Консультация «Поисковая деятельность детей дошкольного возраста»


Организация познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста».

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Сухомлинский В. А.

«Малыш играет в кубики, куличики, мяч…» — говорим мы, видя ребёнка за занятием. Од

нако играть в полном значении этого слова дети начинают к трём годам. В раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Задача педагогов предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований.

Дети 1,5–3 лет обладают достаточным уровнем развития моторики и координации движений, чтобы совершать самостоятельные исследования. Часто родители принимают за шалости то, что для малыша было процессом получения новых знаний.

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называют орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Так как познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Так, в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала.

На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы с детьми раннего возраста. У детей формируется любознательность — желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, любознательность — сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.

Для детей раннего возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира.

Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п.

Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов, установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей.

С маленькими детьми выполняются самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одевание куклы в ту одежду, которая нужна ей по сезону, при этом закрепляется последовательность одевания и на кукле и по схеме, и при одевании на прогулку. Познакомить детей с тем, что без воды не могут жить растения, птицы, рыбы и человек. Познакомить детей со свойствами и качествами такого материала как камни: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки; так же знакомим детей с такими крупами, как — горох и фасоль.

Основное содержание познавательно-исследовательской деятельности предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

Экспериментирование с песком и с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка.

Игры с водой способствуют развитию исследовательской деятельности у детей раннего возраста. Сначала рассказать, что вода жидкая, ее можно наливать в чашечку, и предложить малышам игру «Напои зверюшек». Расставить небольшие стаканчики около зверюшек, и предлагать ребенку налить в каждый стаканчик воды из кувшина. В процессе игры дети убеждаются, что вода жидкая, к тому же они учатся переливать воду из одного сосуда в другой, стараясь не разлить ее.

Далее, выливая воду из кувшина в надувной шарик, стакан, бутылочку, формочку наглядно показать малышу, что вода может принимать различную форму. Можно поиграть с детьми в игру «Волшебники», используя воду и разноцветную гуашь. Дети с интересом будут наблюдать, как прозрачная вода по мановению волшебной палочки-кисточки вдруг станет зеленой, красной, синей или желтой. В ходе этой игры дети узнают, что вода может быть прозрачной и цветной, закрепляются также названия цветов. Такие игры-эксперименты вызывают у детей большую радость, удивление от своих небольших открытий, чувства удовлетворения от проделанной работы появляется интерес к познанию нового.

Одна из забав детей этого возраста – игра в песочнице. Малышам нравится пересыпать сухой песок из ладошки в ладошку, насыпать в ведро. Педагоги могут совместить игру и эксперимент. Сначала предложить малышу насыпать сухой песочек в ведерко и высыпать его обратно. Можно помочь Зайке или Мышке очистить песок от мелких камешков, используя сито. Так мы учимся отсеивать песок. Во время игры обращаем внимание малышей на главное свойство сухого песка – сыпучесть. Закрепляя знания об этом, показать детям, как при помощи воронок насыпать песок в бутылочку.

Далее, знакомство детей с сырым песком. Сухой песок смачиваем водой и вместе с детьми замечаем, что он уже не рассыпается, он стал липкий и из него можно делать куличики. И тут открывается широкий простор для фантазии. С сырым песком можно проводить различные игры. Кроме куличиков можно делать домики для зверей. Можно также слепить пироги, используя формочки.

Таким образом, в процессе игр с песком дети узнают, что сухой песок состоит из мелких зернышек – песчинок, он сыпучий, но из него нельзя строить куличики, а сырой песок – липкий и из него получаются замечательные куличики. Кроме приобретения новых знаний малыши во время таких игр пополняют свой словарный запас, развивают мелкую моторику и у них появляется интерес к творчеству.

При организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста нужно учитывать возрастные особенности детей.

Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо постоянно возвращаться. Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными.

Дети по природе своей исследователи. Они постоянно стремятся экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире. Помощниками в их исследовательской деятельности должны быть не только педагоги, но и родители. Родители должны знать, как вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира, какими методами воспользоваться при организации той или иной деятельности. Важно обратить внимание родителей на необходимость развития у детей исследовательской деятельности и именно поэтому, привлекать родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:

Родительский уголок

Беседы

«Семейные встречи»

Тематические консультации

Опросы, анкетирование.

