Статья «Методика работы в уголке живой природы»
МЕТОДИКА РАБОТЫ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
В статье рассматривается актуальная проблема практической значимости и необходимости введения уголка живой природы в школе, обитатели уголка живой природы.
Ключевые слова:
природа, растения, животные, охрана, уголок живой природы.
В настоящее время формирование прочных знаний, умений и навыков, экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой и животным миром. Вовлечение их в реальную, практическую деятельность по изучению животного мира и охране окружающей среды.
Одна из форм организации такой деятельности – уголок живой природы. Уголок живой природы – достаточно привлекательный для детей объект наблюдений и заботы. Ведь это не только место хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с 1 класса.
Начальный курс природоведения таит в себе большие возможности для решения таких задач, как воспитание любви к Родине, к родной природе и бережное отношение к природе, к ее богатствам, воспитание трудолюбия, эстетических взглядов и т. д. Для успешного осуществления этих задач опытные учителя вызывают у учащихся непосредственный интерес к изучению родной природы, показывают им прочность природных связей. Только на основе знаний и умений, можно убедить школьников в необходимости заботливого отношения к богатствам природы.
Уголок живой природы может быть в кабинете природоведения и являться его составной частью. Лучше, если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов. Здесь работа может проходить с растениями или животными по классам и группам в зависимости от интересов учащихся.
Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.
Основными педагогическими требованиями, которыми должен руководствоваться учитель в организации внеурочной работы в уголке живой природы, являются:
- доступность материала учащимся;
- краеведческий подход в подборе материала;
- принцип сезонности в работе;
- общественно полезная направленность.
Исходя из требований программы по природоведению, содержание работы в уголке живой природы по годам обучения может быть следующим:
1 – 2 классы
. Уход за 2 – 3 комнатными растениями, выработка умений поливать растения, обмывать и обрезать листья, удалять пыль и т. п. Ведение календаря природы и труда. Участие в кормлении птиц. Наблюдение за рыбами в аквариуме.
3 класс.
Уход за 6 – 7 комнатными растениями. Наблюдение за распусканием почек на побегах, наиболее распространенных в данной местности деревьев и кустарников, выращивание овощных растений из семян, декоративных растений для школьного двора. Наблюдение за жизнью наиболее распространенных в данной местности насекомых (1 – 2 вида), за жизнью птиц в клетках, за аквариумными рыбками, животными (лягушкой, жабой, белкой, ежом, белой мышью, морскими свинками, черепахами и т. п.).
4 класс
. Уход за комнатными растениями, пересадка их, вегетативное размножение (черенками), выращивание рассады. Постановка опытов, выясняющих влияние погодных условий на распускание почек деревьев и кустарников. Наблюдение за аквариумными рыбками, кормление, уход и наблюдение за всеми обитателями уголка живой природы.
Растения подбираются в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения. Комнатные растения следует подбирать таким образом, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В уголке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетический вид. Наиболее распространенные комнатные растения: алоэ, агава, аспидистра, аспагарус, бальзамин, бегония, глоксиния, кактусы, камнеломка, колеус, кливия, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.
В простенках между окнами классного помещения можно оборудовать подвесной аквариум и террариум, где содержать отдельных представителей местных и аквариумных рыб, пресмыкающихся или земноводных. Рассматривая через стекло аквариума уголок подводного царства, школьники наглядно убеждаются в том, что в природе все между собой тесно связано. В правильно оборудованном аквариуме животные находятся в условиях, близких к естественным, поэтому наблюдения за ними дают интересные сведения об их образе жизни и поведении, а также о самых разнообразных приспособлениях к водной среде.
В аквариумах, кроме рыб, можно содержать некоторых моллюсков, плавунцов, гидр, пиявок и других беспозвоночных. Моллюски являются санитарами аквариумов. В школьных аквариумах можно содержать разных моллюсков, собранных в местных водоемах, но при этом следует помнить, что после вылавливания их нельзя сразу помещать в аквариум. Моллюски являются переносчиками различных инфекционных заболеваний, поэтому их вначале содержат в чистой воде.
В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски (катушки, физы, прудовики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок.
Обитатели уголка природы:
Рыбы: прежде всего аквариумные: гурами, меченосцы, макроподы, цикласомы, золотые рыбки, барбусы, сомики крабчатые. Для школьного уголка природы целесообразнее, а главное доступнее, устройство наиболее простого аквариума, назовем его условно холодноводным. Именно в холодноводном аквариуме можно разводить и содержать изучаемых в школе и внешкольных учреждениях речных рыб: окуня, карпа, карася, корюшку, линя, красноперку, пескаря, вьюна обыкновенного.
Земноводные: серая жаба, амбистома.
Пресмыкающиеся: среднеазиатская черепаха, ящерицы (живородящая, прыткая). Пресмыкающихся содержат в террариумах.
Насекомые: шелкопряды (тутовый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка.
Птицы: канарейки, чечетки, волнистые попугайчики, чижи, щеглы, обыкновенная овсянка, ткачики, попугаи: розелла, корелла.
Млекопитающие: бурундук, обыкновенные белые мыши, белые крысы, белка, хомячки, морские свинки.
Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах.
Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в данной местности. Всю внеклассную и внешкольную работу следует направить на охрану, изучение и умножение охраняемых объектов природы.
Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно — воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине.