«Экономика для всех» — конспект занятия по экономическому воспитанию


Большое дело начинается с малого

Заведующий яслей-сада Марина Ивановна, которая уже более 30 лет работает в этом учреждении образования, признается, что интерес к экономическому воспитанию деток она проявляла всегда, практически с первых дней работы воспитателем: проводила с детьми игры в этом направлении, обращала внимание дошкольников на экономию света, воды и тепла, развивала первичные представления о деньгах.

А с 2015 года в яслях-саду реализовывается педагогический проект “Экономика детям или Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности”.

Скептики скажут: экономика и дошкольники слишком далеки друг от друга. Но не торопитесь делать выводы. Любое большое дело начинается с мелочей. Так и до экономики не подойти без усвоения основ этой науки. Дети должны понимать: чтобы достать деньги из кармана, их сначала нужно туда положить.

Чтобы быть успешным в жизни и профессии, необходимо быть экономически грамотным — и вряд ли кто-то станет спорить с этим. Ознакомление с основами этой науки следует начинать уже в первом звене системы образования — дошкольном учреждении, ведь экономика детям и первые представления о деньгах и их назначении начинают формироваться в возрасте 4-6 лет. Понимание этих базовых основ стало исходной точкой для администрации яслей-сада при реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников.

Посеянное зерно уже дает свои всходы. За время реализации проекта по экономической осведомленности дошкольников, а это уже два года, воспитатели отмечают, что у детей сформировался экономический кругозор, воспитанники овладели начальными экономическими умениями, с легкостью оперируют базовыми понятиями финансовой сфере и даже различают эмоциональные отношения от товарно-денежных.

Из шести групп яслей-сада проектом охвачены две средние и одна старшая (дети от 4 лет). Работа всего коллектива направлена в первую очередь на то, чтобы экономика детям была интересной, а занятия проходили весело и с пользой.

Принцип “соленого огурца”

Весь проект рассчитан на три года. В следующем году он завершится, но идея бережливости, которой, кажется, пропитан даже воздух в детском саду, уверена, останется.

Здесь смело можно говорить о знаменитом принципу “соленого огурца” В. Ф.Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот метод в своей педагогической практике.

Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.

Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым.

Так и здесь: экономика на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, мюзиклы, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.

5) Подумайте, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока

Чтобы мы могли утром выпить стакан молока работают:

  • Животноводство. Коровы дают молоко.
  • Упаковочная промышленность. Молоко фасуется в изготовленную на заводе тару.
  • Транспорт. Молоко доставляется в торговые точки.
  • Торговля. Молоко продаётся.
  • Машиностроение. Изготавливается холодильник.
  • Стекольная промышленность. Изготавливается стакан для молока.

Экономика детям — игровые методы

Дети активно включаются в сюжетно-ролевые и дидактические игры, цель которых — сформировать бережное отношение к окружающему миру, а также научить детей обдуманному расходованию как финансов, так и природных ресурсов.

Пример одной из таких игр. В центр кладут карточку, где изображен, например, бюджет семьи, а детям предлагают обдумать, что они купят в первую очередь:

  • один ищет карточку с покупками,
  • другой отправляется платить за квартиру,
  • а кто-то, прежде всего, находит карточку, где изображено море.

Так дети учатся расставлять финансовые приоритеты.

Экономические понятия детям

Но экономика неразрывно связана и с такими не совсем приятными понятиями, как “алчность”, “жадность”, “нажива” и “транжирство”. На словах дети с трудом воспринимают новые понятия, а если они образно оформлены в виде текстильных некрасивых и даже некрасивых кукол, которых зовут Фекла Жадная и Михаил Транжыра, то, будьте уверены, дети навсегда их запомнят.

Старшие воспитанники знаком и с такими понятиями, как “мировые деньги”, “реклама”. Вместе с родителями воспитатели детского сада организовали банк мировых денег, где детям наглядно демонстрируется валюта других стран, а также единая денежная единица стран Евросоюза. Чтобы дошкольники запомнили продукцию предприятий своего города и страны в целом, на упаковке бутафорских продуктов воспитатели сделали наклейки с символом своего города и страны.

Если предложить нашим детям сделать товар своими руками — вылепить, смастерить из конструктора или нарисовать картину, а потом придумать рекламу своей продукции, то мы увидим, какие умные экономисты и маркетологи могут в будущем получиться из наших воспитанников. Дети умеют выделять только самые ценные характеристики своего товара и убедительно докажут, что он лучший и необходимый в хозяйстве.

