Ваш психолог. Работа психолога в школе.
План
1. Вступление 2. Работа над понятием «вежливость» 3. Упражнение «Вежливость по-белорусски» 4. Обсуждение пословиц и афоризмов 5. Групповая работа по составлению правил вежливости 6. Игровые упражнения (проигрывание ситуаций) 7. Обобщение
Ход беседы
1. Вступление Дети читают стихи: Добрый день! — тебе сказали. Добрый день! — ответил ты. Как две ниточки связали — Теплоты и доброты Здравствуйте! — ты скажешь человеку. Здравствуй! — улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду И взрослых перебивать. Но если я все же забуду — Простите, я больше не буду. — Как называются слова, которые сейчас звучали? Какие еще вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?
Работа над понятием «вежливость»
— Что обозначает это слово? («Вежа» произошло от слова «ведать», то есть знать. Вежей раньше называли людей, много знающих. Вежливость сегодня — это качество, которое проявляется в умении соблюдать правила общения, когда приветствуешь взрослых и сверстников при встрече с ними, обращаешься с просьбой, благодаришь, поздравляешь с праздником и др.) — Как называют человека, который всегда говорит вежливые слова? — А что скажут о том, кто не привык говорить вежливые слова? — Почему же надо быть вежливым?
Упражнение «Вежливость по-белорусски»
— Послушайте, как приятно звучат вежливые слова по-белорусски: Дзякуй, на здароуе, вялш дзякуй, даруйце, кал ласка, выбачайце, не крыудзюя на мяне, прывгганне, добрага здароуя, рады бачыць, да пабачэння, дабранач, усяго добрага, да сустрэчы, да спаткання, прабачце, я незнарок, усяго найлепшага, шча^ва, не хварэйце, добрай ранщы, втаю вас, прабачце, каи што не так. — Выберите любое вежливое слово или фразу, опишите ситуацию, в которой его можно использовать и произнесите это слово с правильной интонацией.
Обсуждение пословиц и афоризмов
— Как вы понимаете слова испанского писателя Сервантеса «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»? — Объясните смысл пословиц: От одного слова да навек ссора Бритва скребет, а слово ранит Ласковое слово как вешний день Слово лечит, слово и ранит Не ножа бойся — языка.
Групповая работа по составлению правил вежливости (можно использовать прием «допишите правило», полезно оформить в классе стенд «Простые правила вежливости»).
Содержание его может быть таким. — При встрече со знакомыми… улыбнись, искренне поздоровайся, назвав человека по имени или имени и отчеству. — Если о чем-то просишь,. говори «пожалуйста», «извините, не могли бы вы мне помочь», «будьте так любезны». — Не забывай благодарить за помощь, говори. («большое спасибо», «благодарю вас»). — Уходя, вежливо попрощайся, скажи. («до свидания», «всего вам хорошего», «до встречи»). — Будь вежлив с одноклассниками,… не давай им прозвищ и кличек, обращайся всегда по имени, не повышай голоса, не груби. — Во время разговора умей слушать других… не будь вспыльчивым, раздражительным; не отвечай грубостью на грубость, будь сдержанным. — Проявляй вежливость в общении не только со своими близкими, с учителем, но и … с соседями, одноклассниками и даже незнакомыми людьми. — Со старшими надо здороваться… первым, но никогда не следует первым подавать руку. — Веди себя так,… чтобы другим было приятно и комфортно с тобой. -Обращаясь к взрослому, употребляй слово «вы», потому что…так принято говорить со старшими, этим ты выражаешь уважение к ним; — Обращаясь с вопросом или просьбой к взрослому,… скажи: «Разрешите спросить…», «Прошу вас, скажите, пожалуйста,…», » Будьте добры сказать…», «Извините, не скажете ли вы…».
Игровые упражнения (проигрывание ситуаций):
-мама послала тебя к соседке попросить в долг немного лимонной кислоты -незнакомый человек спрашивает тебя, как пройти к ближайшей аптеке -ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения -ты решил пойти к своему другу домой, но мама твоя не знает об этом -ты хочешь спросить о чем-то учительницу, которая в данный момент занята -ты уступаешь место в транспорте -ты встретил на улице одноклассника -с тобой грубо разговаривает твой друг -ты нечаянно толкнул товарища и др.
Обобщение
— Трудно ли быть вежливым? — Почему же вежливость так дорого ценится? — Как стать вежливым? Чтение стихотворения В.Кудлачева Слова «до свиданья», «спасибо», «простите», «пожалуйста», «здравствуйте» щедро дарите Друзьям и знакомым В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома, Всегда и везде. Простые слова эти очень важны, Они человеку, как воздух, нужны. Без них невозможно на свете прожить Слова эти надо с улыбкой дарить!
Чтобы быть вежливым и внимательным к людям, надо научиться узнавать состояние и настроение человека по его внешнему виду. Прежде всего, учитесь узнавать настроение по глазам самых близких людей — мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев и сестер. Важно видеть, слышать, понимать другого человека, уважать его, независимо от того, знаком он вам или нет. Это трудно и не трудно. Трудно, если ты не понимаешь, зачем надо считаться с другими людьми, и не хочешь понять их состояния. Легко, если ты считаешь, что хотя ты еще и не взрослый человек, но уже можешь облегчить горе или неприятность другого человека, порадоваться чужим радостям. А всего-то и надо вовремя и с душой сказать вежливое слово, проявить уважение. Это так просто. Попробуйте! И увидите, что не зря вежливые слова называют волшебными. Дополнительный материал В. Лунин Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным: С добрым утром! Добрый вечер! Доброй ночи! — говорим И живется вроде лучше И на сердце веселей, Коль другим благополучья Пожелаешь на земле. Г.Остер Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун Мы все научились когда-то Ходить, рисовать, говорить. Давайте-ка вспомним, ребята, Как добрым и вежливым быть. Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу Быть вежливым очень легко мне, И «здравствуй» я первым скажу. Придумано кем-то красиво — За помощь поблагодарить, Обычное слово «спасибо» Нельзя забывать говорить. Прощаясь, мы все «до свиданья» Друг другу всегда говорим, «Пожалуйста» — если желанье Иль просьбу исполнить хотим Как много на свете полезных, Красивых и ласковых слов. Пожалуйста, только будь вежлив, Ведь это — основа основ. Загадки о вежливости Говорить друзьям не лень, Улыбаясь:… «Добрый день» Друг другу на прощанье Мы скажем:. «До свиданья». Друга не стоит в обиде винить, Лучше скорее его. извинить. До чего ж оно красиво, Слово доброе .«спасибо». Как похоже слово «царствуй» На приветливое .«здравствуй» Когда виноваты, сказать спешите: «Прошу вас, пожалуйста,. извините» В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше .не перебивай. Здороваться можно не только произнося «Здравствуйте!», но и движениями, жестами. С давних времен при встрече одни кланялись в пояс, другие обнажали головы, падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвертые прикасались носами. В старину офицеры королевских гвардий звонко щелкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Рыцари поднимали забрала тяжелых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. В классе целесообразно оформить плакат «Будем вежливыми»: Слова приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, приветствую вас, рад видеть, как дела, давно не виделись. Слова, выражающие просьбу: пожалуйста, прошу вас, будьте добры, будьте так любезны, не могли бы вы., вас не затруднит., могу я обратиться к вам с просьбой. Слова извинения: извините, простите, прошу прощения, мне очень жаль, извините, я нечаянно, виноват, сожалею Слова прощания: до встречи, до свидания, всего доброго, прощайте, желаю всего хорошего, счастливо оставаться, всех вам благ. Слова благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас, очень вам признателен. Источник: Л.И.Баранова Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Вежливые слова»
Елена Врадий
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Вежливые слова»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«Учимся вежливости»
Цели и задачи: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения в коллективе, о необходимости соблюдать их; формировать у детей привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научить детей культуре общения, активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.
Конспект этической беседы в подготовительной группе «Вежливые слова и поступки»
Конспект этической беседы в подготовительной группе
«Вежливые слова и поступки»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное, «Речевое развитие», «Физическое развитие»
«Речевое развитие»:
— Учить эмоционально и активно участвовать в диалогах
— Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложений
«Социально-коммуникативное развитие»:
— Воспитывать нравственные качества: вежливость, уважение к старшим
— Формировать умение обосновано оценивать свои поступки и поступки других людей
«Познавательное развитие»:
— Закрепить знания детей о вежливости, о вежливых людях, знание пословиц и поговорок о вежливости
«Физическое развитие»»
— Способствовать развитию двигательной активности детей: координации движений, согласованности действий, ловкости
Предварительная работа:
создание специальных ситуаций требующих вежливого обращения. Рассказы воспитателя из своего детства «Как я маленькая училась вежливости». Наблюдение за взаимоотношениями детей в играх, быту, чтение произведений с эстетической основой.
Ход занятия:
1 часть
Ведущий: Ребята, подумайте и скажите, кого мы можем назвать вежливым человеком? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, приветлив и внимателен. Если его о чём — то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести подать, помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.
