Здравствуй, дорогой мой читатель! Вы зашли на эту статью и я несказанно рада быть полезной для Вас.
Будучи профессионалом в области педагогики мне довелось работать и с детьми дошкольного возраста, где я успешно реализовывала свои проекты воспитания и образования, базирующихся на построении доверительных отношений и нравственном воспитании с опорой на историю наших предков.
Каждый педагог знает, как не легко порой взаимодействовать с родителями уже полюбившихся ребяток. Несомненно они в бОльшей степени озадачены обучением и воспитанием своих малышей, но , к сожалению, большая часть времени уходит на добывание средств для жизни, для материального комфорта, для обучения своих детей.
Хочу поделиться своим опытом, как я переориентировала приоритеты родителей от рутинной работы на активную жизнь в группе и в этом помогли мне мои дети. Конечно от этого рутины не поубавилось, но приоритетом в жизни каждой семьи стала наша жизнь в группе единой семьёй.
Это откровение может быть полезным не только для педагогов, так же и для родителей, и даже может быть более актуальным. Потому что душевное удовлетворение родителей зависит от благополучия их детей. Поэтому, я поставила на первое место общую задачу, как сделать ребёнка счастливым.
Ведь это же правда? Сердце каждого родителя озабочено счастьем своего дитя.
Добрые доверительные отношения — ключ к решению задач
Когда мне доверили этих «крошечек», я вдруг поняла, что прикоснулась к удивительному и не простому миру: каждая семья — это индивидуальный уклад и стиль жизни, у каждого её представителя свой характер, свои желания, свои интересы; каждый малыш – это необыкновенная личность, ещё не знающая правил жизни, но тоже уже со своим характером, интересами, желаниями.
Это было очень важно понимать, чтобы построить добрые доверительные отношения близких родных людей, которых связывает одна цель, одна самая заветная мечта: сделать ребёнка счастливым. Именно это и явилось первостепенной задачей в работе.
Для решения поставленной задачи необходимо было уйти от стандартного общения с родителями, от модели поведения «воспитатель – родитель» и занять позицию: «я – ПОМОЩНИК в становлении и развитии ответственного, высоконравственного, инициативного и творческого человека с активной жизненной позицией, в кропотливом тонком оттачивании честной, справедливой, жизнерадостной, многогранной личности».
Мы можем сделать ребёнка счастливым
На самой первой встрече рассказала о себе и попросила родителей принять меня в свою семью, потому что общую задачу: как сделать так, чтобы ребёнок был счастливым, мы решать будем вместе. Заметьте: не воспитывать правильно ребёнка, а как сделать так, чтобы он стал счастливым. Очень важно продумывать каждое слово, каждую фразу, чтобы люди увидели и почувствовали искреннее доброе участие в их интересах.
А что может сделать нашего ребёнка счастливым? Простым вопросом я призвала родителей вникнуть: «Что делает НАС счастливыми?» Ох, и страстная была дискуссия. Перебрали все варианты счастья. Ко всеобщему удивлению сделали вывод, оказывается ни машина, ни квартира, не финансовое благополучие и прочее. Вроде бы простой вопрос, всё понятно.
Это как солнце светит. Ну, знаем мы, что такое Солнце, не удивить. Солнце и Солнце. Но, когда мы концентрируем внимание на Солнце, тогда начинаем понимать красоту, радость, исходящую от Него, тепло и что оно значит для жизни.
Следующим вопросом я снова погрузила родителей в их личный опыт: «С кем нам больше всего хочется общаться, к кому нас больше всего тянет, для какого человека ХОЧЕТСЯ сделать что-то хорошее?». (Продолжительная пауза для осмысления вопроса и начало дискуссии. Если заговорить самой и ответить, значит, проиграла, не получить ожидаемого результата).
Вывод вывели сами: Нас, лично, притягивают люди красивые, умные, культурные, деликатные. Грамотно выстроенные отношения являются основой для внешнего и внутреннего благополучия. Вот так наметились сами собой первые шаги в формировании привлекательной личности.
Как дети помогали мне воспитывать родителей
И потекла повседневная незаметная работа по созданию нашей большой семьи. Началась работа по оттачиванию каждой личности: формирование навыков самообслуживания, самостоятельности, различных моделей поведения. Давала детям максимальную самостоятельность во всех отношениях жизни в группе, с применением волевых усилий.
Естественно начались и трудности: всё, чему я учила детей в детском саду, не редко утрачивалось дома в семье. Некоторые родители не слышали меня. Например, одеваясь на прогулку, я только проверяла, как оделся ребёнок и, естественно завязывала такие трудные для них шнурочки, всё остальное дети делали сами, даже пуговицы застёгивали ВМЕСТЕ, не я.
Но утром наблюдаю картину как родители, торопясь на работу быстро раздевают ребёнка, делая за него всю его работу. Мои просьбы, не лишать ребёнка самостоятельности, не всегда находили отклика. Тогда я решила воздействовать на родителей через их же детей.
Я призывала ребёнка к самостоятельности путём напоминания о том, как он вырос, каким стал большим, многому научился по сравнению с ляльками из ясельной группы. «Не разрешай маме себя одевать, скажи: мама, я уже большой, я сам умею». При чём, говорила тут же в присутствии родителей. И ребёнок сразу забирал инициативу в свои руки. Так мы с ребятами отучили всех родителей делать разные действия за них — детей.
И подобных примеров много, где РЕБЯТА ПОМОГАЛИ мне «работать с родителями». На следующей встрече мы долго говорили, как погружаться в мир ребёнка, чтобы стать для него другом, соратником, о двуликой любви родителей к своему ребёнку.
«Общение воспитателя с родителями воспитанников»консультация на тему
Консультация для педагогов
«Общение воспитателя с родителями воспитанников»
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя — «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».
На мгновение включим фантазию и представим себе…. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются… А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная …
Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Из чего же складывается успех общения? Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» . Какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Личностные качества и установки (личностный компонент)
- Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников
- Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
- Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
- Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность
Знания (содержательный компонент)
- о семье
- об особенностях семейного воспитания
- о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
- о методах изучения семьи
- о современных формах организации общения
- о методах активизации родителей
Умения и навыки (деятельностный компонент)
- Умение преодолевать психологические барьеры общения
- Владение методами изучения семьи
- Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
- Умение ориентироваться в информации
- Умение конструировать программу деятельности с родителями
- Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
- Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
«Нарисуем» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.
Портрет педагога
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно
Психологи выделяют три cоставляющие общения:
- Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.
- Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями — это то, что мы говорим.
- Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.
Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.
Следующий этап общения — речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.
Принципы построения коммуникации
Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.
В наши дни выделяют много стилей общения, мы остановимся на основных:
Совместное творчество
В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.
Авторитарный стиль
Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.
Попустительский стиль
Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
Стиль — дистанция
Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение — дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение — дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
Стиль — устрашение
Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.
Стиль — заигрывание
По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Менторский стиль
Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя «бывалым» человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.
По мнению Г.Б. Мониной, эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».
Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств. Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно или иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей педагога является обвинение (ребенка или его родителей).
Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).
Стиль «адвокат» педагогу рекомендуется использовать в общении с родителями в следующих случаях:
- родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;
- родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;
- педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам
Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника — человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» — не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Стиль «адвокат» легче использовать в повествовательной форме, и многие педагоги с успехом применяют его.
Конфликты родителей и воспитателей в детском саду
Причины могут быть как объективными, так и субъективными.
Объективными причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.
Субъективные причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от детского сада.
Неоправданно позитивные эмоции возникают в том случае, если родители убеждены, что детский сад научит ребенка всему. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает напряжение между воспитателями и родителями. Важно понимать, что детский сад многое делает для развития детей. Но он не сможет заменить ребенку родителей и их воспитательное воздействие.
Неоправданно негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.
Другой субъективной причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих родителей воспитатель — символ власти, который поучает их. Когда воспитатель дает родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих. Это ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
- с ребенком мало занимаются в саду;
- не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко (тепло) одевают;
- не могут найти подход к ребенку;
- используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
- плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
- ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
- ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
- часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
- не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.
Конечно, и у воспитателей есть «свой список» претензий к родителям:
- неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
- забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
- забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
- приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
- поздно забирают детей;
- плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
- предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
- информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
- показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
- грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
- использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями
( беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
- Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
- Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
- Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
- Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
- Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
- Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
- Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания — «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
- Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
- Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
- Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Как мы теряем счастье и благополучие своих детей в погоне за материальными благами
Много говорили, как в бесконечной повседневной суете, в погоне за материальными благами мы теряем самое главное в своей жизни – это счастье и благополучие детей. Я спросила их: «Когда вы в последний раз видели восход солнца, когда остановились рассмотреть капельки изумрудной росы на листве, когда присели в траву, чтобы услышать пение птиц, посмотреть на их жизнь, посмотреть на небо, плывущие облака?»
Погрузившись в личный опыт, к родителям, большинству, я уверена, судя по их высказываниям, пришло понимание, как много мы упускаем в жизни в погоне за бытовым комфортом.«Какое же счастье мы можем дать своему ребёнку, если мы с утра до вечера зарабатываем деньги?
Безусловно, одеть и накормить – это важно. Но разве это делает человека счастливым: еда, одежда? Разве материальные блага приносят счастье? Мы с вами одеты и сыты, но разве мы все счастливы? Нас постоянно что-то беспокоит, выводит из равновесия». (Хотелось убедить в важности принимать максимальное участие в личной внутренней жизни ребёнка).
Я призвала родителей, остановиться, сойти с дистанции бегов повседневной суеты и попробовать посмотреть на свою жизнь со стороны наблюдателя. Зачитала Дейл Карнеги «Письмо отца сыну». Все очень проникновенно слушали, чувствовалось: сердце тронуто. Некоторые попросили отксерить письмо для чтения дома в семье.
Мы договорились: дома каждый расставит приоритеты в своей жизни по их значимости и выявит что является самым важным в его жизни.
Истинная родительская любовь
В первый год в работе с родителями большой очень значимой задачей стало: донести до сознания родителей разницу между истинной родительской любовью и ложной любовью.
Показать на жизненных примерах, дать им самим прочувствовать, что такое истинная любовь и что такое ложная любовь. На одной из наших встреч я медленно выразительно прочитала рассказ Н. Носова «Огурцы». После чтения, наступила тишина. Выдержав паузу, задала вопрос: «Кто из вас смог поступить так же как поступила с сыном мама мальчика, укравшего огурцы?».
И опять в воздухе повисла трепетная проникновенность в суть. Все единодушно признали, что не готовы отправить сына одного ночью, вернуть украденное. Тогда мы стали искать варианты: «А как же по-другому можно исправить такую ситуацию, чтобы из сына вырос честный парень?».
И тогда вновь произошла дискуссия, в которой родители общались между собой, а я наблюдала и слушала, узнавая их всё больше и больше. Они самостоятельно выдвигали решения, тут же их опровергали, делали новые и новые выводы, пока не пришли к единому мнению.
Истинная родительская любовь — это сформировать у ребёнка настоящие человеческие качества, строго следовать этому курсу без отклонений. А отклонения — это и будет ложная любовь.
А что делать с огурцами? Решили, что идти надо вместе с сыном и вернуть огурцы. Ну, уж коли время у нас сейчас такое не спокойное.
Подбор стиля общения педагога с родителями
Аксенова Александра
Подбор стиля общения педагога с родителями
Результаты многоженства исследований методик и практик взаимодействия семьи и ДОУ показывают, что правильно выстроенная коммуникация и стиль взаимоотношения является условием вовлечения родителей в жизнь своих детей вне дома, что непосредственно положительно влияет на весь образовательный и воспитательный процесс.
В большинстве своём педагоги опираются на Методические правила взаимодействия образовательного учреждения с семьями,которые при их выполнении действительно дают результат: обеспечивают информированность родителей о планах обучения, проведение совместных мероприятий (открытые уроки, праздники, так и обеспечивают выполнение педагогом этических норм общения. Методологические правила и имеющиеся правила всегда подходят к педагогу с позиции «запрета»
(не проповедовать, не поучать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не оправдывать и не оправдываться, не ставить «диагноз», не выпытывать и т. п., что в свою очередь отталкивает
педагога от инициативных решений и использования нестандартных техник в своей работе, а ведь именно они как говорит статистика наиболее эффективны в педагогическом процессе.
Подбирая стиль общения с родителями нельзя руководствоваться только одной линией поведения, педагог должен находить подход в том числе исходя из особенностей собеседника. Хорошим вариантом является использование разных стилей общения на групповых собраниях и в личном общении. Ни в коем случае нельзя использовать противоположенные стили злой- добрый, важно помнить, что педагог не может позволить себе лицемерие.
