Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Подростки используют в речи неологизмы, которые учителям тяжело понять. Но если школьник попадет в учительскую, он тоже услышит множество «годных» словечек, которые сначала будут «агрить» и «бомбить», а потом даже покажутся «няшными». Педсовет поговорил с учителями из разных городов и составил словарь профессионального преподавательского сленга. Можно «юзать».
Профессиональная компетентность педагога – залог успеха каждого ребенка
Аннотация: В статье рассматривается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Под профессионализмом педагога понимается системная интегральная характеристика личности, представляющая собой взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности.
Профессий много на земле, но призвание – одно. Как часто мы видим людей, которые идут на работу с неохотой. Но говорит ли их незаинтересованность в исполняемой роли работника определенного учреждения об их профессионализме? Вопрос спорный. А что, если этот человек – воспитатель, идущий на работу считать минуты до окончания своей смены? Страшно предположить, как бы мы оставили своего малыша такому «непрофессионалу»…. Но, какого человека мы можем считать профессионалом?
Профессионализм педагога — системная интегральная характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, детерминирующих индивидуальность каждого педагога-профессионала, обеспечивающих эффективность и оптимальность педагогической деятельности. [4;с.119]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «педагогические работники, реализующие Программу ДО, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей».
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» педагоги должны:
1. Владеть современными педагогическими технологиями и их применять в профессиональной деятельности.
2. Быть готовыми решать профессиональные задачи.
3. Уметь контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Одним из условий профессионального роста педагога является самообразовательная работа (обзор в интернете; чтение методической, педагогической, психологической литературы; посещение семинаров, конференций, непосредственно образовательной деятельности коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег; изучение ИК-технологий; общение с коллегами в ДОУ, городе и в интернете; участие в конкурсах в интернете; помещение своих разработок на сайтах в интернете).
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
— работа в методических объединениях, творческих группах;
— исследовательская, экспериментальная деятельность;
— инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
— различные формы педагогической поддержки;
— активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
— обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.
Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». [5;с. 123]
Компетенция — это «ожидаемые и измеряемые достижения личности, которые определяют, что будет способна делать личность по завершению процесса обучения; обобщенная характеристика, определяющая готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области» [2, c. 111].
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
2. Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
3. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
4. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
5. Умение правильно общаться с родителями воспитанников – одна из главных и может быть трудных проф. компетенций.
Профессиональная компетенция педагога — способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач:
1. Знание специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной деятельности с детьми: основываться в своей работе на нормативно-правовую базу:
— Федеральный закон «об образовании в российской федерации» № 273-фз от 29.12.2012 г.;
— Приказ министерства образования и науки российской федерации от 17.10.2013г. № 1155 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
— Методические рекомендации для ДОО по составлению ООП ДО на основе ФГОС ДО и примерной ООП ДО.
— Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО.
В связи с введением ФГОС изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная деятельность взрослого и ребенка детстве.
Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства).
- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе).
2. Знание закономерностей развития ребенка (возрастные особенности), особенности становления и развития детских деятельностей (в соответствии с ФГОС ДО их девять):
- Игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
- Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- Восприятие художественной литературы и фольклора;
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- Конструирование из разного материала (конструктор, бумага, модули, природный материал и др.);
- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла муз. произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- Двигательная деятельность (овладение основными движениями, формы активности ребенка).
3. Умение организовывать ведущие виды деятельности (предметно-манипулятивная – в раннем возрасте и игровая – в дошкольном возрасте);
4. Умение организовывать совместную (партнерскую) деятельность дошкольников.
Особенности организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
— включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
— добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
— свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
— открытый временной конец непрерывной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).
5. Умение организовывать самостоятельную деятельность дошкольников (необходимые условия: правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда и владение необходимыми умениями и навыками);
6. Владение технологиями, методами, средствами, формами деятельности и условиями их применения.
7. Умение проектировать, реализовывать и анализировать эффективность и результаты своей деятельности в соответствии с ФГОС ДО (Включает в себя владение методами и средствами проведения педагогической диагностики, результаты которой могут использоваться для решения следующих задач: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой).
8. Участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владение методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей, умение выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач (использование активных форм и методов взаимодействия)
10. Владение ИКТ – компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми.
Использование ИКТ позволяют сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной. Презентации вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Интерактивное оборудование необходимо использовать в работе с детьми при безусловном соблюдении ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, соблюдать продолжительность работы техники, обязательно использовать комплексы упражнений для глаз, проветривать помещение.
Одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности являются профессионально значимые качества воспитателя, такие как скромность, наблюдательность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, ораторские способности, остроумие. К особенно важным качествам личности воспитателя относится готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния воспитанников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. Помимо этого педагог – профессионал должен быть: уравновешенным, обладать высокой мобильностью нервной системы, умеренной экстравертированностью, стеничностью эмоций и эмоциональной устойчивостью.
Даже имея небольшой опыт работы (7 лет), могу с уверенностью сказать, что воспитатель должен быть терпелив. Проявлять выдержку и терпение в любых ситуациях, находить индивидуальные способы воздействия на детей, пытаться понимать детские поступки – вот, что умеет настоящий профессионал. Не менее важно умение воспитателя вставать на место ребенка, видеть ситуацию его глазами. Каждый ребенок уникален, у каждого свой характер, свои привычки. Но настоящий воспитатель принимает каждого ребенка как своего собственного, старается найти подход и раскрыть потенциал каждого малыша. Только в этом случае ребенка ждет успех.
Педагогическое мастерство – основа профессионализма воспитателя. Это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обуславливают высокую результативность педагогического процесса. [4; с.101]
Есть просто умелый педагог, который проводит обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне, и есть педагог, который проявляет педагогическое мастерство и добивается высоких результатов в своей работе. Многие педагоги, кроме мастерства, проявляют педагогическое творчество и своими находками обогащают методику обучения и воспитания. Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы; практически в каждом дошкольном учреждении инновационные преобразования приобретают системный характер. А это значит, что детский сад предоставляет обществу профессионалов, которые с уверенностью передадут свои знания нашим детям, положительно влияя на их развитие, воспитание и обучение.
Профессионализм воспитателя детского сада реализуется в его разносторонности. Прежде всего, это творческий человек. Только он может из обычной ложки сделать волшебную, из обычной картошки сделать пищу супергероя, а обычную машинку превратить в супер автомобиль. Только он превращает каждое занятие в необыкновенное путешествие, полное приключений. Современный педагог умеет всё: и танцевать, и петь, и играть на сцене, он отлично рисует и вышивает.
Педагогический такт – еще одна важная составляющая понятия профессионализма педагога. Он реализуется в умении находить в каждой возникшей ситуации наиболее правильный педагогический приём. Это умение воспитателя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние воспитанника, его интересы, побуждения и найти наиболее действенную меру воспитания.
Воспитатель – пример для подражания для своих воспитанников. Имидж педагога, его определенный образ — представление окружающих его воспитанников и их родителей, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, менталитета, поступков – важный критерий, характеризующий воспитателя, как профессионала. [1;с. 58].
При формировании имиджа воспитателя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Внешний облик помогает воспитателю привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. А дети равняются на того, кто им нравится, с кем они проводят максимум времени.
Вернувшись к зависимости успеха ребенка от профессионализма педагога, можно с уверенностью сказать: воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. [2;с.36]. Эта профессия очень ответственна! Мало обладать природной чуткостью, необходимо обладать инновационным стилем научно-педагогического мышления, готовностью к созданию новых ценностей и принятию творческих решений. Это одна из тех профессий, в которой профессионализм жизненнонеобходим, ведь в его руках находится будущее – наши дети.
Работа воспитателя – это каждодневный и кропотливый труд. Профессия эта многогранна, нестандартна, требует творческого подхода, самосовершенствования и душевной щедрости. Но самое главное в этой работе – любить детей. Любить детей всем сердцем – значит вкладывать в них доброту души, заботу, чуткость и отзывчивость, нежность и терпение.
Список литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. №2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. Изд. 2-е. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с.
- Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности / И.Д. Лаптева //Педагогическое образование и наука. — 2007. — №4.-С.35-38.
- Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины.- М: Компания Спутник+, 2006. – 191 с.
- Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: Мир и Образование, 2015.
Критерии оценки качества работы воспитателя
Для определения уровня профессиональной деятельности воспитателя используются специальные критерии оценки, включающие в себя следующие пункты:
- Результативность деятельности воспитателя, проявляющаяся в достижениях детей из его группы. В нее входит следующее:
- Персональные достижения воспитанниками, которые характеризуются более высокими показателями по сравнению с предыдущим периодом.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
- Отсутствие или уменьшение пропущенных занятий, низкий уровень заболеваемости в группе.
- Развитие творческих возможностей воспитанников.
- Самообразование воспитателя:
- Участие в методической деятельности ДОУ.
- Обобщение и презентация своего педагогического опыта.
- Публикации в научных, профессиональных и иных изданиях.
- Участие в конкурсах различных уровней.
- Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
- Инновационная деятельность:
- Разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, способствующих повышению качества работы детского дошкольного учреждения.
- Освоение и внедрение новаторских программ.
- Эффективная организация безопасной предметно-развивающей среды в группе.
- Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников.
Оценка качества профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ проводится по следующим критериям:
- Результативность деятельности методиста:
- Достижения воспитателями ДОУ более высоких показателей профессионализма по сравнению с предыдущим периодом оценки.
- Разнообразие форм методической работы по повышению профессиональной квалификации воспитательского и педагогического коллектива ДОУ.
- Всестороннее развитие творческих способностей воспитателей.
- Самоорганизация и самообразование:
- Эффективное участие в методической работе детского дошкольного учреждения.
- Обобщение и презентация опыта.
- Публикации.
- Участие в конкурсах.
- Своевременность и качество оформления документации:
- Инновационная деятельность педагога.
- Разработка и реализация различных проектов вместе с профильными специалистами ДОУ.
- Освоение и внедрение в ДОУ федеральных государственных требований.
- Эффективная организация предметно-развивающей среды в методическом кабинете.
- Организация взаимодействия и разнообразие форм работы с родителями.
Критерии оценки педагогической и воспитательной деятельности сотрудников детского сада влияют не только на восприятие их как успешных специалистов, но и сказываются на уровне оплаты труда. При проведении аттестации педагоги и воспитатели с высоким уровнем профессиональной оценки имеют больше шансов на получение высшей квалификации, а это означает существенную прибавку к жалованию.