Варианты индивидуальных планов логопедических занятий
Варианты индивидуальных планов логопедических занятий
Вариант 1.
ФИО ребенка :
1. Совершенствование мелкой моторики
- Запомнить названия пальцев рук Освоить различные движения пальцами рук Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т. Ткаченко, И. Лопухина и др.)
2. Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
- Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых) Угадывание предмета по загадке-описанию Игры с правилами (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает» «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение
3. Формирование и совершенствование фонематического слуха (по , и др.)
- Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляцииПовторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки — трудноговорки Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение
4. Освоение звукового анализа и синтеза слов 5. Обогащение словарного запаса
- Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.
6. Уточнение составляющих грамматического строя
- Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов
7. Совершенствование связной речи
- Описание картинки
- Составление рассказа по серии сюжетных картин Пересказ текста
8. Улучшение работы речевого аппарата посредством освоения артикуляционной гимнастики
- Освоение основных упражнений Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука
9. Постановка нарушенных звуков
- Объяснение артикуляции звука Показ артикуляции звука Постановка по подражанию Постановка при помощи зондов
10. Автоматизация поставленных звуков
- Изолированно В слогах (прямых, обратных, стечениях) В словах В словосочетаниях В предложениях, скороговорках В стихотворных текстах В спонтанной речи
11. Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками
Вариант 2
ФИО ребенка
1. Фонетическая сторона речи.
- работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков. Артикуляционная гимнастика Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи. Работа над силой голоса.
2. Лекскика.
- Уточнение и расширение словаря по тематическому плану. Уточнение названий геометрических форм. Уточнение названий цветов и оттенков. Расширение предикативногословаря. Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.
3. Грамматический строй речи.
- Образование глаголов – антонимов. Образование притяжательных прилагательных. Работа по пониманию и употреблению простых предлогов. Работа над согласованием существительных с прилагательными. Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями. Работа над правильным согласованием существительных с глаголами. Работа над правильным согласованием существительных с числительными. Работа над образованием множественного числасуществительных в именительном и родительном падежах. Образование относительных прилагательных. Образование единственного и множественного числа существительных в дательном и предложном падежах. Изучение слов-исключений при образовании множественного числа. Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных. Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.
4. Фонематическая сторона речи.
- дифференциациязвуков по глухости-звонкости развитие слухового внимания на материале неречевых звуков. Выделение гласных звуков среди ряда гласных. Выделение согласных звуков среди ряда согласных Выделение первого ударного гласного в слове. Выделение первого согласного в сильной позиции. Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.
5. Связная речь.
- Составление рассказа – описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа на материале собственного опыта. Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок. Пересказ сказок и простых текстов Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок
6. Развитие ВПФ и моторики.
- развитие произвольного запоминания увеличение объема слухоречевой памяти развитие всех видов восприятия развитие слухового внимания развитие мелкой и мимической моторики развитие кинестетическое восприятия развитие пространственных представлений развитие воображения развитие изобразительной и конструктивной деятельности развитие логического мышления
Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование индивидуальной логопедической работы c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
- Логопедический массаж; развивать подвижность артикуляционного аппарата; постановка и коррекция звуков: группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ губно-губные – П, Б, М + мягк. губно-зубные – Т, Д, Н + мягк. заднеязычные – К, Г, Х + мягк. Другие __________________________ автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
- определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие); определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха 4. Работа над слоговой структурой слова. 5. Развитие грамматического строя речи
- словообразование; словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
- расширять предметный словарь; расширять словарь признаков; расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
- формировать умение составлять рассказ по картинке; формировать умение составлять рассказ по серии картин; формировать умение составлять пересказ; формировать умение составлять рассказ — описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
- развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление; развивать мелкую и артикуляционную моторику.
Получить текст
Декабрь, январь, февраль (2-й период обучения)
Лексические темы: «Одежда», «Обувь», «Зима», «Новый год», «Зимние забавы», «Зимняя одежда», «Дикие животные».
Коррекционные задачи:
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:
• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;
• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;
• формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.
б) Развитие связной речи:
• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;
• учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;
• продолжать формировать навыки диалогической речи в процессе развития общения дошкольников.
в) Развитие когнитивных процессов:
• цвет (синий);
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• формировать сериационный ряд «большой, поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;
• формировать временные представления (зима).
г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:
• продолжать работу, начатую в первом периоде;
• познакомить со звуками «И», «О», «Э»;
• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
- в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
- включают дополнительные предметы на базовом уровне;
- включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
- учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
- Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
- Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
- Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Изучить образовательную программу школы.
- Составить ИУП на основе этих данных.
Образец индивидуального учебного плана учащегося
Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
Особенности:
- Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
- Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
- Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.