Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста — важность трудового воспитания для развития детей


Важность трудового воспитания для развития детей

Существуют и объективные проблемы, осложняющие воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста:

  • Экономический кризис, усиливающийся распад семей, миграция детей из дошкольных учреждений;
  • Снижение внимания родителей и воспитателей к формированию трудолюбия (по сравнению с физическим, умственным, эстетическим развитием личности);
  • Стремление дошкольников к самореализации в сообществе детей с малым социальным опытом.

Таким образом, возникли противоречия:

  • Между социальной значимостью воспитания трудолюбия и недостаточной реализацией этой педагогической задачи в дошкольных учреждениях;
  • Между необходимостью подготовки педагога, воспитателя дошкольного учреждения к формированию трудолюбия у детей и отсутствием теоретических основ и организационно-педагогических условий для развития этого фундаментального качества ребенка.

В психологии и педагогике труда, как и в любом другом деле, есть еще неиспользованные резервы в образовательном процессе. Педагогические коллективы и социологи работают над их раскрытием. В этой связи особую роль играет наука психология. В психологическом знании уже признаны психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка в разном возрасте в разных видах деятельности (игра, обучение, труд), обобщены существенные взаимосвязи в области педагогических и психологических явлений.

При организации детского труда следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе работы осуществляется эстетическое и физическое. Такую организацию работы должен обеспечить преподаватель. Он должен быть образцом для подражания, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать мероприятия и многое другое.

Психологический аспект деятельности педагога в воспитании через труд заключается в воздействии личным примером, контроле влияния среды на личность и контроле своей трудовой деятельности. Учитель должен согласовывать содержание и формы работы с педагогическими целями, направлять трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления определенных качеств, оценивать эффективность воспитательных воздействий.

Роль педагога также заключается в том, чтобы помочь ученику повысить свой авторитет среди сверстников. Многие учащиеся показывают лучшие результаты в профессиональном обучении, чем в общеобразовательных предметах. Поэтому у ребенка есть потребность в признании. Когда он добивается повышения своего авторитета, его активность в других видах деятельности возрастает. Одна из главных задач учителя — формировать и направлять эту деятельность.

Учет роли ребенка в формировании его личности также необходим, поскольку у него есть свои потребности, желания и интересы. Несоответствие между планами взрослых и детей объясняет трудности в образовании. Поэтому главная задача учителя — сделать роль самообразования в образовании как можно больше.

Формирование жизненно важных навыков у детей дошкольного возраста связано с деятельностью, направленной в значительной степени на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание детей младшего возраста начинается с самообслуживания. Умывание, одевание и т.д. могут быть включены в содержание трудового воспитания лишь в ограниченной степени, но большое воспитательное значение и жизненная важность навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, делают его одним из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми процедурами, что облегчает выполнение действий по умыванию и одеванию.

При правильно организованном педагогическом процессе ежедневный труд по самообслуживанию, по сравнению со всеми другими видами труда, создает наиболее благоприятные условия для активного усвоения ребенком необходимых навыков, приобретения практического опыта самостоятельности в поведении. Это одна из причин более широкого использования данного вида работы в младших группах детских садов.

Оценивая воспитательную ценность самообслуживания, мы должны прежде всего отметить его важнейшее значение для удовлетворения повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематической работе. Дети начинают понимать, что у каждого человека есть задачи, связанные с ежедневными жизненными потребностями.

Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых

Особенности работы в младшей дошкольной группе

В младшей группе специальных занятий по воспитанию отношения к человеку-труженику не проводится. Эта задача решается в повседневной жизни: наблюдения за трудом взрослых, на занятиях по изобразительной деятельности, при чтении произведений художественной литературы, рассматривании картин и иллюстраций к книгам. Так, при организации наблюдений за трудом взрослых, воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразные: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание отдельного стихотворения и др[7].

В воспитательных целях педагог использует литературу, где многочисленные образы взрослых (мамы, бабушки) вызывают чувство симпатии. Произведения художественной литературы учат быть внимательным, заботливым, доброжелательным по отношению к другим людям. Например, детям читают рассказ болгарской писательницы Доры Габе «Моя мама» (из цикла «Моя семья»). После чтения этого рассказа воспитатель предлагает малышам вспомнить, какими словами писательница рассказывает о маме. Детей подводят к ответу, что «мама добрая, хорошая, веселая, любит своих детей». Затем педагог рассказывает о мамах вообще, что они делают дома, на работе, о ком заботятся и как заботятся.