Ребята представьте себе, что вы живёте в мире, где никто никогда не говорит: «извините», «простите», «Пожалуйста». Что по вашему мнению могло бы случится «Почему нам нужны такие слова?» (ответы детей)
А теперь назовите мне, какие вы знаете вежливые слова? (ответы детей).
Ведущий: Если кто-нибудь сделает что-то для вас, то следует сказать: «спасибо». Если кто-то скажет вам «спасибо», то вам следует ответить «пожалуйста». А если вы нечаянно кого-то толкнули, то следует сказать «извините пожалуйста».
2 часть
Ведущий: Чтобы убедиться, что вы действительно все поняли, давайте поиграем в игру. Игра заключается в том, что вы хором будите вставлять вежливые слова в мой рассказ.
«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы, вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком, Вова встал и сказал женщине: «садитесь» (дети хором «пожалуйста»). Женщина вежливо поблагодарила мальчика Вову (дети хором «спасибо») Неожиданно трамвай остановился, Вова тут же упал и толкнул сильно какого-то мужчину. Мужчина рассердился на мальчика, а Вова сразу же сказал (дети хором «извините пожалуйста»).
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
3 часть.
Ведущий: Ребята случалось ли кому-то из вас вмешиваться в разговор других людей? Огорчались ли они? Были ли они довольны? (ответы детей)
Ведущий: Когда вы можете вмешиваться в разговор?
Дети: Только если это важно и срочно.
Ведущий: Когда вы не должны прерывать разговор, независимо от того насколько важно для вас решить какой-то вопрос?
Дети: Когда люди не хотят, чтобы их перебивали, или когда они очень расстроены.
Ведущий: Кто ребята нам расскажет, как можно вежливо вмешаться в разговор двоих детей или взрослых?
Дети: Встать так, чтобы вас видели, дождаться ответа. Если ответ «нет» примите его и уйдите. Если ответ «да» скажите спасибо и быстро изложите причину, по которой вы вмешиваетесь в разговор.
Ведущий: А сейчас давайте поупражняемся (разыграть случаи, подготовить детей заранее).
4 часть
Ведущий: Закройте глаза и представьте себе мир, где все делятся друг с другом. Нет голодных и бездомных, у всех есть жильё. Представьте себе мир, где никто не толкается, не старается схватить что-то или влезть без очереди. Где все люди добры друг другу и вежливы.
Откройте глаза, как вам понравился мир, в котором вы только, что побывали? Что вы думаете? Хотели бы вы жить в таком мире? (ответы детей)
Ведущий: А это вполне возможно – иметь мир похожий на этот. Когда мы все научимся жить хорошо, в мире, быть добрыми, вежливыми, помогать друг другу, все это окажется возможным.
А сейчас немного развлечёмся и попробуем сделать то, о чём мы говорили.
5 часть.
Ведущий: Давайте поиграем в игру «Музыкальные коленки». (Дети встают в круг, держась за талию стоящего впереди. Когда заиграет музыка, они начинают двигаться по кругу. Когда музыка останавливается, каждый ребёнок должен сесть на колени и не упасть.) 2-3 раза
Ведущий: Молодцы! Никто никого не подвёл, не упал. А теперь поучимся говорить друг другу комплементы. Ведь очень приятно, когда кто-то говорит о тебе приятное, хочется стать ещё лучше добрее, чтобы некому не было обидно. Я ваши имена написала на листочках, чьё имя вы вытяните тому и будем говорить комплементы: «У тебя красивые волосы!», «У тебя красивое платье!», «Оля очень добрая, она угощает меня конфетами» и т.д.
6 часть
Ведущий: И с этим заданием справились. Егор Саша, Маша и Кристина очень много сказали хороших и добрых слов о детях.
Ну а сейчас мы с вами все станем журналистами и будем учится брать интервью у своих товарищей. Интервью это когда задают вопросы, а кто-то на них отвечает (снова вытягивает листочек с именем). Ребёнок выходит, а остальные задают вопросы. Можно спросить у своего товарища: « Что ты любишь кушать? Какая твоя любимая игрушка? В какие игры ты любишь играть? Помогаешь ли маме дома?» При этом не забывайте сказать «скажите пожалуйста» (вопросы детей).
Ведущий: Молодцы дети! На следующем занятии, мы ещё поучимся делать друг другу комплементы и брать интервью.
Итог:
О чём сегодня мы говорили с вами? (ответы детей).
Беседа в старшей группе на тему «Вежливые слова»
Людмила Пушкина
Беседа в старшей группе на тему «Вежливые слова»
Беседа в старшей группе на тему: «Вежливые слова«
Провели в МАДОУ Д/С9 группа №3 «Ивушка»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»
,
«Чтение художественной литературы»
,
«Социализация»
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.
Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов.