Большую часть суток ребенок находится в статическом положении, то есть сидит:
- в школе во время занятий;
- дома, когда выполняет домашние задания, читает, просматривает телепередачи или играет в компьютерные игры.
При этом ребенок несет крупнофизическую нагрузку. Статическая нагрузка вступает в противоречие с физическим развитием ребенка.Как следствие — развитие болезни.
У ребенка снижается работоспособность, проявляются негативные эмоции, ухудшается самочувствие. Ребенок жалуется на головную боль. Кое-кто из детей начинает нарушать правила поведения на уроке. Поэтому при обнаружении у детей первых признаков переутомления необходимо делать перерывы, во время которых дети бы могли выполнять несложные физические упражнения. Такие перерывы во время урока (физкультминутки) способствуют улучшению функционирования мозга, восстанавливают тонус мышц, которые поддерживают правильную осанку, снимают напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от письма пальцев.
Физкультминутка включает 3-4 упражнения, хорошо знакомые детям и легкие для выполнения. Каждое упражнение выполняется 3-4 раз в среднем темпе.
Физкультминутки проводятся, как правило, после 20-30 мин. работы. Продолжительность физкультминутки 2-3 минуты. Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы в течение дня целенаправленно нагружались и расслаблялись различные группы мышц детей: плечевого пояса, спины, тазобедренных суставов. Необходимо включать в комплекс упражнения для отдыха, дыхательные упражнения, Упражнения на координацию движений.
Организация физкультурных минуток предполагает подготовку помещения и учащихся, которые для выполнения упражнений должны закрыть книжки, тетради и положить их на середину парты, расcтегнуть воротнички. Дежурный открывает окно или форточку. Хорошо, когда ученики умеют проводить физкультурные минутки самостоятельно. Проводить физкультурные минутки может дежурный или физорг. Упражнения рекомендуется выполнять стоя возле парты или сидя за партой.
Чтобы процесс выполнения физических упражнений был интересным для детей, необходимо время от времени менять упражнения (каждые 2-3 недели), выполнять их под музыку, включать танцевальные движения.
Детям нравятся физкультминутки, которые сопровождаются стихотворными текстами. Чтобы у детей не сбивался ритм дыхания, их движения были точными и сильными, при проведении таких физкультминуток учитель проговаривает текст, а дети выполняют упражнения.
Физкультминутки разных видов:
Комплекс упражнений 1 (сидя за партой)
1. Исходное положение — руки на парте, вытянутые вперед;
- 1-2 – поднять руки вверх, потянуться;
- 3-4 – вернуться в исходное положение, 2-3 раза.
2. Исходное положение — руки за головой, локти вперед;
- 1-2-3 – локти развести в стороны, прогнуться.
3. Исходное положение — руки за голову;
- 1-руки вверх, потянуться;
- 2-в исходное положение;
- 3-4 – то же самое, 2-3 раза.
4. Исходное положение — руки на пояс;
- 1-наклон вправо;
- 2-Наклон вперед;
- 3-наклон влево;
4-Исходное положение то же самое. То же самое в другую сторону.2-3 раза.
5. Исходное положение – руки к плечам, локти прижать к туловищу;
- 1-2-3-4 – вращение рук вперед; 5-6-7-8 – то же самое назад, 2-3 раза.
Комплекс упражнений 2 (стоя за партой)
Исходное положение — основная стойка;
- 1-2-3-4 – поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы;
- 5-6-7-8 – медленно руки вниз, сжимая и разжимая пальцы, 2 раза.
2. Исходное положение — основная стойка;
- 1 — дугами вперед руки вверх, потянуться, вдох;
- 2-опустить руки, выдох;
- 3-круг головой вправо;
- 4 — тоже самое – влево 2-3 раза.
3. Исходное положение — стойка, руки на пояс,
- 1-правую ногу в сторону на носок, наклон вправо;
- 2 – исходное положение;
- 3-4 – то же в другую сторону 2-3 раза.
