Программа детско-родительского клуба «Здоровей-ка».


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Рабочая программа Родительского клуба для адаптации детей и родителей к ДОУ

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 № 1155.

Также программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11. 12. 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном, учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них психолог показывает новые средства и способы общения с детьми.

Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению педагога — психолога с родителями. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата и комфорта детям раннего возраста в семье и ДОУ.

Задачи:

Создать условия для:

  • снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей раннего возраста
  • снижения импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
  • развития внимания, восприятия, речи, воображения, навыков взаимодействия друг с другом у детей
  • развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; игровых навыков, произвольного поведения у детей
  • формировать адекватное восприятие родителями своего ребёнка

Способствовать:

  • формированию благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов
  • формированию партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, осуществляющего взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащению опытом
  • личностному и социальному развитию родителей, формированию навыков социальной активности и конструктивности поведения.

Программа разработана с применением методики, описанной А.С. Роньжиной в книге «Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Основные направления деятельности:

  • образовательное (просветительское) — формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия психофизического развития. Благодаря мероприятиям образовательного направления формируются взаимопонимание и взаимодействие специалистов и родителей, меняется отношение к ребенку и к себе. На заседаниях клуба родители получают дополнительную информацию об особенностях развития ребенка, направлениях его воспитания и обучения.
  • психопрофилактическое — снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего ребенка и семьи в целом, психолого-педагогическая поддержка семьи. Благодаря методам психопрофилактического воздействия родители становятся более спокойными, у них появляется желание сотрудничать. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.
  • интеграционное — общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним общества. Благодаря соответствующим мероприятиям формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

Участники работы клуба: педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, учитель-логопед.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на разные виды деятельности, объединяют, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

1. 2 Планируемые результаты освоения программы:

Дети: успешная адаптация к ДОУ;

Родители: формирование адекватного восприятия своего ребёнка; формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных и социальных ресурсов; формирование партнерских взаимоотношений родителей и учреждения, обогащение опытом.

Следующая >

Повышение эффективности детско-родительского взаимодействия:

  • — постепенное принятие замещающими родителями приемного ребенка с ОВЗ, анализ внутренних проблем, мешающих в этом;
  • — развитие у воспитанников положительного отношения к значимым лицам, повышение их авторитетности и др.
  • — обучение замещающих родителей умению соразмерять требования с возрастом и здоровьем ребенка, адекватно и последовательно их предъявлять, предоставлять свободу, необходимую для формирования самостоятельности, повышение доверия к ребенку;
  • — профилактика возникновения и коррекция нарушений воспитания у замещающих родителей (формирование представлений о нарушениях воспитания, их последствий, создание условий для осознания родителями причин, приводящих к нарушениям).

Программа семейного клуба

Ирина Штефан

Программа семейного клуба

План работы семейного клуба

«МЫ ВМЕСТЕ»

Пояснительная записка

В соответствии с Законом РФ «Об образовании»

и Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь дошкольный возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей дошкольного возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые пришли в ДОУ и волнуются за своих детей? К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.

На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей.

Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Мы вместе»

на базе БДОУ
«Любинский детский сад № 1»
.

Программа родительского клуба «Мы вместе»

направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной
программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.

Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.

Задачи:

1. Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях.

2. Поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

3. Расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей.

4. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Организация работы семейного клуба:

1. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ.

2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

3. Заседания Клуба проводятся не реже двух раз в год и по необходимости.

4. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

5. Руководители клуба:

• Составляет план работы семейного клуба.

• Оформляет материалы заседаний (срок хранения три года)

.

• Организует деятельность семейного клуба.

• Информирует членов клуба о предстоящих мероприятиях.

Срок деятельности семейного клуба не ограничен.

Права и обязанности сторон

1. Деятельность семейного клуба осуществляется на добровольной основе.

2. ДОУ предоставляет помещение для заседания семейного клуба.

3. Участники клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями, активно участвовать в мероприятиях, организуемых как для членов клуба, так и ими самими.

4. Свободно выражать и отстаивать собственную точку зрения.

5. Участвовать в разработке программы деятельности клуба.

6. Обмениваться личным опытом по решению тех или иных проблем семьи.

Реализация программы родительского клуба «Мы вместе»

рассчитана на 1 год (время пребывания детей в старшей группе, место реализации БДОУ
«Любинский детский сад № 1»
).

Участники реализации программы:

Руководители клуба, специалисты ДОУ, родители, дети.

Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Программа включает в себя пять заседаний. Родительские встречи проходят 1 раз в 1-2 месяца. Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность. Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час, что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.

Документация клуба:

1. Перспективный план работы семейного клуба.

2. Конспекты заседаний семейного клуба.

3. Журнал регистрации посещений заседаний семейного клуба.

4. Фотоотчёт о проведенном заседании семейного клуба.

5. Итоговое представление результатов работы за год.

Ожидаемые результаты программы

1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.

2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.

3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.

4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса, освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.

Месяц Содержание и цель работы Ответственный

Сентябрь Организационное заседание.

Цель: Познакомить с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет. Обсудить темы заседаний семейного клуба на новый учебный год.

Форма работы: родительское собрание

Октябрь «Омское Прииртышье – мой родной край»

Цель: Познакомить родителей с парциальной программой «Маленький житель Омского Прииртышья»

. Представить родителям рабочие тетради, пояснить значение изучения данной
программы для общего развития детей.
Показать дидактические игры. Побуждать родителей участвовать в совместном образовательном процессе, посредствам бесед с детьми дома.

Форма работы: консультация с презентацией

Родители

Январь «Экспериментируем с детьми»

Цель: Обогащение родительских представлений о значении экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство родителей с особенностями экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

1.Консультация:«Экспериментальная деятельность детей дома. Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию?»

2. Проведение опытов педагогом с детьми.

3. Показ родителями элементарных опытов для детей.

Форма работы: консультация, мастер-классы.

Май «Особенности гендерного воспитания дошкольников»

Цель: Привлечение родителей к вопросу и проблеме гендерного воспитания дошкольников.

1.Консультация: «Особенности гендерного воспитания дошкольников»

Представление визитной карточки клуба на фестивале семейных клубов в ДОУ.

Цель: Подведение итогов работы клуба.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях, проходимых в ДОУ.

Работа с представлениями замещающих родителей и приемных детей с ОВЗ о семейных взаимоотношениях:

  • — повышение самооценки у воспитанников, создание ситуации успеха в семейном кругу, снижение чувства отгороженности за счет повышения эмоциональной близости в семейных отношениях, увеличение количества и качества совместно проведенного времени, обучения родителей умению создавать атмосферу принятия в семье; развитие авторитетности родителей, обучение их умению адекватно распределять ответственность между собой и воспитанником и др.

В процессе сближения решаются следующие задачи:

  • — оптимизация и укрепление отношений в замещающей семье с приемным ребенком с ОВЗ;
  • — оказание помощи в освоении новых ролей членами семьи;
  • — снижение эмоциональной напряженности, конфликтности в семье, улучшение психологического климата в ней;
  • — выработка замещающей семьей конструктивных стратегий совладания с возникающими воспитательными трудностями;
  • — повышение эффективности функционирования семьи в области коррекции нарушенного развития приемного ребенка с ОВЗ и преодоления негативных последствий его прошлого опыта.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]