно начать обучение чтению самых маленьких.

Как тренировать ребенка

Итак, дошкольник научился читать. Пришло время обратить внимание на скорость словосложения, чтобы укладываться в нормативы техники чтения в школе. Используйте следующие упражнения для повышения темпа воспроизведения отрывков вслух.

Чтение слоговых таблиц

Таблицу можно распечатать в большом размере, нажмите на картинку и скачайте её:

Эффективное средство перехода от слогового к пословному чтению. Если проводить тренировки регулярно, будущий первоклассник будет складывать слова из слогов автоматически.

Читайте таблицы столбиками (вертикально), на каждую по 30 секунд на начальном этапе. Записывайте потраченное время в дневник, отмечайте прогресс. Через 7–10 дней дошкольник должен подойти к такому результату: 3 таблицы за 30 секунд, то есть практически выучит их наизусть. Тренируйтесь каждый день 2 раза.

Волна

Положите книгу на стол перед ребенком, текст должен быть небольшой. Пусть прочитает в удобном для него ритме. Затем разверните учебник на 90°, попросите прочитать отрывок или весь текст. Потом расположите ее вверх ногами, повторите задание. Объем текста увеличивайте постепенно.

Чтение отрывками

Упражнение подходит для детей со средним или быстрым темпом речи. Задача родителя или педагога: максимально улучшить результат. При выборе тренировочного текста учитывайте технику чтения на данный момент и прибавьте к результату 30 слов. Если дошкольник читает 20 слов, дайте текст на 50 единиц, если 30 слов — на 60 единиц.

Тренировка состоит из трех этапов. Сначала ребенок прочитает заданный отрывок без задания, в привычном для него ритме. Затем старается уложиться в 1 минуту, использует две попытки. Увеличивайте количество слов в отрывке, когда дошкольник спокойно, без усилий справляется с поставленной задачей. Тренировку проводите каждый день 2 раза (утром, вечером).

Пересказ прочитанного текста

Это задание полезно ученикам с любым ритмом чтения. Учите пересказывать прочитанное по абзацам, затем по странице, потом полностью. Если детсадовец читает совсем медленно, по слогам, воспроизводите текст сами вслух. Пусть расскажет, что услышал и понял. Затем прочитает самостоятельно.

Важно! На начальном этапе обучения чтению во главу угла ставьте понимание сути текста, а не количество слов. К повышению скорости переходите после отработки автоматического складывания слогов и слов в предложения.

Полезные советы

Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:

  1. Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
  2. Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
  3. Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
  4. Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
  5. Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
  6. Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.
    На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.
  7. Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

  1. Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя). Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
  2. Составь меню. Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
  3. Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
  4. Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что игратьЧто делать
Кто что ест?Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний?Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленькийНапишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка (маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет?Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Основные методики

Методов для раннего обучения чтению действительно много. Их условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

Первые, простые в использовании в домашних условиях, подходят детям с 5–6 лет. Это буквари, азбуки.

Вторые — универсальные, можно применять на раннем этапе и ближе к школьному возрасту. Это карточки, кубики.

Для освоения методики обучения по нетрадиционной программе понадобятся глубокие знания о детской психологии, звуковых особенностях гласных и согласных. Рассмотрим некоторые авторские методы подробнее.

Буквари и азбуки

Удобны тем, что ребенок изучает буквы, звуки одновременно, постепенно складывает их в слоги, затем в слова. Каждый алфавитный символ сопровождается картинкой. Рядом с буквой С нарисован слон, с А — арбуз. Слогосложение идет параллельно запоминанию букв. То есть набор фонем для чтения увеличивается в процессе узнавания алфавита.

Есть мнение, что такой метод обучения чтению слишком сложный, требует усидчивости, подходит для детей с большой тягой к знаниям. Но он был основным в советской школе.

С аргументами против книжного обучения можно поспорить. Например, букварь Жуковой наглядно показывает детям, как нужно слитно читать звуки, не называя их отдельно.

Азбуки сопровождаются яркими картинками и сюжетными рисунками по тексту. К концу курса дошкольник будет читать не только слоги, но и большие отрывки, знать, что такое слог, ударение. С помощью одних кубиков, карточек добиться такого результат невозможно.

На заметку! Кроме букваря Надежды Жуковой у педагогов и родителей популярностью пользуются учебники для обучения чтению с раннего возраста Дмитрия Фонина, Всеслава Горецкого, Надежды Бетеньковой.

Кубики-теремки и карточки-складушки Воскобовича

Карточки с картинками предназначены для обучения детей с 3–4 лет. На них нарисованы яркие рисунки и склады. К карточкам прилагается диск с песенками, текст куплетов написан под картинками. Сначала ребенок пропевает склады, затем находит их в тексте и постепенно учится читать.

Кубики-теремки Воскобовича рассчитаны на детсадовцев старше 4 лет. Комплект состоит из 12 кубиков с полостью, на них написаны согласные, и 12 кубиков с гласными. Задача ребенка после знакомства с русским алфавитом — составить склад, с которого начинается любое слово. Это может быть одна буква или пара.

Затем изучаются слоги. Дети подбирают к согласной гласную, собирают из двух кубиков слог. Потом из нескольких кубиков складывают слова.

Кубики Зайцева

Метод Зайцева основан на чтении по складам, не путайте со слогами. Склад может состоять из одной буквы и нескольких. Например, в слове САНКИ — 3 склада: СА-Н-КИ, в слове МАМА — 2 склада: МА-МА. По мнению автора, по складам ребенку легче научиться читать, чем по слогам. И это подтверждается на практике.

В обучающий комплект входят 52 кубика: все буквы русского алфавита, сочетания согласных и гласных. Они разные по форме, наполнению и тактильным ощущениям.

Например, глухие согласные указаны на кубиках с деревяшками внутри, звонкие наполнены металлическими детальками. То есть ребенок не знает, что эта буква глухая или звонкая, но слышит, какой тип звука она издает. Дополнительно используются таблицы для складов, аудиокассеты с песенками, методичка с описанием уроков.

В форме игры ребенок знакомится с азбукой, причем сразу со всем набором букв. Затем самостоятельно объединяет их в слова, плавно поет склады с помощью специальных пропевок, занимается с таблицей.

Метод обучения по Зайцеву подходит детям, которые не любят, не могут долго сидеть на месте. Статичные уроки легко заменяются на динамичную игру.

Кубики Чаплыгина

Подходят для малышей с 4 лет. Комплект состоит из 10 кубиков, 10 блоков. Дошкольник крутит кубики, ищет нужные слоги, читает их. Затем составляет простые слова. Одновременно с чтением усваиваются начертания буквенных символов.

В процессе игры задействована моторика, мышление, память, внимание. По мнению родителей и педагогов, данная методика является эффективной, простой для домашних занятий.

Карточки Домана

Автор программы, американский доктор Глен Доман, предлагает учить детей чтению целыми словами, когда они еще не знают букв и даже не умеют говорить. Родителям нужно приобрести набор карточек, показывать их новорожденному пару секунд, произносить написанное, быстро сменяя на следующую.

На первых уроках их будет 15 штук, затем количество увеличивается. Новый материал подается после повторения уже пройденного. В 1,5–2 года ребенок сможет сам сказать, что написано на карточке.

По мнению психиатров и нейропсихологов, система обучения по карточкам Домана построена не на чтении, а на автоматическом запоминании визуальных образов. Если предложить малышу слово, которое ему еще не показывали, прочесть его он не сможет.

Метод чтения по слогам Елены Бахтиной

Авторская методика построена на слоговом чтении. Ребенку предлагаются карточки с сочетаниями букв. Ученик должен читать их бегло, узнавать автоматически. Затем можно приступать к словосложению и текстам.

Для удобства запоминания буквы на карточках окрашены в разные цвета: синий — согласные, красный — гласные, ь, ъ — черные. Сначала читайте открытые, а затем закрытые слоги. Сочетания гласных с шипящими оставьте на последний этап, они гораздо сложнее в произношении.

На заметку! Книги, обучающие комплекты не нужно искать в магазине. Закажите их в интернете. Там же можно почитать отзывы родителей, методистов центров раннего развития о практическом опыте использования каждой программы.

С чего начинать учить ребенка читать

  1. Всегда начинайте с самого простого: постепенно учите буквы и звуки в обычной жизни, не учебной. Вышли на прогулку : нарисуйте буквы и слоги палочкой на песке, сложите их из камушков, слепите в песочнице, найдите буквы на одежде, на вывесках, на упаковках продуктов и игрушек и т.д. Объясните, что буквы и звуки окружают нас везде. Расскажите разницу между буквой и звуком: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.
  2. При обучении чтению очень важно чувство ритма. Чувство ритма хорошо развивают танцы, песни, подвижные игры (игры со скакалкой, мячом и прочее). Поэтому смело включайте веселую музыку и танцуйте. Это не только отточит ритм малыша, но и поднимает настроение.
  3. Далее можно начать более организованное обучение, необходимо постепенно приучать к усидчивости и умению убирать за собой. Организуйте для ребенка удобный стол и стул, полку для его принадлежностей( книга, тетрадь, ручка, карандаш). Вначале для занятий хватит и 10 -15 минут.
  4. Показывайте ребенку хороший пример, ведь именно от вас он впитывает любовь или не любовь к чтению. Читайте больше сами, ребенок это обязательно заметит. Кроме этого обсуждайте с малышом прочитанное, задавайте ему вопросы по прочитанному. Маленьким детям можно задавать вопросы по картинкам (Кто нарисован? Что он делает?), детям постарше — по сюжету. Стимулируйте к раздумьям (Почему он так поступил? А как вы ты сделал на его месте?).
  5. Обучать чтению лучше с простых слогов и слов и учитывать правильно ли ребенок произносит звуки в слогах (н-р, если малыш не говорит звук «С» или «Л» то не стоит обучать чтению с данными звуками, иначе неправильно произношение только укрепится). Поэтому лучше начинать с таких слов, как: ма — ма, па — па и т.д.
  6. Применяйте игровые приемы при обучении чтению: можно нарисовать красным цветом гласные буквы на карточках и разместить их по всей комнате, менять их местами. Также потом поступить с согласными, но раскрасить их синим цветом. Это важно! Ребенку необходимо различать гласные и согласные звуки, это облегчит процесс чтения.
  7. Купите букварь, который окажется вам ближе. Пользуется хорошим спросом букварь Н.С. Жуковой.
  8. При помощи букваря ребенок научится сначала читать слоги , а далее слова. Он очень прост в понимании, с четкими инструкциями и подсказками.
  9. Занятия проводите систематически и регулярно. Лучше каждый день 5-10 минут, чем один раз в неделю 20 минут. Это можно делать нак за столом, так и по дороге домой, на прогулке, в машине, в поезде, в кафе (читать вывески, называть буквы, находить предметы похожи на буквы и т.д.)
  10. Самое главное правило — занимайтесь только в хорошем настроении! Никаких слез и истерик. Это не принесет пользы. Лучше отложите занятие или договоритесь с ребенком. Сейчас ты смотришь мультфильм, а потом мы почитаем.

Книги по теме

Без книг, сборников с текстами при обучении чтению в домашних условиях никак не обойтись. Обратите внимание на следующую подборку полезных пособий.

Федины Ольга и Сергей «Как научить ребенка читать»

Учебник для дошкольников с 4–-5 лет. Авторы методики взяли за основу слоговой метод, который, по мнению родителей, является самым эффективным, легким способом обучения чтению. К книге прилагаются полезные советы по проведению занятий, уроки разбиты на блоки, каждый сопровождается яркими картинками.

Узорова О. В., Нефедова Е. А. «100 познавательных текстов для обучения детей чтению»

Сборник текстов подходит для подготовки шестилетних–семилетних детей к школе. Учебный материал сопровождается занимательными заданиями, упражнениями для развития кругозора, памяти, внимания, мелкой моторики. Для удобства чтения слова в тексте поделены вертикальными чертами на слоги. Небольшие рассказы посвящены животному миру, рыбам. В начале или в конце текста есть раскраски.

Баранова Е. Е., Разумовская О. К. «Как научить вашего ребенка читать»

Сборник заданий подойдет детям с 4–5 лет. Авторы используют слоговой метод обучения чтению, предлагают детям играть в паровозик с буквами. Нужно самостоятельно вырезать бумажную игрушку из книги, посадить в нее карточки с буквами и играть в слоги. Занятия проходят в игровой форме, поэтому информация запоминается быстро, легко.

Жукова Н. С. «Букварь»

Учебное пособие построено на традиционной послоговой методике чтения. Приступать к урокам можно без знания звуков, букв. Изучение алфавита идет параллельно формированию навыка складывать буквы в слоги. Книга написана крупным шрифтом, иллюстрирована яркими картинками. Букварь Жуковой рекомендован Минобром РФ, используется в детских садах, развивающих центрах более 10 лет.

Мобильные приложения и тренажеры

Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.

Говорящая азбука

Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.

Азбука для детей! Учим алфавит!

Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.

Учим буквы весело!

Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.

С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.

Почему важно начинать обучение своевременно

С первого дня жизни ребенок начинает изучать мир. Развитие способностей малыша происходит по этапам: это естественно и изменить такой порядок невозможно. У детей младше 5 лет развито воображение, образное мышление, информацию они воспринимают в форме картинок. А вот информацию в виде звуков они усваивают с трудом. Даже когда запоминают написанное, происходит это автоматически, не понимая сути.

Если слишком рано начать заниматься с азбукой, развитие образного мышления замедляется. За эту функцию отвечает правое полушарие головного мозга, которая контролирует также эмоциональную сфера, восприятие цвета, музыкальный слух. Таким образом недоразвитие образного мышления приводит к эмоциональным расстройствам, ухудшению цветовосприятия, чувства ритма.

Могут возникнуть проблемы со здоровьем: детки напрягаются умственно, а нервная система к такому физиологически не готова. Также возможны нарушения зрения вследствие напряжения.

С помощью игр, сказок, стишков, мультфильмов детки познают мир. Через них приходит понимание о добре, зле, дружбе, взаимопомощи, честности, сочувствии. Они учатся выражать свои эмоции, мысли, учатся сопереживать. Формируется отношение к миру, к самому себе и окружающим, самооценка. Смещение акцента на умственные способности приводит к тому, что эмоциональное развитие затормаживается. В дальнейшем это становится причиной:

  • неуверенности в себе, сниженной самооценки;
  • отсутствию способности сопереживать другим людям;
  • трудности с самопознанием;
  • комплексов;
  • сложностям в общении с другими людьми, невозможности устанавливать контакты в коллективе.

Другая ситуация — когда начинают обучение поздно. Если первоклассник не умеет читать, могут возникнуть сложности с усвоением школьной программы. Он не сможет наравне с одноклассниками читать и выполнять задания, начнет отставать. Умение читать — необходимый навык, при помощи которого дети получают информацию, делятся с ней с другими людьми. Ребенок, не знающий буквы, будет лишен этой возможности.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

  1. Больше хвалить и никогда не ругать

    Нам, взрослым, трудно представить, как это на самом деле сложно для малыша — с нуля научиться такому комплексному навыку, как чтение. Ведь уметь читать — это значит уметь соотносить звук с буквой или сочетанием букв, соединять звуки, понимать значения прочитанных слов и стоящий за текстом смысл.

    Если родители принимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда малыш чего-то не понимает, это не подтолкнет будущего ученика к развитию, а только затруднит процесс. Поэтому важно хвалить за маленькие победы: узнал букву, которую проходили в прошлый раз — здорово, справилась без папиной помощи со словом аж из двух слогов — умница.

