Должностная инструкция воспитателя ДОУ в соответствии с Профстандартом «Педагог»методическая разработка


Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем

Воспитатель зачастую оказывается одним из первых “чужих” взрослых, с кем взаимодействует ребенок. Поэтому он должен соответствовать определенным требованиям, регулярно развивать свои навыки и подтверждать квалификацию каждые 5 лет.

Кроме развитых профессиональных и личностных качеств, у воспитателя не должно быть действующих судимостей и затяжных психических заболеваний.

Профессиональные навыки

Деятельность воспитателей регламентирует государственный профессиональный стандарт для педагогов. Согласно ему у специалиста должно быть среднее или высшее педагогическое образование, другой вариант — диплом из учреждения дополнительного профессионального образования. Для обучения важно выбрать программу, разработанную в соответствии с профстандартом с определенным требуемым количеством академических часов. Она может называться “Педагогика и методика дошкольного образования”, как в АБиУС.

Воспитатель должен разбираться в детской психологии, психологии развития, в теории и методике воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Однако недостаточно получить знания, необходимо научиться их применять. Например, профессионал должен уметь определять психологическое состояние ребенка и выявлять его потребности.

Дополнительное преимущество при трудоустройстве получит воспитатель, который углубленно изучил логопедическую педагогику или овладел нестандартными педагогическими методиками, например, Монтессори. Также большое значение имеет знание основ специальной педагогики, которая касается детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поскольку всё чаще садики становятся инкорпорированными, что подразумевает совместное обучение детей с разными способностями.

Личностные качества

В каждом учреждении обычно есть локальные требования, согласно которым заведующие отбирают кандидатов. При этом сложно сказать, где требования к воспитателю более строгие — в государственных садиках или в частных.

Работодатели обычно ожидают, что воспитатель будет:

  • коммуникабельным, чтобы успешно находить подход к детям и их родителям
  • дружелюбным, чтобы дети быстро прониклись доверием к незнакомому человеку
  • с позитивным мышлением, чтобы справляться со сложностями непростой профессии
  • заботливым и внимательным к детям, чтобы родители спокойно доверяли воспитателю своего ребенка
  • творческим, чтобы придумывать интересные занятия и праздники
  • любознательным, чтобы познавать мир вместе с детьми и радоваться открытиям вместе с ними
  • стрессоустойчивым, чтобы избежать эмоционального выгорания и излишних эмоций при общении с родителями или непослушными детьми
  • нацеленным на развитие, чтобы от воспитателя исходило желание улучшать свои навыки

Кому подойдет работа воспитателем

Чаще всего у человека появляется мысль стать воспитателем, когда он замечает за собой теплое отношение к детям. Но по мере знакомства со спецификой профессии, он обнаруживает, что любовь к детям и умение работать с ними — это разные вещи. Поэтому изначально следует проверить, стоит ли ему идти в педагогику. Описанные ниже качества характеризуют человека, который готов стать воспитателем:

  • Вы ответственны и умеете оценивать свои силы.
  • Вы внимательны к деталям: в поведении людей и в обстановке.
  • Вы не боитесь неожиданных ситуаций и можете реагировать спокойно.
  • Вы готовы погрузиться в работу и постоянно развиваться в выбранном направлении.
  • Вы умеете контролировать себя и свои эмоции.
  • Вы обладаете высоким эмоциональным интеллектом и эмпатией.
  • Вы понимаете все риски своей профессии

Профессиональное мастерство

Факт, что воспитательная деятельность в детском саду требует большого терпения. Некоторые полагают, что педагогом может стать только тот, кто имеет врождённые специальные способности, однако это весьма спорный вопрос. Нужные педагогу специальные знания, профессиональные умения и навыки можно приобрести и развить.

Воспитание заключается не в назойливых поучениях и бесконечных нотациях: своим од­нообразием они вызовут у дошкольников лишь скуку и тоску. Профессиональное мастерство педагога ДОУ проявляется в понимании, что наиболее действенными являются не только словесные методы воспитания, а в значительно большей мере добрые и нравственные поступки: помощь окружающим, проявление сочувствия и милосердия и др. Поэтому воспитателю необходимо нарабатывать свой педагогический опыт в том, чтобы уметь легко организовывать такую деятельность детей.


