Что нужно для творчества в детском саду?
Собирая кроху в садик, мама часто задается вопросом – что же нужно покупать ребенку для занятий творчеством? Обычно в садиках воспитатель дает родителям для приобретения стандартный «портфель» — карандаши, краски, кисточки, альбомы для рисования, пластилин, цветную бумагу, клей.
Набор, конечно, понятен. Но какому виду пластилина отдать предпочтение, какие карандаши приобрести – толстые или тонкие и т.д.? Таких вопросов возникает у мамочки множество. Попытаемся осветить некоторые из них.
Для рисования
Карандаши рекомендуется покупать детям утолщенные. Такой диаметр намного удобнее малышам держать в руках. К тому же, эти карандаши должны быть трехгранными. Такая их структура не будет давать кисти напрягаться, а малыш научится правильно держать карандаш в руке. Для занятия рисованием в детском саду необходимы цветные карандаши, состоящие не менее, чем из шести основных цветов. Сейчас существует огромный выбор карандашей различных производителей. Не гонитесь за красивыми упаковками и не покупайте чересчур дорогие канцтовары. Ведь все равно все карандаши в садике складываются в «общий котел».
Рисовать ребенок будет не только карандашами, но и фломастерами. Какой кроха не любит ими проводить по бумаге? Линии ровные, усилий прилагать не нужно, цвета яркие. Разве не красота? При выборе фломастеров отдайте предпочтение тем, которые не имеют ярко выраженного запаха, желательно на водной основе с добавлением пищевых красителей. Самые юные художники могут порисовать не только на бумаге, но и на одежде, руках. Поэтому вам следует покупать те, которые легко отмоются или отстираются. Открывать колпачки на фломастерах все сразу любят многие дети. Жаль, что только они быстро высыхают от этого. Не беда! Приобретите «невысыхающие» трехгранные фломастеры – они могут длительное время оставаться открытыми.
Краски пользуются особой популярность у детей. Чаще всего в детском саду используют гуашь. Ею удобно рисовать по бумаге, она легко наносится, не растекается, хорошо сохнет, легко смывается с рук. Желательно покупайте палитру из 8-10 цветов. Ребенок знакомится с дополнительными оттенками, учится смешивать краски. На всех красках сзади должна стоять информация о сроках годности. Проверьте ее, так как старая краска плохо смешивается с водой. Кисточки для рисования нужны различные: одна толстая, две потоньше. Попробуйте их на мягкость. Все ворсинки должны быть ровными и мягкими, чтобы рисовать равномерно.
Альбомы выбирайте из белой плотной бумаги. Дети очень любят рисовать (тереть) на одном месте. И если бумага будет тонкой, то вероятность возникновения дырки – сто процентов. Количество страниц – не менее 20 листов.
Для лепки
Материалов для лепки в магазине можно найти множество. Но в детском саду предпочитают лепить из пластилина. Существует несколько видов пластилина – на основе пшеничной муки, парафиновый, восковый и т.д. Хорошо, когда пластилин не жирный и легко разминается. Но зачастую такой вид засыхает, когда полежит какое-то время неубранным. Для детского садика он не подойдет. Лучше приобретите обычный в брусочках из 6-8 цветов, чтобы кроха мог смять вчерашний шедевр, выставленный на показ маме и сделать новый. Почитайте на коробке, чтобы пластилин содержал природные компоненты.
Делаем аппликации
Для аппликаций детям понадобится различная бумага – цветная, бархатная, картон. Покупая наборы, смотрите, чтобы в них было не менее 6 цветов А4 формата. Клеить удобнее клеем-карандашом: ребенок не выпачкается, не прольет его. Уже в старших группах знакомят детей с жидким канцелярским клеем. Чтобы вырезать делали для поделок, малышу понадобятся ножницы. Обычно в детских садах самостоятельно вырезать детали разрешают детям в старшей группе. Ножницы должны быть с закругленными концами и закрываться специальным корпусом.
«Использование эффективных методов и приемов nо бучению дошкольников рисованию»
Татьяна Маркова
«Использование эффективных методов и приемов nо бучению дошкольников рисованию»
Тема: «Использование эффективных методов и приемов
обучения дошкольников рисованию»
1.Введение:
Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, создать положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества, эстетического чувства, образных представлений и воображения. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Рисование для ребенка — своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства, и потому требует углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество — явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Если воспитатель, поставив в качестве натуры для рисунка «ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей по будут затронуты, очи спокойно станут «красить»
свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе. Для закрепления моральных чувств, углубления эстетических
переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой. Творческий подход к решению любой задачи возникает у ребёнка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов её решения. Выбор того или иного приёма при создании изображения обусловлен умением наблюдать, всматриваться в окружающее, замечая не только яркие, бросающиеся в глаза детали, но и нюансы. Мало научить детей ремесленным навыкам, приёмам работы различными художественными материалами, главное – пробудить в них чувства, личностное отношение к задуманному произведению.
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
В преподавании изобразительного искусства издавна соперничают два основных подхода, которые можно определить как академическое обучение и свободное воспитание. В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системе обучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это — обучение без творчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда условия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами и т. п. Но это — творчество без обучения. Оно поднимается на волне «возрастной талантливости», как бы помимо самого ребёнка, и вместе с ней сходит на нет. Маленький художник «не вступает во владение» собственным творческим потенциалом. Нужен третий путь — путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Первое, о чем думать, — это о том, что ребенок субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме самого ребёнка, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи (например, если ребенок ищет сочетание цветов, выражающее определенное чувство, он решает по- настоящему художественную задачу).
В соответствии с целью исследования я решила следующие задачи:
1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию
2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию
3. Описание нетрадиционных техник рисования дошкольниками;
4. Анализ особенностей планирования занятий по обучению рисованию
5. Разработка конспектов занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник.
Предмет исследования — изобразительная деятельность дошкольников.
Объект исследования — нетрадиционные приемы рисования.
В процессе предварительной работы над темой я сформулировала гипотезу исследования: нетрадиционные приемы обучения рисованию в сочетании с традиционными приемами обучения способствуют раскрытию творческого потенциала ребенка
Теоретической базой исследования являются работы по методике обучения дошкольников изобразительной деятельности таких авторов, как О. Н. Зеленова, Н. В. Шайдурова, Г. Н. Давыдова, И. А. Лыкова., М. Г. Смирнова, Ю. В. Рузанова.
Методологическую базу исследования составляют методы анализа, систематизации полученных знаний, описания явлений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики формирования творческой личности дошкольников на занятиях по обучению рисованию. Полученные результаты могут быть использованы при обучении дошкольников рисованию в условиях детского сада, а так же в кружковой работе.
3. Методы и приемы обучения дошкольников изодеятельности
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Она включает в себя следующие методы обучения:
• информационно-рецептивный;
• репродуктивный;
• исследовательский;
• эвристический;
• метод проблемного изложения материала.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
• рассматривание;
• наблюдение;
• экскурсия;
• образец воспитателя;
• показ воспитателя.
Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма.Он включает в себя:
• прием повтора;
• работа на черновиках;
• выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен, на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить, ни какую — либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения не может быть использован в обучении дошкольникови младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:
• свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора)
;
• открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);
• деятельность (предусматривает применение знаний на практике)
;
• высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);
• обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).
Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника,
побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является одним из основных видов деятельности детей;
• сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение. И т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения. Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т. д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманный образ. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детской деятельности. Поэтому занятия с дошкольниками должны быть наполнены играми различной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.
Большое значение в развитии изобразительной деятельности дошкольников отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид объекта, но и охарактеризовать особенности. Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т. д.
Таким образом, в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности целесообразно использовать следующие методы и приемы:
1. Эмоциональный настрой
Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.
На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: усмиряет возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка также может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
2. Художественное слово
Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
3. Педагогическая драматургия
На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования — все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.
Также дети могут путешествовать в реальные места — в мастерскую художника, в выставочный зал, совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все — будь то природа,зал или улица — становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа помогают преподавателю, будят чувства детей.
4. Пластика
Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда, кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.
Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Воздушный бал», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.
5. Театр
Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов — все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
В младшей группе используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Более старшие дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя — злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.
Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, — лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.
6. Игра
Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В. А.Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.
На занятиях по изодеятельности используются игры:
художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра»
дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года»
графические — «Пантомимика», «Рисование по точкам«, «Симметрия» и др.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт — рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям—осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.
4. ТЕХНОЛОГИЯ
Обучение дошкольников технике рисования
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство)
понимается совокупность специальных навыков, способов и
приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова, обычно, соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной
живописи, акварели, гуаши, темперы и пр., умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов.
Таким образом,под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.
Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать.
То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования, и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.
Анализируя, разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н. П.Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению состоит из трех компонентов:
1. Восприятие и связанное с ним представление.
Чтобы научиться изображать,надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве, а форму – в то же время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину)
.
2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).
Без овладения этими графическими навыками, умениями способность к изображению нельзя сформировать.
3. Овладение техникой рисунка.
Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако, Н. П. Саккулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным – графическим.
Позднее Т. С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте.В структуре этой способности выделяются три компонента:
• техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овладение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна);
• формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета)
и регуляция
рисовальных движений по ряду качеств (темпу, ритму, амплитуде, силе нажима, плавность движения, непрерывность;
• удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинять движение соразмерению отрезков по длине, изображений или их частей по величине
Разработав детальную методику формирования у детей этой сложной способности, Т. С. Комарова рассматривает ее как средство, овладев которым ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой замысел. Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных предметов; изображать на рисунке несколько предметов.
Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов;передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок.
Нетрадиционные художественные техники
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.
При алгоритмическом рисовании педагог предлагает мысленно разделить объект на составляющие — туловище, шею, голову, хвост — сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ,создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.
Паспорт кабинета по изо деятельности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 484
г. Новосибирска
Образовательный паспорт кабинета
2016
г
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого
оборудованием.
Функциональное использование кабинета:
- проведение индивидуальных и подгрупповых занятий;
- индивидуальное консультирование;
- семейное консультирование;
- предельная наполняемость кабинета – 12 человек
Виды деятельности:
основными направлениями деятельности педагога по изо в МКДОУ являются:
- индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по изобразительной деятельности и лепке;
- проводит диагностическое обследование детей с целью определения уровня освоения изобразительных умений и навыков;
- разрабатывает предметное содержание творческого развития дошкольников, технологии его использования в учебном процессе;
- консультирует педагогов, родителей по проблемам изобразительной деятельности детей;
- занимается оформительской деятельностью.
Воспитатель: Жужкова Марина Викторовна
Образование: высшее, НГПУ, ХГФ 2002 г. Квалификация – учитель изобразительного искусства и черчения по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, изобразительное искусство и черчение
Курсы повышения квалификации по теме
Стаж работы – 12 лет
Телефон
Условия размещения кабинета:
Кабинет пропорционально и хорошо освещен, гарантирует защиту от посторонних глаз. Общий фон кабинета выполнен в оттенках спокойных тонов. Кабинет оформлен согласно основного принципа оформления помещения. В кабинете накоплен богатый материал и литература, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, позволяющая глубже изучить народное искусство, нетрадиционные техники рисования.
Ответственный за противопожарную безопасность кабинета- Жужкова М.В.
1.Общие сведения:
Номер кабинета | 27 |
Расположение (этаж) | Второй |
Площадь (м2) | 34,3 |
Количество окон | 2 |
Площадь окон (м2) | |
Оснащение окон решётками | нет |
Оснащение окон затемнением | жалюзи |
Искусственное освещение (л.д.с.) | 2 |
Электро-розетки (кол-во) | 7 |
Выключатель | 1 |
Раковина для умывания | 1 |
Пожарная сигнализация / дымоуловители | 3 |
2.Опись имущества кабинета
№ | Наименование имущества | Количество |
1 | Стол-шкаф воспитателя | 1 |
2 | Ноутбук | 1 |
3 | Принтер | 1 |
4 | «Мышка» | 1 |
5 | Проектор | 1 |
6 | Интерактивная доска | 1 |
7 | Столы детские, высота соответствует росту детей | 6 |
8 | Стулья детские, высота соотв. росту детей | 14 |
9 | Шкаф для одежды | 1 |
10 | Тумбочка для принтера | 1 |
11 | Доска магнитная | 1 |
12 | Тумбочки под доской | 1 |
13 | Зеркало | 1 |
14 | Стул мягкий | 1 |
15 | Стул воспитателя | 1 |
16 | Решетки для батарей | 4 |
17 | Цветочные горшки | 20 |
18 | Искусственные цветы | 4 |
19 | Мольберт для рисования | 10 |
20 | Информационный стенд | 1 |
21 | Магнитофон | 1 |
22 | Полка цветочная | 1 |
23 | Стеллаж для пособий | 3 |
24 | Шкаф для пособий | 2 |
25 | Брошуратор | 1 |
26 | Ламинатор | 1 |
27 | Стол для оборудования | 1 |
Примечание:
Опись составлена исходя из наличного имущества и его количества.
3. Инвентарная ведомость на технические средства обучения
№ | Наименование ТСО | Марка | Год приобретения | Инвентарный номер |
1 | Ноутбук | LENOVO | 2015 | 1013400099 |
2 | Магнитофон | BBK | ||
3 | Брошуратор | Fellowes | 2013 | |
4 | Ламинатор | PDA4-230 SN | 2009 | |
5 | Принтер | EPSON L 800 | 2015 | 1013400102 |
6 | Проектор | Panasonik | 2015 | 1013400062 |
7 | Интерактивная доска | Promethean | 2015 | 1013400063 |
Перспективный план развития кабинета по изобразительному искусству:
№ п/п | Что планируется | Сроки | Ответственный | Результат |
1 | Приобрести дидактические пособия | В течение года | ||
2 | Приобрести предметы для рисования с натуры | В течение года | ||
3 | Пополнить коллекцию предметов , картин, репродукций по декоративно-прикладному искусству | В течение года | ||
4 | Пополнить коллекцию предметов народных промыслов изделиями ордынской росписи, павлово- посадскими шалями, изделиями северодвинских мастеров. | В течение года | ||
5 | Пополнить библиотеку методической литературой по художественному труду, изобразительной деятельности, лепке | В течение года |
Каталог дидактических игр:
№ | Название | Цель |
1. | Исправь ошибку художника | Развитие внимания , наблюдательности |
2. | Подбери варежке пару | Развитие внимания , наблюдательности |
3. | Дед мороз привез подарки | Развитие воображения |
4. | Цвета | Развитие цветовосприятия |
5. | Разноцветные кармашки | Развитие цветовосприятия |
6. | Помоги рыбкам спрятаться | Развитие цветовосприятия |
7. | Теплые и холодные цвета | Развитие цветовосприятия |
8. | Цветик-семицветик | Развитие цветовосприятия |
9. | Морская мозаика | Развитие цветовосприятия |
10. | Придумай название цвету | Развитие цветовосприятия |
11. | Составь комплект | Развитие цветовосприятия |
12. | Как краски в гости ходили | Развитие цветовосприятия |
13. | На что похоже? | Развитие воображения |
14. | На прогулке | Развитие воображения |
15. | Замри | Развитие внимания , наблюдательности |
16. | Дома | Развитие воображения |
17. | Составь узор | Развитие композиционных умений |
18. | Раскрась бабочку | Развитие композиционных умений |
19. | Городецкая роспись | Развитие композиционных умений |
20. | Составь палитру художника | Развитие цветовосприятия |
21. | Костюм клоуна | Развитие цветовосприятия |
22. | Волшебный мешочек | Развитие внимания, наблюдательности |
23. | ||
24. | ||
25. | ||
26. | ||
27. | ||
28. | ||
29. | ||
30. | ||
31. | ||
32. | ||
33. | ||
34. | ||
35. | ||
36. | ||
37. | ||
38. | ||
39. | ||
40. | ||
41. | ||
42. | ||
43. | ||
44. | ||
45. | ||
46. | ||
47. | ||
48. |
Художественные материалы и инструменты:
№ | Наименование | Количество |
1 | Кисти белка, пони- разных размеров | 150 штук |
2 | Карандаши цветные | 20 наборов |
3 | Карандаши акварельные | 20 наборов |
4 | Карандаши механические | 36 штук |
5 | Карандаши графитные | 20 наборов |
6 | Белый картон | 20 наборов |
7 | Цветной картон | 20 наборов |
8 | Краски акварельные | 20 наборов |
9 | Палитра | 12 штук |
10 | Альбомы А-4 | 100 штук |
11 | Бумага для акварели А-4 | 20 наборов |
12 | Бумага для акварели А-3 | 10 наборов |
13 | Карандашница- ёжик | 12 штук |
14 | Доска для лепки А-3 | 20 штук |
15 | Доска для лепки А-4 | 20 штук |
16 | Банки-непроливайки для воды | 12 штук |
17 | Стаканчики для карандашей | 22штук |
18 | Стаканчик для кисточек | 6 штук |
18 | Стек для лепки | 30 штук |
19 | Пластилин для лепки | 20 наборов |
20 | Пластилин для примазывания | 20 наборов |
21 | Ножницы детские | 12 штук |
22 | Ножницы фигурные | 12 штук |
23 | Подставка для кисточек | 12 штук |
24 | Резинка | 30 штук |
25 | Точилка для карандашей | 6 штук |
26 | Блёстки | 5 наборов |
27 | Трубочки для коктейля | 100 штук |
28 | Зубочистки | 10 упаковок |
29 | Ватные палочки | 5 упаковок |
30 | Салфетки бумажные разных цветов. | 5 упаковок |
31 | Тычки из губки | 35 штук |
32 | Воск для лепки | 7 упаковок |
33 | Вилка одноразовая | 5 упаковок |
34 | Дыроколы фигурные разных форм | 12 штук |
35 | Палочка- царапка | 10 штук |
36 | Игла для ковровой техники | 1 штука |
37 | ||
38 | ||
39 | ||
40 |
Наглядные пособия:
№ п/п | Наименование | Количество |
Плакаты: | ||
«Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Прогулки», «Еловый лес», «Дубрава», «В лесу», «Цвет», «Моя деревня», «Кто рядом живет?»(домашние животные), «Морская азбука», «Наш луг», «Мой Кремль», «Фрукты», «Овощи», «Цветные пейзажи круглый год» 16 штук | ||
Альбомы репродукций: | ||
1. | «В тридесятом царстве» рис. Т.А. Маврина,: издательство «Малыш», Москва 1988 | 1 |
2. | Картины русских художников. Репродукции и описения. «Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель». Айрис пресс | 1 |
3. | Картины русских художников. Репродукции и описения. «Алексей Савров, Исаак Левитан». Айрис пресс | 1 |
4. | Картины русских художников. Репродукции и описания. «Василий Суриков, Василий Перов». Айрис пресс | 1 |
5. | Картины русских художников. Репродукции и описания. «Виктор Васнецов, Иван Билибин». Айрис пресс | 1 |
6. | Картины русских художников. Репродукции и описания. «Фёдор Васильев, Иван Шишкин». Айрис пресс | 1 |
7. | Репродукции картин русских художников «И. И. Левитан, И. И. Шишкин». АЙРИС ДИДАКТИКА | 1 |
8. | Репродукции картин русских художников «И. Е. Репин, В. М. Васнецов». АЙРИС ДИДАКТИКА | 1 |
9. | Жанры живописи. Выпуск 1, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 | 1 |
10. | Жанры живописи. Выпуск 2, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 | 1 |
11. | Времена года. Выпуск 1, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 | 1 |
12. | Времена года. Выпуск 2, 10 репродукций с описанием. Издательский дом «Агни», 2007 | 1 |
Изделия декоративно-прикладного искусства | ||
1. | Мезенская роспись «Подставка под горячее» | 1 |
2. | Мезенская роспись «Доска разделочная» | 1 |
3. | Мезенская роспись «Матрёшка» | 1 |
4. | Мезенская роспись «Сундук малый» | 1 |
5. | Пермогорская роспись «Кружка» | 1 |
6. | Пермогорская роспись «Башенка малая» | 1 |
7. | Пермогорская роспись «Поднос малый» | 1 |
8. | Пермогорская роспись «Солонка квадратная» | 1 |
9. | Городецкая роспись «Шкатулка чаепитие» | 1 |
10. | Городецкая роспись «Солонка грибок» | 1 |
11. | Городецкая роспись «Городецкая купчиха» | 1 |
12. | Городецкая роспись «Городецкий кавалер» | 1 |
13. | Городецкая роспись «Поставок цветной» | 1 |
14. | Городецкая роспись «Доска разделочная» тип 4 | 1 |
15. | Городецкая роспись «Доска разделочная» тип 17 | 1 |
16. | Городецкая роспись «Солонка» № 4 | 1 |
17. | Городецкая роспись «Сахарница» | 1 |
18. | Городецкая роспись «Свисток-дудочка» | 1 |
19. | Городецкая роспись «Свисток-птичка» | 1 |
20. | Городецкая роспись «Солонка» № 1 | 1 |
21. | Городецкая роспись «Конфетница» | 1 |
22. | Городецкая роспись «Красная горка» картон | 1 |
23. | Матрёшка 3-х кукольная (семёновская) | 1 |
24. | Матрёшка 5-ти кукольная (семёновская) | 1 |
25. | Матрёшка 9-ти кукольная (семёновская) | 1 |
26. | Матрёшка 12-ти кукольная (семёновская) | 1 |
27. | Хохломская роспись «Ваза» 110х120 | 1 |
28. | Хохломская роспись «Розетка» 40х90 | 1 |
29. | Хохломская роспись «Кружка» 80х70 | 1 |
30. | Хохломская роспись «Ложка п/басская» | 3 |
31. | Хохломская роспись «Поставок» 90х80 | 1 |
32. | Хохломская роспись «Бочонок» 90х80 | 1 |
33. | Хохломская роспись «Солонка»85х70 | 1 |
34. | Хохломская роспись «Свисток-птичка» | 1 |
35. | Хохломская роспись «Пиала» | 1 |
36. | Хохломская роспись «Чайная пара» | 4 |
37. | Хохломская роспись «Супница» | 1 |
38. | Гжельская роспись «Подсвечник» | 1 |
39. | Гжельская роспись «Розетка листок» | 1 |
40. | Гжельская роспись; скульптура «Цыплёнок» | 1 |
41. | Гжельская роспись; скульптура «Лошадка-качалка» | 1 |
42. | Гжельская роспись «Гжельская роспись «Медовница» | 1 |
43. | Гжельская роспись «Ваза сувенирная» | 1 |
44. | Гжельская роспись «Салатник» | 1 |
45. | Гжельская роспись «Салфетница» | 1 |
46. | Гжельская роспись «Ваза сувенирная» | 1 |
47. | Гжельская роспись «Лоток рыбка» | 1 |
48. | Гжельская роспись «Подставка для яйца» | 1 |
49. | Гжельская роспись «Бочонок для мёда» | 1 |
50.. | Гжельская роспись «Молочник» | 1 |
51. | Гжельская роспись «Сахарница» | 1 |
52. | Филимоновская игрушка «Всадник на коне» | 1 |
53. | Филимоновская игрушка «Петух большой» | 1 |
54. | Филимоновская игрушка «Курочка» | 1 |
55. | Филимоновская игрушка «Курочка- свистулька» | 1 |
56. | Филимоновская игрушка «Гусь- свистулька» | 1 |
57. | Филимоновская игрушка «Баба с уткой» | 1 |
58. | Филимоновская игрушка «Баба с поросёнком» | 1 |
59. | Филимоновская игрушка «Щенок- свистулька» | 1 |
60. | Филимоновская игрушка «Свинья- свистулька» | 1 |
61. | Филимоновская игрушка «Поросёнок- свистулька» | 1 |
62. | Филимоновская игрушка «Барашек- свистулька» | 1 |
63. | Филимоновская игрушка «Всадник- свистулька» | 1 |
64. | Филимоновская игрушка «Лошадка- свистулька» белая | 1 |
65. | Абашевская игрушка «Полкан» | 1 |
66. | Дымковская игрушка «Индюк большой» | 1 |
67. | Дымковская игрушка «Индюк малый» | 1 |
68. | Дымковская игрушка «Курочка с цыплятами» | 1 |
69. | Дымковская игрушка «Водоноска» | 1 |
70. | Дымковская игрушка «Баба –франтиха» большая | 1 |
71. | Дымковская игрушка «Баба –франтиха» малая | 1 |
72. | Дымковская игрушка «Баба с уточкой» | 1 |
73. | Дымковская игрушка «Баба с ребёнком» | 1 |
74. | Дымковская игрушка «Баба с младенцами» | 1 |
75. | Дымковская игрушка «Франт с гармоникой» | 1 |
76. | Дымковская игрушка «Франт на свинье» | 1 |
77. | Дымковская игрушка «Кавалер с розой» | 1 |
78. | Дымковская игрушка «Кавалер на коне» | 1 |
79. | Дымковская игрушка «Франт на петухе» | 1 |
80. | Дымковская игрушка «Лошадка» большая | 1 |
81. | Дымковская игрушка «Пара с собачкой» | 1 |
82. | Дымковская игрушка «Дама с кавалером» | 1 |
83. | Дымковская игрушка «Козлик» большой | 1 |
84. | Дымковская игрушка «Козлик» малый | 1 |
85. | Дымковская игрушка «Барашек» большой | 1 |
86. | Дымковская игрушка «Барашек» малый | 1 |
87. | Дымковская игрушка «Олешка» | 1 |
88. | Дымковская игрушка «Барашек -свистулька» | 2 |
Дымковская игрушка «Курочка – свистулька» | 2 | |
Дымковская игрушка «Обезьянка- свистулька» | 2 | |
Дымковская игрушка «Зайчик- свистулька» | 1 |
Перечень методической литературы:
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, М. Москва-Синтез, 2012г. | 1 |
2 | Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. Любовь Морозова | 1 |
3 | Тони Керн. Рисуем хищных животных. Минск 2002 | 1 |
4 | Дрезнина М. Г. Каждый ребенок- художник: Обучение дошкольников рисованию. –М.: Издательство «Ювента»,2002. – 200 с.: ил. | 1 |
5 | Я учусь рисовать «Сказочные герои». «Стрекоза-Пресс». | 1 |
6 | Я учусь рисовать «Домашние животные». «Стрекоза-Пресс». | 1 |
7 | Я учусь рисовать «Транспорт». «Стрекоза-Пресс». | 1 |
8 | Клеточка за клеточкой. Рисуем лесных животных. ООО «Стрекоза» | 1 |
9 | Клеточка за клеточкой. Рисуем морских обитателей. ООО «Стрекоза» | 1 |
10 | Клеточка за клеточкой. Рисуем домашних животных. ООО «Стрекоза» | 1 |
11 | «Цветная мозаика», Лыкова И.А. Натюрморты, издат. дом «Карапуз» | 1 |
12 | «Ситцевый Букет» Издательство «Малыш» Москва 1985 | 1 |
13 | Стив Барр. «Забавные зверята» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 | 1 |
14 | Фредди Левин. «Рыцари, замки, драконы» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 | 1 |
15 | Фредди Левин. «Домашние животные» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 | 1 |
16 | Фредди Левин. «Автомобили и другие машины» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 | 1 |
17 | Фредди Левин. «Динозавры» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 | 1 |
18 | Стив Барр. «Весёлые человечки» шаг за шагом. Поппури, Минск 2003 | 1 |
19 | Рисуем пальчиками «Пёстрая сказка», «Стрекоза» 2007 | |
20 | Рисуем пальчиками «Холодная сказка», «Стрекоза» 2007 | |
21 | Рисуем пальчиками «Белая сказка», «Стрекоза» 2007 | 1 |
22 | Рисуем пальчиками «Тёплая сказка», «Стрекоза» 2007 | 1 |
23 | М.М. Евдокимова «Волшебные краски». Москва «Школьная Пресса» 2001 | 1 |
24 | Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую машины. Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС» | 1 |
25 | Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую человека и героев сказок. Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС» | 1 |
26 | Знакомим с натюрмортом, учебно- наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 1999 | 1 |
27 | Рисование без кисточки «Каждый охотник желает знать…» Лыкова И.А. «Карапуз», 2000 | 1 |
28 | «Рисуем портрет». Пантелеева Л.В., Лыкова И.А. ИД «Карапуз» | |
29 | Лукашина М.М. Цвета. Разноцветные дракончики. Москва «Школьная пресса» 2001 | 1 |
30 | «Рисуем свой дом», ИД «РОСМЕН» | 1 |
31 | Школа рисования для малышей ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС» | 1 |
32 | «Мама, я умею рисовать» Л.В. Куцакова Москва, Мой Мир, 2007 | 1 |
33 | «Школа рисования». Уроки кисточки. Для детей 3-6 лет. Л. Данилова., Н. Михайлова, СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.- 96 с. | 1 |
34 | Уотт Ф. «Я умею рисовать». –М.: ООО «РОСМЕН- ИЗДАТ», 2004. | 1 |
35 | «Рисуем по клеточкам».- ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС», 2006 | 1 |
36 | Ремезова Л. А. «Играем с цветом». Формирование представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. – Методика. -М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с. | 1 |
37 | «Школа рисования», Животные жарких стран . 5-7 лет. Запаренко В. С. | 1 |
38 | «Школа рисования», Лесные животные. 5-7 лет. Запаренко В. С. | 1 |
39 | Волчкова В. Н. Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое занятие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с. | 1 |
40 | А. Н. Ткаченко «Формирование самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста. — Новосибирск 2000 | 1 |
41 | Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в деском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк, учреждений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.: ил. | 1 |
42 | Есафьева Г. П. «Учимся рисовать». Старшая и подготовительная группа. / Художник Афоничева Е. А.- Ярославль: Академия развития, 2007. -80 с., ил. | 1 |
43 | Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в деском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк, учреждений. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.: ил. | 1 |
44 | Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий / Под ред. А. А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. | 1 |
45 | Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. КАРО, 2007.- 96 с. + 16 с. цв. вкл. | 1 |
46 | Кузнецова О. Г. «Обучаем дошкольников приёмам рисования- М., Педагогическое общество России, 2007. – 32 с. | 1 |
47 | Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр, и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с., ил., 16 л. вкл. | 1 |
48 | И. А. Лыкова «Развитие ребёнка в изобразительной деятельности»: справочное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. | 1 |
49 | Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Корзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 152 с. | 1 |
50 | Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. «И учёба, и игра: Изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с., ил. | 1 |
51 | Бердникова Н. В. «Весёлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. – Ярославль: «Академия развития», 2005. -224 с., ил. | 1 |
52 | К. А. Самолдина, Е. П. Маркова «Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников», Программа и методические рекомендации. Новосибирск НИПК и ПРО 2010 | 1 |
53 | В. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках» , Москва «Педагогика» 1980 | 1 |
54 | О. А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста русским народным декоративно- прикладным искусством» Москва 2003 | 1 |
55 | Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р. Г. Казаковой. М. 2004 | 1 |
56 | «Творим, изменяем, преобразуем». Занятия с дошкольниками. О. В. Дыбина. Творческий Москва 2002 | 1 |
57 | Г. Г. Григорьева «Малыш в стране Акварелии» методическое пособие для воспитателей и родителей. Москва «Просвещение» 2006 | 1 |
58 | С. Вдовиченко «Дети светлой краской красят мир» М. Чистые пруды 2009 | 1 |
59 | О. А. Белобрыкина «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству» Методические рекомендации. Новосибирск 1993 | 1 |
60 | Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» Пособие для воспитателя дет, сада. — М.: Просвещение, 1985 – 96 с., ил. | 1 |
61 | Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 80 с. | 1 |
62 | Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»: Метод. Рекомендации для воспитателей, с детьми 3-6 лет М.: Просвещение, 2001. – 160 с.: ил. | 1 |
63 | Шалаева Г. П., Курбатова Н. В. Современная энциклопедия «Рисование» / М.: Филол. О-во «СЛОВО»: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2005. – 127 с. | 1 |
64 | Г. Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»: учеб, пособие. – М., 1999. – 344 с. | 1 |
65 | Страна чудес В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «РИСОВАНИЕ» М.1998 | 1 |
66 | Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности» Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва 2009 | 1 |
67 | Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с. переиздание | 1 |
68 | Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008. – 160 с.,8 л. вкл. | 1 |
69 | Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 208 с. Переиздание дораб, и доп. | 1 |
70 | Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с., 16 л. вкл. переиздание дораб. и.доп. | 1 |
71 | Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 208 с. 16 л. вкл. переиздание дораб. и.доп. | 1 |
72 | Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с., 16 л. вкл. переиздание дораб. и.доп. | 1 |
73 | Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду: Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 192 с., илл. | 1 |
74 | Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2- 7лет– М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 192 с.: цв. вкл. | 1 |
75 | Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2009. – 128 с.: цв. вкл. | |
76 | Н. В, Дубровская «Рисунки из ладошки». Издательство «Детство- Пресс» | 1 |
77 | Н. В, Дубровская «Яркие из ладошки». Издательство «Детство- Пресс» | 1 |
78 | Зайцева А. А. «Искусство квилинга»: Магия бумажных лент. М.: Эксмо, 2013. – 64с. : ил. | 1 |
79 | «Учимся рисовать овощи». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». | 1 |
80 | «Учимся рисовать птиц». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». | 1 |
81 | «Учимся рисовать фрукты». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». | 1 |
82 | «Учимся рисовать цветы». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». | 1 |
83 | «Учимся рисовать домашних животных». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». | 1 |
84 | «Учимся рисовать водных жителей». ООО «Издательско-полиграфический комплекс Парето- Принт». | 1 |
85 | 1 | |
86 | 1 | |
87 | 1 | |
88 | 1 | |
89 | 1 | |
90 | 1 | |
91 | 1 | |
92 | 1 | |
93 | 1 | |
94 | 1 | |
95 | 1 | |
96 | 1 | |
97 | 1 | |
98 | 1 | |
99 | 1 | |
100 | 1 | |
101 | 1 | |
102 | 1 | |
103 | 1 | |
104 | 1 |
Санитарно-гигиенические требования:
2.6.1.1. Естественное и искусственное освещение в кабинетах должно соответствовать нормам и правилам СНиП-23-05-95.
2.6.1.2. Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных жалюзи от действия прямых солнечных лучей.
2.6.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение на рабочих местах. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
2.6.1.4. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени, падающие от рук, не мешали во время письма и рисования.
2.6.1.5. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
2.6.1.6. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002×40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122 (125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.6.1.7. Уровень освещенности поверхности ученических столов при искусственном освещении должен быть не менее 500 лк, на классной доске — 500 лк.
2.6.1.8. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномерным рассеивателем света.
2.6.1.9. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг. окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север — в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета(коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
2.6.1.10. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
2.6.1.11. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.
2.6.1.12. Кабинеты должны быть обеспечены отоплением и при-точно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.
2.6.1.13. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
2.6.1.14. Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре.
2.6.1.15. Одна или две раковины должны располагаться рядом с входной дверью.
2.6.1.16. Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение с соблюдением правил безопасности в соответствии с требованиям ПУЭ и ГОСТ 28139-89.
2.6.2. Требования к помещению кабинетов изобразительного искусства
2.6.2.1. В базовой школе обучение изобразительному искусству должно проходить в двух помещениях для начальных и средних классов площадью не менее 80 м² каждый.
2.6.2.2. Альтернативные и факультативные занятия рекомендуется проводить в дополнительных студиях площадью не менее 36 м²
2.6.2.3. Передняя стена кабинета должна быть выбрана таким образом, чтобы естественное освещение было слева.
2.6.2.4. На передней стене класса должны быть закреплены классная доска, проекционный экран.
2.6.2.5. Под доской могут быть расположены ящики для таблиц и панель с классными чертежными инструментами.
2.6.2.6. Стол учителя и подставка для аппаратуры должны быть размещены на расстоянии 1.5 — 2 м от передней стены для обеспечения возможности использования графопроектора.
2.6.2.7. Ученические столы расставляют в соответствии с выбранной формой организации урока.
В случае расстановки столов в несколько рядов, столы с меньшим ростовым номером должны быть размещены ближе к доске, а проход между рядами должен быть не менее 0,6 м, расстояние между столами — не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами — 0,5-0,7 м, от первых столов до передней стены — 2,6-2,7 м Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от доски -8,6 м.
2.6.2.8. Учебный процесс с использованием компьютерной техники определяет размещение в кабинете специальных столов.
Столы с компьютерами и периферийными устройствами должны быть размещены у стены так, чтобы обратная сторона компьютера была направлена к стене, солнечные лучи не попадали на экран монитора.
2.6.2.9. В кабинете вдоль задней или боковой стены должны быть установлены шкафы для учебных пособий или емкости для хранения.
2.6.2.10. В кабинете должно быть предусмотрено место и приспособление для хранения и сушки работ учащихся(стеллажи или полки).
2.6.3. Требования к комплекту мебели в кабинетах изобразительного искусства
2.6.3.1. Мебель должна соответствовать нормам и требованиям ГОСТ 22046-89 «Мебель детская. Общие технические условия».
2.6.3.2. Стол для воспитателя должен соответствовать ГОСТ 18313-93 Типы и функциональные размеры».
2.6.3.3. Столы и стулья ученические должны соответствовать требованиям ГОСТ 19549-86 «Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры» и ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры».
2.6.3.4 В кабинете изобразительного искусства для начальных классов размещают столы и стулья с N2 N4, для средних классов — N4 и N5.
На боковой поверхности ученического стола и стула должна быть нанесена цветная маркировка: для N1 — оранжевый цвет, N2 -фиолетовый, N3 — желтый, N4 — красный, N5 — зеленый.
2.6.3.5. Для проведения обучения с использованием компьютерной техники должны быть установлены ученические столы для компьютера с местом для принтера, сканера и пр. периферийных устройств. Для начальных классов столы высотой 580 мм, для средних — высотой 700 мм и подъемно-поворотные кресла.
2.6.3.6. Доска классная должна отвечать требованиям и нормам ГОСТ 20064-86 «Доски классные. Общие технические требования» и соответствовать П типу (классные доски створчатые с одной или несколькими дополнительными поворотными рабочими поверхностями).
Цвет покрытия доски может быть любого оттенка зеленого.
2.6.3.7. Для хранения учебного оборудования и средств обучения в кабинете должен быть набор секций шкафов (не менее 6), соответствующих требованиям ГОСТ 18666-95 «Шкафы для учебных пособий. Функциональные размеры», или емкости для хранения.
В набор должны входить секции с глухими дверками и остекленные.
2.6.3.8. Подставки для аппаратуры должны соответствовать требованиям ГОСТ 22361-95 «Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры».
2.6.3.9. В кабинете должны быть емкости для хранения таблиц.
2.6.3.10. В кабинете должно быть не менее 25 складных мольбертов, трех подставок для натюрморта для проведения занятий по рисованию и живописи.
2.6.3.11. Для демонстрации работ обучающихся и дидактического материала и сменной тематической экспозиции необходимо не менее трех настенных стендов.
2.6.4. Организация рабочих мест учителя и обучающихся
2.6.4.1. Рабочее место учителя в кабинете изобразительного искусства должно располагаться в передней часть кабинета и состоять из стола для учителя со стулом, подставки для аппаратуры, классной доски, проекционного экрана.
2.6.4.2. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500×1000 мм, откидных щитов: 750×1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
2.6.4.3. Оборудование места учителя должно полностью определяться технологией обучения.
2.6.4.4. Место обучающегося должно включать ученический стол (ученический стол для компьютера или мольберт) и стул.
В ученических столах для черчения и рисования рабочая поверхность должна изменяться из горизонтального положения в наклонное с углом до 75 град. Наклонное положение рабочей поверхности предназначается для проведения занятий по живописи и графике, горизонтальное — для письма, изготовления макетов и другой деятельности.
2.6.4.5. Для организации групповых видов занятий должно быть предусмотрено разделение помещения на отдельные зоны с помощью передвижных ширм, перегородок или мебели.
2.6.5. Требования к оснащению кабинетов техническими устройствами и приспособлениями
2.6.5.1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен проекционной, видео- и аудио- техникой:
— диапроектор;
— эпипроектор;
— графопроектор;
— другие проекторы;
— цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см с видеомагнитофоном;
— компьютеры.
2.6.5.2. Графопроектор должен располагаться на подставке и находиться у стола учителя на расстоянии не менее 1,8 м от доски.
2.6.5.3. Для показа экранных средств необходим проекционный экран или часть классной доски (или одна из створок) должна иметь белый цвет.
2.6.5.4. При использовании информационных технологий обучения в кабинете должно быть не несколько компьютеров, один из которых предназначается для учителя, объединенных в локальную сеть. Количество компьютеров определяется, исходя из площади класса, при условии обеспечения не менее 6 м² на один компьютер.
2.6.5.5. При использовании современных информационных технологий обучения в кабинете должны быть предусмотрены принтер, графопостроитель, сканер или другие периферийные устройства.
2.6.6. Требования к оснащению кабинета учебным оборудованиеми необходимой документацией
2.6.6.1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: рисование с натуры, занятия декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирование и изготовление несложных макетов, беседы об искусстве.
2.6.6.2. Номенклатура учебного оборудования должна соответствовать содержанию выбранной школой учебной программы и ориентироваться на действующий «Перечень учебного оборудования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений России», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации.
2.6.6.3. В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы для обучающихся, включающий методический журнал по предмету, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству.
2.6.6.4. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
2.6.6.5. В кабинете, оснащенном аппаратурой и учебным оборудованием должен быть представлен полный комплект технической документации, включая паспорт на техническое средство, инструкцию по технике безопасности и эксплуатации.
2.6.7. Требования, к размещению и хранению оборудования
2.6.7.1. Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.
В набор должны входить секции с глухими дверками и остекленные. В шкафных секциях с глухими дверками должны храниться модели, приборы, книги, инструменты, бумага и мало используемые материалы; в застекленных секциях — предметы для натюрмортов, геометрические тела, демонстрационные пособия, справочный материал и другие пособия, необходимые для проведения фронтальной работы.
2.6.7.2. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов должны быть глухими.
2.6.7.3. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках диафильмов.
2.6.7.4. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.
2.6.7.5. Таблицы должны размещаться в специальных ящиках, расположенных либо под доской, либо вдоль стены под экспозиционными стендами.
2.6.7.6. Материалы текущей периодики должны храниться в специальных коробках, на которых можно наклеить вырезанный заголовок газеты, журнала, часть обложки и др.
2.6.7.7. Аудио- и видеокассеты, дискеты и диски должны храниться в металлических шкафах сейфового типа.
2.6.8. Требования к оформлению интерьера кабинета изобразительного искусства
2.6.8.1. Дизайн кабинетов изобразительного искусства должен отвечать функциональным требованиям технологии обучения к научной организации деятельности обучающихся и учителя.
2.6.8.2. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
2.6.8.3. Боковая стена кабинета, свободная от мебели, должна использоваться для экспозиций. Стенды с информацией могут быть временными и постоянными.
2.6.8.4. Временные экспозиционные стенды должны включать рабочие и инструктивные стенды:
— рабочие стенды должны содержать материал, используемый при изучении определенной темы программы;
— инструктивные стенды должны содержать рекомендации методического характера и включать больше текстового материала.
2.6.8.5. Экспозиция длительного назначения (портреты художников, высказывания) должна размещаться вверху по боковой стене над временными экспозиционными стендами.
2.6.8.6. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.