Сегодня психологи в педагогической деятельности выделяют множество стилей взаимодействия педагогов с родителями. Рассмотрим их и определим какие стили лучше использовать педагогу в своей деятельности, важно понимать, что даже самый нелицеприятный и находящийся на грани дозволенного стиль в некоторых случаях – именно то что необходимо педагогу:
• Совместное творчество
В основе стиля лежит стержень, совмещающий высокий профессионализм педагога и его этических принципов. Педагог при взаимодействии ставит себя и родителя в равное положение: ставятся общие цели, задачи, достигаются решения. Стиль отражает силу личности педагога и её проекцию на родителя.
Предлагается применять педагогу с квалификацией и опытом, в инициативных группах, низко конфликтных группах.
• Стиль «Авторитарный»
В основе стиля лежит жёсткость взаимодействия с родителями. Все указания педагога не подлежат обсуждению и должны выполняться. Исключительно единоличное принятие решений педагогом. Строгий стиль, требующий постоянного наличия под рукой методической базы, правил, планов и указаний.
Предлагается применять в проблемных группах, низко социальных группах, требует от педагога постоянной выдержки и контроля.
• Стиль «Попустительский»
В основе стиля лежит низкая активность педагога, взаимодействие с родителями проходит «для галочки»
.
Педагог не проявляет инициативы ни в работе с родителями ни в принятии педагогических решений, полностью следуя указаниям администрации, что отражается в безучастной позиции к инновационным проектам и деятельности. Стиль не подразумевает серьезной работы и результатов. Стиль предполагающий необходимость выжидания времени в неблагоприятных условиях работы.
Допускается применять в крайне проблемных и конфликтных группах, низкой поддержке инициативности руководством.
• Стиль «заигрывание»
В основе стиля лежит стремление получить мнимый авторитет у родителей. Такая деятельность педагога противоречит нормам профессиональной культуры и педагогической этике. Молодые педагоги часто практикуют такой стиль, чтобы моментально установить положительные взаимоотношения с родителями, понравиться им. Использования стиля вызвано отсутствием уровня педагогической и психологической культуры, знаний и навыков по правилам общения педагог-родитель, опыта профессиональной деятельности.
Применение стиля не приветствуется. Ведет к деградации взаимоотношений с родителями и коллективом, отклонению от норм и требований при выполнении стоящих задач в угоду желаниям родителей.
• Стиль «устрашение»
В основе стиля лежит искусственная постановка противоположенной стороны взаимодействия в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Взаимодействие характеризуется жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки, с установленных хронометражем и основываясь на жёсткие дедлайны. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения. Стержень стиля требования и создание а
.
Стиль использует групповое взаимодействие между родителями, как рычаг давления на отдельных родителей. Стиль, предполагает наличие регламентированных графиков и планов по взаимодействию педагог-родитель, как основа требований и устрашения.
Негативный стиль общения, допускается применять в проблемных группах, группах с низкой инертностью и тонусом, при взаимодействии с низкосоциальными родителями, является тёмной стороной стиля Дистанция.
• Стиль «дистанция»
В основе стиля лежит дистанция, выступающая как показатель главенствующей роли педагога. Стиль является нейтральным стилем взаимодействия, без проявления инициатив, но и не пренебрегая основными задачами взаимодействия с родителями. Стиль популярен у молодых педагогов как средство самоутверждения и увеличения авторитета педагога. Низкоэффективный стиль, требующий выдержки и усилий на поддержание дистанции в общении. Опасность стиля заключается в сложности балансировки при которой с одной стороны стиль разваливается и скатывается к дружескому отношению, что ведёт к провалу выполнения поставленных задач, т. к. в таких взаимоотношениях требование результатов затруднительно, с другой стороны к самоизоляции педагога, когда родители не понимают поставленных задач либо начинают их игнорировать. Часть стиль переходит к стилю общение-устрашению. Стилю присуща осторожность в постановке задач, чёткая выветренность требований и использование типовых план-графиков.
Рекомендуется применять молодым педагогам без опыта работы как основу для наработки методологической базы. Характеристики группы и отдельных родителей не важны.
• Стиль «Менторский»
В основе стиля используется покровительственный стиль общения педагог – родитель. При использовании данного стиля используется связка наставник-ученик, надзиратель – подчиненный. Стержень стиля – опыт или «легенда»
об опыте
педагога. Стиль поддерживается рассудительностью, внешним обликом, нередко ярко демонстративными элементами –стенды успехов: грамоты, благодарности, повышения квалификации, достижения. Стиль часто проявляется у педагогов старшего возраста и педагогов склонных к нарциссизму, несмотря на это очень мягко и действенно принимается родителями стандартных групп без признаков проблемность.
Предлагается применять педагогу с наличием заслуг и в группах, выработавших уважительное отношение к педагогам.
• Стиль «Адвокат — Прокурор»
В основе стиля используется детализированное информирование родителей об успехах\ неудачах детей. При использовании данной информации педагог, опираясь на поведение, результаты занятий, взаимоотношений может выстраивать стиль общения, направленный на достижение определенных результатов. Опасность стиля заключается в сложности балансировки при которой педагог должен чётко выдерживать дозировку положительных и отрицательных моментов, так как всегда остаётся риск «непринятия»
информации со стороны
родителей, что может выливаться в конфликт. Не стоит путать донесение информации по успехам детей и стиль общения – цель которого достижения задач на основе правильно преподносимой информации родителям. Стиль предполагает хорошее и внимательное отношение ко всему происходящему в группе, фиксирование ключевых моментов жизни детей и родителей.
Предлагается применять педагогу, имеющему успехи в психологии, хорошую память, в неконфликтных группах, с родителями гуманитарной направленности.
Правильный подбор стиля, сочетание стилей не станет панацеей для педагога, не решит проблемы взаимодействия, но будет одним из тех инструментов, с помощью которого педагог сможет решать стоящие перед ним задачи, а именно возведение фундамента будущего поколения, воздействую в том числе через ячейку общества – семью своих воспитанников.
Я не умничала, а просто стала одной из них
По любому вопросу, воспитательной задаче, я не доминировала в разговоре, не умничала, не читала лекции от лидеров-педагогов о правильности воспитания. Я просто стала одной из них.
Все знают, что грамотно составленными вопросами можно управлять дискуссией в нужном направлении, поэтому путём заранее продуманных вопросов и погружения родителей в жизненную ситуацию, я вовлекала их в дискуссии и к самостоятельному принятию решения.
На наших встречах они слушали не зачитываемые мною лекции, не меня, а друг друга, часто и много выражали свои мнения, подводили итог. Я же изучала их характер, отношение к ребёнку, к самим себе, к жизни в целом. Шаг за шагом мы развивали добрые отношения между собой.
Мы «не выносили мусор из избы» — мы соблюдали человеческую чистоплотность
У вас может возникнуть вопрос: «А как же мы поступали, если у ребёнка проявлялась черта характера, которая приносила вред и самому ребёнку, и его окружению. Ведь не секрет в жизни группы регулярно возникают отрицательные социальные ситуации, которые невозможно решить без участия родителей в целях воспитания?»
Безусловно, в группе текла жизнь со всеми её подводными камнями, так же как и в нашей взрослой жизни. Все негативные ситуации мы стремились решать тоже самостоятельно, что называется не выносить мусор из избы. И если нужно было участие родителей, то только в целях формирования у ребёнка совестливости и неудобства от проступка и только в самых крайних редчайших случаях.
Всякий раз стремилась с каждым говорить на его языке. Нет смысла говорить, как плохо вёл сегодня себя Саша, или Серёжа. Надо понимать: им ПОЛОЖЕНО вести себя не по тем рамкам и формулам, которые прописали взрослые. Они ведь ещё маленькие и не знают мира взрослых и их правил.
Каждый раз я находила добрые слова о ребёнке, о его талантах. Не слащавила, не стремилась ублажить их слух, не стремилась им понравиться, говорила правду и только о хорошем, что есть в ребёнке.
В детском социуме (группе) закон – это воспитатель, и насколько воспитатель справедлив и честен, добр и жизнерадостен, зависит атмосфера группы и взаимопонимание с детьми и с родителями.
Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников в детском саду
Опыт дистанционной работы по взаимодействию с родителями воспитанников в детском саду
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной — потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной — потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу стараюсь организовать компактной, но эффективной. В работе по взаимодействию с родителями воспитанников группы мною были поставлены цели:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для достижения поставленных целей в работе использовались различные очные формы организации общения воспитателей и родителей:
- Традиционные (коллективные: родительские собрания, анкетирование по разным вопросам и др.; индивидуальные: беседы, тематические консультации и т.д.; наглядно-информационные: выставки, детских работ, папки-передвижки, утренники, информационные стенды).
- Нетрадиционные (информационно — аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные).
Однако в современных реалиях особое место занимает использование дистанционных образовательных технологий в дошкольных образовательных учреждениях. В связи с необходимостью дистанционного общения и образования возникла потребность регулярного контакта с семьями воспитанников через сеть Интернет. Дистанционные формы сотрудничества с семьёй значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей.
Наша группа имеет закрытое сообщество в «Вайбере». Решающим фактором в его выборе явилось то, что данная платформа самая распространенная и простая в использовании, каждая семья имеет возможность работы на ней. Членами сообщества являются воспитатели и родители группы. В сообществе мы делимся различными материалами, которые необходимо увидеть всем участникам сообщества:
- Объявления (о проведении праздников, конкурсов, акций и т.д.).
- Поздравления (победителей конкурсов, с праздниками и т.д.).
- Консультации, памятки для родителей.
- Презентации (родительских собраний, проектов).
- Видео утренников.
- Обсуждения (организационных вопросов, проблемных ситуаций и т.д.).
Проанализировав работу сообщества в «Вайбер», я пришла к выводу, что данные форма работы успешно используются родителями и воспитателями нашей группы и пригодна для дистанционного общения и обучения.
По рекомендации воспитателей родители воспитанников нашей группы активно пользуются официальным сайтом детского сада, на котором знакомятся с административной и правовой информацией сада (устав, лицензия, объявления по текущим вопросам и т.д.). На сайте учреждения родители получают информацию по вопросам воспитания и образования ребёнка. Общение с родителями через сайт детского сада помогает строить доверительные и партнерские отношения, расширяет возможности семьи на получение качественного образования.
В группе ведется индивидуальная работа с родителями воспитанников через электронную почту воспитателя. Родитель ребенка имеет возможность и уточнить информацию по любому интересующему вопросу, благодаря обратной связи.
Планирую в будущем более активно использовать дистанционные формы взаимодействия с родителями, в том числе Google Формы и Zoom.
Итак, использование дистанционных форм взаимодействия с родителями способствовало установление партнерских отношений с родителями и приобщение их к жизни образовательной организации. Социальные сети позволили родителям обмениваться фото-, видеоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию; а воспитателям — знакомить их с консультативными материалами и рекомендациями, информировать о предстоящих мероприятиях.
Неформальность укрепляет отношения
Всё больше и больше я понимала насколько важно вовлекать родителей в жизнь группы. Ведь основное время дети находились со мной, почти вся их сознательная жизнь протекала в рамках группы, а мамы и папы в домашних условиях в основном бывают озабочены бытовыми задачами, от которых их сложно отвлечь.
И дети активно помогали мне решать эту задачу. Пришла идея выехать на природу всей семьёй в выходные дни. Это была потрясающая поездка: папы с сыновьями готовили костёр, мамы с девочками хозяйничали на кухне. Абсолютно каждый был занят, участвовал в общем деле.
Если какая-либо мамочка принимала образ «заботливой хлопотушки-мамочки», забирающей инициативу в свои руки, на помощь приходила я. При этом не акцентировала её внимание на неправильности её действий.
Просто включала проверенный механизм воздействия детей на родителей, обращалась опять к самим ребятам с напоминанием, какие мы большие и самостоятельные, что к мамам надо относиться бережно и забирать большую часть работы на себя (детский навык манипулирования родителями обращала в позитивное русло, пригодилось).
Ну, а после сделанной работы, как полагается все удовольствия: строили снежную крепость, катались с горки, играли в игры, и конечно же большое застолье с вкусными шашлыками. Все сразу заметили, как много дети кушают (вот бы в д/с так), съедено было всё.
А на утро следующего дня, все отметили, что, приехав домой вечером, дети были спокойными, удовлетворёнными, усталыми и просто свалились спать раньше обычного. Проявили горячее желание, что почаще бы вот так собираться и выезжать за город. Сразу же наметили следующий выезд золотой осенью. Только вот погода не задалась в эту осень. Ну, ничего что-нибудь придумаем.
Общение воспитателя с родителями воспитанников
Консультация для педагогов
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
- Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Уважаемые педагоги, помните:
- Не выносите суждений.
Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. - Не поучайте.
Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. - Не ставьте «диагноз».
Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания — «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас. - Не выпытывайте.
Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом. - Не разглашайте «тайну».
Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности. - Не провоцируйте конфликты.
Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
Желаем удачи во взаимодействии с родителями!
