Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС


Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС

Лариса Глебовна Вахрушева

Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС

Виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГОС.

Планирование – необходимый элемент системы педагогической работы, способствующий её целенаправленности и эффективности. Система планирования по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС предусматривает:

1. реализацию программных целей и задач;

2. реализацию содержания образовательной деятельности в адекватных

возрасту формах взаимодействия с детьми;

3. планирование различных образовательных ситуаций в соответствии с годовым планом образовательного учреждения на основе интеграции;

4. наличие картотеки музыкального репертуара по всем видам деятельности.

Закон об образовании Российской Федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляют к планированию учебно-воспитательного процесса новые требования. Передо мной стояли задачи – качественного преобразования планирования и выработки новых подходов к его осуществлению, а именно

• изучение нормативно-правовых документов;

• создания четкой, целостной системы, учитывающей федеральный компонент, компонент ДОУ.

Задачи методики музыкального воспитания не могут быть решены без тщательного планирования и учёта всей работы. Планирование позволяет установить связи между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами её организации. Планирование отражает темпы музыкального развития каждого ребёнка и продвижение всего коллектива детей в каждой возрастной группе. В планировании намечается что, когда и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей.

Планирование преследует цель распределения всего материала программы по времени. Это касается музыкального воспитания на занятиях, в самостоятельной и повседневной жизни детей, быту.

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Поэтому при планировании можно наметить систему музыкального развития детей. Развлечения, праздники, использование музыки в быту проводятся эпизодически, но и это находит отражение в плане.

В плане можно наметить и далёкую перспективу, и конкретные задачи ближайших дней. У некоторых педагогов возникают сомнения – нужен ли перспективный план на длительный период, например на 2-3 месяца или полгода. Но имеется много доводов в пользу необходимости перспективного планирования в области музыкального воспитания. Ведь программа является лишь ориентиром, хотя и определяющим весь ход работы. Конкретные условия каждого детского сада – природное окружение, состав детей, помещение, в котором планируется занятие, — всё это и многое другое необходимо учитывать.

Планирование должно ясно представлять себе последовательность разучивания каждой песни, танца, хоровода, т. е. наметить задачи работы над ними в течение нескольких занятий и сроки их повторного использования. Музыкальное воспитание осуществляется главным образом музыкальным руководителем, но воспитатель принимает участие во всех музыкальных, воспитательно-образовательных мероприятиях, а в руководстве самостоятельной музыкальной деятельности детей является главным. Вот почему перспективный план должен составляться ими совместно, а календарный – преимущественно музыкальным руководителем.

Итак, целесообразно составление двух видов плана:

1. Перспективный, рассчитанный на 6 — 12 месяцев.

2. Календарный (ежедневный, рассчитанный на 1-2 недели.

В первом из этих планов планируется далёкая цель, во втором – планируются ближайшие задачи.

В календарном плане музыкальных занятий отражены воспитательные задачи, получаемые и формируемые навыки, а также репертуар и некоторые наиболее существенные методические приёмы. Календарный план составляется 1-2 недели, т. е. планируются 2 или 4 занятия. На музыкальных занятиях происходит смена материалов и видов деятельности, поэтому целесообразно отразить в плане ход занятия. Надо стремиться к тому, чтобы занятие было уплотнённым, чётким по своей организации.

В календарном плане отражается:

1. последовательность разучиваемого материала;

2. программные требования, над которыми ведётся работа в связи с намеченным репертуаром;

3. некоторые методические приёмы.

Чтобы оценить планирование музыкальной работы в детском саду необходимо рассмотреть общие тенденции, которые активно разрабатываются и являются основополагающими в современной музыкальной педагогике и должны найти отражение в работе по музыкальному развитию детей.

Первая тенденция – воспитание и обучение ребёнка в детском коллективе и через коллектив. Важно наблюдать и руководить коллективными действиями детей, таящими большие резервы для формирования личности каждого ребёнка, для его музыкального развития.

Вторая тенденция – создание проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной и музыкальной деятельности детей. Для этого необходимо использовать следующие проблемные методы, приёмы, особые задания, которые ставили бы детей в неожиданные ситуации, требующие от них самостоятельных решений и действий.

Индивидуально дифференцированный подход требует постоянного наблюдения за поведением каждого ребёнка. Для выявления специальных музыкальных интересов, способностей, уровня владения практическими навыками требуется более длительный период. Чтобы ускорить выявление нужных данных можно в занятия включать специальные задания, которые помогут раскрыть индивидуальные особенности детей. Обычно в занятие включается 2-3 задания, в зависимости от резерва времени. К концу сентября педагог уже должен иметь данные о музыкальном развитии ребёнка. Дети же воспринимают такие задания как часть общего занятия, не чувствуя, что их проверяют.

Однако эти проверочные задания не должны быть краткими и чёткими, не требовать много времени для выполнения. Например, выясняются особенности восприятия музыки и навык различения двух произведений. Разных по своему характеру и жанру у детей 4-5 лет.Для этого детям предлагают 2 карточки: на одной – пляшущий, на другой – марширующий ребёнок. Карточки раздаются сразу 7-9 детям. Произведения исполняются одно за другим, и ребёнок. Различая их, должен понять соответствующую карточку. Педагог отмечает, кто ошибся. Другой пример также для средней группы. Педагог проверяет, усвоен ли навык точно начинать пение после музыкального вступления. Опрашиваются сразу 4-5 детей, и дети должны начать петь хорошо знакомую песню точно после вступления. Легко определить, кто из детей справился. Подобные задания подбираются по каждому виду деятельности.

В результате накопленных наблюдений воспитатель или музыкальный руководитель имеет возможность условно отнести ребёнка к той или иной группе детей, отличающихся сходными знаниями и навыками. Дальнейшее руководство музыкальной деятельностью детей строится с учётом их индивидуальных особенностей, а также особенностей каждой группы.

Обычно дети разбиваются на три группы, различающихся по уровню своего музыкального развития: первая из них – слабоподготовленная, вторая – хорошо успевающая, третья – отлично выполняющая задания. Когда планируется календарное занятие, то можно отмечать, какое задание выполняется всеми детьми фронтально, какое – небольшой подгруппой, дифференцированно, какое – индивидуально.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

План-конспект занятия НОД «Музыка» для детей старшей группы ДОУ «Песня. Танец. Марш»

Музыкальный руководитель Соляник Ю.Н.

Цель:

  • познакомить детей с государственным гимном РФ, определить его жанр

Задачи:

  • продолжать расширять представления детей о музыкальных жанрах, уметь различать песню, танец, марш
  • продолжать развивать у детей способность чувствовать характер, настроение муз. произведения; побуждать детей высказываться о его содержании
  • учить узнавать произведения муз. произведения по отдельным фрагментам, называть фамилию композитора
  • развивать умение слушать и чувствовать музыку
  • расширить «словарь эмоций» словосочетанием «Торжественная музыка»
  • воспитывать чувство патриотизма, любви и уважении к Родине
  • исполнять песни, ч исто интонируя мелодию, эмоционально передавая ее характер
  • учить выполнять танцевально-ритмические движения в соответствующем характере муз. произведения
  • воспитывать чувство дружбы

Оборудование: муз. инструмент (цифровое пианино), ММП, Интерактивный экран, ноутбук, портреты композиторов, «Песня. Танец. Марш» -МДИ, нотбука с карточками, колокольчики,

бубенцы, интерактивная книга, маска

План:

На экране слайд «Фея Домисолька», дети заходят в зал и здороваются с муз. руководителем и гостями.

М.Р.: Ребята, вы заметили, что мы с вами поздоровались не так, как обычно? Чего не хватает для нашего приветствия?

Дети: музыки.

М.р.: правильно! посмотрите, к нам прилетела фея музыки Домисолька и принесла с собой волшебный конверт. Посмотрим, ч то в нем?

М.р. берет конверт, открывает его

М.р. а здесь загадка. Вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:

Мой дом –пять линеек, И я-ключ к дверям. Никто не сумеет открыть дверь. Я сам! Я дверь отворю

Музыканту, п евцу. И ноты мои песням Очень к лицу (Скрипичный ключ)

Правильно, это скрипичный ключ. Здесь в конверте есть два ключа-какой из них скрипичный? (Дети называют)

Разместим скрипичный ключ на нотном стане, т огда дверь в мир музыки для нас будет открыта!

(Устанавливаю скрипичный ключ и играю арпеджио на ф-но)

Слайд «Музыкальный домик»

Вот и появилась музыка в нашем зале! Спасибо Фее и скрипичному ключу. А теперь давайте поздороваемся как настоящие музыканты!

Попевка «Добрый день!» (поступенно вверх на терцию)

А теперь так же поздороваемся и с гостями.

Попевка «Добрый день, вам, гости!»

Слайд «Танец. Марш»

Домисолька хочет посмотреть, как хорошо вы умеете двигаться под музыку. Покажем фее?

Упражнение «Танец. Марш»:

  • «Марш» муз. Д.Шостаковича
  • «Вальс» муз. Д. Кабалевского
  • «Во-поле береза стояла»
  • «Марш» муз. Д. Прокофьева
  • «Полька» -муз. С. Майкапара

Молодцы! Все верно выполнили.

Слайд «Поющие дети»

Теперь Фея хочет, чтобы вы узнали о новой песне.

Присаживайтесь на стульчики и послушайте, какую песню приготовила Домисолька.

Слайд «Флаг РФ»

Ребята, вы не случайно видите перед собой флаг нашей страны. Как называется наша страна? (Россия)

Правильно, Россия! Наша любимая Родина! У нашей страны России есть своя самая главная песня-она называется гимн.

Давайте ее послушаем. (Звучит Гимн РФ в записи)

Понравился вам гимн? А как звучит его музыка? В каком темпе? Громко или Тихо?

Все правильно вы сказали, но я хочу еще добавить, что гимн звучит торжественно. авайте повторим это новое слово вместе-торжественно. Существует особо правило для прослушивания гимна-его слушают стоя в знак уважения и любви к стране. Давайте и мы с вами встанем и как настоящие граждане России прослушаем гимн еще раз стоя.

(дети встают, звучит гимн РФ, после прослушивания дети присаживаются)

Вам понравилась песня, которую для вас приготовила фея? А как она называется? А как звучит? (торжественно)

Молодцы! А теперь Домисолька хочет с вами поиграть в игру «Песня. Танец. Марш». Вы любите игры? Фея приготовила для вас специальные карточки, на каждой карточке нарисован ребенок-один танцует (прикладываю магнит танцующего ребенка на нотбуку), другой поет (прикладываю магнит с поющим ребенком), а третий ребенок марширует (прикладываю ребенка, который шагает). Слушайте внимательно музыку и поднимайте ту карточку, которая будет подходить к звучащей музыке.

Слайд «Песня. Танец. Марш»

Музыка:

  • «Марш» Д. Шостакович-портрет
  • «Вальс» Д.Кабалевский-портрет
  • «Во-поле березка стояла» (пою а-capella)
  • «Марш» С.Прокофьев –портрет
  • «Калинка» -интерактивная книга

«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский-портрет

  • «Менуэт» И. С. Бах
  • «Гимн РФ»

Молодцы! Ребята, но ведь музыки не бывает без музыкальных инструментов? А какие вы знаете русские музыкальные инструменты? (Ложки,бубен,балалайка,дудка,рожок, гармошка, бубенцы, колокольчик)

Слайд «Бубенцы, колокольчик»

Бубенцы-это маленькие звенящие круглые колокольчики. Вы их видите на экране

А мы песенку знаем про бубенцы? Давайте ее споем.

«Бубенчики» -муз. Е. Тиличеевой (распевка)

А еще у бубенчиков есть друзья-колокольчики, Посмотрите, колокольчик на картинке украшен еловой веточкой и яркими лентами. Для какого праздника он так украсился? (Н. Г.) Мы с вами тоже готовимся к этому празднику и приготовили песенку «Поющие колокольчики». Давайте споем эту песенку для феи Домисольки, а колокольчики нам в этом помогут.

Песня «Поющие колокольчики» амер. нар. песня, рус. текст Ю. Хазанова

Ребята, а в какое время года к нам приходит праздник Новый Год? (зима)

Слайд «Зима»

Наша русская зима известна своими зимними праздниками, снегопадами, играми, а еще лютыми морозами. А вы мороза боитесь? (нет) Тот мороза не боится. кто умеет веселиться! Давайте поиграем в игру «Ты, Мороз!»

Слайд «Мороз Иванович»

Игра «Ты, Мороз!»

Вам понравилось выполнять задания Домисольки и играть? А что вам больше всего сегодня понравилось?

Вы тоже очень понравились фее и она приготовила для вас сюрприз –он здесь, в волшебной коробочке. Посмотрим, что там? Ребята, каждому из вас Домисолька дарит скрипичный ключ, чтобы дверь в волшебный мир музыки всегда была для вас открыта!

Слайд «Волшебные ноты»

звучит музыка «Вальс снежинок»

(раздаю скрипичные ключи)

Дети прощаются попевкой «До свидания!»

Под веселую музыку дети выходят из зала.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]