    Не воспринимайте неудачи как следствие нерадивости маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза — это повод поискать другое объяснение или дать больше времени на практику. Если вы чувствуете, что устали и раздражаетесь, занятие стоит прекратить и вернуться к нему в хорошем настроении.

  2. Заниматься понемногу, но регулярно

    Не стоит ждать от малыша усидчивости и желания проводить часы, разбираясь в незнакомых буквах. Дошкольникам трудно удерживать внимание на занятии дольше 25 минут, и даже такие небольшие занятия стоит прерывать физкультминутками и играми, чтобы ребенок не заскучал. Именно так построена подготовка к школе в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.

    А вот регулярная практика важна — гораздо важнее, чем длительность занятия. И это не обязательно должны быть именно уроки: искать знакомые буквы можно на вывесках во время прогулки, на дверной табличке в детской поликлинике, на упаковке любимых кукурузных хлопьев.

  3. Читать книги вслух

    В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилеток, которые еще не умеют читать, выяснилось, что те дети, которым родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более литературным языком, строили более длинные фразы и использовали более сложный синтаксис.

    Кроме того, чтение вслух вместе со взрослыми способствовало расширению словарного запаса детей, так как родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.

Мнение эксперта
По словам нейробиолога Марианны Вулф, вечера за книгой с родителями помогают сформировать любовь к чтению, потому что у ребенка устанавливается связь между чтением вслух и ощущением любви и тепла.

  1. Обсуждать прочитанное

    Роль общения в обучении грамоте трудно переоценить. На первых порах важно спрашивать, интересно ли будущему ученику, не устал ли он, что запомнилось из урока. Когда дошкольник научится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.

    Здорово, если ребенок читает самостоятельно и без побуждения родителей, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить прочитанное с вами. Например, можно спросить:

      Кто тебе понравился из героев?
  2. Как думаешь, эта героиня похожа на тебя? А ты бы хотела быть на нее похожей?
  3. Что бы ты сделал на месте героя?
  4. Почему произошло описанное событие? А как связаны между собой эти два события?
  5. Какие чувства у тебя вызвало прочитанное?
  6. Что больше всего запомнилось из прочитанного?
  7. Как думаешь, чему хотел научить автор? Почему он это написал? А ты согласна с автором?
  8. Важно подбирать вопросы индивидуально, исходя из возраста ребенка. С детьми помладше обсуждайте всё совместно, задавайте простые вопросы, направляйте их внимание на некоторые факты. Сложность вопросов должна расти пропорционально возрасту ребенка. Чем он старше, тем труднее должны быть задачи, а вопросы уже могут затрагивать «рефлексию» своих чувств и опыта.

  9. Идти от простого к сложному

    От соответствия между звуками и буквами — к слогам, от коротких слов — к словам подлиннее и посложнее. Казалось бы, это очевидно, но нет: порой родители так радуются успехам ребенка на первых порах, что подталкивают его к изучению более сложных тем, чем он готов воспринять. Конечно, программа должна подстраиваться под будущего ученика, но пропускать шаги не стоит, даже если ребенок делает успехи.

    Существуют методики, которые предлагают учить ребенка читать через запоминание целых слов. Увы, эксперименты показывают, что такие методики в целом работают хуже. Например, группа ученых из США придумала искусственный алфавит и предлагала испытуемым его выучить, а затем — прочитать слова, написанные с помощью этого алфавита. При этом одним испытуемым сразу объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другие должны были вывести правила чтения самостоятельно на основе целых слов. Оказалось, что первая группа справляется с чтением новых, ранее незнакомых слов лучше, чем вторая.

    Поэтому советуем выбирать те методики обучения, которые предполагают четкие инструкции о связи между звуком и буквой — и это особенно важно для тех детей, кому чтение дается тяжело. Ниже мы собрали несколько таких методик, которые вы можете использовать для домашнего обучения дошкольника.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]