Чтобы обучать детей, воспитатель должен иметь глубокие познания в разных областях

Воспитатель должен иметь глубокие знания по:

  • педагогике
  • возрастной психологии
  • основам безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи
  • этике и эстетике
  • принципам и содержанию организации дошкольного воспитания.

Воспитатель ДОУ должен:

  • знать и уметь применять методики обучения и развития детей
  • уметь организовывать и активизировать познавательную деятельность воспитуемых.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

  • владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей
  • широкая эрудиция
  • педагогическая интуиция
  • высокий уровень интеллекта
  • высокоразвитая нравственная культура.

Основной состав

Обычно мы называем педагогом воспитателя.

В обязанности данного работника входят:

  1. Принятие подопечных утром в садике и возращение вечером. При этом, если родитель опаздывает с работы к концу смены специалиста, последний всё равно должен с малышом дождаться маму или папу, в независимости от времени. С момента передачи ребенка педагогу, он несёт за жизнь и здоровье малыша полную ответственность;
  2. Проведение развивающих занятий согласно возрастной группе. Разрабатывается необходимая методологическая база и план обучения, по которым ребята и занимаются весь год;
  3. Посещение интерактивных выставок и экскурсий;
  4. Организация праздников и музыкальных игр совместно худруком;
  5. Ежедневные прогулки с воспитанниками;
  6. Профилактические оздоровительные мероприятия вместе в преподавателем физической культуры;
  7. Помощь ребят в бытовых вопросах. Карапуз свободно может просить помочь переодеться, посетить туалет, помыть ручки и т. д.
  8. Согласование проведения прививок с законными представителями ребенка. Обратите внимание на то, что только родитель решает делать прививку своему чаду или нет!

При хорошей кадровой комплектации на одну группу приходится два воспитателя, работающих посменно. Первый с 7 утра до 14 дня, второй с 12–00 до 19–00 соответственно. Во время пересменки (с 12–00 до 14–00) сотрудники вместе обсуждают, что по педагогическому плану уже было сделано, что предстоит, на каких детей следует обратить повышенное внимание и многое другое.

Во многих детских садах дополнительно присутствует младший воспитатель или по-другому нянечка. Она помогает основному педагогу:

  1. Разносить еду и напитки во время питания;
  2. Убирать после трапезы столы, мыть посуду;
  3. Следить за гигиеной подопечных;
  4. Убирать и проветривать комнаты дважды в день;
  5. Менять постельное;
  6. Следить за чистотой прогулочной территории ДОУ;
  7. Переодевать деток.

Музыкальный руководитель организует игры, различные мероприятия с музыкальным сопровождением. Помогает в театральных и праздничных постановках.

Его главная задача заключается в развитии музыкального вкуса, слуха и голоса у воспитанников.

Какое образование нужно для работы воспитателем

Учиться на воспитателя можно в специальном колледже, вузе или в центрах дополнительного профессионального образования.

В колледж берут после девятого и одиннадцатого класса школы. Студенты колледжа много времени уделяют практическим навыкам дошкольного работника. Проходят стажировки в детских садах и могут получить полезный опыт уже к 18-20 годам.

В университете студент может пойти на педагогический факультет и получить специальность “воспитатель”. Большинство дипломов с пометкой “дошкольное образование” хорошо приниматся у будущих работодателей. За 4-5 лет студенты глубоко изучают основы педагогики, психологии и здоровья, а также знакомятся с новыми тенденциями в воспитании.

Без педагогического образования

Если первое высшее образование не касается педагогики, можно стать воспитателем, пройдя программу профессиональной переподготовки в учреждениях ДПО и получить диплом установленного образца за 2 или 4 месяца без отрыва от работы.

Для работы младшим воспитателем или помощником достаточно соответствующих программ профессионального обучения с получением свидетельства и присвоением квалификации. Все эти программы доступны в АБиУС.

  • Программа переподготовки «Воспитатель ДОО»
  • Программа профессионального обучения «Младший воспитатель»
  • Программа профессионального обучения «Помощник воспитателя»

Когда получено профильное образование, можно углублять свои знания через программы повышения квалификации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]