Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!»
Лариса Даутова
Психологический тренинг для родителей: «Если что, я с тобой!»
Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
1. Совершенствовать умение согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения;
3. Овладение приемами взаимодействия с ребенком
Длительность тренинга: 25-30 мин
Материалы и оборудование: магнитная доска, карандаши, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4части, лента, детские сказки.
Ход тренинга
Вступление
Добрый вечер уважаемые родители. Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг: «Если что, я с тобой!» Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая, дружная семья
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов. Об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в играх; где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка.
Я надеюсь, что вы еще лучше будете понимать своего ребенка, еще более трепетно будете относиться к переживаниям своего ребенка, еще больше будете понимать интересы друг друга.
Итак, начнем с приветствия друг друга.
Разминка «Подари улыбку»
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
1. Упражнение “Слово – ассоциация”
Педагог-психолог: «Сейчас мы с вами проведем небольшую разминку, которая поможет настроиться на совместную работу”.
Всем вместе предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.
Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.
2. Упражнение «Цветок»
Педагог-психолог.
Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка?
Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества.
Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали.
Рефлексия:
— Было трудно?
— Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение?
— Легко ли Вам было заполнять? Почему?
3. Упражнение «Как тебе лучше?»
Психолог: приглашаю родителей (6 человек) объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагаю карточки с высказываниями, которыми вы будете сопровождать движение своего напарника — «ребенка»
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение сначала словами:
1.«Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю», 2.«Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3. И последнее: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: выполняя упражнение каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя, как вы себя чувствовали? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал. Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли. Родители обсуждают свои чувства.
4. Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д
Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.
Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.
5. Упражнение «Чего хотят дети?»
Примечание. Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.
Слово педагога-психолога: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите одной фразой». Участники записывают свои ответы на розданных им частях сердцах, после чего зачитывают и анализируют написанное. Затем педагог-психолог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делает вывод: «Чего на самом деле хотят дети – это много любви, тепла и ласки».
Заключительная часть.
Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.
Рефлексия участников тренинга.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» Октябрь 2017
Условия конкурса:
Занятие № 1 «ЗНАКОМСТВО» Цель: помочь родителям познакомиться, лучше узнать друг друга для успешного взаимодействия в дальнейшем. Подготовка: родители приносят одно семейное фото (если папа и мама, то 2 фотографии). ХОД Присутствующие занимают места, образовывая один большой круг. Педагог-психолог сообщает цель тренинга, предлагает родителям быть откровен¬ными, открытыми, искренними. Первое задание — «Знакомство» Каждый из родителей называет себя так, как бы он хотел, чтобы к нему сегодня обращались, и записывает свое имя или имя и отчество на заранее подготовленном педагогом листе или купленном (т.н. бей-джике) и прикрепляет его к своей одежде.
Второе задание — «Наши дети» Предложить родителям, которых вызывают в любом порядке, вспом¬нить несколько качеств своего ребенка, названия которых начинаются с той самой буквы, что и имя ребенка (например, Сережа — скромный, самостоятельный; Миша — молчаливый, мечтатель и т. д.). Третье задание — «Разминка» 1. Выходят в круг и подают друг другу руки те родители, которые: • владеют музыкальным инструментом; • занимаются спортом; • занимаются рукоделием и т. д. 2. Педагог изымает один стул и ставит его в середину круга. По его сигналу некоторые родители должны пересесть на другие места, и один из них не успевает занять стул (поскольку стульев на 1 меньше, чем количество участников), он становится в круг и предлагает свое задание. Варианты заданий: • пересаживаются те, у кого есть сын (дочь); • у кого больше двух детей; • у кого есть музыкальное (техническое, медицинское, педагогическое) образование; • кто любит путешествовать по родному краю; • кто увлекается историей родного края; • кто является знатоком русской литературы и т. д. Четвертое задание — «Выберите себе пару» Педагог предлагает выбрать пару. Желательно пригласить в пару того человека, которого Вы меньше всего знаете. За одну минуту нужно как можно больше рассказать о себе. Потом поменяться ролями. Педагог фиксирует время. После этого педагог предлагает некоторым роди¬телям рассказать всем о самом интересном из того, что они узнали от собеседника. (Рассказ о себе в начале задания можно заменить системой вопросов, которые в течение одной минуты необходимо задать, чтобы как можно больше узнать о собеседнике в течение минуты.) Пятое задание — «Разбейтесь на группы» Для объединения в группы сначала родители становятся в ряд и последовательно называются: красный, желтый, зеленый, синий. Каждая группа («красные», «желтые», «зеленые», «синие») садится отдельно. Каждый из родителей рассказывает всем членам группы о своем се¬мейном фото (где? кто? когда?). Дальше выясняют, что объединяет все эти фотографии. (Время года, время, место и т. д.) Придумывают название группы и девиз. И в самом конце представляют группы. Шестое задание — «Итоги» Все возвращаются в большой круг. Педагог передает моток ниток по кругу и просит поделиться своими впечатлениями: какое настроение, что понравилось, что полезного узнали для себя, пожелания и т. д. Заключительное слово педагога посвящено потому, что объединяет всех присутствующих, — это символическая нить в воспитании детей.
ЗАНЯТИЕ № 2 «Ценности в воспитании ребёнка»
Цель: определить истинные ценности в своей жизни и помочь реализовать свои возможности в воспитании ребенка. 1.Приветствие 2.Упражнение «Мусорная корзина» На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя. 3.Упражнение «Шкала ценностей» Родителям предлагается на горизонтальной прямой линии, символизирующей шкалу жизненных ценностей, отметить свои ценности, которые у них есть. Затем, по 10 бальной системе оценить количество времени, которое они вкладывают в каждое направление: работа быт магазин телевидение дети друзья дача. Обсуждение этого упражнения строится вокруг таких вопросов: «Сколько времени мы уделяем детям? В каком эмоциональном состоянии мы находимся при взаимодействии? Какие чувства ребенок испытывает при общении с нами? Каких результатов мы ожидаем при таком подходе к воспитанию детей? 4.Упражнение «Будущее» Родителям предлагается ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Ответы записать в столбик №1. затем заполнить столбик №2 и №3.
Ответ на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка во взрослой жизни?» Личностные оценки в адрес ребёнка, в которые вы используете при общении с ним. Выражения,которые наиболее подойдут к достижению поставленной цели. 1 2 3
5.Релаксация. 1) Займите удобное положение. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, как расслабляются мышцы лица, шеи, приятная расслабленность опускается на плечи, руки. Вы чувствуете тяжесть и полную расслабленность в руках. Расслаблены мышцы спины, груди, живота, ноги неподвижно стоят на полу, они также полностью расслаблены. Во всем теле вы чувствуете приятную расслабленность. Отдыхает каждая клеточка вашего организма. Вы думаете только о приятном. Посторонние звуки для вас как шум дождя создают фон для приятного расслабления и отдыха. Приходит чувство спокойствия и радости от жизни, которая принадлежит вам. 2) В каждый последующий день Вы будете ощущать себя все более и более спокойно, уверенно. Внутреннее спокойствие будет помогать Вам взаимодействовать с Вашим ребенком, а если возникнут проблемы, то Вы будете спокойно и взвешенно решать их. Появится желание действовать и это желание появится прямо сейчас. Вы чувствуете, как от вас исходит энергия жизнелюбия, появляются новые желания, радость от самой жизни. Это чувство всегда будет с вами. 7.Прощание.
ЗАНЯТИЕ №3 «Воспитание уважительного отношения к особенностям другого человека»
Цель: воспитать уважительное отношение к особенностям другого человека, а также научиться принимать близких людей безусловно. 1.Приветствие 2.Упражнение «Разреши другому быть другим» Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет. Таких особенностей девять, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление. 1)Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается. Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений. Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок). Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон — бодрствование). Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка па такие стимулы, как- незнакомая еда. игрушка или человек). Приспособлясмость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды) Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения). Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция). Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер). Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения). Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий). 2) Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т.е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам. 3) После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка. 4) Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим. 3.Упражнение «Стать лучше» 1. На чистом листе бумаги опишите себя: * внешний вид; * черты характера; * способности; * знания; * умения; * что вы делаете такого, что делать нельзя (всякие нарушения). 2. На другом листе напишите то же, но чуть-чуть приукрашая свои достоинства. Оставьте себе второй лист и перечитывайте его. Улучшать свой портрет всегда полезно! 4.Упражнение «Безусловное принятие» В уже знакомом расслабленном состоянии Представьте себе одного за другим всех знакомых людей — родителей, мужа детей, друзей. Скажите каждому из них: «я люблю тебя, безусловно, я принимаю тебя таким, какой ты есть». Найдите среди знакомых вам людей, которым вы не можете сказать этого. Вспомните людей, которые, по вашему мнению, недостойны вашей поддержки, у которого вы не видите сильных сторон, которых вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно ме¬шает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «я принимаю тебя таким, какой ты есть». Теперь поставьте себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует вас или плохо относится к вам? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с вами? Понимает ли он те условия и требования, которые вы ему выставляете? Скажите ему слова: «я прощаю тебя за … и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть». Обсуждение: Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно? 5. Прощание.
ЗАНЯТИЕ №4 «Активно слушать – лучше понимать детей »
Цель: научиться техникам активного и эмпатического слушания, что приведет к лучшему взаимопониманию между родителями и детьми. 1.Приветствие. 2.Вспомните ситуацию, когда ваш ребенок потерпел неудачу (получил плохую оценку. поссорился с друзьями). Поделитесь, как строилось ваше общение по этому поводу)? Прояснилась ли ситуация после вашего разговора? какое эмоциональное состояние было у ребенка? У Вас? Нашли ли способ решения проблемы? 3.Упражнение «Услышать собеседники» 1часть. Участники разбиваются по парам. Партнер А должен рассказать о волнующем его событии. Задача партнера В всем своим видом показать, что он его не слушает, при этом смотрит на часы, отворачивается, зевает. Через 3 минуты партнеры меняются ролями. Затем, поделиться чувствами, которые испытали во время упражнения. Была ли подобная ситуация в вашей жизни, когда ребенок хотел рассказать вам о значимом для него событии, а вы не обращали внимания, занимаясь своими делами? Как вы предполагаете, какие чувства скорей всего испытал ребенок? 2часть. А теперь, упражнение выполняется в тех же парах, но задача партнера В заключается в том. чтобы очень внимательно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Через 10 минут закончить упражнение, и обсудить следующие вопросы: «Как вы чувствовали себя во время общения?», «Легко ли вам было говорить?», Какая реакция собеседника помогала вам открываться в общении?» Привести примеры подобного общения с ребенком. 4.Упражнение «Сидящий и стоящий» Один партнер сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущения «сверху» и «снизу». Ещё через несколько минут поделитесь своими чувствами. 5.Упражнение «Путешествие в детство» Займите знакомое положение и почувствуйте полное расслабление (по той же схеме, что и в предыдущем упражнении). Прямо перед собой Вы видите ребенка, внимательно присмотритесь… Вы узнаете знакомые черты — это ты в детстве. Тебе 5 или 6 лет… У тебя какие-то неприятности, ты огорчена и плачешь. Вдруг к тебе подходит. кто-то из взрослых, ты поднимаешь голову и … что это? Как реагирует этот человек на твои слезы? Как меняется твое состояние? … Приходит время, и ты уже в другом месте и у тебя другое состояние. Ты радуешься, смеешься, и тебе хочется поделиться своими чувствами с другими. У тебя есть возможность подойти к близкому человеку и рассказать, о том, что у тебя произошло. Кто этот человек? …И вот вы уже взрослый человек. Представьте себя как можно яснее (В чем одета? Какая прическа? Какие чувства испытываешь?). Подойдите к себе-ребенку. Возьмите на руки малыша, поласкайте и скажите ему слова: «Когда ты вырастишь, то у тебя будет все хорошо, ты будешь очень Красивая, тебя будут любить друзья, родные. Ты совершенно неповторима, другого такого человека нет. Ты всегда будешь ценить свои достоинства и достоинства других людей…» Скажи все, что ты хочешь сказать себе — ребенку. Дай ему все то, что он хотел получить в детстве. Сказав нужные слова и выслушав все, что хотел рассказать ребенок. Вы возвращаетесь в настоящее время… Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Улыбнитесь. 6.Прощание.
ЗАНЯТИЕ №5 «Чувства в ситуации удача-неудача»
Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка. 1.Приветствие 2..Упражнение «Пойми меня правильно» Упражнение выполняется в парах. Часть 1. Партнер А рассказывает о ситуации, где он был не на высоте, (например, не справился во время с отчетом на работе или резко отреагировал на поступок ребенка, что привело к конфликтной ситуации в семье). Партнер Б реагирует, при этом использует выражение: «Я тысячу раз говорил тебе, что…» «Сколько раз тебе повторять…» «Неужели тебе трудно запомнить, что…» «Ты такая же, как твоя мама (папа)…» Через 5 минут поменяться ролями. Часть 2. Партнер А рассказывает ту же ситуацию, а партнер Б реагирует, используя следующие выражения: «Расскажи подробнее, как это произошло?» «Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения: Что ты собираешься делать?» «Чем я могу тебе помочь?» «Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?» В обсуждении этого упражнения большое внимание уделить чувствам, которые испытывали участники в первом случае и во втором. Затем выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми. 3. Упражнение «Любимые мои дела» Устройтесь поудобней. Закройте глаза (расслабление но той же схеме) …Представьте себе, что вы оказались в своем детстве. Перед вами ребенок 5-6 лет. Посмотрите внимательно как он выглядит этот маленький человек: в чем одет, какая обстановка вокруг. Войдите в этот образ ребенка и представьте себе, что вы что-то делаете: может быть, рисуете, лепите, шьете кукле платье или еще что-то… Вы увлечены этим делом, вам интересно заниматься любимым занятием. Вот к вам подходит кто-то из взрослых людей и оценивает вашу работу. Прислушайтесь к словам, которые звучат из уст взрослого человека, и своим чувствам, которые воз¬никли у вас в связи с этой оценкой… Эти чувства останутся там, в детстве, а мы будем постепенно возвращаться в настоящее время. Я буду считать от 5 до 1, с каждым счетом вы будете чувствовать приближение реальности, вместе с этим прилив бодрости, энергии. На счет 1 откройте глаза. В обсуждении этого упражнения важно определить внимание на то: 1) Каким делом был занят ребенок? 2) Позитивную или негативную оценку получил ребенок за свой труд? 3) Став взрослым человеком, сохранился ли интерес к тому делу, которым он занимался в детстве? 4) Обсудить значение собственных оценок в адрес ребенка, когда он чем-то занят, при этом большое значение уделить положительному эффекту позитивной оценки для развития интереса к разным видам деятельности. 4.Родители пишут «Историю своего успеха», после прохождения первого цикла занятий в группе «Тренинга родительско-детских отношений». 5.Психолог раздает памятки с кратким содержанием основных тем. которые обсуждались на занятиях и к которым родители могут обратиться в любое время. Это поможет им вспомнить информацию и ощутить атмосферу тренинга при взаимодействии в семье.
Следующая > |
Детские тренинги для родителей и детей
Иногда родителям бывает трудно найти общий язык со своими детьми. Для этого может быть множество причин, но уж точно никто не виноват! Отсутствие взаимопонимания может создать пропасть между вами и вашими детьми, наполненную обидой, страданием и взаимными обвинениями. Чтобы этого не произошло, необходимо сделать шаги навстречу друг другу. Тренинг для детей и родителей в этом случае будет просто идеальным подспорьем.
Тренинги состоят из теоретических семинаров и практических отработок. Как правило, всё происходит в группе единомышленников – людей, столкнувшихся с похожими проблемами. Работа в группе, понимание того, что вы не одиноки в своей ситуации, помогает расслабиться и раскрепоститься, с большей готовностью пойти навстречу переменам. Для детей же это весёлый и интересный опыт, ведь детские тренинги проходят в дружелюбной, часто игровой атмосфере.
Тренинги для дошкольников
Даже у самых маленьких детей могут быть проблемы с социальной адаптацией.
Тренинги для детей школьного и младшего школьного возраста, проводимые в нашем психологическом центре, помогают им развиваться, получать новые навыки и знания, становиться увереннее, чтобы в дальнейшем вырасти в успешную счастливую личность!
Конечно, использовать для общения с группой малышей те же методы, что и со взрослыми, нет смысла. Поэтому чаще всего это занимательные и познавательные ситуации, поданные в сказочной, мультяшной или просто весёлой игровой форме. Для ребёнка это ничем не будет отличаться от развлечений с аниматорами. Однако вместе с тем это:
- улучшение памяти;
- развитие мышления;
- совершенствование речи;
- развитие творческих способностей, в том числе воображения.
Родительские запреты и ограничения
Психологический тренинг-игра для родителей воспитанников и педагогов образовательной организации.
Цель игры:
наглядно представить родителям последствия поступков, слов и действий по отношению к детям, их влияние на дальнейшую судьбу будущих взрослых.
Оборудование:
шарфы и платки по числу директив.
Ход игры
Все мы родом из детства, и большинство психологических проблем взрослых людей именно из детства. Часто самые близкие люди сами программируют малыша на неуспех в жизни, инфантильность, лень, безалаберность, безразличие к окружающим людям, в том числе, и родным. Потом они удивляются: Почему их взрослый ребёнок такой не самостоятельный и безынициативный? Почему он не умеет и даже ради своего блага не хочет ничего делать сам? Почему готов целыми днями лежать на диване и постоянно пытается переложить ответственность на других? Почему он, маменькин сынок или дочка, не может ни с кем найти общий язык, не способен сопереживать близким? Легко ли жить с таким человеком?
Давайте рассмотрим ситуацию, когда мама с малышом идут в детский сад. Вы – любящая мама, заботитесь о ребёнке, очень его любите и следите за его здоровьем. Делаете всё, чтобы малыша не продул холодный ветер, чтобы он не промок и не испачкался. Конечно же, запрещаете бегать по улице, прыгать по лужам, собирать камни и тянуть в рот всякую грязь. Задумывались ли вы когда-нибудь о скрытом смысле слов и действий, которые позволяете себе по отношению к ребёнку? О директивах и установках, на которые вы неосознанно программируете детей, и об их последствиях? Предлагаю поиграть в игру «Запрет». (Психолог приглашает 2-х человек на роль ребёнка и взрослого.)
Психолог:
Утро, вы со своим малышом спешите в детский сад. Малыш энергичный и очень любознательный, он задаёт много вопросов, постоянно дёргает маму за руку и пытается что-то ей сказать.
Ребёнок:
Мама, смотри, смотри, что это там? Куда кошка побежала? Как эта машина называется? Что это собачка делает?
Мама:
Перестань глазеть по сторонам! Смотри под ноги, упадёшь в лужу!
(Психолог завязывает «ребёнку» шарфом глаза.)
Психолог:
Директива: ничего не видеть!
(У мамы звонит телефон, она отвечает на звонок коллеги. Малыш внимательно слушает разговор.)
Ребёнок:
Мама, а что такое «начальник-зараза»?
Мама:
Ты почему уши развесил? Как не стыдно! Сколько раз тебе повторять: во взрослые разговоры вмешиваться нельзя!
(Психолог завязывает «ребёнку» шарфом уши.)
Психолог:
Директива: никого не слышать!
Ребёнок:
Я только спросил! Ты же говорила, что обзывать взрослых нельзя, а сама…
Мама:
Что, самый умный? Матери будешь указывать?
