Консультация-практикум для воспитателей ДОУ «Культура речи педагога ДОУ


Требования к речи воспитателя детского сада

Компоненты профессиональной речи воспитателя ДОУ

Значение культуры речи воспитателя детского сада

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Наряду с требованиями к речи воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.

Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни, и на занятиях

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей. Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы.

Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

Доступность вопроса зависит также и от его формулировки.

Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитательницы впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным.

Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Воспитательница должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.

Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов.

Консультация-практикум для воспитателей ДОУ «Культура речи педагога ДОУ

Консультация–практикум для воспитателей ДОУ

«Культура речи педагога ДОУ

Цель:повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

Задачи:

    Уточнить и закрепить знания воспитателей о культурных и методических требованиях к речи педагога; Совершенствовать качество языкового оформления высказываний с использованием основных языковых норм; Способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения:

I. Обоснование проблемы. Требования к качеству речи педагога ДОУ. Понятие «культура речи».

II. Практикум «Проверьте свою грамотность».

III. Высказывания великих людей о речи.

Часть I.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как , , уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой «речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно».

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи — это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки:

    нечёткое артикулирование звуков в процессе речи; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»); произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; неправильное ударение в словах; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т. д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»; использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т. д.

К речи педагога предъявляются следующие требования:

    правильно произносить все звуки родного языка; чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильноставить ударения в словах; использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы); в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития; использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Часть II.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Форма организации педагогов – малые группы по 4 человека.

Правильность речи – фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

1.1 Грамматическая правильность.

Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

В каком случае используется форма глагола «бегите»?

Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

Окна занавешены (тюль)

Лицо скрыто (вуаль)

Крышу кроют (толь)

Вымою голову (шампунь)

Голова покрыта (шаль)

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:

Я встала, сняв ребенка с (колени).

В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).

Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

1.2 Орфоэпическая правильность.

Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.

Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

1.3. Лексика.

Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Все дети своевременно выполнили заданное задание.

Врачиха выписала детям лекарство.

1.4. Орфография.

Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание

Часть III.

Высказывания великих людей о речи.

Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя ().

Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! (Сократ.)

Есть люди, говорящие красиво, но пишущие далеко не так. Это происходит потому, что место, слушатель и прочее разгорячают их и извлекают из их ума больше, чем они могли бы дать без этого тепла. (Б. Паскаль.)

Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя. ( М. Монтень.)

Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» ().

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. (Из «Книги притчей Соломоновых».)

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. (Наполеон.)

Слово — одежда всех фактов, всех мыслей. (Максим Горький)

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

по выполнению требований, предъявляемых к речи педагога

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи.

И знание педагогом дошкольного образовательного учреждения требований, предъявляемых к его речи, соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Требования, предъявляемые к речи педагога:

    правильно произносить все звуки родного языка; чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах; использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы); в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития; использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
    Материал взят с сайта https://berezka11-kir2.kinderedu. ru/pedagogam/praktikumyi/ Подготовила

Получить текст

Роль речевой культуры педагога в воспитании дошкольника

Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия через:

– непосредственное общение с каждым ребенком;

– уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

– развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству. Это педагог, отличающийся мобильностью, динамизмом. В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально – педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.

Большую роль в развитии детей играет культура речи педагога, так как развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения с взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.

Ведущими признаками педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения являются: потребность в общении с детьми; положительная эмоциональная тональность общения; доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно-образовательного процесса; понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; умение конструктивно разрешать межличностные противоречия; гуманизм и демократизм общения; эстетика общения.

Осуществление коммуникативной функции требует перехода от авторитарной позиции воспитателя к личностному, равноправному сотрудничеству и сотворчеству с ребёнком.

Общаясь с детьми, наблюдая за их играми, педагогу необходимо фиксировать проявления у детей положительного и отрицательного речевого поведения. Позже, рассказывая детям о том, кто, чем сегодня нас удивил и порадовал, воспитатель должен объяснить, что и как лучше говорить друг другу (взрослому) в той или иной ситуации. Следует целеустремленно вводить в словарь детей слова и обороты речи, которые помогут им овладеть навыками культурной речи: «Мне кажется, что ты ошибся…», «Ты не мог бы…», «Я советую тебе…», «Я думаю, что…», «Не обижайся, но твое сегодняшнее поведение нельзя назвать пристойным. Попробую объяснить…» [4]..

В работах Курочкиной И.Н. говорится о том, что педагогу важно проконтролировать и свое речевое поведение:

— пытаетесь ли вы, отдавая распоряжение, объяснить ребенку причину, побудившую вас обратится к нему… («Расстегни застежки на туфлях. Ты сомнешь задники, и обувь будет натирать тебе пятки. И вид у башмаков будет неприглядным»);

— часто ли вы употребляете фразу «А почему бы тебе не попробовать…»;

— высказываете ли вы ребенку удовлетворение, которое получили от беседы с ним («Тебя так интересно слушать! Расскажи что-нибудь еще о своем новом друге!»);

— восхищаетесь ли вы поступком ребенка или результатом его деятельности («Это у тебя получилось замечательно!»)?

Курочкина И.Н. отмечает, что постоянный контроль педагога за своей речью, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе [3].

Расширение словарного запаса обо­гащает человека, положительно сказы­вается на его деятельности, в част­ности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далёкие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое бо­гатство родного языка, ведь главное — учитывать возрастные особенности до­школьников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает де­тей употреблять его в своей речи.

Дубина Л. подчеркивает, что хорошая дикция, правильное литературное про­изношение — это то, чем должен вла­деть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произ­ношение может взять за эталон. Не­редко недостатки речи ребенка (кар­тавость, шепелявость, сюсюканье) — следствие не только небрежного рече­вого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повсе­дневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом воз­расте [2].

Одним из значительных факторов является детальность речевого общения, который во многом определяет нравственно-эмоциональный климат в детском саду, взаимоотношения сотрудников и работоспособность. Все это, в конечном счёте влияет и на качество воспитания детей.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений — к этому должен стремиться воспитатель, к этому обязывает его педагогическая этика.

Культура речевого общения состоит не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица. Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздейст­вия на ребенка. Воспитатель должен старат­ься разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых от­тенков, подчеркивающих эмоциональ­ное и смысловое содержание сказан­ного.

Грехнёв В.С. подчёркивает, что «интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжествен­ные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать от­ношение взрослого к событию, поступ­ку, предмету» [1].

Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, в ее архитектонику. Так, если взрослый стремится сде­лать свою речь наиболее выразитель­ной, то он использует все интона­ционные средства: фразовые и логические ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру; темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем гово­рится. Воспитатель является как бы актером, который хорошо вла­деет искусством позы, мимики, жеста. Но ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Таким образом, культура речи вносит красоту в отношения между людьми, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений. К этому должен стремиться воспитатель дошкольного образовательного учреждения, к этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием дошкольников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]