Социальный проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников «Терпенье и труд все перетрут!»


Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь).

Тип проекта: познавательно-информационный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед

Возраст детей: 6-7 лет

Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальности

Цели проекта: расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий

Задачи проекта

Для детей

— Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;

— Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

— Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

— Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;

— Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

— Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

— Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

— Показать взаимосвязь между разными видами труда;

— Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;

— Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;

— Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;

— Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;

— Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Для педагогов

— Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление книги детских рассказов о профессиях;

— Подбор художественных произведений по теме проекта;

— Запись видиоролика «Кем я хочу стать?» (с последующим показом на итоговом мероприятии);

— Подбор дидиктических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;

— Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;

— Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;

— Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

— Продолжать развивать связную речь дошкольников;

-Развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей

— Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

-Стимулировать творческую и познавательную активность детей;

— Провести беседу – рассказ о своей профессии;

— Провести мастер-класс для детей (хобби родителей).

Организационный этап

1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:

I

— Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

II

-Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

III

Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом

Содержательно-практический этап

Здоровье и физическое развитие

  • Знакомство с профессиями, связанными со спортом;
  • Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;
  • Спортивный досуг «На легкоатлетическом стадионе»
  • Тематические физкультминутки
  • П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты
  • Соблюдение режима труда (работа и отдых)

Безопасность

  • «Как подготовиться к субботнику?» — обсуждение
  • Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде
  • У людей разных профессий свои правила безопасности

Познание

  • Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии»
  • Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
  • Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»
  • Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы
  • Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
  • Моделирование трудового процесса
  • Использование логических игр
  • Использование элементов ТРИЗ при решении проблемных ситуаций
  • Составление схемы для составления рассказа о профессиях
  • Круглый стол «Профессии, появившиеся недавно», «Расскажем Умнику об изменениях в работе людей некоторых профессий» (по выбору детей: водитель, пекарь, врач и др.), «Как было раньше, а как теперь»

Социализация.

Взаимодействие с родителями:

Встреча с интересным человеком:

  • папа Карины — работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
  • папа Тимура — врач-травматолог , проблемная ситуация «Что случилось с мартышкой»
  • бабушка Алисы – бывший воспитатель детского сада
  • мастер – класс мамы Василисы – «В гончарной мастерской» (лепка из глины и запекание в муфельной печи)

Игры и беседы

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Библиотека», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Телевидение»
  • Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи», «Мы снимаем фильм»
  • Игровая ситуация: «Кем я стану?»,
  • Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
  • Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)

Коммуникация

  • Составление рассказов о профессии родителей
  • Разучивание стихов о различных профессиях
  • Обогащение словаря детей за счет новых терминов
  • Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии»
  • Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
  • Изготовление словаря профессий
  • Пословицы и поговорки о труде
  • Обсуждение фразеологизмов о труде
  • Компьютерная игра на развитие словесно-логического мышления «Такие разные профессии»

Труд

  • Хозяйственно — бытовой труд в группе
  • участие в субботнике (труд в природе)
  • ручной труд

Художественная литература

Пословицы и поговорки о труде Стихи и загадки о профессиях Чтение стихов и рассказов о профессиях

В.Маяковский «Кем быть? », М. Познанская «Пойдем на работу», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер». В Лифшиц «И мы трудиться будем». Б. Житков «Железная дорога»,

М.Ильин «Машины на нашей улице» Н. Найденова «Ольга Павловна». С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,

Музыка

  • Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
  • Песня о мастерах (Ю.Ким, А.Рыбников)
  • Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)

Художественно-творческая деятельность

Выставка рисунков «Кем я буду» Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека», «Телевидение» Раскрашивание раскрасок — профессии Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия Создание макета «Город мастеров»

Игровая деятельность

  • Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам), «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки
  • Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», , «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
  • Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так»

Работа с родителями

  • консультации для родителей «Обязанности детей дома»
  • размещение материалов в родительских уголках
  • оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама на работе»
  • консультации родителей по проведению мастер-классов и бесед с детьми

Итоговый этап

Праздник «Город мастеров»

Результаты проекта:

  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
  • У дошкольников появился интерес к данной теме;
  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
  • Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
  • У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы
  • Подготовлен и проведен праздник «Город мастеров»

проект по трудовому воспитанию

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…»

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское «я сам» наполняется новым содержанием: «Я умею сам и потому буду делать сам!», «Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!» У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.

Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.

Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием «вместе», в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление «Я сам» постепенно перерастает в «Я сам вместе с друзьями». Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение «в связи» и «по поводу» возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.

Проект «Труд в детском саду»

Актуальность. Основная идея. Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.

Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.

Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.

Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный

Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Задачи: — развивать у детей интерес и любовь к труду;

— поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых;

— воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде,

готовность участвовать в совместной трудовой деятельности;

— привлекать родителей к совместной трудовой деятельности.

Гипотеза: достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.

Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми: беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.

Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

— принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;

— принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;

— принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;

— принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.

— принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.

— принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Прогнозируемые результаты:

повысится интерес к труду;

— дети получат необходимые знания о разных профессиях;

— будут знать о значимости труда;

— будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;

— научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы;

— у детей сформируются навыки совместной деятельности;

— установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;

— для детей труд станет потребностью.

Этапы работы над проектом.

1. Подбор и изучение литературы.

2. Постановка цели, задач, группировка материала, составление перспективных планов для каждой возрастной группы.

3. Реализация проекта.

Литература:

«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т.В.Потакова, М.: «Творческий центр»,2003г.

«Дошкольникам о технике», И.И.Кобитина, М.:»Просвещение»,1991г.

«Дошкольное воспитание» №1,2006г.

«Любить труд на родной земле», Н.Н.Кокарева, А.К.Бондаренко, М.:»Просвещение»,1987г.

«Малокомплектный детский сад» под ред. М.А.Васильевой,М.: «Просвещение», 1988г.

«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р.Буре, М.:»Просвещение», 1987г.

«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л.В.Куцакова, М.:»Мозаика-Синтез»,2007г.

«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В.Алешина, М.,2005г.

«Родной край», Р.И.Жуковская, М.:»Просвещение»,1987г.

«Учите детей трудиться», Р.С.Буре, Г.Н.Тодина, М.:»Просвещение»,1983г.

Первая младшая группа.

Задачи:

1. Формировать у детей предпосылки положительного отношения к трудовому процессу.

2. Формировать умение самостоятельно обслуживать себя.

3. Приучать убирать игрушки на место после игры.

4. Вместе с взрослыми ухаживать за животными и растениями: кормить птиц, поливать расте ния, протирать крупные листья влажной тряпочкой и т. д.

5. Привлекать к выполнению простейших трудовых действий.

6. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

НаблюденияСроки
— за трудом младшего воспитателяянварь, февраль
— за трудом медсестрымарт
— за трудом поварамай
Дидактические игры
— «Научим куклу мыть посуду»январь
— «Как котик катался на машине»февраль
— «Лечим куклу Катю»март
— «Автобус»март
— «Накормим куклу»апрель
— «Угостим друзей»май
— «День рождения куклы»май
— «Постираем кукле платье»июнь
— «Оденем куклу на прогулку»июль
Сюжетно-ролевые игры
— «Устроим кукле комнату»январь
— «Строители»февраль
— «Уложим куклу спать»март
— «Кукла заболела»март
— «Семья»апрель
— «Автобус»май
— «Угощение друзей»июнь
— «Девочка чумазая»июль
Художественная литература
— «Водичка-водичка…»январь
— «Репка» (сказка)февраль
— «Ладушки-ладушки…»март
— «Маша не плачет» С.Капутикянапрель
— «Теремок» (сказка) обр. Булатовамай
— «Больная кукла» В.Берестовиюнь
— «Песня машиниста» А.Введенскийиюль
Рассматривание картин
— «Перед прогулкой»январь
— «Дети на прогулке зимой»февраль
— «Кашу надо есть обязательно»март
— «Игра с куклой»апрель
— «Кормление цыплят»май
— «Большая стирка»июнь
— «Расти, расти, цветочек»июль

Вторая младшая группа.

Задачи:

1. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление к общению и совместной деятельности.

2. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

3. Воспитывать бережное отношение к результатам труда взрослых.

4. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (готовить к занятиям кисти, карандаши, доски для лепки и др.)

5. Развивать умение доводить начатое дело до конца.

НаблюденияСроки
за трудом шоферасентябрь
— за трудом врачаноябрь
— за трудом повараянварь
— за трудом музыкального руководителямарт
— за трудом дворникамай
Сюжетно-ролевые игры
— «Больница»октябрь
— «Доктор окулист»ноябрь
— «Детский сад»декабрь
— «Построим детскую площадку для кукол»январь
— «Магазин игрушек»февраль
— «Зоологический сад»март
— «Уроки Айболита»апрель
— «Мы дом построим сами»май
Художественная литература
— Б.Заходер «Шофер»сентябрь
— Н.Павлова «На машине»октябрь
— А.Кардашова «Наш доктор»ноябрь
— А.Кузнецова «Кто умеет?»декабрь
— Е.Благинина «Научу одеваться я братца»январь
— Д.Табе «Работа»февраль
— А.и П.Барто «Девочка чумазая»март
— Д.Табе «Моя мама»март
— Е.Блошкина «Вот какая мама»апрель
— Ю.Тувим «Письмо»май
— К.Чуковский «Мойдодыр»июнь
Продуктивная деятельность: аппликация
— «Расставь тарелки»сентябрь
— Тарелка с фруктами»октябрь
— Нагрузим машину овощами»ноябрь
— «Лопатка и метелка»январь
— «Чашки большие и маленькие»март
— «Мы делаем коврик»апрель
— «Построим дом»май
Рисование
-«Тарелки большие и маленькие»сентябрь
— «Поможем няне накрыть стол»октябрь
— «Ремонт машины»декабрь
— «Что нужно дворнику для работы»февраль
— «Посадим деревья на нашей улице»апрель
Лепка
— «Конфеты для гостей»октябрь
— «Фрукты и овощи»декабрь
— «Булочки, баранки, пирожки»февраль
— «Посуда»апрель
— «Домики для гномиков»май
Рассматривание картин
— «Играем с песком»сентябрь
— «Зимой на прогулке»декабрь
— «Едем в автобусе»февраль
— «Помогаем товарищу»март
— «Мы – строители»апрель
Беседы
— «Как мы убирали участок»сентябрь
— «Где работает мама (папа)?»октябрь
— по сказкам «Репка», «Лиса, заяц и петух»ноябрь
— по сказке «Петушок и бобовое зернышко»декабрь
— «Почему ты помогаешь маме?»февраль
— «Бабушкины помощники»март
— рассказ о труде младшего воспитателяапрель
— рассказ о труде строителеймай
Дидактические игры
— «Что где растет?»октябрь
— «Чья вещь?»ноябрь
— «Магазин игрушек»декабрь
— «Кому что надо»февраль
— «Найди то, о чем расскажу»март
— «Ты спроси, а я отвечу»апрель
— «Кто что ест?»май

Средняя группа

Задачи:

1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, формировать умение принимать помощь своих товарищей.

2. Воспитывать умение достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.

3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то, что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и просьбе воспитателя.

4. Углублять знания детей о труде взрослых.

5. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.

6. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе, по примеру сверстников: выполнять обязанности дежурного по столовой, по уголку природы.

7. Способствовать возникновению доброжелательных, дружеских отношений.

Наблюдениясроки
— за трудом водителясентябрь
— за трудом кондуктораоктябрь
— за трудом пекаряноябрь
— за трудом продавцадекабрь
— за трудом врачафевраль
— за трудом людей по благоустройству городаапрель
— за трудом прачкимай
Беседы
— о труде людей транспортных профессий (водитель, летчик и др.)сентябрь
— о труде хлеборобовоктябрь
— о труде пекаря, повараноябрь
— «Кем ты будешь работать, когда вырастешь?»декабрь
— о труде медсестрыянварь
— «Что значит бережно относиться к труду людей?»февраль
— «Где и кем работают твои родители»март
— о труде животноводовапрель
— о труде строителеймай
Сюжетно-ролевые игры
— «Большая стирка»сентябрь
— «Водитель автобуса»октябрь
— «Строители»ноябрь
— «Летчики»декабрь
— «Пароход»январь
— «Ремонт квартиры»февраль
— «Пожарные на учении»март
— «Почтовое отделение»апрель
— «Больница» (стационар)май
Художественная литература
— В.Берестов «Кто чему учиться?»сентябрь
— К.Чуковский «Федорино горе»сентябрь
— «Колосок» (сказка)октябрь
— А.Седугин «Разговор машин»октябрь
— О.Дриз «Разноцветный мальчик»ноябрь
— Ю.Тувим «Каменщик строит жилища»ноябрь
— обр. Соколова-Микитова «Зимовье»декабрь
— А.Членов «Как Алешка жил на Севере»декабрь
— Н.Найденова «Ольга Павловна»январь
— К.Чуковский «Айболит»январь
— С.Михалков «А что у вас?»февраль
— С.Баруздин «Мамина работа»март
— С.Маршак «Пожар»март
— Н.Носов «Заплатка»апрель
— «Жихарка» в обр. Карнауховойапрель
— «Петушок и бобовое зернышко» (сказка)май
— Я.Дягутите «Руки человека»май
Целевые прогулки
— по близлежащей улицесентябрь
— к проезжей части улицыоктябрь
— на кухню детского саданоябрь
— в продовольственный магазиндекабрь
— в медицинский кабинетфевраль
— на прачечнуюмарт
— на строительную площадкумай
Дидактические игры
— «Кому что нужно для работы?»сентябрь
— «Для чего нужен предмет?»октябрь
— «Отгадай и назови»ноябрь
— «Найди о чем расскажу»декабрь
— «Так бывает или нет?»январь
— «Продайте то, что опишу» (инструменты)февраль
— «Кто что делает»март
— «Из чего готовят кашу?»апрель
— «Вершки-корешки»май
Продуктивная деятельность: рисование
— «Как у нашего крыльца посадили деревца»сентябрь
— «Мой папа — шофер»октябрь
— «Как мы снеговика лепили»декабрь
— «Кошкин дом»январь
— Покормим птиц»февраль
— «Летят самолеты»март
— «Дом, в котором ты живешь»май
лепка
— «Собираем урожай»октябрь
— «Чашки для кукол»ноябрь
— «Покормим птичек»декабрь
— «Снеговики»январь
— «Как мы трудились на участке»февраль
— «Поможем Айболиту вылечить медвежонка»март
— по сказке «Федорино горе»апрель
аппликация
— «Книжки – малышам»сентябрь
— «Мы – строители» (коллективная)ноябрь
— «Домик для собачки»декабрь
— «Мы скворечник смастерим»март
— «Автобусы на нашей улице» (коллективная)апрель
— «Грузовики везут груз»май
конструирование
— «Город мастеров» (мебель)сентябрь
— «Теремок»октябрь
— «Гараж для машин»ноябрь
— «Выставка машин» (коллективная)декабрь
— «Будка для собаки»февраль
— «Мост через реку»март
— «Двухэтажный дом» (коллективная)апрель
Рассматривание картин
— «Пассажирский транспорт»сентябрь
— «Откуда хлеб пришел?»октябрь
— «Уборка урожая»ноябрь
— «Дети кормят рыбок»декабрь
— «Как мы снеговика лепили»январь
— «На ферме»февраль
— «Мамины помощники»март
— «Мой папа – строитель»апрель
— «На стройке дома»май

Старшая группа

Задачи:

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
  2. Систематизировать знания детей о труде взрослых в разное время года.

3. Бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.

4. Показывать результаты труда, его общественную значимость.

5. Развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения, доводить начатое дело до конца, развивать творчество, инициативу.

6. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

7. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности:

— помогать взрослым, поддерживать порядок в группе, на участке детского сада;

— самостоятельно убирать постель;

— выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы.

НаблюденияСроки
-за трудом столярасентябрь
-за трудом библиотекаряоктябрь
-за трудом строителейноябрь
-за трудом поварадекабрь
-за трудом людей по благоустройству городаянварь
-за трудом дворникафевраль
-за трудом медицинской сестрымарт
-за трудом пожарныхмай
Беседы
-о труде хлеборобовсентябрь
-о библиотеке и библиотекаряхоктябрь
-о труде лесничегоноябрь
-о труде нефтяниковдекабрь
-«Кто благоустраивает наш город?»январь
-о труде пожарныхфевраль
-о труде врачамарт
-о военных, космонавтахапрель
-о труде людей транспортных профессий (летчик, капитан и др)май
Целевые прогулки, экскурсии
-в мастерскую столярасентябрь
-в детскую библиотекуоктябрь
-по близлежащей улиценоябрь
-на строительную площадкуянварь
-в пожарную частьфевраль
-в медицинский кабинетмарт
-к проезжей части улицымай
Сюжетно-ролевые игры
-«Детский сад: музыкальный руководитель»сентябрь
-«Библиотека»октябрь
-«Больница»ноябрь
-«Нефтяники»декабрь
-«Салон красоты»январь
-«Летчики». «Пограничники»февраль
-«Мамы всякие нужны…»март
-«В городском транспорте»апрель
-«Строители»май
Дидактические игры
-«Угадайте, что я делаю»сентябрь
-«Что сначала, что потом?»октябрь
-«Назови профессию»ноябрь
-«Ты спроси, а я отвечу»декабрь
-«Выбираем работу»январь
-«Кому что нужно?»февраль
-«Продайте то, что опишу»март
-«Отгадай и назови»апрель
-«Зачем (для чего) нужно это делать?»май
Продуктивная деятельность: рисование
-«Уборка урожая»сентябрь
-«Как мы ходили в библиотеку»октябрь
-«Кто в лесу главный?»ноябрь
-«Я б в нефтяники пошел…»декабрь
-«Снегоуборочная машина»январь
-«Пожар»февраль
-«Добрый доктор Айболит»март
-«Полет на луну»апрель
-«По морям, по волнам…»май
лепка
-«Что выросло в саду»сентябрь
-«Теремок»октябрь
-«Кто в лесу главный?» (коллективная работа)ноябрь
-«Памятник первооткрывателям нефти»декабрь
-«Мы на прогулке» (коллективная работа)январь
-«Пожарная машина»февраль
-«Айболит лечит зверей» (коллективная работа)март
-«Ракета» (барельефная лепка)апрель
-«Кораблик на волнах» (барельефная лепка)май
аппликация
-«Что растет в саду?»сентябрь
-«Улица нашего города» (коллективная)октябрь
-«Как мы сажали деревья»ноябрь
-«Что нам стоит дом построить»декабрь
-«Птицы на кормушке»январь
-«Машины едут на пожар» (коллективная)февраль
-«Мама на работе»март
-«Летят самолеты»апрель
-«Аллея героев» (коллективная)май
ручной труд
-«Тележка для сбора урожая»сентябрь
-«Подставка для журналов»октябрь
-«Сказочный домик»ноябрь
-«Елочные украшения»декабрь
-«Карусель»январь
-«Высотное здание»февраль
-«Автобус»март
-«Ракета»апрель
-«Военная техника»май
Конструирование
-«Машины»сентябрь
-«Спец. Транспорт»октябрь
-«Гараж с двумя въездами»ноябрь
-«Мосты»декабрь
-«Детский сад»январь
-«Улица»февраль
-«Самолет»март
-«Ракета»апрель
-«Аэродром»май
Рассматривание картин
-«Ребенок в детском саду»сентябрь
-«Семья», «Наш огород»октябрь
-«Врач прилетел»ноябрь
-«В магазине»декабрь
-«Наш уголок природы», «Мы дежурим»январь
-«Защитники»февраль
-«Мамины помощники»март
-«Птицеферма»апрель
-«На строительстве жилого дома»май
Художественная литература
А.Барто «Урок в саду»сентябрь
А. Бродский «Мой брат»сентябрь
З.Александрова «Мой мишка»октябрь
В.Зайцев «Я одеться сам могу»октябрь
Б.Заходер «Переплетчица», «Сапоги», «Портниха»ноябрь
Я.Дагутите «Каравай»ноябрь
Э.Мошковская «Уши»декабрь
Н.Сынгаевский «Помощница»декабрь
В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»январь
А.Кардашова «Наш доктор»январь
Я.Тайц «Послушный дождик»февраль
Г.Ладонщиков «Наши друзья», «Помощники весны»февраль
Г.Люшкин «Мастерица»март
П.Образцов «Лечу куклу»март
Н.Носов «Огурцы»апрель
Н.Носов «Мишкина каша»апрель
«Мышь и воробей» (удмуртская сказка)май
«Два Мороза»май

