Современный дошкольник на пороге школы
Автор: Фомина Татьяна Алевтиновна
«Чтобы изменить общество,
нужно воспитать другого человека,
человека, умеющего жить в современном мире,
ориентироваться в любой жизненной ситуации».
Эрих Зелигманн Фромм
Дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка и во многом определяет его будущее развитие.
Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ребёнком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать, созидать и преобразовывать, радоваться и огорчаться.
Главной целью современных образовательных дошкольных учреждений является обеспечение качественной подготовки детей к школе. Практические поиски в этом направлении связаны с углублением подходов к пониманию феномена «Готовность современного дошкольника к школе», с разработкой содержания, педагогических условий и технологией подготовки детей к школе.
Подготовка к школе — одна из важнейших задач обучения и воспитания ребёнка дошкольника. В то же время готовность к школе — важный итог развития ребёнка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьёй и детским садом на протяжении всего дошкольного детства. И к тому же поступление в школу — новый этап в жизни каждого ребёнка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребёнок осваивает новую роль — ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».
Нет одного конкретного аспекта готовности к школе, оно многокомпонентное и включает в себя: физиологический (физическая готовность), психологический (психологическая готовность) и социально- личностный аспект (социальная готовность). Все эти аспекты взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.
Главным критерием подготовки к школе должен быть сформированный познавательный интерес, то есть ребёнок должен хотеть учиться. Если он этого хочет, то переход в школу становится для него радостным этапом в жизни, связанным с открытием нового.
Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своём развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. На вопрос «Чем, по Вашему мнению, современные дети отличаются от Вас в этом же возрасте?» подавляющее большинство родителей ответили, что нынешние дети умнее, сообразительнее, более развиты, всё быстро схватывают, раскованы, лучше адаптированы к современной жизни.
Современный ребёнок больше теряет в плане психологического развития, чем приобретает.
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.
Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Дети привыкли к более насыщенным событиям и персонажам произведения, поэтому тексты учебников для них скучны и непонятны, обладают малой побудительной силой и становятся, по сути, лишь текстами для упражнения навыка чтения. Соответственно, и рассказ о прочитанном не увлекает ребёнка.
У современных детей система отношений доминирует над системой знаний. На смену вопросу «почему?» пришёл вопрос «зачем?». Если раньше у ребёнка был хорошо развит подражательный рефлекс и он старался повторять действия за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы — они сами выстраивают стратегию своего поведения. Дети настойчивы и требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Отмечается их врождённое стремление к самореализации, к проявлению своей деятельной натуры. Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жёстко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На всё это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребёнка всё чаще передаётся профессиональным педагогам – няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования.
Сегодняшний дошкольник быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, ходит вместе с семьёй и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует, ориентируется в марках автомобилей, названиях производителей одежды и т.д. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, легко рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, в каких условиях они будут жить и как отдыхать. В поведении детей наблюдаются некоторые проявления взрослости, зрелость в суждениях, ориентация на будущее, понимание самого себя, своих интересов, потребностей, возможностей. Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными, открытыми, проявляют большую самостоятельность, инициативность, они проявляют чувства свободы и независимости.
Наряду с определёнными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. Дети живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Компьютер является не роскошью, а средством труда, познания, досуга.
Последние исследования выявляют, что современные дошкольники обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объёмом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребёнка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.
Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребёнка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит. Уже с малых лет ребёнок окружён телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.
Серьёзная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребёнку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг.
Более низким оказывается уровень развития общения современных детей: они не умеют налаживать отношения друг с другом, с трудом включаются в общую деятельность, неохотно подчиняются внешним требованиям, особую трудность у них вызывает соблюдение общих для всех правил. Это связано со значительным снижением значения в детской жизни сюжетно-ролевой игры с её сложной системой распределения ролей и обязанностей, требований к соблюдению правил и договоренностей среди детей.
В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы. Сегодня слишком опасно отпускать ребёнка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребёнка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребёнка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, весёлые, но по большей части пустые, ребёнку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения.
Мы живём в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведём и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.
Ребёнок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых даёт ему защиту, так как именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.