Нацеливать родителей на то, что любознательность — это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

У детей в возрасте 2 – 3 лет очень важно развивать интерес к познанию окружающего мира. Интерес побуждает к поиску новых знаний. Хочется отметить, что в последнее время психологи обращают внимание родителей и педагогов на то, что указанный возраст отличается особенной чувствительностью к речевому, сенсорному, умственному, физическому и другим направлениям развития личности. Мы, педагоги и родители должны учитывать это и направлять свой опыт, знание и умение на то, чтобы наши дети росли любознательными, интересовались новым, неизведанным в окружающем мире, любили экспериментировать.

Список литературы:

1. Крулехт М. В. Ребёнок познаёт предметный мир, приобщается к труду // Младший дошкольник в детском саду.

2.Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников // Вопросы психологии, 1990, №1 с.: 16 – 19.

3.Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под ред. О. В. Дыбиной.- М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4. Щетинина А. М. Учим дошкольника думать: игры, занятия, диагностика.-М.:ТЦСфера.,2011

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Кривошеева Ирина Владимировна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск» Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и — обязательно! — инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей — исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать — значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. В связи с этим с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя методику «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования. В первую группу вошло 5 детей, что составляет – 20 % . Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы. Ко второй группе относятся 13 детей — это 52 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам. И в третьей группе 7 детей – это 28 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников. Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью: 1. Познавательный интерес неустойчивый; 2. Не всегда дети видят проблему; 3. Малоактивны в выдвижении идей; 4. Стремление к самостоятельности не выражено; 5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого. Исследователь Павлов И.П. считал, наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение — очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Опытно – экспериментальная деятельность тесно связана с разными видами деятельности. Одной из которых является труд. Он может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Отвечай быстро», «Когда это бывает», «Кузовок », » Кто больше назовет предметов «, » Что, где растет? » Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы. Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Закончи предложение»» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Также экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием. У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха и т.п. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться. В связи с этим оформлена мини — лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: • безопасность для жизни и здоровья детей; • достаточность; • возрастные особенности детей • доступность расположения

В лаборатории имеется разнообразное оборудование: • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы; • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; • Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока; • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; • Мука, соль, сода, свечи, фонарики; • Детские халаты, фартуки; • Схемы для проведения опытов; • Журнал для фиксирования результатов.

Постепенно с помощью родителей пополняем «лабораторию» новыми материалами для опытов, поддерживаем интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем следующие формы работы:

* познавательные занятия; * беседы; * дидактические и развивающие игры и упражнения; * сюжетно-ролевые игры; * эксперименты и опыты; * использование мультимедиа, видео-слайдов; * фотосессии; * картотека опытов; * конкурсы, праздники и развлечения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Формы работы с родителями вы видите на экране одно из которых является анкетирование

Формы:

• оформление наглядности; • групповые родительские собрания; • «Дни открытых дверей»; • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий; • Рубрику в родительском уголке «Спрашивайте! Отвечаем!»; • Картотека «Опыты» • организация тематических выставок совместного с детьми творчества; • Анкетирование.

Анкета для родителей: 1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем? 2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? 3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто? 4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое? 5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Нами был разработан проект «Детское экспериментирование – юный исследователь» Проект «Детское экспериментирование – юный исследователь» Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты Средства: поисковые действия Вид проекта: Групповой Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Цель нашего проекта: — Развивать познавательные способности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: — Развивать собственный познавательный опыт. — Вызывать желание к поисковой деятельности. Методы обеспечения: Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты: случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты. Проведение опытов (практических). Беседы (конструктивные). Подготовительный этап: Подготовка материала для деятельности детей Подбор детской и научной литературы.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. При ознакомлении детей с объектами неживой природы нами был разработан перспективный план, который мы поделили на семь блоков: 1. Камни. 2. Почва. 3. Песок, глина. 4. Вода. 5. Воздух. 6. Бумага 7. Мир ткани При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Удивительные камни», где дети вспомнили сюжет сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотрели слайд- шоу о местонахождении камней, проводили опыты. А дома вместе с родителями изготовили различные поделки из камней. В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений. В блоке «Песок, глина» — рассматривая их через лупу, обнаружили что песок состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства — вязкости. При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: «Наливаем — выливаем», «Закрасим воду», «Превращение воды в лёд,» «Тонет- не тонет» и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода – является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать. Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций. Ожидаемый результат нашего проекта: Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий. Результатом реализации проекта «Детское экспериментирование – юный исследователь» является приобретенный детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширения словарного запаса и обогащения речевого общения на основе культурных норм.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л.С. Выготский

