Статья «Новые подходы к взаимодействию с семьёй воспитанников ДОУ в рамках ФГОС»
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с ДОУ, особенностями его функционирования, с деятельностью педагогов и т.п. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе — это дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Если ребёнок будет расти в атмосфере любви и нежности, хотя временами вы будете прояв- лять разумную твердость, он сохранит своё дружелюбное отношение к людям потому, что оно заложено в его натуре.
Беджамин Спок
В этом эпиграфе выдающегося американского психолога, врача, педагога выражена вся сущность взаимодействия воспитателя и родителей в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования, которые помогут ему успешно пройти курс обучения в школе. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, мама и папа – образцы для подражания.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
Вряд ли возможно гармоничное развитие ребёнка без активного участия его родителей. И, главной особенностью семейного воспитания, признаётся особый эмоциональны климат, благодаря которому, у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Практикой доказано, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет взаимодействие семьи и детского сада. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и воспитатели ожидают друг от друга. Я считаю, что основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с СЕМЬЁЙ – является установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателем, объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детскородительских взаимоотношений.
Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Многие родители сегодня, увы, склонны перекладывать воспитание своих детей на детский сад, школу, государство, нанося тем самым непоправимый ущерб, как ребёнку, так и себе, да и обществу. Воспитывать полноценную личность не возможно без добрых семейных традиций, семейного тепла и уюта, защищенности. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
За 10 лет педагогической деятельности, я убедилась, что организация целостного педагогического процесса, охватывающего воспитательным влиянием всю жизнь ребёнка в целом, всю систему его отношений с окружающей его действительностью возможна только во взаимодействии с родителями, которые, как и воспитатель, должны учиться у детей, как их воспитывать.
Я считаю, что первая ступенька настоящего сотрудничества воспитателя с родителями в совместном поиске форм, методов, средств, создание нормального психологического климата в детском саду и дома, способствующего формированию и развитию личностных качеств воспитанника.
Что бы семья хотела и училась воспитывать, ведь пример родителей – это основа семейного воспитания. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь, поэтому, основной целью своей работы я взяла – вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
И поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников и способствовать активной творческой деятельности.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей в создании благоприятных условий и эмоционального комфорта ребёнка в окружении сверстников в детском саду и всех членов семьи.
- Овладения родителями психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для создания благоприятного психологического климата в семье.
Изучив литературу по работе с родителями, передовые опыты работы других педагогов, разработала свои план по работе с родителями.
4. В план работы постаралась включить разнообразные формы работы с родителями. Для начала свою работу я разделила на 4 блока:
1. наглядно-информационный:
- выпуск газет,
- открытые занятия для родителей,
- информационные стенды,
- дни открытых дверей;
- вернисаж,
- библиотека
2. Информационно-аналитический:
- анкетирование,
- опрос,
- «почтовый ящик»;
3. Познавательный:
- педагогические гостиные,
- родительские клубы,
4. Досуговый:
- праздник,
- участие родителей в конкурсах,
- выставки.
Такая форма работы, как «почтовый ящик» позволяет родителям (застенчивым и нерешительным) делиться своими мыслями, идеями и предложениями с воспитателями и специалистами посредствам записи.
Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, или я передаю
специалистам письменно для индивидуальных встреч и консультаций.
Газета – еще одна форма работы с родителями.
Совместно с родителями в группе создана видео, фототека из жизни детей, ролики можно взять домой для просмотра.
Очень популярен в нашей группе «Вернисаж», стенд на котором размещаются: фотографии, сочинения детей, продукты коллективного детского творчества.
В организации групповой библиотеки для родителей и детей активными участниками являются сами родители. Они создали своими руками игровые и демонстрационные пособия, помогли составить картотеки игр, опытов, экспериментов.
5. Одной из самых эффективных форм работы с семьей остается – родительские собрания, цель которых повышение педагогической культуры родителей, формирование родительского коллектива, педагогическое просвещение, и консультации, дискуссии, и семейные праздники.
Самая популярная и любимая, как для меня и детей, так и для родителей – досуг. Здесь наиболее полно раскрываются возможности взаимодействия для сотрудничества и проявления творчества семьи, детей и воспитателя. Опыт показал, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.
Совместно с родителями и детьми мы оформляем фотовыставки, выставки
детских и родительских работ по сезонам, к праздникам и т. д.
Стало традицией группы проводить праздники и досуги, где непосредственными участниками являются родители. Особый праздник Новый год, – где главными сказочными героями являются родители. А после праздника обязательный ритуал – чаепития.
Семья и детский сад имеет свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируются воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Ссылки на источники
1. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 2011. № 9.
С. 23-31
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй // дошкольное воспитание 2012. № 1. – С. 41-49.
3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2012. № 1. – С. 60-68.
4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, А.Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2011. – С. 25-26.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013. – 78с. – (Образование в документах и комментариях).
6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. – М.: Сфера, 2014 – 112с.
7. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2011. №8. – С. 57-59.
Приложение: Празднование праздника «Масленица»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК Из опыта работы воспитателя Ревицкой Валентинны Максимовны
Следующая > |