Рассказ об отрасли животноводство по плану для 2 класса

  1. Животноводство.
  2. Производит мясо, молоко, сыры, колбасы, яйца, шерсть, мёд.
  3. Обеспечивает людей продуктами питания, одеждой.
  4. В отрасли работают животноводы, ветеринары, доярки, пастухи, пчеловоды, зоотехники, коневоды, птицеводы и многие другие.

Рассказ об отрасли торговля по плану для 2 класса

  1. Торговля.
  2. Оказывает услуги по продаже населению продуктов питания, промышленных и прочих товаров хозяйственного назначения.
  3. Обеспечивает связь между производителями продукции и покупателями.
  4. В отрасли работают продавцы, кассиры, менеджеры, грузчики, укладчики, сортировщики, консультанты.

Рассказ об отрасли промышленность по плану для 2 класса

  1. Промышленность.
  2. Производит различные промышленные товары: сталь, прокат, машины и механизмы, бытовую технику, автомобили, электронику, сырьё и многое другое.
  3. Обеспечивает промышленными товарами, обслуживает другие отрасли экономики.
  4. В отрасли работают металлурги, машиностроители, шахтёры, нефтяники, слесаря, механики, сборщики, сварщики, энергетики.

Дети в помощь родителям: планируем бюджет вместе

Взрослые нередко отгораживают детей, особенно дошкольников, от участия в экономической жизни семьи, считая, что не следует забивать голову ребенка денежными проблемами. А потом сами удивляются, что дочь или сын ничего не знает, не ценит деньги, волнуются, как он будет жить самостоятельно.

Нередко в магазине приходится наблюдать такую картину: ребенок настойчиво просит купить ему конфеты. Ответ родителей, как правило, звучит кратко: “Это дорого”, “Тебе это не нужно”.

Отсутствие опыта в распределении семейных доходов, непричастность к реализации семейного бюджета приводит к тому, что в дальнейшем у части молодежи появляется тенденция завышать собственные знания о подготовленности к жизни.

Хотя несложно, стоя с ребенком перед прилавком, найти минуту своего времени и рассказать, что 1 рубль меньше, чем 2, а банан принесет больше пользы, чем шоколадка, да и стоит дешевле…

Из таких, казалось бы, простых для взрослого шагов и начинается экономическая осведомленность.

Деятельность родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно сильно.

Задачи, связанные с различной хозяйственной деятельностью, родителям приходится решать ежедневно. Необходимо взять за правило приглашать к планированию и осуществлению этих задач своих детей. Тогда для них легче станет представить предстоящую самостоятельную жизнь, планирование финансов и трудовую деятельность.

Для этого родители должны распределять домашние обязанности, в том числе на детей, продумывать вместе с ними режим дня, вместе решать, из чего складывается доход семьи и куда тратятся финансовые средства.

LiveInternetLiveInternet

Суббота, 03 Мая 2014 г. 03:06 + в цитатник nata_tursha

все записи автора (отревок). Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Вы все знаете, в какое сложное время мы живем. Сколько нового и незнакомого появилось вокруг! Процессы, явления, понятия, над которыми раньше и не задумывались: инфляция, акционерное общество, акция, капитал, брокер, менеджер, инвестиция и так далее и тому подобное. Как помочь ребенку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда он подрастет? Мы — авторы этой книги — считаем, что экономические знания так же необходимы нашим детям, как элементарные знания гигиены, правил поведения в обществе и правил дорожного движения, так же важны, как знания родной речи и математики. Это не значит, что каждый должен в будущем стать экономистом или работать в бизнесе. Напротив. Мы полагаем, что каждый ребенок должен развивать свои индивидуальные творческие способности. Но для того чтобы эти свои способности в полной мере реализовать, он должен хорошо ориентироваться в окружающей жизни. А без знаний экономики сделать это очень трудно. На наш же взгляд, формирование у детей экономического мышления можно и нужно начинать еще с дошкольного возраста. В это время малыши наиболее восприимчивы к новым знаниям, особенно если они преподносятся в игровой форме. Наверняка ваш ребенок уже задавал вопросы, так или иначе связанные с экономическими проблемами. Всегда ли вы могли на них ответить правильно и доступно? Помните, что делать это нужно не путем прямого обучения, а с помощью игр, специальных радио- и телепередач, любимых мультфильмов и книг. Но главная роль в этом процессе отводится вам, дорогие взрослые. Хотелось бы, чтобы эта книга оказалась для вас первым помощником. Самый оптимальный вариант работы с книгой — семейное чтение. Сядьте рядом с малышом и почитайте вместе. Проверьте, как понимает ваш ребенок каждую историю из книги, как отвечает на вопросы и выполняет задания. Если есть возможность, объясняйте прочитанное на примерах своей профессии, своего дела. Может быть, и вам это поможет узнать и понять что-нибудь необходимое и важное или по-новому взглянуть на свою жизнь. Обратите внимание на определения, которые даны под заголовком «Только для взрослых!». Они помогут вам ориентироваться в экономических понятиях, изложенных в книге, и разъяснить ребенку то, что покажется ему сложным. Вместе с тем постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения и не лишайте его возможности мыслить самостоятельно. Надеемся, что чтение книги послужит толчком к размышлениям не только на экономические темы. Пусть ваш сын или дочь подумают о том, зачем нужны деньги, накопления. И стоит ли дело добывания денег делать самоцелью? Обсудите с ребенком, на что не нужно жалеть денег и почему (занятия спортом, путешествия, посещение театров и выставок, покупка книг, подарков для родных и близких, устройство и проведение праздников и т. п.). Постарайтесь, чтобы ваш ребенок понял: счастье — это не только получать, но и отдавать, дарить радость окружающим тебя людям. И пусть ваш малыш будет счастлив!
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ
Как Миша из покупателя превратился в продавца
О том, с чего нужно начинать, если хочешь организовать свое дело, и как определить, что в этом деле самое главное
Как-то раз, проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил: такая красота вокруг — просто дух захватывает! Весь лес словно вымытый стоит, переливаясь всеми цветами радуги в лучах нежного мартовскогo солнышка. Ветки берез, сосен, елей так четко вырисовываются на фоне сияющего голубизной неба, что кажется, будто они выписаны мастерской рукой художника и служат декорацией для сказочного спектакля, в котором все волшебное: и этот лес, и небо, и белый-пребелый снег, от которого, если на него долго смотреть, аж глаза зажмуриваются… Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу, и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Побрел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет — поздно пришел. Побежал Миша в магазин к Винни-Пуху — и тут неудача, на дверях записка: «Ушел в свой родной лес на день рождения осленка Иа». «Эх, — огорчился Миша, — был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было». И решил он открыть свой магазин. Сказано — сделано. На следующий день рано-рано утром Миша, хотя еще и чувствовал себя не очень хорошо, чисто вымел берлогу, установил посредине прилавок, поставил на него найденные на лесной свалке чугунные весы и важно уселся ждать покупателей. Забежал к Мише Зайчик — внук старого Зайца. — Ты что, в снежки играть не идешь? — Не могу, я теперь — хозяин магазина. Видишь, торгую. — Торгуешь? А чем ты торгуешь? Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Зайчик постоял-постоял, пожал плечиками и убежал. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал он думать-гадать: отчего же у него ничего не получается? Думал-думал и наконец понял, что главное в магазине — не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют, — ТОВАР.
ТОЛЬКО ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ! Товар — продукт труда, произведенный для продажи. [/td]

Забегал Миша по берлоге, ищет, что выложить на прилавок. Нашел дырявый резиновый мячик, хотел его на прилавок положить, да вовремя спохватился: кому же такое старье нужно? Подумал было свою шубу продать, да шуба самому пригодится. И вспомнил Миша, что в дальней кладовке у него несколько бочонков меда припрятано. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя! Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей. Глядит он на мед и думает: «Странное дело! Когда я мед в лесу собирал — это был просто мед диких пчел. Когда мед в кладовке лежал — это был просто мед запасливого медвежонка». Миша облизнулся и стал думать дальше: «А как только я бочонок меда на прилавок поставил, он уже стал не просто медом, а товаром. Значит, товар — это то, что можно купить и продать». Но тут Мишины думы прервал новый гость — Ежонок. Он купил баночку меда для своего любимого старого дедушки. Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров. А где Миша раздобыл их? Об этом ты узнаешь в следующей истории. А теперь мы предлагаем тебе заглянуть в одну очень умную книгу, которую начинающему бизнесмену Мише подарил мудрый Филин, узнавший от лесной сплетницы Сороки новость об открытии магазина. Он сказал, что эта книга, хотя и называется скучно «Задачник», поможет Мише (и тебе тоже) овладеть новыми знаниями в области экономики. ЗАДАЧНИК МУДРОГО ФИЛИНА1. Отгадай загадку:
Угадай, как то зовется, Что за деньги продается. Это не чудесный дар, А просто-напросто…
2. Вспомни сказку
братьев Гримм «Король-Дроздобород» — о капризной принцессе, которой пришлось продавать на базаре горшки. Как можно назвать эти горшки?
3. Внимательно посмотри на рисунок
и карандашом скажи, что можно купить? Подумай, почему не все можно купить и продать. Как ты считаешь, что еше не продается и не покупается? Обсуди это со взрослыми. или Читать на сайте Источника