Знакомя малышей с трудом дворника, шофера, повара, врача, то есть теми людьми, которые трудятся непосредственно в детском саду и которых дети хорошо знают, можно в процессе беседы использовать стихи Б.Заходера «Шофер», «Сапожник», А. Кордамовой «Наш доктор» (в отрывках). Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря им, малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, если они заболевают. Можно также рассказывать о враче детского сада, медсестре или о других врачах, которых знают дети. Постепенно малышей как бы «выводят» за пределы детского сада, семьи. Они узнают, что дворников, шоферов, врачей, воспитателей много, они трудятся в разных местах. Хорошо, если дворник, шофер, повар, с которыми недавно познакомились дети, придут в группу, чтобы посмотреть, как живут дети. Малышей обрадует приход таких гостей. Он вызовет у них новую волну положительных эмоций.

Таким образом, начинать трудовое воспитание детей необходимо еще в раннем дошкольном детстве. При этом основным средством должно стать ознакомление с трудом знакомых ребенку людей: мам, бабушек, дедушек и др.

Особенности работы в средней группе детского сада

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельные, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознаны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, воспитатель). Все это позволяет несколько изменить характер педагогической работы, как по содержанию, так и по форме.

В средней группе разрабатываются несколько новых тем: «О том, как трудятся наши мамы и папы», «Кто работает на ферме», «О труде людей транспортных профессий», «О труде строителей». Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости. Однако рассказ о профессиях становится педагогически значимым, если объясняя содержание труда, воспитатель делает акцент не на конкретизации процесса, а на человеке, его деловых и личностных качествах, то есть непосредственно или через художественную литературу он знакомит детей с человеком определенной профессии. При этом обращается внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют взрослые свои обязанности, бережно относятся к результатам труда и материалам: говорится о доброте, приветливости, готовности помочь, жизнерадостности человека-труженика.

Раскрывая каждую тему, воспитатель продумывает два аспекта: ознакомление с содержанием труда и ознакомление с деловыми и личностными качествами трудящегося человека[8]. Например, тема: «О труде строителей». Программная задача: Познакомить детей с трудом людей строительных профессий: каменщика, маляра, кровельщика и т.п. Воспитать интерес и уважение к их труду. Раскрывая тему «О труде строителей», воспитатель использует стихи А.Бродского «Мой брат», С.Баруздина «Кто построил этот дом?». Последнее стихотворение желательно прочитать после того, как дети побывали на экскурсии к строящемуся дому и получили представление о труде рабочих-строителей. В этом случае они более эмоционально воспринимают стихи.

Стихи С.Баруздина «Кто построил этот дом?» подобно анализируют в старшей группе. Детям средней группы достаточно задать вопрос: «Как вы думаете, кто построил дом, в котором мы живем?». Не нужно добиваться, чтобы воспитанники перечисли все профессии строителей. Особо подчеркивается, что дом строится быстро благодаря дружбе строителей, что люди радуются новым домам.

Таким образом, в средней группе детского сада продолжается работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитания положительного отношения к труженику. При этом необходимо не только знакомить детей с содержанием труда, но и раскрывать личностные качества человека – труженика.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание является важной частью воспитания подрастающего поколения. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучать детей с раннего возраста к простейшим видам доступного им труда, отмечая, что таким образом они знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с различными инструментами. В работе дети проявляют активность, изобретательность, настойчивость, стремление к результату, у них развивается желание оказывать взрослым посильную помощь.

Трудовая деятельность дошкольников характеризуется их интересом к реальному процессу действия. Например, полив растения, ребенок начинает поливать их снова; положив на стол ложку для каждого растения, он начинает выкладывать вторую ложку. Если нет достаточного руководства для детей, то трудовая деятельность продолжается долгое время на уровне действий, которые интересны самому ребенку. Под влиянием учителя у детей постепенно развивается умение ставить цели, заранее планировать и организовывать свою деятельность (готовить все необходимое, определять порядок действий), доводить дело до результата.

На работе дети приобретают разнообразные навыки и умения, которые необходимы в повседневной жизни: в самообслуживании, ведении домашнего хозяйства и т.д. Совершенствование навыков и умений не означает, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. Он развивает уверенность в себе, способность преодолевать трудности, способность прилагать волевые усилия. Это приносит ему радость и желание осваивать новые навыки.

В процессе работы дети практически изучают свойства окружающих их вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомятся с условиями их обитания и т.д. Они сравнивают, сопоставляют, пытаются сами найти ответ на бесконечные «почему». Они развивают свою любознательность и познавательные интересы. Труд становится важным средством интеллектуального развития детей.

Работа физически нагружает детей, поскольку они выполняют множество действий на открытом воздухе (копают грядку, приносят воду, разгребают снег и т.д.). Дети становятся способными проявлять силу, преодолевать трудности.

Трудовая деятельность имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Выполняя простые задания, связанные с сервировкой стола и приготовлением всего необходимого для уроков, дети учатся быть полезными другим. Это делает их готовыми прийти на помощь тем, кто в них нуждается, охотно выполняет посильные трудовые задания, формирует ответственное отношение к делу, трудолюбие и внимательность.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

  • Знакомство с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
  • Обучение элементарным трудовым навыкам и умениям;
  • Поощрение интереса к работе, трудолюбия и независимости;
  • Поощрение социально ориентированных трудовых мотивов и способности работать в группе и для коллектива.

В детском саду, в семье, в социальной среде — везде ребенок сталкивается с работой взрослых, использует их результаты. Первоначально внимание детей привлекают только внешние моменты: процесс трудовой деятельности, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада помогает сформировать у них понимание характера и смысла трудовой деятельности, объяснить им на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его социальную значимость. Педагог объясняет детям, каким должен быть старательный человек (который добросовестно работает и заботится о завершении работы), что значит хорошо работать, заботиться об окружающих, и читает им произведения о труде, которые передают его смысл и красоту в ясной и эмоциональной форме. Воспитывая в детях уважение к рабочему человеку, желание быть похожим на него, учитель поощряет в них бережное отношение к результатам своего труда.

Знания, которые имеют дошкольники о труде взрослых, должны оказать большое влияние на формирование правильного отношения к труду, но оно может остаться формальным, если знакомство с трудовой деятельностью не сочетать с детским трудом.

Введение

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых. В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты, об этом говорят А. В. Запорожец, В. С. Мухина. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. По мнению В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой повседневные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем. Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. В работе В.Г. Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду.

Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие исследователи: Р. С. Буре, Г. М. Година, Д. И. Сергеева и др. Они придавали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.

Важность проблемы и одновременно недостаточно последовательная реализация этой работы в практике ДОУ определили выбор исследования.

Цель исследования –изучить развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников.

Объект исследования – трудовое воспитание младших дошкольников.

Предмет исследования – процесс развития представлений о труде взрослых у детей младших школьников

Гипотеза. Развитие представлений о труде взрослых – важное направление личностного становления дошкольников. Процесс развития таких представлений будет успешным, если:

— осуществлять его во взаимосвязи воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и деятельно – практическую сферы личности;

— создавать положительно-эмоциональный фон через использование художественной литературы и занимательных заданий;

-осуществлять целенаправленную работу по отражению полученных впечатлений в изобразительной и игровой деятельности.

Задачи исследования.

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть подходы к развитию представлений у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие представлений о труде взрослых у младших дошкольников посредством проведения экскурсий.

Теоретическая база исследования: трудовое воспитание рассматривалось как средство развития нравственных качеств: трудолюбия, заботливости и др. (Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Л. И. Сайгушева); труд как вид детской деятельности (Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева и др.); рассматривались особенности взаимоотношений детей в труде (Р. С. Буре, Т. А. Репина). В работах В. И. Логиновой, Крулехт Н.Д. представлена система знаний о труде взрослых на основе причинно – следственных связей – преобразование предметов труда в процессе труда в его продукт. В работах Г. М. Годиной, Р. С. Буре, В. Г. Нечаевой и др. показана роль социально – значимой мотивации как основного компонента трудового процесса

Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить различные подходы к проблеме развития представлений о труде взрослых.

Н.К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение кругозора детей, указывала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная сфера, в которой они живут. Но не все, что окружает ребенка, равноценно в образовательном плане. Поэтому, с педагогической точки зрения, очень важно сделать правильный выбор объектов, о которых нужно рассказывать детям.

Далее, роль непосредственного окружения была подчеркнута в работах R.O. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова и др. экспериментально доказали.

Формированию положительного отношения к труду взрослых способствует самостоятельная трудовая деятельность детей. В.А. Сухомлинский писал: «Патриотические убеждения укрепляются в сознании детей только тогда, когда ребенок своими руками создает что-то нужное и полезное для народа, переживает свою деятельность, свой труд как борьбу за приумножение богатств отечества.

В работах Р.С. Буре, Г.Н. Годиной основным компонентом трудовой деятельности является социально значимая мотивация, в связи с чем методика вовлечения детей в трудовую деятельность обосновывается демонстрацией важности и ценности процесса и результата труда. В исследовании Д.В. Сергеевой систематически показана методика организации ручного труда, его нравственная, эстетическая ценность в воспитании дошкольников. В дошкольной педагогике выделяется научная школа, которая показывает роль знаний и представлений о труде взрослых в жизни ребенка-дошкольника.

В работах В.И. Логиновой, Г.Г. Саморуковой знакомство с трудом взрослых строится на основе причинно-следственных связей: Преобразование предмета труда в процессе труда в его продукт.

В работах Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой показана роль представлений о труде взрослых в аспекте формирования личностных качеств: Усердие, забота, внимание и т.д., раскрывается метод формирования идей. Сюда входят этические беседы, рассматривание картинок, создание проблемных ситуаций и т.д. Эти ученые подчеркивают роль выездных экскурсий, которые наглядно показывают возможность ознакомления детей с профессиями.

В работе А.М. Виноградовой подчеркивается необходимость поддерживать и развивать интерес ребенка к труду взрослых. Для этого организуются выездные экскурсии, прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы. С помощью конкретных наглядных примеров важно донести до детей понимание существующих понятий (всякий труд достоин почета; труд людей взаимосвязан и служит общему благу; труд уважаем; уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано руками людей), а также как можно больше вовлекать самого младшего члена семьи в дела взрослых.

Очевидно, что работа воспитателей детских садов по ознакомлению детей с работой взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей разъяснительной работы с родителями. Важно донести до родителей, что знакомство ребенка с их трудом является фактором большого воспитательного значения, что ребенок, зная, кем работают отец и мать, проникается к ним особым уважением, что вместе с этим возрастает и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект работы возрастает, когда ребенок проявляет к ней интерес. Знакомство ребенка с трудом взрослых — один из источников воспитания в нем бережного отношения к общему благу.

По мнению Т.А. Марковой, Р.С. Буре, бережливость формируется из правильного отношения к труду других людей. Важно, чтобы ребенок на собственном опыте убедился в величайшей пользе работы для других. Макаренко сказал: «Ваш ребенок будет членом трудового общества, поэтому его ценность в этом обществе, его ценность как гражданина будет полностью зависеть от того, как он сможет участвовать в общественной работе, как он будет подготовлен к этой работе.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Выбор профессии занимает важное место в жизненном и профессиональном становлении человека. От правильного выбора профессии зависит благополучное и гармоничное становление личности в обществе.

Подготовка к выбору профессии очень важна, так как связанна с системой учебно-воспитательного процесса, и является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста подражают старшим, испытывают удовлетворение и радость от трудовых действий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущих профессий:

  • закладываются представления о труде взрослых, их профессий
  • дети учатся ценить труд
  • воспитывается чувство уважения к труду взрослых
  • проявляются стремления к трудовой деятельности
  • формируются такие личностные качества как, трудолюбие, настойчивость, исполнительность и т.д.

В.И. Логинова пишет: «Знание о труде, отношение к труду взрослых, мотивах, направленности труда, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, предметам созданными людьми. Отсюда знания о труде и профессии должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада …».

ФГОС ДО установил 5 образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении. А так же, формирование позитивных установок к различным видам труда через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и к результатам трудовой деятельности
  • формирование представлений о труде взрослых, его роли в жизни человека и в обществе в целом.

ФГОС ДО выделяет основную цель трудового воспитания – это практическая и нравственно-психологическая подготовка детей к труду, формирование позитивного отношения к труду.

Системные знания о труде способствуют развитию речи. Называя предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики – увеличивается и обогащается словарный запас. Устойчивый интерес к труду, желание учиться трудовым процессам взрослых, обеспечивается системными знаниями о труде. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать. Можно сказать, что основу для освоения детьми трудовых процессов, подготавливается за счет формирования системных знаний о труде.

Первой ступенью в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых – это формирование знаний о результате труда. Знания о результатах труда позволяют показать своеобразие труда, как деятельности, так как получение результатов, предназначено для удовлетворения потребностей человека. Это отличительная особенность от всякой другой деятельности. Показателем правильно организованного трудового процесса – является получение задуманного результата труда.

Многими учеными были исследованы средства и пути формирования у дошкольников представлений о труде взрослых. Ученые выделяют, что формирование представлений и знаний о социальной значимости труда, благотворно влияют на отношение детей к труду и в дальнейшем способствует выбору будущей профессии. В.И. Логинова в своих работах рассматривает необходимость формирования у детей дошкольного возраста системных знаний о различных профессиях, которые значительно перестраивают их собственную трудовую деятельность и существенно повышают ее производительность.

Ребенок узнает о значении труда взрослых, с помощью непосредственных наблюдений, словесных объяснений, которые дает воспитатель. За счет этого у дошкольников очень рано начинает формироваться положительное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, дети начинают стремиться подражать взрослому в своей деятельности. Представление о важности труда, его полезности, приобретает действенный характер, если ознакомление с трудом взрослых сочетается с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада – это перерастает в трудолюбие, стремление принять участие в трудовой деятельности и как можно лучше выполнить порученное дело.

Знакомство с профессиями — является одним из путей формирования у дошкольников представления о социальной значимости труда. Это элементарные знания о труде людей из близкого окружения ребенка, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве и т.д.

Центральным звеном знаний о социальной действительности, являются знания о трудовой деятельности. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека в отдельности. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, развитие интереса и уважения к трудящимся людям, положительное отношение к трудовой деятельности других людей – важнейший компонент психологической готовности к труду.

Дети дошкольного возраста обладают высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинают интересоваться трудовой деятельностью людей. Ребенок растет и воспитывается в определенной социальной среде, в которой ежедневно дошкольник имеет возможность наблюдать за трудом взрослых, накапливать впечатления, а в дальнейшем, в играх и в быту стремится подражать взрослым. Первостепенное значение имеет поддерживание и поощрение интереса к труду взрослых, создание условий для получения максимального объема знаний и наиболее эффективное ее усвоение, утоление жажды знаний о труде взрослых.

Вычленение результатов труда является более сложной задачей. Дети в основном смешивают процесс труда и его результат (учитель – учит детей, врач – лечит людей и т.д.). Ребенку трудно самостоятельно дифференцировать эти компоненты, особенно в тех профессиях, где результат труда наглядно не представлен. Представления о социальной значимости труда, являются наиболее значимыми в процессе формирования представлений у детей о труде взрослых. Дети старшего дошкольного возраста в основном правильно понимают социальную значимость результатов труда различных профессий, знают, зачем нужна работа воспитателя, врача, строителя или шофера.

На основе конкретных представлений о результатах труда отдельных профессий, можно формировать общие представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Няня вымыла пол – пол чистый; накрыла на стол к обеду – можно есть; приготовила кровати — детям можно ложиться спать и т.д., следовательно, няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы дети были сыты.

Огромную роль в правильном формировании представлений о труде взрослых играет семья. Наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей создается именно в семье. Родители и другие члены семьи служат для ребенка примером, дети видят, как в семье проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают полезными советами. А.С. Макаренко писал, что дети, которые не получили в семье никакого трудового опыта, не могут определиться с профессиями и получить хорошую квалификацию, они зачастую бывают плохими работниками.

Анализируя психолого-педагогические исследования можно сделать вывод, что мир взрослых – это особая социальная среда развития дошкольников. Эта среда включает в себя родителей, воспитателей и людей из близкого окружения, с которыми ребенок взаимодействует. Дошкольник ориентируется на них как на образец, выстраивает свою деятельность и поведение.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]