4. Исходное положение — стоя, руки на пояс,
- 1-наклон назад;
- 2 – исходное положение;
- 3-наклон влево;
- 4 – исходное положение;
- 5-наклон вперед;
- 6 – исходное положение;
- 7-наклон вправо;
- 8-Исходное положение; 2-3 раза.
5. Исходное положение — стоя, руки перед грудью,
- 1-руки вверх, подняться на носочки;
- 2-руки на пояс;
- 3-руки вверх, подняться на носочки;
- 4-Исходное положение; 2-3 раза.
Комплекс упражнений 3 (для развития дыхания)
1. Исходное положение — стать ровно, руки вниз;
- 1-2 – руки в стороны – вдохнуть;
- 3-4 – резко обнять себя руками за плечи – выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
2. Исходное положение — стать ровно, руки вниз.
- 1-2 – руки в стороны – вдохнуть;
- 3-4 – присесть, обнять руками колени – выдохнуть.Повторить 3-4 раза.
3. Вдохнуть широко открытым ртом, выдохнуть носом. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений 4 (гимнастика для глаз)
1. Быстро поморгать глазами; закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 -5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза. Сосчитать до 3, открыть глаза и посмотреть вдаль. Сосчитать до 5. Повторить 4 – 5 раз.
3. В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же – в левый. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 –
6. Повторить 1 – 2 раза.
Комплекс упражнений 5 (для профилактики близорукости)
1. Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки в бока.
- Круговые движения вперед и назад. Все время следить за кончиком большого пальца. Повторить 3-4 раза.
2. Исходное положение – сесть на стул.
- Зажмуриться и открыть глаза. Повторить 3-4 раза. Выполнять в среднем темпе.
3. Вытянуть руку вперед.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4. Потом перенести взгляд вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Физминутка для глаз видео с музыкой
Физкультминутки для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза) Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами) Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Стрекоза
Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.) Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево.) Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз) Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.) Мы летаем низко. (Смотрят вниз.) Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
Прогулка в лесу
Мы отправились гулять. (Шагают на месте) Грибы — ягоды искать Как прекрасен этот лес. Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, (смотрят вверх) Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз) Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх) Ежик под кустом шуршит.
(смотрят вниз) Слева ель растет — старушка, (смотрят вправо) Справа сосенки — подружки. (смотрят влево) Где вы, ягоды, ау! (повторяют движения глаз)
Все равно я вас найду! (влево — вправо, вверх — вниз)
Кошка
Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.) Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.) Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.) Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.
) Вот налево повернулась. (Смотрят влево.) Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.) Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз. (Дети приседают.) Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота.
(Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Мостик
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза) Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами) А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О») Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз) Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)
Кот
Кот на солнышке сидит, Глаз закрыт, другой закрыт (закрыть по очереди оба глаза) Кот играет в «Жмурки» (крепко зажмуриться) — С кем играешь, Васенька? — Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
Белка
Белка дятла поджидала,(Резко перемещают взгляд вправо- влево.) Гостя вкусно угощала. Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз.) Вот орехи — раз, два, три. Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками.) И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).
Ветер
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.) Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.) Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)
Ночь
(Выполняют действия, о которых идет речь) Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится. Раз, два, три, четыре, пять Можно глазки открывать. Снова до пяти считаем, Снова глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять Открываем их опять.
(повторить 3 — 4 раза)
Теремок
Терем- терем- теремок! (Движение глазами вправо- влево.) Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз.) Наверху петух сидит,
Книги с физкультминутками
- Занимательные игры. Пальчиковая гимнастика, игры, считалки, физкультминутки — Наталия Овезова
- Физкультминутки. 50 упражнений для начальной школы — Ирина Андржеевская
- Аудиокнига Пальчиковые игры и физкультминутки (Л.А. Яртова)
Физкультминутки для глаз
Уроки для первоклассников сопряжены с большой нагрузкой на зрение, поэтому для снятия напряжения нужно обязательно проводить физкультминутки для глаз. Предлагаю вам комплекс упражнений для глаз, который сопровождается стихами. Учитель может выбрать понравившуюся физкультминутку из предложенных ниже разминок для глаз.