Осторожно! Книжные герои, телевидение, интернет влияют на формирование качеств ребёнка
Чудом оказалась реализация проекта «Возрождение семейного чтения». Учитывая, что в нравственном воспитании книги стали менее востребованы, в приоритете экран телевизора, компьютер, с которыми в жизнь ребенка часто входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Пришла новая идея: подружиться с «Детской городской библиотекой». Это была находка для работы. Конечно составляет огромную трудность вырвать родителей из рутинной домашней работы и привлечь к развлечениям. Как и всегда родители заняты, но мои дети великолепные помощники в этом – всех родителей собрали сами.
Главное замотивировать детей, рассказать «вкусно» о предстоящем мероприятии. И снова единой семьёй с мамами и папами мы пошли на экскурсию в библиотеку. Встретили нас как дорогих гостей. Провели по всем книжным залам, много рассказывали, показывали, всё происходило в игровой форме.
Во время беседы с родителями о важности чтения в семье, детям дали полную свободу в игровом зале. Было здорово!!! Покидая библиотеку, родители активно выражали согласие с сотрудниками библиотеки о важности возвращения детей к чтению книг и в правильном направлении ребёнка в использовании телевидения и компьютера.
Таким образом, в сознание родителей посеялись первые зёрнышки о важности чтения книг в жизни семьи. И потекла наша дружба с сотрудниками библиотеки, которым, только это и надо – наше участие.
Методика проведения беседы с родителями
Методические рекомендации по организации и проведению бесед
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель педагогиче¬ской беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу;оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Бесе¬да может возникать стихийно по инициативе и родителей и педа¬гога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стре¬миться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В ре¬зультате беседы родители должны получить новые знания по во¬просам обучения и воспитания дошкольника. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приво¬дить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекоменду¬ется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Вос¬питателю следует подобрать рекомендации, подходящие для дан¬ной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ре¬бенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характе¬ристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, кото¬рые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Напри¬мер: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы. Алгоритм ведения беседы с родителями Предварительный этап — создание усло¬вий для эффективной беседы. • Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип «на равных», «глаза в глаза»: два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало. • Предварительная договоренность о встрече • Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио — видеозаписи наблюдений его деятельности. Технология (правила) ведения беседы. 1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку. Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, вы¬сказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: «Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?» В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей. В ходе разговора нужно обязательно учи¬тывать культурные, национальные особен¬ности человека, его образовательный уро¬вень. 2. Беседа. Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора. Для лучшего понимания собеседника ре¬комендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.
Полезно научиться использовать положи¬тельные «открытые» жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе лю¬дей и сделает вас привлекательным для них. Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия — вхождение в душев¬ный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобрать¬ся в ней. В ходе беседы используется простой, до¬ступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов. Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем пере-живании, осмыслить сказанное. Если вы «правильно» слушаете собесед¬ника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам «продви-гается» в решении своей проблемы. При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и «обозначить» его чувства. В основе этих навыков общения лежат гу¬манистические принципы: уважение к лич¬ности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам. Во время диалога применяется техноло¬гия обратной связи (повторение и обобще¬ние сказанного). Это дает возможность че¬ловеку понять, как его воспринимает собе¬седник. При этом используются следующие вводные фразы: — Правильно ли я Вас понял? — Если я ошибусь, Вы меня поправьте. У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует та¬кое сопротивление, он о Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собесед¬ника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту. Не следует бояться отрицательного отно¬шения родителей к результатам беседы. Главное — вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора. Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения. 3. Окончание беседы. Заканчивая разговор, можно сделать ком¬плимент собеседнику: «Вы умеете разби¬раться в ситуации», дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать не¬обходимую литературу, пригласить пона¬блюдать за ребенком в детском саду («Мас¬терская добрых дел», открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече. Если беседа затягивается, можно посмот¬реть на часы и остановить разговор фразой: «А вот этот момент требует особого внима¬ния. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спаси¬бо, что пришли». После этого встать и прово-дить собеседника до дверей.
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский). 1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. 2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех». 3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. 4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.
Вопросы для анализа после проведения беседы с родителями
1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей 2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр. 3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу? 4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться? 5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)
Праздники или культура наших предков формируют Человеческие качества
Незамедлительно с шикарной программой сотрудники библиотеки приехали в наш детский сад на праздник «Петра и Февронии – день любви и семьи». Приехали с фольклорным ансамблем «Тагильские вечёрки».
Вечер был очень интересным и деятельным: сначала информационная часть, в которой речь шла об истории народного праздника. Далее творческая часть: были беседы и занимательные занятия на тему своей семьи, дети вместе с родителями рисовали, отгадывали загадки и ребусы.