Серия сообщений «Экономика малышам «:
Часть 1 — Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом Часть 2 — Интересное наблюдение прожитого дня. Часть 3 — Интересное наблюдение прожитого дня. Финансовая грамотность с детства. … Часть 9 — Библиотека: Экономическая игротека Часть 10 — Карманные деньги – детям: давать или не давать? Часть 11 — Основы финансовой грамотности с детства.

Метки:
дети развитие обучение экономика для детей малышам как стать бизнесменом

Процитировано 6 раз Понравилось: 1 пользователю

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 1
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось1
0

Формы работы с родителями по экономическому воспитанию детей

В яслях-саду используют разнообразные формы работы с родителями.

Экономика детям это экономические беседы, занятия, деловые игры, консультации, родительские собрания, стендовая информация и даже игра в КВН с участием мам и пап.

Для родителей предлагается серия развивающихся мультфильмов “Азбука денег тетушки Совы”.

Совместный просмотр уроков “Осторожно: деньги!”, “Кредиты и депозиты”, “Умение экономить”, “Потребности и возможности” учат детей самостоятельно распоряжаться деньгами, помогают разобраться с понятием “экономическая безопасность семьи”, рассказывают, как обуздать свои потребности.

Практика показывает, что у многих родителей экономика детям вообще не нужна, а экономическое воспитание заканчивается фразой “Деньги на деревьях не растут”. Но финансовая осведомленность имеет в виду не просто разговоры, а реальные действия. Детям нужно видеть наглядные примеры, иначе результата можно не ждать.

Определенную помощь в познании тайн семейного бюджета окажут различные деловые игры совместно с родителями. Мам и пап просят также не забывать о таком важном моменте, как поручения, связанные с деньгами: сходить в магазин, самостоятельно купить продукты и принести обратно остаток. Это важный и переломный момент для каждого ребенка — если он видит, что ему доверяют!

Как заинтересовать ребенка?

Не забывают в яслях-саду и о самом важном составляющей: чтобы чему-либо научить ребенка, необходимо его заинтересовать. А интересуют детей прежде всего игры и сказки. На это и был сделан упор в учреждении. Воспитанники даже поставили экономический мюзикл, где хитрая лиса не хотела готовиться к зиме и потратила все деньги на новую шубку. А волк, наоборот, подошел к вопросу зимовки основательно: заменил в доме батареи, поставил стеклопакеты, утеплил стены. Так дети наглядно объяснили, кто в итоге оказался в лучших условиях.

Сегодня родители с гордостью делятся приятными наблюдениями: дети стали следить за тем, чтобы зря не включать свет в доме, закрывать кран с водой, при распределении семейного бюджета определять, что первичное, а что вторичное, обращать внимание на цены в магазине.

Вот в таких базовых понятиях и заключается экономика детям, экономические навыки для дошкольников. Потом эти знания станут уверенной основой для более важных экономических навыков.

Что дадут эти знания по итогу

Вовлечение ребенка в каждодневную экономическую среду с учетом возрастных особенностей позволит устранить барьеры, которые ранее возникали у начинающих изучать экономику как новый предмет уже в старших классах.

Некоторые «продвинутые» детки уже в 8-9 лет умеют подыскивать самостоятельно и по заданию родителей товары. Таким образом, чтобы они были оптимальны по цене и качеству. Особенно это заметно при поиске в интернет-магазинах и служба доставки.

И, уж во всяком случае, ребята станут гораздо более ответственными и приспособленными к взрослой, самостоятельной жизни после окончания школы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]