Консультация для родителей. Игры с детьми «Разрезные картинки дома и в саду»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №396» г. Перми
Консультация для родителей детей второй младшей группы
тема: « Разрезные картинки — дома и детском саду»
Разработала воспитатель Феденева Юлия Витальевна
Уважаемые родители! Интересным вариантом дидактических игр являются разрезные картинки, об этом мы сегодня поговорим. Но сначала хочу спросить вас, используете ли вы такую игру со своими детьми и внуками? Где берёте картинки? Как ведут себя дети в игре?
Разрезная картинка
— это картинка
,
разрезанная по прямым линиям на разное количество частей. Ребенку не надо думать о форме частей, и он может сосредоточиться только на изображении.
Цель разрезных картинок:
Научить ребенка составлять целое из нескольких частей. В процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь, развивается логическое мышление, мелкая моторика.
Когда малыш собирает рисунок, он должен представить то, что он собирает, какой образ у него получится. В этом случае куски он должен соотносить с изображением так, чтобы ему было отведено правильное место. В противном случае не получится иллюстрация. От детей это требует сосредоточенности, серьезности, внимательности.
При складывании разрезных изображений малыш начинает осознавать предметную целостность, составлять иллюстрацию из частей. У него тренируется память, развиваться мышление, ориентировка в пространстве. Рисунки прекрасно влияют на усовершенствование мелкой ручной моторики. Закрепляя знания о предметах и явлениях, собирая целое из кусочков, формируется цель игры разрезные картинки.
От простого к сложному
Сначала лучше применять самые простые рисунки с маленьким количеством отдельных кусков. Изображение должно быть знакомо малышу. Хорошим вариантом являются две похожие картиночки, одна из которых поделена на 2 части. В этом случае одна может быть образцом.
После того, как ребенок освоит эту забаву, пример картинки ему не будет нужен. Для этой игры пригодятся рисунки из раскрасок или старых книжек. Намного интереснее будет, если нарисуете их сами. Используйте яркие, но не раздражающие цвета.
Сначала разрежьте изображения на две, далее на три детали. Затем количество кусков увеличивайте постепенно тогда, когда ребенок складывает самостоятельно предыдущий рисунок. Вы должны знать, что число собираемых элементов возрастает, а их размер уменьшается. Бывают случаи, когда малыш складывает картинки с крупными кусками легче.
Очень часто в детском саду я привлекаю детей старшего возраста к изготовлению таких игр для ребятишек помладше, дошколята с удовольствием мне помогают. Но при этом я преследую свои цели, моя задача не только привлечь ребёнка к художественному труду, а ещё и научить резать бумагу, развивая при этом ручки и пальчики детей. Игра разрезные картинки имеет широкое применение в логопедической деятельности с дошколятами средней, старшей группы. С ними занимается логопед и применяет в своей работе эти игры. В каждом возрасте, начиная с 1,5 – 3 и продолжая до 7 лет, ребенку очень интересна эта забава, поскольку с помощью нее он познаёт азбуку, игрушки, профессии, транспорт и т.д
Методика «Разрезные картинки»
Автор:Белопольская Н.Л.
Цель:выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки детей.
Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.
Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Стимульный материал: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (2-6).
Инструкция обработки: Дети с нормальным умственным развитием с 3 лет складывают картинку из двух частей методом проб. После 4 лет они переходят к зрительному соотнесению. Картинки, разрезанные на 4 части, предлагаются с 4 лет, к 5 годам задание выполняется способом зрительного соотнесения. При работе с картинками, разрезанными по прямым на три части, дети часто «теряют» среднюю часть, сдвигая начало и конец изображения, но при удивлении и вопросе «А куда положим этот кусочек?» самостоятельно исправляют ошибку.
Дети с ЗПР собирают картинку из двух частей к 4 годам, картинка из 4 частей может вызвать у них затруднения и в 5 лет. После показа способа действия (взрослый собирает, показывает ребёнку, а потом разрушает картинку) ребёнок выполняет задание. Дети отвлекаются, могут не закончить задание, им требуются организующая помощь и поддержка.
Дети с умственной отсталостью не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 – 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.
1 балл – не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения. 2 балла – принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения. 3 балла – принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб. 4 балла – принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
Образец стимульного материала.
Методика «Конструирование по образцу» (автор Т.В. Лаврентьева) Методика «Конструирование по образцу» направлена на определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.
В качестве материала используются три детали строительного материала разной формы (например, фигуры с основанием — полукруг, треугольник, прямоугольник). У экспериментатора и ребенка — свои комплекты деталей.
Экспериментатор за ширмой (или листом бумаги — экраном) создает конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребенка: «Построй из своих кубиков точно так же».
1. Высокий уровень выполнения задания — построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.
2. В случае затруднений экспериментатор строит конструкцию без ширмы (экрана), на глазах у ребенка. Правильное выполнение задания в этом случае соответствует среднему уровню.
3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного выполнения задания, даже когда экспериментатор строил конструкцию на глазах у ребенка.
Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)
Выявляется уровень сформированости представлений об окружающем. Уровень владения техникой рисования и развитие моторики. Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая),простые и цветные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более контрастными по отношению к бумаге ( красный, синий, зелёный, чёрный, коричневый) Слепые используют прибор Н.ВКлушиной
Данная методика представляет собой рисунок — сообщение. Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок». Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели. Интерпретация:
· Общее впечатление;
· Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка; уточняющие вопросы по этим элементам;
· Формальные признаки:
— формат рисунка и его адекватность размеру листа бумаги; — нажим в целом (сильный может свидетельствовать о чрезмерном контроле, иногда – об агрессивных тенденциях, слабый – о неуверенности, астеничном состоянии, варьируемый – о неустойчивости, подвижности нервной системы); Содержательные признаки: — отсутствие важных элементов рисунка; — нажим при прорисовке деталей. Расположение рисунка на листе:
— расположение в центре листа является типичным и не интерпретируется; — смещение вверх – высокий уровень притязаний, «парение в облаках», отсутствие опоры, неустойчивость родственных / социальных связей; — смещение вниз – неуверенность в собственных силах, желание оставаться в тени, низкая самооценка; — рисунок вверх ногами – у детей до 4-х лет может считаться нормой, у более старших – может говорить о нарушении понятий «верх- низ».
Другие элементы и их возможное значение:
— острые углы – склонность к агрессивным проявлениям; — четкая геометрия – интеллектуализм, иногда в сочетании с недостаточной развитостью эмоциональной сферы; — обилие геометрических (в т.ч. прямоугольных) форм – потребность вписаться в границы, стандарты, желание соответствовать общепринятым нормам; — шахматная раскраска – рациональность; — штриховка – тревожность; — затемнение элемента или его чрезмерная прорисовка в конкретной области – проблемная зона, ригидность, например, затемнение рта, может говорить о трудностях в коммуникативной сфере; — схематичность – плохое понимание себя или нежелание раскрываться в рисунках и словах; — странности в рисунке, например, использование растительных элементов в рисунке человека или животного и другие неадекватные контексту элементы являются тревожными, болезненными признаками, за исключением случаев сильного творческого начала.
.
Игра 5. «Разрезные картинки»
Цель: учить восприятию целостного графического образа; развивать внимание.
Материалы: два набора разрезных картинок (10х10) с разным количеством деталей (2-5) и конфигурацией разрезов.
Ход игры: перед началом игры подготовьте разрезные картинки. Для этого можно использовать подходящие иллюстрации из книг или открытки, на которых изображены знакомые детям предметы (картинки должны быть простыми и четкими). Дайте каждому ребенку, целую предметную картинку (в дальнейшем сюжетную) и такую же картинку, разрезанную на части. Попросите малышей собрать картинку по образцу. В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки без образца.
Игра 6. «Собери картинку из кубиков»
Цель: закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Материалы: наборы кубиков, из которых можно составить простые и сюжетные картинки (4-6 кубиков в наборе) .
Ход игры: игра проводится индивидуально.
Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.
Дидактические игры на развитие слухового восприятия
Игра 1. «Узнай по звуку»
Цель: развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.
Материалы: звучащие игрушки (погремушки, свистульки, колокольчики, трещотки, ширма.
Ход игры: покажите детям игрушки и предложите поиграть с ними. Пусть малыши извлекают из них звуки. Пока не научатся четко дифференцировать их на слух. Затем спрячьте игрушки за ширму. Предложите детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у ребенка или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.
В дальнейшем роль ведущего можно предложить кому-нибудь из детей.
Игра 2. «Мишка и зайчик»
Цель: развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различного темпа звучания музыкальных инструментов.
Материалы: барабан или бубен.
Ход игры: объяснить детям правила игры: «Давайте поиграем! Мишка ходит медленно – вот так, а зайчик прыгает быстро – вот как! Когда я буду ударять по барабану медленно, ходите, как мишка, когда буду стучать быстро, прыгайте быстро, как зайчик».
Повторите игру несколько раз. Можно предложить детям попробовать постучать в барабан в разном темпе, а затем выбрать на роль ведущего кого-нибудь из детей.
Игра 3. «Кто там? »
Цель: развивать речевой слух.
Материалы: игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, мышка, и другие животные; картинки с их изображением.
Ход игры: в этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру.
За дверью раздаётся крик животного (мяу, гав-гав, пи-пи, ква-ква, и т. д.) . Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там? » Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словами.
Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте. Кто еще кричит за дверью».
Игра продолжается с другими игрушками.
Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушку за ширмой.
Игра 4.»Кто позвал? »
Цель: развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Ход игры: пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза) .
Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка и назвать его имя) .
Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить.
Можно усложнить задачу, меняя при произнесении имени силу голоса, тембр, интонацию.
Игра 5. «Найди картинку! »
Цель: развивать речевой слух.
Материалы: парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов.
Ход игры:сначала игра проводится индивидуально.
Положите на стол перед ребенком несколько картинок. Парные картинки возьмите себе. Достаньте из своего набора одну картинку, положите её на стол изображением вниз и назовите ее. Попросите ребенка найти такую же картинку у себя, показать ее и по мере возможности повторить название. Затем предложите малышу перевернуть картинку и сравнить изображения. Правильно, это дом. Молодец – ты угадал!
Количество картинок постепенно можно увеличивать. При этом можно называть 2-3 слова.
Игру можно провести и с группой детей. Раздайте им по 1-3 картинки. Затем достаньте из своего набора одну картинку и, не показывая, назовите ее. Если кто-нибудь найдет среди своих картинок такую же, он поднимает руку и получает вторую карточку. Не узнанные карточки откладываются в сторону и разгадываются в конце игры. Выигрывает тот игрок, который первым соберет пары картинок.
Дидактические игры на развитие осязания
Игра 1. «Круглое квадратное»
Цель: развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы: коробка с отверстиями или мешочек; кубики и шарики.
Ход игры: в начале игры предложите детям ощупать кубики и шарики. Для того чтобы сосредоточится на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы в коробку или мешочек и предложите детям поиграть. Попросите кого-нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.