Следующая >

Починим игрушку

 Познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что лицо может отражать чувства человека (его настроение).  Образцы контура тела человека, части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с ушами); изображения эмоциональных состояний человека (разные выражения лица); изображения причесок; одежда для девочки и мальчика.  Взрослый предлагает детям починить игрушки, которые сломались; при этом объясняет необходимость подбора всех частей по размеру, как на образце в виде контура. Когда все части подобраны и наложены на контур, взрослый предлагает детям приклеить их на образец. При выборе головы обращает внимание детей на то, что все лица неодинаковые, и выясняет у них, чем они

отличаются (разным настроением), и как дети догадались (но линиям рта, бровей и пр.). Взрослый предлагаетвыбрать лицо, например веселое или грустное; подумать, мальчик это или девочка; приклеить подходящую прическу; подобрать одежду. Придумать им имена.
Примечание:
всех кукол оставить для дальнейших игр (вырезать их по контуру и подписать предложенные имена на обратной стороне), сделать два гардероба (для мальчиков и для девочек). В дальнейшем для развития игры можно добавлять мебель, посуду и т.д.

Наши помощники

 Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.  “Чудесная коробочка” (с дырочками, чтобы уловить запах, в которой находится лимон; коробочка с бубном; “чудесный мешочек” с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой. Взрослый предлагает детям узнать предметы (лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Дети рассказывают, что запах лимона, спрятанного в коробочку, они уловили носом; звук бубна в коробочке они услышали ушами; круглое яблоко в мешочке нащупали руками; непрозрачный чайник с водой они увидели глазами. Затем дети выливают воду в прозрачную емкость и пробуют на вкус языком. Аналогично дети поступают с сахаром. Взрослый подводит детей к выводу о том, что сахар можно узнать только на вкус, предлагает положить его в воду, растворить, а затем попробовать воду. Дети сравнивают вкус воды с сахаром и без него. Взрослый спрашивает, как изменится вкус, если в воду добавить лимон (она станет кислой, кисло-сладкой). Дети добавляют лимон, размешивают и пробуют. Взрослый беседует с детьми о том, что у людей есть помощники, которые позволяют человеку узнавать про все на свете. Вместе с детьми размышляет о том, что было бы, если бы помощников (органов чувств) не было, и как их сохранить (опасные ситуации, правила охраны органов чувств).

ЧЕЛОВЕК. РУКОТВОРНЫИ МИР

СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ

Бумага, ее качества и свойства

 Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).  Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.  Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия дети вместе со взрослым составляют алгоритм описания свойств материала.

Древесина, ее качества и свойства

 Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, торит, не бьется, не тонет в воде).  Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала.  Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у детей, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Для этого каждый ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду (не тонет); пробует переломить его (не получается – значит, прочный); роняет на пол (не бьется). Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Воронкова, Н. В. Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (27). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4696/ (дата обращения: 05.02.2022).


Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей.

М. Монтессори

Дошкольный возраст — это важнейший период в становлении личности человека. В соответствии с требованиями ФГОС ДО перед каждым образовательным учреждением стоит задача в создании условий для развития у дошкольников умения добывать знания из источников, мыслить самостоятельно и творчески. Основные задачи, которые поможет решить Федеральный государственный образовательный стандарт, это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Предметно пространственная развивающая среда формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования, учитывается также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач.

Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, интересами и способностями. Чтобы добиться хороших результатов в воспитании детей, важно это знать и учитывать. Педагогу необходимо постоянно вести наблюдения за деятельностью детей, своевременно замечать происходящие изменения в их развитии. Дети по своей природе — исследователи. Им интересно все, внимание всегда направлено на то, что интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Познавая новое, ребенок реализует себя самостоятельно, приобретает навыки и умения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечить ребенку поддержку в становлении чувства уверенности, развивать в ребенке самоуверенность, утверждаться в себе как в активном деятеле и развитии собственного образа «Я». Наши наблюдения показали, у детей появляется любознательность и интерес. Обучение становится более интересным за счет того, что не мы передаем детям свои знания, а ребенок добывает их сам в самостоятельной деятельности. Ребенок является «строителем» самого себя. Познавая новое, он самостоятельно реализует себя, сам приобретает новые навыки и умения.