Физкультминутка для глаз №1
Упражнения нужно делать, встав из-за парты. Учитель показывает сначала все движения детям.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано — Где окно, а где кино. Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Физкультминутка для глаз №2
Поморгаем быстро-быстро. Быстро поморгать И зажмуримся. Закрыть глаза, считая до 5 Глазки откроем, Вдаль посмотрим посмотреть в окно, считать до 5 И не нахмуримся.
Физкультминутка для глаз №3
Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. — Поморгать глазами Посмотрите все в окно, — Посмотреть в окно и в другую сторону Ах, как солнце высоко. — Посмотреть вверх Мы глаза сейчас закроем, — Закрыть глазки ладонями В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, — Посмотреть глазами по дуге
Вправо, влево повернем, — Ворочать глазами вправо-влево А потом скатимся вниз, — Посмотреть вниз Жмурься сильно, но держись. — Зажмурить глаза, открыть и поморгать
Физкультминутка для глаз №4
Руки за спину, головки назад. — детки поднимают головы от тетрадок и закрывают глазки Глазки пускай в потолок поглядят. — открывают глаза, смотрят в потолок Головки опустим — на парту гляди. — опускают голову и смотрят в пол И снова наверх — где там муха летит? — смотрят в потолок Глазами повертим, поищем ее. — водят глазами из стороны в сторону И снова читаем. Немного еще.
Физкультминутка для глаз №5
Глазки зажмурьте и веки сомкните, 5 секунд так посидите. Хлопаем ресницами, бабочка взлетает Нам так зимой ее не хватает. Соседу по парте мы подмигнем Левым, а потом и правым глазком.
Тикают часы, бегут минутки Следим глазами за маятником Какие тут еще шутки! Стрелка обходи полный круг И ты следи за ней, мой друг. Держим голову прямо и смотрим в потолок, А потом глазами поищем пол, дружок.
Источник: https://gamejulia.ru/fizkultminutki-dlya-glaz.html
Веселые физкультминутки
Веселые физкультминутки — прекрасная возможность для детей с пользой размяться между занятиями, требующими усидчивости и внимания. В этом сборнике представлены физминутки как для самых маленьких, так и для учащихся 1 класса.
Смотреть видео весёлой физминутки с анимированными героями:
Физкультминутка Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.)
Физкультминутка Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Физкультминутка Гриша шел
Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.) Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.) Раз-грибок, (Наклоны вперед.) Два — грибок, (Наклоны вперед.) Три — грибок, (Наклоны вперед.) Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Читая текст, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
Две птички
Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. (Воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летели, садились, опять летели. Дети повторяют слова вместе за педагогом.)
Дождь!
Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам! (Шагаем на месте.) Гром! Гром, как из пушек. Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.) Град! Град! Сыплет град, Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.) Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)
Долго, долго
Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок; круговые вращения руками.) Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук.) Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди.) И опять лепить начнут. Дружно руки разведем (Развели руки в стороны.) И опять лепить начнем. (Хлопаем в ладоши.)
Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы. Вправо-влево, влево-вправо Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.) А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. (Прыжки.) Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг. (Ходьба на месте.) Вот и кончилась игра. Заниматься нам пора. (Дети садятся.)
Физкультминутка Еле, еле
Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, (Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.) А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом, (Бег на месте.) Тише, тише, не спешите! (Прыжки на месте.) Карусель остановите, (Шагаем на месте.) Раз, два, раз, два! (Хлопаем в ладоши.) Вот и кончилась игра! 34. Физкультминутка Есть в лесу Есть в лесу три полочки: (Хлопаем в ладоши.) Ели — елки — елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.) Лежат на елях небеса, (Руки вверх.) На елках — птичьи голоса, (Руки в стороны.) Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)
За дровами мы идём
За дровами мы идём И пилу с собой несём. (Ходьба.) Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.) Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.) А теперь их соберём И в сарайчик отнесём. (Наклоны.) После тяжкого труда Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут, (Бег с плавными движениями руками.) Прогнулись над водой, Качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. (Присели.) Белые лебеди, Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова полетели.
Физкультминутка Лепестки
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.) Распустили лепестки. Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.) Закружился лепесток. Ветерок их оторвет И на землю вновь вернет. (Присели.)
Мы ногами топ-топ
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два — туда, Повернись вокруг себя. Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли. Сели — встали, сели — встали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали, А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Снова выстроились в ряд, Словно вышли на парад. Раз — два, раз — два Заниматься нам пора!
Мы танцуем
Мы танцуем Хлопай-топай (Шагаем на месте.) Утром, днем и вечером! Лучший танец — (Хлопаем в ладоши.) Хлопай-топай, (Топаем ногами.) Когда делать нечего… (Шагаем на месте.) Кем бы ни был ты — отличник, (Приседаем.) Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.) Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.) И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)
На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.) А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём, Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.) Мы выходим из речушки Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Мы по лугу прогулялись
Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети (Присели.) А потом все дружно встали, Великанами мы стали. (Встали.) Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.) Ногами топаем! (Топаем ногами.) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Мишка ищет мёд
По лесу медведь идёт, Этот мишка ищет мёд. Он голодный, невесёлый. Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.) То направо повернётся, То налево поглядит. Где здесь рой пчелиный вьётся? Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два кота, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Лесная лужайка
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенёчки. Кто высоко так шагал — Не споткнулся, не упал. (Ходьба с высоким подниманием коленей.)
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги, Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.) Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.) К нам опять пришла весна. Чтоб скорей набраться сил, Головой медведь крутил. (Вращения головой.) Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.) Вот он по лесу идёт. Ищет мишка корешки И трухлявые пеньки. В них съедобные личинки — Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.) Наконец медведь наелся И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
Физкультминутка Ёжик
Ёжик топал по тропинке И грибочек нёс на спинке. Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.) А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. В огороде чьём-то ловко Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Физкультминутка Дети утром рано встали
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) На пеньке растут опята, Наклонитесь к ним, ребята, Наклоняйся, раз-два-три, И в лукошко набери! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) Утомил всех долгий путь — Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.) Для начала мы с тобой Для начала мы с тобой Повращаем головой. (Вращение головой в стороны.) Поднимаем руки вверх, Плавно опускаем вниз. Снова тянем их наверх. Ну, дружочек, не ленись! (Дети поднимают прямые руки над головой, потом опускают их вниз и отводят назад, потом снова вверх, потом снова вниз и т. д.)
Для начала мы с тобой
Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) А теперь мы приседаем. Мы прекрасно понимаем — Нужно ноги укреплять, Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И на место снова сели. (Дети садятся.)
Едем, едем
Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах.)
Зайка
Скок-поскок, скок-поскок, (Прыжки.) Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он громко бьёт, В чехарду играть зовёт. Зайцу холодно сидеть, (Присели.) Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок, На носочках скок-скок-скок. (Прыжки.) А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
Физкультминутка Игра
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Ты — Ромашка, я — вьюнок, Становитесь в наш венок. (Дети становятся в круг.) Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. А теперь мы — ручейки, Побежим вперегонки. (Бег по кругу.) Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. Становитесь в круг опять, Будем в Солнышко играть. Мы — весёлые лучи. Мы — резвы и горячи. Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире!
Кот Антипка
Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.) Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.) В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.) В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.) Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.) В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.) В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.) В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.) В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.) В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.) В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.) Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)
Мы разминку начинаем
Мы разминку начинаем, Руки шире раздвигаем, А потом их тянем вверх. Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.) Начинаем приседанья — Раз, два, три, четыре, пять. А теперь три раза нужно, Как лягушки, проскакать. (Приседания — 5 обычных и 3 раза подпрыгнуть в приседе.) Мы разминку завершаем, Руки шире раздвигаем, А потом их тянем вверх. Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
Мы шагаем друг за другом
Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились. (При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на носках (или на месте), делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)
Мы весёлые матрёшки
Мы весёлые матрёшки — Ладушки, ладушки. На ногах у нас сапожки, Ладушки, ладушки. В сарафанах наших пёстрых, Ладушки, ладушки, Мы похожи, словно сестры, Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов ладушки, ладушки дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт раз-два-три кружатся, руки на поясе.)