После все вышли на центральную площадку водить хороводы: мамы, папы, бабушки, дедушки. А потом играли в русские народные игры. Многоголосье русского народного ансамбля заворожило всю округу, в детский сад стали стекаться люди с жилого квартала, получилось настоящее народное гулянье.
Было совершенно всё необычно, не стандартно. На следующий день в детском саду только и разговоров было, какой необыкновенный праздник был вчера. Родители встречались друг с другом в раздевалках, на лестничных клетках и делились впечатлениями: «А Вы видели вчерашний праздник?» Ведь родители из других групп совершенно случайно попали на этот праздник: был вечер, время забирать детей из детского сада.
О жизни нашей большой семьи можно говорить очень долго, это только несколько моментов, не учитывая рутинные бытовые дела: бурные подготовки к праздникам, совместные творческие работы, строительство снежных фигур на участке, выпекания тортов и много-много другое.
А заветную мечту или общую задачу «Как сделать ребёнка счастливым?» можно перефразировать попросту другими словами: как сделать себя счастливыми, потому что именно от того, счастливы ли наши дети, зависит наше счастье. Разве это не так?
А путь решения этой задачи один: формирование человеческих качеств характера в ребёнке, чем выше качества характера, тем благосклонней будет к нему судьба.
Консультация для педагогов «Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов»
Летова Наталья Александровна
Консультация для педагогов «Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок»
Смоленского района Смоленской области
Как воспитателю общаться с родителями дошкольников без конфликтов
Консультация для педагогов
Воспитатетель: Летова Н. А.
2021 г.
Общение воспитателя с родителями воспитанников.
Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось актуальной проблемой. Уже давно в педагогическихкругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями.
Наблюдая за современными родителями,выделим три категории родителей:
Равнодушные родители (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и также забрать вечером).Например: «Утром мамы и папы приводят детей в детский сад,вежливо говорят: «Здравствуйте!»
– и уходят.Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят
родители и,сказав: «До свидания!»
, уводят ребятишек домой.
Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»
. Согласитесь, картина получилась безрадостная.
Вторая категория-этоконфликтные родители (постоянно находящие повод для выяснения отношений, предъявления претензий). Такие родители, в большинстве своём жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребёнка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям.Например: «Незаинтересованность воспитателя в моём ребёнке»
, «
Воспитатель не слышит, что я ему говорю о своём ребёнке». Такие родители находят любой повод для конфликта.
Третья категория родителей вообще не понимают, зачем это нужно, заниматься воспитанием ребёнка. Они считают, что компьютер и телевизор заменят всё, и общение, и обучение, и воспитание. Но на самом деле они глубоко заблуждаются.
Так же особые сложности проявляются в общении с молодыми родителями и с родителями из неблагополучных семей. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.
Педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка, быть уверены в хорошем отношении к нему. Живёт заботой о нём. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.
Поэтому педагогу важно:
устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им;
предвидеть результаты общения;
управлять своим поведением;
проявлять гибкость в общении с родителями;
владеть этикетными нормами речи и поведения;
вовремя осознать собственные ошибки и трудности;
признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
;
уметь планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
обладать развитыми коммуникативными навыками.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Конфликты родителей и воспитателей в детском саду.
Причины могут быть как объективными, так и субъективными.
Объективными причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.
Субъективные причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно негативные эмоции от детского сада.
Неоправданно позитивные эмоции возникают в том случае, если родители убеждены, что детский сад научит ребенка всему. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает напряжение между воспитателями и родителями. Важно понимать, что детский сад многое делает для развития детей. Но он не сможет заменить ребенку родителей и их воспитательное воздействие.
Неоправданно негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.
Другой субъективной причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих родителей воспитатель — символ власти, который поучает их. Когда воспитатель дает родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих. Это ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья, мало (или слишком много)
гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают группу, слишком легко
(тепло)
одевают;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогичные методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания)
;
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу сменили трусики, не переодели грязную футболку);
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне, что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает, что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.
Конечно, и у воспитателей есть «свой список»
претензий к
родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, «горит»
на работе, то
родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
показать родителям, как «безболезненно»
разрешать
конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения в конфликтной ситуации.
грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Принципы взаимодействия с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями:
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге»
, если
воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Индивидуальный подход:
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество,а не наставничество:
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4.Готовимся серьезно:
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5.Динамичность:
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.