Сухомлинский В. А. утверждал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями». [3]

Для того, чтобы дети экспериментировали, самообразовывались и добывали сами знания, мы постарались создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

В мы поместили «Сундучок исследователя». В него собрали принадлежности для несложных опытов и экспериментов: лупу, мерные ложки, стаканчики для измерения и взвешивания. Содержимое «Сундучка исследователя» дети могли изменить сами, добавив туда те предметы, которые, по их мнению, нужны были им для опытов и исследований.

В мы показали детям алгоритм игр-экспериментов «Ветер по морю гуляет», «Изготовление цветных льдинок», «Надувание мыльных пузырей». Дети с удовольствием «красили» воду в различные цвета. Посмотрев мультфильм «Про маленькую Капельку», дети узнали, какая песенка у воды. Из собственных опытов дети узнали, что вода не имеет запаха, вкуса, что легкие предметы не тонут в воде, а такие тяжелые как камешки — тонут.

К экспериментам с водой добавили игры с песком. Песок и вода обладают психотерапевтическими свойствами, способствуют релаксации. Игры в песочнице развивают у детей тактильную чувствительность, которая является основой «ручного интеллекта». Кроме того, что песок и вода могут просто развлечь ребенка, в играх с песком развиваются все познавательные функции: восприятие, память, мышление, внимание. Самыми популярными у детей стали игры «Цветной песок», «Рисуем пальчиком», «Пересыпание песка», «Песочные часы». Поставленные нами задачи: расширять представления о свойствах песка, развитие речи, мышления, любознательности, решались успешно с помощью . Когда у детей возникали вопросы, мы не всегда торопились с ответом, а давали ребенку время, чтобы дети ответ находили самостоятельно через поиск и опыты.

С помощью экспериментирования детям легче установить закономерности в окружающем нас мире. Детскую любознательность необходимо развивать с раннего возраста, поэтому мы составили основное содержание исследований, направленных на формирование представлений:

О материалах: песок, бумага, ткань, дерево;

О природных явлениях: солнце, вода, снег и ветер;

О мире растений и способах их выращивания из семян, листа или луковицы.

О предметном мире, его закономерностях.

Педагогам необходимо помнить о том, что познавательный интерес у детей должен рождать добрые чувства, быть повернутым в правильное русло. Детям для исследований мы предлагали простые материалы, относящиеся к типу образно — символических, продвигающих ребенка на уровень образного познания мира. Мы предлагали детям наборы разрезных картинок и кубиков: «Животные», «Растения и плоды», «Бытовые предметы», простые сюжетные картинки.

Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи. Педагогический анализ является действенным орудием воспитания педагогического коллектива, методической подготовки педагога и оказывает сильное и непосредственное воздействие на конечный результат деятельности. Поэтому, за основу реализации образовательной деятельности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности нами было взято «Планирование содержания образовательной деятельности на языке образовательных действий»

Цели образовательной деятельности Действия ребенка(зависят от особенностей образовательной области)
Знание Запоминает, воспроизводит
Понимание Объясняет, рассуждает, делает выводы.
Применение Использует в знакомых ситуациях, в новых условиях, действует по алгоритму
Анализ Сравнивает, различает, упорядочивает, классифицирует, устанавливает связи, раскрывает причины и следствия, находит ошибки
Синтез Планирует, самостоятельно использует знания для решения проблемы, обобщает
Оценка Высказывает суждение, оценивает.

Таким образом, правильно организованная познавательно-исследовательская деятельность, помогает детям лучше узнать и усвоить общие закономерности природы, создает хорошую почву для развития любознательности у детей. Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Изменилась роль педагога: главная роль в познавательно-исследовательской деятельности стала принадлежать детям, а у педагога роль помощника, в чьи задачи входит правильно научить ребенка добывать знания, а также наблюдать за достижениями ребенка.

Литература:

  1. Монтессори М. «Дом ребенка. Метод научной педагогики» [Текст] М. Монтессори — М: Астрель: АСТ.2006.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/ (дата обращения 22.12.2017)
  3. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» https://www.livelib.ru/author/237524/quotes-vasilij-suhomlinskij

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, вод, задача, знание, образовательная деятельность, педагогический анализ, песок, познавательно-исследовательская деятельность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]