(«Ребёнку» завязывают шарфом голову.)
Психолог:
Директива: не думай!
Ребёнок:
А меня Машка ждёт в детском саду, которая…
Мама:
Ой, некогда! Идём быстрее, хватит болтать, закрой рот.
(«Ребёнку завязывают шарфом рот.)
Психолог:
Директива: не разговаривай! Ребёнок идёт молча и на ходу пытается поднять какую-то веточку.
Мама
(
кричит в ужасе
): Выброси эту гадость сейчас же, она грязная! Что у тебя за руки! Всё хватаешь, вечно они у тебя в грязи!
(«Ребёнку шарфом завязывают руки.)
Психолог:
Директива: ничего не делай руками. Но ребёнку становится скучно. После дождя на тротуаре остались лужи, и малыш начинает скакать по ним.
Мама:
Это что такое?! Ты на кого похож?! Сам вывозился и меня обрызгал! Стой смирно. Не прыгай, дай вытру тебя салфеткой!
(«Ребёнку завязывают шарфом ноги.)
Психолог:
Директива: не ходи.
Мама:
Иди около меня, дай руку! Да не беги ты вперёд!
(Психолог привязывает «ребёнка» шарфом к «маме».)
Психолог:
Директива: никому не доверяй, кроме меня. Никуда от меня не отходи. Все обманут, верь только мне. Мама в праведном гневе отругала малыша. Как ей идти на работу? Она вся в грязных брызгах! А ребёнок стоит и ревёт.
Мама:
Что ты разнылся?! Чего ты ревёшь? Нечего реветь, сам виноват. Не надо было по луже скакать. Замолчи, кому сказала! Позоришь только меня.
(«Ребёнку» перевязывают шарфом сердце.)
Психолог:
Директива: не испытывай чувства.
Уважаемые, родители, посмотрите на нашего «ребёнка». Он весь завязан.
Сможет он в таком состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно, быть любознательным? А как вы думаете, какой человек вырастет из такого ребёнка? Легко ли ему будет в жизни? А окружающим его людям? Очевидно, что все действия и слова «любящих» родителей негативно влияют на развитие ребёнка и на всю его дальнейшую жизнь. Однако, в каждом случае можно найти компромисс. Давайте попробуем это сделать вместе! (Психолог обсуждает с родителями возникшие ситуации и по мере нахождения компромисса постепенно снимает с «ребёнка» шарфы.)
Не завязывать глаза
– посмотреть вместе или переключить внимание ребёнка на что-то другое, более полезное, интересное.
Не завязывать уши
– взять за правило разговаривать при ребёнке спокойно, не ругаться, не обманывать собеседников. Стараться в то время, которое проводите с ребёнком, не отвлекаться на другие занятия и следить за своей речью.
Не завязывать голову
– разрешить ребёнку думать, рассуждать, анализировать. Взрослому научиться признавать свои ошибки и извиняться за них.
Не завязывать рот
– выслушать.
Не завязывать руки
– после прогулки вымыть руки.
Не завязывать ноги
– обуть резиновые непромокаемые сапоги и одеть комбинезон.
Не привязывать к маме
– отпустить немного вперёд.
Не завязывать сердце
– выслушать, понять, посочувствовать и пожалеть ребёнка.
Уважаемые взрослые, сейчас мы с вами нашли варианты решения некоторых проблем. Каждый знает, что не следует запрещать ребёнку познавать окружающий мир. Малыш развивается только в познании окружающей среды и в общении с родителями, но на практике не всегда удаётся создать для этого условия.
Мы все очень заняты, ощущаем дефицит свободного времени и поэтому уделяем своим малышам недостаточно внимания. Как много мгновений, которые не были наполнены общением с детьми! Если взрослые не изменят своё поведение, то однажды могут услышать: «Мама, ты когда-то научила меня ходить и говорить, зачем же теперь заставляешь сидеть и молчать?»
Елена Костарева, педагог-психолог
МБДОУ Д/с № 19, п. Яйва,
Александровский р-он, Пермский край