Физкультминутка Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон, Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.) Головой качает слон — Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.) Головою три кивка Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.) Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре — руки шире, (Руки в стороны.) Пять — руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
Физкультминутка Белки
Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) Будем в классики играть На одной ноге скакать. А теперь ещё немножко На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ножке.)
Две веселые лягушки Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай с пятки на носок. (Дети изображают в движении лягушек.)
Физкультминутка Дети едут на машине
Дети едут на машине, (Ходьба в парах, держась за плечи впередистоящего.) Смотрят на дорогу — Слева — постовой стоит, (Повороты туловища влево-вправо.) Справа — светофор горит.
Заинька
(Музыкальная физкультминутка. Эта физкультминутка может быть проведена под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова Заинька.) (Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.) Заинька, повернись, Серенький, повернись, Вот так, эдак повернись. Заинька, топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, эдак топни ножкой. Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот так, эдак попляши.
Зайки
Зайки серые сидят, (Присели.) Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.) Вот наши ушки, Вот наши ушки; Ушки на макушке. Вот бежит лисичка, (Бег на месте.) Хитрая сестричка. Прячьтесь, прячьтесь, (Присели.) Зайки — попрыгайки. По лесной полянке Разбежались зайки. (Прыжки на месте.) Вот такие зайки, Зайки-попрыгайки.
Физкультминутка Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу (аист отвечает) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой. А над морем — мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй (Дети делают плавательные движения руками.)
(Выполняйте вместе с ребенком движения, читая стихотворение) Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Физкультминутка А в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать (приседания) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу (ходьба на месте)
(Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д.) Подбородочек-малютка, Щечки, щечки, Носик, губки. А за губками — язык С соской он дружить привык. Глазки, глазки, Бровки, бровки, Лобик, лобик-умница — Мама не налюбуется.
(Исходное положение – ноги на ширине плеч.) Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь. (Выполняйте зарядку вместе с ребёнком, читая стихотворение)
Качи
(Поочередно касаемся головы, рук, ног) Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки.
(Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах тише, тише — присесть. На словах выше, выше — встать и вытянуть руки вверх) Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.
Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, (Бег на месте) Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. (потянуться, руки вверх и опустить их через стороны)
Физминутка А часы идут, идут
Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) А в часах сидит кукушка, У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, (Приседания.) Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Дружно встали
Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.) Оглядимся величаво, И налево надо тоже (Поворот влево.) Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще (Поворот вправо.) Через левое плечо. (Поворот влево.)
Дружно встали на разминку
Дружно встали на разминку И назад сгибаем спинку. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.) Наклоняемся вперёд. Кто до пола достаёт? Эту сложную работу Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Как приятно в речке плавать!
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.) Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.) Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.) Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.) Чтобы плыть ещё скорей, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками. Кто угонится за нами? (Плавательные движения.) А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.) И на травке отдыхаем.
Клён
Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет: Раз — наклон и два — наклон, Зашумел листвою клён. (Ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища влево и вправо.)
Физкультминутка Листочки
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Мороз
Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко мне Мороз, Тронет руку, тронет нос. (Надо показать руку, нос.) Значит, надо не зевать, Прыгать, бегать и играть. (Движения.)
Загудел паровоз
Загудел паровоз И вагончики повез. Чу-чу-чу, чу-чу-чу Далеко их укачу. (Дети встают и читают первую строчку. После слов Загудел паровоз говорят: Ту-ту, кладут руки на плечи впереди стоящему ученику. Так образовались паровозы, которые могут проехать по залу и вернуться на свои места. Воспитатель показывает поезда, принесенные детьми из дома.)
Кузнечики
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Бегут, бегут со двора
Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.) Курка-гарабурка-таки-таки, (Хлопаем в ладоши.) Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.) Гусь-водомусь-гаги-гаги, (Приседаем.) Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.) Свинка-толстоспинка-чахи-хряхи, (Топаем ногами.) Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.) Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.) Корова-комола-труки-муки, (Топаем ногами.) Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)
Совушка-сова
Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, (крутим головой в разные стороны) Во все стороны глядит, Да, ка-а-ак Полетит! (поднимаем руки вверх)
(Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка) Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
А сейчас мы с вами, дети
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх) А потом руки вниз. (ладони образуют купол ракеты) Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь!