Методика разучивания танцевальных элементов с детьми
В процессе освоения танцевального материала мы условно выделяем три этапа.
На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмических композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок легко осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).
2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения (композиции в целом и отдельные движения).
3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода.
К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в то же время, они могут сочетаться и одновременно (но на разном репертуаре).
Рассмотрим более подробно методику организации педагогического процесса на каждом этапе:
В основе 1-го этапа обучения — подражаниедетей образцу исполнения движений педагогом в процессе совместной деятельности./»Вовлекающий показ» (выражение С.Д. Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные упражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких групповых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога. Есть еще одна особенность в показе — он должен быть «опережающим», то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели «перевести» зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражащие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмических навыков.
Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть дан в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подражания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Благодаря «вовлекающему показу» дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со словесными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, которые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее определить, педагог должен определить «ближайшую зону» развития ребенка (по Л.С.Выготскому), что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, запоминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.
Следующий этап занятий — это развитие самостоятельностидетей в исполнении композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в процессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется произвольное внимание, память, воля. После нескольних повторений вместе с педагогом детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами).
На этом этапе используются следующие приемы:
— показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по очереди или по желанию);
— показ упражнения условными жестами, мимикой;
— словесные указания;
— «провокации «, то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения их к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.
Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача — накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, то есть навыка), и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг. Однако некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, «зрелищные») можно выучить с детьми с целью последующего выступления (к ним, например, относятся: «Волшебный цветок», «Белочка», «Упражнение с обручами» и др.). В этом случае ведется более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитывать чувство красоты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил. Таким образом, параллельно присутсвуют два уровня в работе над композициями — «тренинг», исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений на отдельных композициях (доступных индивидуальным возможностям детей) с целью воспитания и развития личности ребенка. Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двигательных навыков, является показателем результата обучения, а также показателем уровня развития важнейших психических процессов — воли, произвольного внимания, музыкальной и двигательной памяти.
Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения их двигательного опыта, мы переходим к третьему этапу, творческому самовыражениюв движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых композициях сразу заложена «вопросно-ответная» форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент — проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции «Танцуйте сидя» дети на проигрыш сами придумывают общеразвивающие упражнения, на проигрыш в композиции «Три поросенка» — пляску Поросят и т.д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переключаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой — готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.
Далее переходим к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен.Например, в песне «Два барана» (муз. М.Козлова) дети по тексту исполняют движения по ролям (в образе двух баранов — Белого и Черного), а в инсценировании песни «Расплата» дети изображают диалог Девочки и Кошки. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуждающих к движению («Кошки-Мышки», «Пластелиновая ворона» Гр.Гладкова, «Все мы делим пополам» В.Шаинского и др.).
Процесс импровизации, обыгрывания песен более длительный, чем просто разучивание. Так, сначала детям предлагается прослушивание песни, проговаривание текста, затем — игровые «пробы», в которых дети пытаются выразить в движениях содержание песни. Роль педагога — наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, ни в коем случае не перехватывать их инициативу и помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции. Старшим дошкольникам и младшим школьникам могут предлагаться и более сложные задания — например, пластические импровизации на классическую музыку (см. в Приложении сценарий сюиты на музыку М.Мусоргского «Картинки с выставки») или сочинение сказок, «балетов» и т.д. (см. в Приложении «Сказки», которые дети сочинили сами и придумали танцы, включенные в постановку).
На этом этапе работы можно использовать следующие методические приемы:
• слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов;
• подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ;
• пластические импровизации детей, «пробы » — без показа педагога;
• показ вариантов движений педагогом — детям предлагается выбрать наиболее удачный.
Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать активность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это задание еще сложно для дошкольников и младших школьников (да и для взрослых это не просто!).
Наиболее удобным способом развития танцевального и игрового творчества детей , на наш взгляд, является инсценирование популярных сказок, таких, как «Муха Цокотуха» К. Чуковского, «Кошкин дом», «12 месяцев» С. Маршака и др7.
Резюмируя сказанное, подчеркнем, что импровизация как у детей, так и у взрослых возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого воображения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Так же считал и Жак-Далькроз: «Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию автоматического, все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки чувства
«2. Поэтому, если мы хотим достичь действительно художественной, а не примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима большая и скурпулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть
привлекательным, игровым и творческим.И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроизвольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комбинации. А это в свою очередь будет стимулировать их общее развитие.
2. Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений.
Идя от простого к сложному, в началеработы с младшими дошкольниками уделяется внимание освоению образно-игровыхдвижений. На этих же упражнениях начинается развитие двигательных качеств — пластичности, ловкости и т.д., а также двигательных умений. Например, такие игровые упражнения, как «Зайчик», «Белочка», Мячик» — тренируют умение легко прыгать на двух ногах; «Лисичка» — это «мягкая», пружинящая ходьба; «Мячик покатился » — бег; «Мячик» — прыжки на двух ногах; «Мишка» — ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках, лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях — кататься с боку на бок»; «Собачка» — ходьба на четвереньках, бег; «Кошечка» — стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости) и т. д.
Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях (из репертуара «РиПлюшевый медвежонок», «Белочка», «Мячик» и др.).
Освоение образно-игровых упражнений развивает не только пластичность, выразительность, движений, не и тренирует ловкость и точность, координацию; и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение«оживлять» игровой персонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные виды движений — общеразвивающие, основные, плясовые движения. Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и естественны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.
Для того, чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры -узор ковра, мебель в зале, расположение окон, стен и пр. При этом важно правильно обозначать направление движения — «направо», «налево», «вперед» «назад» — то есть связать «мышечное чувство» направления движения и слово (то есть 1-ю и 2-ю сигнальные системы — основу формирования навыка по И.П.Павлову). Можно использовать также метод моделирования — выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцевальные фигуры и последовательность перестроений (этот прием больше используется со старшими детьми).
Таким образом, формирование умения ориентироваться «на себе» (правая-левая рука, нога), «от себя» (направо, налево, вперед, назад) закладывается в младшем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.
Литература
- «Бальный танец XVI — XIX вв.
«. Ивановский Н.П. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Москва-Ленинград, изд. Искусство, 1948 г. - «Бальные танцы». Sarikojumu dejas.
Ласман Мильда. Издательство Latvias Valsts Izdevnieciba, Riga (Рига), 1954 г. - «Танец».
Учебное пособие для театральных ВУЗов (по сценическому танцу). Васильева Е.Д. М., Искусство, 1968 г. - «Ритмика в школе, третий урок физической культуры».
Учебно-методическое пособие. Ж.Е. Фирилева, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская, Ростов-на-Дону «Феникс», 2014 г.
Краткая история современных танцевальных шагов
Современный танец был разработан известными пионерами Мартой Грэм, Полом Тейлором и Айседорой Дункан, и это лишь некоторые из них. Эти классически обученные танцоры разделяли те же чувства, что и танцы, которыми можно наслаждаться вне пределов жесткого балета. Современный танец был создан, чтобы показать эмоции и более «человеческую» сторону искусства, поразительный контраст с строгими правилами и правилами балета, который был самым популярным стилем танца в Америке в то время.
Современные танцевальные шаги продолжают развиваться с каждым танцором, который достаточно вдохновлен, чтобы создать, и стиль будет расти только с будущими поколениями.