Подготовительная к школе группа

Задачи:

1. Воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы своих родителей.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

3. Расширять представления о труде взрослых.

4. Воспитывать уважение к труду взрослых, любовь к труду.

5. Формировать потребность трудиться.

6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения; беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

8. Воспитывать стремление быть полезным окружающим, добиваться результатов.

НаблюденияСроки
— за трудом кастелянши, завхозасентябрь
— за работой сантехника детского садаоктябрь
— за работой постового полицейскогоноябрь
— за трудом взрослых на почтедекабрь
— за трудом продавца, кассираянварь
— за трудом контролера в кинотеатрефевраль
— за трудом парикмахерамарт
— за трудом электрика детского садаапрель
— за трудом строителеймай
Беседы
— рассказ завхоза о своей работесентябрь
— с сантехником о его трудеоктябрь
— о труде регулировщика дорожного движенияноябрь
— о труде почтальонадекабрь
— о труде продавца-консультанта, кассираянварь
— разговор с киномеханикомфевраль
— о труде стилиста, визажистамарт
— о труде нефтяниковапрель
— о защитниках Родинымай
Экскурсии, целевые прогулки
— на склад продуктов и инвентарясентябрь
— в библиотекуоктябрь
— к проезжей части (на пост полиции)ноябрь
— на почтудекабрь
— в магазин бытовой техникиянварь
— в кинотеатрфевраль
— в салон (парикмахерскую)март
— в музей нефтиапрель
— к Вечному огнюмай
Сюжетно-ролевые игры
— Детский садсентябрь
— На перекресткеоктябрь
— Почтовое отделениеноябрь
— Торговый домдекабрь
— Театрализованное представлениеянварь
— Дамский салонфевраль
— Музыкальный театрмарт
— Сервисный центр (автомобильный)апрель
— День Победымай
Дидактические игры
— Угадай, что я делаю?сентябрь
— Что сначала, что потом?октябрь
— Назови профессиюноябрь
— Угадай профессиюдекабрь
— Кому без них не обойтись?январь
— Кто трудится в поле?февраль
— Найди предметмарт
— Отгадай и назовиапрель
— Ты спроси, а я отвечумай
Продуктивная деятельность: рисование
— Собираем урожайсентябрь
— Кем буду?октябрь
— В гостях у мастеров Дымковоноябрь
— Почтальон Печкиндекабрь
— Как мы ходили в кинотеатрянварь
— Мой папа на работефевраль
— Кем работает мамамарт
— Откуда хлеб на стол пришел?апрель
— Салют над городоммай
Лепка
— Дары осенисентябрь
— Фабрика игрушекоктябрь
— Наша улица (коллективная)ноябрь
— Чайный сервиздекабрь
— Что мы лепили из снега?январь
— Мы на прогулке (коллективная)февраль
Как мы помогали дворникумарт
— Нефтяная вышкаапрель
— Военный парад на Красной площади (коллективная)май
Аппликация
— Машины на уборке урожаясентябрь
— Корабльоктябрь
— Виды специального автотранспортаноябрь
— Фабрика новогодних игрушекдекабрь
— Дома на нашей улице (коллективная)январь
— Военная техникафевраль
— Поездмарт
— Мы — строителиапрель
— Вечный огоньмай
Ручной труд
— Тачка для груза (из картона)сентябрь
— Автобус (из спичечных коробков)октябрь
— Мебельная фабрика (из коробочек)ноябрь
— Кораблики (из природного материала)декабрь
— Вертолет, самолет (из пластиковых бутылок)январь
— Аэродром (коллективная)февраль
— Швейная мастерская (из ткани)март
— Космические аппараты (из бросового материала)апрель
— Кремль (коллективная)май
Конструирование
— Зданиясентябрь
— Машиныоктябрь
— Микрорайон города (коллективная)ноябрь
— Водный транспортдекабрь
— Мостыянварь
— Железнодорожный состав (коллективная)февраль
— Терем-теремокмарт
— Зоопаркапрель
— Красная площадь (коллективная)май
Рассматривание картин
— И.Шишкин «Рожь»сентябрь
— А.Пластов «Сенокос»октябрь
— В.Васнецов «Богатыри»ноябрь
— Зимняя подкормка диких животныхдекабрь
— Как делают шерстяные вещиянварь
— Мы в классе; Дети готовят урокифевраль
— На строительстве школымарт
— Работаем в садуапрель
— На ферме; На пастбищемай
Художественная литература
— В.Куприн «Отцовское поле»сентябрь
— По Е.Пермяку «Как Маша стала большой»сентябрь
— И.Муравейка «Я сам пахал»сентябрь
— Я.Купала «Поле»сентябрь
— В.Берестов «Лисица-медсестрица»октябрь
— А.Усанова «Строители»октябрь
-С.Могилевская «Наш первый разговор»октябрь
— По В.Сутееву «Умелые руки»октябрь
— Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»ноябрь
— М.Майн «Пуговица»ноябрь
— Р.Гамзатов «Мой дедушка»ноябрь
— М.Ильин «Машины с нашей улицы»ноябрь
— И.Драч «Врач»декабрь
— И. Молярова «Песенка иголки»декабрь
— Д.Родари «Чем пахнут ремесла»декабрь
— Э.Мошковская «В порту»декабрь
— С. Баруздин «Каменщик», «Маляр», «Плотник»январь
— С.Баруздин «Кто построил этот дом?»январь
— Л.Квитко «Бабушкины руки», «Дочка»январь
— И.Токмакова «Кем быть?»январь
— В.Глущенко «Грядка»февраль
— О.Высотская «Птичий дом»февраль
— Е.Пермяк «Мамина работа»февраль
— С.Сахаров «Два радиста»февраль
— Г.Лющин «Строители»март
— С.Маршак «Почта»март
— Е.Благинина «Не мешайте мне трудится»март
— О.Донченко «Голубой винтик»март
— А.Прокофьев «Хороши мои дела»апрель
— К.Ушинский «Умей обождать»апрель
— М.Родина «Мамины руки»апрель
— Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»апрель
— Сказка «Колобок»май
— Ш.Перро «Красная шапочка»май
— М.Пожаров «Маляры», «Мы – военные»май

IV Итоговый

Тема
1. Фотоальбом «Я – сам»
2. Доклад на педсовете
«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
3. Развлечение «Мамины помощники»
4. Консультация для родителей «Приобщайте ребенка к труду»
5. Развлечение «Мы скворечник смастерили»
6. Субботник по уборке территории детского сада с родителями
7. Выставка рисунков на тему «Мой город»
8. Трудовой десант (по уборке игрового участка)
9.»Служба быта» (совместный труд по уборке помещения — открытое занятие)
10. Высадка рассады цветов в цветники
11. Презентация «Труд в детском саду»
12. Выставка рисунков и фото «Как я тружусь дома»
13. Акция «Посади дерево» (совместно с родителями)
14. Презентация лучшей семьи «Помощники детского сада»
15. Составление кроссвордов
16. Праздник труда

Автор: Киселева Наталья Константиновна

Дата изменения: 24.09.2018 Дата публикации: 24.09.2018

Трудовое воспитание, как стимул для развития

Каждая мать и отец воспитывают свое чадо по-своему и прививают ему правильные принципы. Трудовое воспитание, как составляющая любой программы в детском саду, помогает малыша развить инициативность и самодисциплину. Маленькие работники еще не способны сделать задание качественно, но в процессе работы, они приобретут полезные навыки и важные знания. В детском саду трудовое воспитание содержит игровые элементы, они помогают привлечь интерес ребят и наполнить задание особым смыслом.

Важно! Иногда стоит преподносить задачи, как трудовую деятельность, без игрового сюжета. Это поможет ребятам привыкнуть к необходимости труда и развить желание выполнять задания. Правильно сформированная система занятий по трудовому воспитанию, позволяет улучшить физическую форму детишек и укрепить здоровье.

Трудовое воспитание в детском саду положительно влияет на развитие и становление речи, умственной деятельности, качество мышления. Детки учатся анализировать, проявлять инициативу и развивают терпение. Стоит показывать малышу результативность его труда. Связывайте полив растений с их ростом и цветением. В процессе наблюдения ребенок научится планировать трудовую деятельность.

В ходе занятий воспитатель расскажет ребятам пользу, способ применения и необходимость каждого предмета в инвентаре.

Вместе с этим ищут и читают:

Как быстро научить ребенка алфавиту и Что должен уметь ребенок в 3 года мальчик

Нравственное воспитание неразделимо связано с трудовым и позволяет развивать полезные качества комплексно. Детишки выполняют задачи воспитателя и стараются выделить свою работу среди других. Развивается самостоятельность, самоконтроль и значимость. Малыши находят точки соприкосновения в работе, учатся взаимодействовать и находить компромиссы. Воспитатель первоначально сможет выделить лидерские способности у отдельных членов группы в процессе работы.

Наполнение заданий по трудовому воспитанию, делят их на следующие виды: • Бытовые работы: самостоятельность в уходе за собой, уборка комнат и вещей, готовка пищи. • Забота о растениях и животных: полив цветов и кустов на территории, посадка деревьев, забота о братьях наших меньших. • Творческая работа руками: создание поделок, игрушек и домиков для птиц своими руками из натуральных составляющих.

В старших группах, деткам стоит предлагать более сложные и разнообразные задачи, которые требуют нестандартного подхода. Маленькие детки должны для начала научится заботиться о себе и бережно относится к природе.

Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Использование иллюстраций людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Парикмахерская», «Магазин», «Цирк», «Библиотека», «Семья», «Водители», дидактические игры «Кем быть?», «Играем в профессии», рассматривание альбомов «Отважен труд людей», «Кем быть», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, и т.д., показ слайдов на тему: «Труд людей», заучивание пословиц, поговорок о труде, рисование и аппликации на темы «Строители», «Мой папа на работе», «Профессия моей мамы» и другие – все это способствует ознакомлению детей с трудом взрослых, воспитанию интереса и уважению к их труду.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в форме дежурств.

Дежурства

— форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

В старшей группе дежурства организовываются по столовой, уголку природы и по занятиям. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Оценивая работу дежурных, мы подчеркиваем их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.

Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла работа с родителями: родительские собрания, анкетирование, беседы. Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что в каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка. Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности, они охотно их выполняют.

К сожалению, не все родители знакомят своих детей со своей профессией более углублённо, а дают только поверхностные знания.

Мы пополнили родительский уголок рекомендациями, памятками и консультациями по трудовому воспитанию.

Родители помогают нам вблагоустройстве участка и территории детского сада, они активно принимают участие в совместных с детьми конкурсах: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Книга своими руками», «Кукла своими руками» и др., и акциях «Птичье кафе», «Новогодняя книжка», становятся победителями и дипломантами. Для открытого мероприятия на тему: «Детские исследования. Живые барометры природы»изготовили чувашский народный гигроскоп, пополнили пространственную среду по театрализованной деятельности: пошили костюмы, изготовили стойку-вешалку для них.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]