Социально-психологический норматив будущего школьника, заданный в соответствующих документах отчётливо свидетельствует, что школа ждёт совершенно иного ребёнка, нежели тот, который сегодня в неё поступает. В документах чётко прописан образ идеального дошкольника, готового приступить к школьному обучению: самостоятельный, любознательный, активный, владеющий средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, обладающий развитой речью, воображением, эмоционально отзывчивый, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, овладевший необходимыми умениями и навыками и универсальными предпосылками учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок приходит в школу, начинает учиться, имея в своём арсенале достаточно развитые познавательные процессы, навыки социального взаимодействия, должный уровень мотивации, которые станут основой, базой для формирования универсальных учебных действий.
Необходимо анализировать содержание детской жизни и пытаться найти в ней новые аспекты и ресурсы, которые могут стать источниками полноценного психического и личностного развития современных детей.
comments powered by HyperComments
Особенности развития современного ребенка
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. В недавно ушедшем ХХ веке ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века. Социальные изменения привели к изменениям психологическим. По данным психологов, в настоящее время произошли сдвиги в наступлении кризисов 7 лет и подросткового. Так, кризис, который дети прошлого века проходили перед поступлением в школу (в подготовительной группе детского сада) сейчас переживают младшие школьники (в 7–8 лет). А это влечет за собой пересмотр методов обучения в младшей школе. Пубертатный кризис девочки минуют теперь тремя годами позже, а мальчики – четырьмя [7]. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые. В данный период предпринимаются попытки комплексного изучения современного дошкольника [8]. Во внимание принимаются и мнения педагогов-практиков. В 2001 г. прошел Круглый стол, на котором педагоги московских дошкольных учреждений «нарисовали» портрет современного ребенка исходя из собственных наблюдений. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором [3]. Специалист в области раннего языкового развития Н. А. Горлова [2] называет следующие особенности современных детей дошкольного возраста: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность. Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях любовных линий, хорошо запоминают всѐ происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьѐз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Данный вопрос спорный. Скорее, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта. У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программы обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В данной ситуации вспоминается проблема, описанная в одном из старых учебников по детской психологии. Ребенок под влиянием родителей рассуждает о теории ядра, но не может выполнить элементарной речевой инструкции педагога. Известный психолог Е. О. Смирнова приводит данные ЮНЕСКО о том, что 93% современных детей от 3 до5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю: «Подрастает первое поколение “экранных детей”» [5, с. 254]. Она делает неутешительные выводы о влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. Отмечается примитивность и бедность речи. «Речь, исходящая с экрана, остаѐтся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами» [5, с. 255]. Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Нейропсихолог Т. В. Ахутина видит основную причину неуспеваемости в снижении произвольности внимания (наряду с плохой экологией и стрессами). Яркая игрушка долго привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Ученый пишет: «Для формирования устойчивого внимания надо, чтобы глубинные отделы работали достаточно хорошо, а они-то как раз больше всего страдают от неблагополучия в период пре- и перинатального развития. Зрелость глубинных отделов влияет на активность ребенка, его возможности в поддержании бодрствования. Другой “составляющей” внимания являются лобные отделы… Эти отделы выступают организаторами и дирижерами поведения: они должны слаженно взаимодействовать с другими отделами мозга… Дело в том, что мозг “достраивается” в ходе активной работы и количество нервных клеток увеличивается в процессе развития ребенка от рождения до года… Если ребенок в период своего раннего развития не получает достаточно информации извне, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Прежде всего имеется в виду идущая от матери тактильная и зрительная информация» [4]. Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения. Является это наблюдение закономерностью или особенностью отдельного дошкольного учреждения, необходимо проверять на большей выборке. Следующий вывод О. Е. Смирновой о влиянии просмотра телевизионных программ на детей – «неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью» [5, с. 256]. Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Во время концертов, в кинотеатрах они свободно перемещаются в незнакомом пространстве. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора. Дети гиперактивны. В организованных видах деятельности зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Время произвольной концентрации внимания, характерное для возраста, не увеличилось. Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами. Действительно, фильмы культовых режиссеров, от которых невозможно оградить детское восприятие, отличает прерывистость, резкие переходы от одной сюжетной линии к другой, когда зритель должен удерживать в памяти картинки, чтобы не потерять понимания смысла происходящего. А может быть, как раз на это и направлено творчество режиссѐра? Эстетика и средства выражения нового кино отвечают современным веяниям, иначе оно не было бы востребовано. И, наконец, третий вывод О. Е. Смирновой – «резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чѐм разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений» [5, с. 257]. Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6–7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить взаимоотношения со сверстниками. Результат – снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Несмотря на то, что у исследователей и практиков возникают размышления о необходимости сюжетно-ролевой игры для современного дошкольника, положительный ответ безусловен. Более того, Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вновь выдвигают игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детской сад. Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, Д. И. Фельдштейн называет ориентацию общества и, соответственно, детей на потребление, маргинализацию, рост девиаций, ограничение детской самостоятельности родителями. Итог – «омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились дети, не желающие взрослеть. Исследования показали, что это происходит из-за «наследования опыта семейных неудач», происходящего вследствие переживания детьми родительских проблем в семейной и профессиональной сферах, привнесенных в повседневный быт ребенка [7]. Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков [7]: 1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста. 2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий. 3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы. 4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий. 5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность. 6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений. 7. Рост «экранной» зависимости. 8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя. 9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. 10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. 11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы. 12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний. 13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. 14. Увеличение численности одаренных детей. 15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности. 16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные. Интересно увидеть, каким станет повзрослевший современный дошкольник. Это возможно сделать, проанализировав ценностные ориентации современных подростков и молодых людей (т. е. будущих родителей). В 2005 году были опубликованы исследования, проведенные научным коллективом под руководством Л. В. Кашириной [6]. Ученые составили психологический портрет молодых жителей Хабаровска на рубеже XX и XXI веков. Выявлялись ценностные ориентации молодых людей в возрасте 17, 24 и 29 лет. Для лонгитюдного опроса была составлена шкала из 18 ценностей. Одни и те же вопросы задавались респондентам по достижении определенного возраста. Результаты опроса показали существенные изменения ценностных ориентаций молодежи Хабаровска. В частности, значительно снизилось количество молодых людей, считающих себя свободными и материально обеспеченными. На одно из первых мест поставлено здоровье как ценность, при одновременном снижении количества опрошенных, считающих себя здоровыми и предпринимающих усилия для сохранения своего здоровья. Серьѐзные трансформации претерпело отношение к браку как институту семьи. Многие признали свои семьи неустойчивыми, возросло количество гражданских браков, снизилось число желающих иметь детей. Ценности, получившие наименьшее число выборов, – «познание», «творчество», «счастье других». Ведущими ценностями 17-летних стали здоровье, любовь и хорошие друзья. Ученые отмечают повышение состояния напряжения в связи с ожиданием будущего и препятствий, которые придется преодолевать. Для 29-летних важны материальная обеспеченность и счастье в семье. Вместе с тем у них выявлены несовпадение жизненных планов с достижениями, рост индивидуализма на фоне снижения коллективизма и альтруизма. Современная молодежь выбирает высшее образование (часто ради диплома), успех, материальное благополучие, хорошую специальность. Выявились профессии, от которых высоки ожидания достойного материального вознаграждения, – бизнесмен, экономист, юрист. Профессии, не вызывающие интереса, – учитель, ученый, фермер, артист. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях и, следовательно, высок риск безработицы. По данным агентств по набору персонала, спрос есть на рабочие и инженерно-технические специальности. Респонденты-хабаровчане в большинстве ответов предъявили следующие требования к работе: высокая заработная плата, престижность фирмы, комфортные условия труда и «интересность» выполняемой работы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь молодые люди показали рост терпимости к возможному нарушению закона и осуждаемым формам поведения: браку по расчету, проезду без билета в общественном транспорте, нецензурным выражениям, получению взятки и уклонению от уплаты налогов. А также к таким «мелочам», как взять то, что «плохо лежит», добыть силой или хитростью. Молодые люди не скрывают своего положительного отношения к осуждаемым в обществе действиям и уверены в собственной правоте. Налицо искажение нравственных ценностей. Досуг молодые люди посвящают компьютеру и прослушиванию музыки. И сну… Видимо, современные нагрузки, в том числе информационные, и высокий темп жизни влияют на выносливость молодого организма. Из положительных тенденций хабаровские ученые выявили повышение патриотизма и гордости за историю Отечества и демократические преобразования [6]. В 2007 году стартовал Всероссийский исследовательский проект «Психологический портрет поколения». Социально-психологическое исследование охватило около 5000 детей с первого по одиннадцатый классы. Предпринята попытка выяснить представления детей о целях на ближайшее будущее, о мечте о взрослой жизни и деле, которому хотят посвятить жизнь. По результатам ответов дети были распределены на группы в зависимости от жизненных целей, мировосприятия, представления о себе. «Цельными личностями» названы 15% выборки. Это те, кто видит свою жизнь как «единую стратегию», реализуемую даже в изменяющихся условиях, и для кого мечта выступает компасом в решении жизненных задач. Наибольшую группу (до 50%) составили «эффективные функционеры». Это дети, ставящие перед собой конкретные профессиональные и карьерные цели, позволяющие хорошо зарабатывать, содержать семью и детей, открыть свое дело, стать влиятельными и богатыми. Отмечено, что уменьшилось количество детей – «общественных деятелей» и «домохозяек», то есть тех, кто хочет приносить пользу обществу, помогать людям, и тех, кто ставит своей целью создание хорошей семьи [1]. Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьѐзные междисциплинарные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Структурирование информационного потока, его «педагогическое» переориентирование позволит решить ряд проблем воспитания. Выявление особенностей современных детей дошкольного возраста является важным материалом для обновления содержания и организации учебно-воспитательного процесса, направления педагогической деятельности в русло формирования личности Человека будущего. Литература 1. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. Типология представлений о себе // Школьный психолог. 2007. № 6. URL: https://psy.1september.ru/article.php?ID=200700612. 2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6. 3. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: https://dob.1september.ru/2001/09/1.htm. 4. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный психолог». URL: https://psy.1september.ru/article.php?ID=200201810. 5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с. 6. Степура И. Племя молодое. Незнакомое // Российская газета – Дальний Восток. 2005. № 3912. 28 октября. 7. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20–32. 8. Школяр Л. В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2010. № 4. URL: https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-4-2010/shkolyar12-12-2010.pdf.
Какие у нас современные дети и какие мы?
Известный российский педагог ипсихолог, специалист вобласти возрастной ипедагогической психологии Давид Фельдштейн пришёл ктакому выводу, что наши современные дети— несчастные, вялые инеобщительные.
Давид Фельдштейн последние десятилетия проводил личные наблюдения и изучения за поведением детей, как дошкольного, так и школьного возраста, которые позволили ему составить список отличительных особенностей современных детей. По его мнению, за последние 5–10 лет дети совершенно изменились.
В — первых, у малышей дошкольного возраста сильно снизилось так называемое когнитивное познание мира. Если говорить простым, не научным термином, то дети стали менее любознательными и любопытными. Они реже играют в сюжетно — ролевые игры — а это означает то, что малыши не понимают мотиваций и потребностей различных героев. Девочки потеряли интерес к куклам, мальчики всё чаще просят у родителей дорогих роботов и управляемых машин, но что с ними делать, не понимают. Фантазии малыша хватает на то, чтобы вытащить батарейку или раскурочить её на детали…
У детей дошкольного возраста, основной формой взаимодействия с окружающим миром и его познанием является игра. Только в процессе игры малыш общается с окружающим его миром, манипулирует с предметами, наблюдает, сравнивает, набирается личного опыта, совершенствуется, взрослеет. Но чтобы эти процессы проходили целенаправленно и планомерно, главным инициатором и ознакомителем, является его близкое окружение. Информацию ребёнок должен получать, прежде всего, от взрослых, его родителей.
Во — вторых, современные мальчики и девочки не умеют играть в дворовые игры, такие как классики, казаки — разбойники, городки, дочки — матери и многое другое. Наблюдается тенденция пустых детских площадок, где еще каких-нибудь 10–15 лет назад можно было наблюдать, как дети разных возрастов весело проводили время вместе. Старшие заботились о младших, а младшие набирались опыта от старших.
В — третьих, у старших дошкольников наблюдается неразвитость тонкой моторики рук и отсутствие графических навыков. Большая часть первоклашек не умеют писать ручкой и карандашом, да и не хотят это делать. Уж кажется, нам педагогам, но как ребенок 7–8 лет и не может самостоятельно себя обслужить? Завязать шнурки на шапочке или ботинках, застегнуть пуговицы на рубахе или молнию на куртке? Многим даже безразлично во что он одет и как выглядит?
Воспитатели детских садов констатируют факты, что родители перестали следить за личной гигиеной ребенка — не подстригают ногти, не следят за стрижкой, редко меняют нижнее белье, вещи не глаженные и грязные. А главное — нарушают и не соблюдают режим дня ребенка, приводят в детский сад, когда вздумается и не торопятся его забрать, чтобы как можно больше провести с ним время, поговорить.
В — четвертых, четверть всех детей абсолютно беспомощны в отношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. Они совершенно неспособны разрешить даже простейшие конфликты, которые в основном заканчиваются истерикой и агрессией.
В — пятых, по мнению ученого, современные школьники плохо говорят, не умеют выражать свои мысли и абсолютно не хотят учиться. Интерес к совместной беседе приходит к малышу через общение с взрослым после прочитанной книжке, просматриванию иллюстраций к ней, обсуждению поступков героев и т. д. Кто сейчас из современных мам поет колыбельные, читает потешки, чистоговорки и скороговорки? Это большая редкость. Большую часть времени дома, дети проводят у телевизора и компьютера, главное общение наших современных детей. Получая огромный поток информации из экранов телевизора, планшета, компьютера, телефона, ребенку трудно понять, что хорошо, а что плохо, как правильно надо поступить, отреагировать на ту или иную ситуацию? Вот порой и кажется нашим детям, где они в данный момент находятся, в реальном мире или в виртуальном?
В — шестых, физически дети и подростки сильно сдали: все чаще подвержены респираторным и вирусным инфекциям, врачи диагностируют, что у них отсутствует прирост мышечной силы.
По мнению ученого, главной причиной является высокий уровень развития информационных технологий. Не только подростки, но и мы взрослые разучились общаться вживую. И, несмотря на то, что большая часть современных людей с утра и до вечера, общаются в социальных сетях, подавляющее большинство страдает от одиночества.
Все чаще современные дети ощущают эмоциональные проблемы, испытывают постоянное чувство незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении. Всеобщая компьютеризация уже вызвало изменения в детских головах: молодежь все меньше интересуется окружающими людьми и совершенно не хотят познавать новое.
Анализируя выводы профессора Фельдштейна, можно прийти к неутешительным выводам: современный ребенок растет хилым неучем, одиноким и несчастным, совершенно неприспособленным к проблемам и трудностям взрослой жизни.
Так неужели все так страшно иничего нельзя исправить? Что же надо делать исделать нам, взрослым?
«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас иот тех принципов, которые мы заложим всознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков имир, который он создаёт вокруг себя», так считалА.С.Макаренко.
В связи с этим ключевая роль воспитания и развития наших детей, лежит на взрослых, как на родителях, так и на педагогах.
День за днем из нас большую часть времени проводим в погоне за своими амбициями и несбыточными мечтами. Чтобы достичь в жизни многого: заработать еще больше денег, купив вторую машину, новую шубу. Ожидаем повышение по службе, мечтаем поехать в более престижный отель в отпуск и т. д. И все меньше, родителям в первую очередь, остается времени на простые, но самые важные дела — на общение со своими детьми и родными, на чтение хорошей книги, даже на приготовление здоровой пищи. Поэтому дела эти заменяются самым настоящим суррогатом. Уж давайте быть честными до конца! Вместо игры с ребенком — мультик на компьютере, вместо прогулки с ним — игры в планшете, вместо похода в театр или на стадион — опять развлечения в телефоне. Ребенок находится рядом с вами, и в тоже время сам по себе.
Сейчас неслучайно, стало транслироваться много телепередач по главным каналам телевидения для взрослых, с участием детей: «Голос — дети», «Лучше всех!», «Синяя птица». Читаем мы тоже редко — газеты, журналы, научную литературу и художественную. Родителям сейчас интересно совсем иное! Вот может хоть так, телевидение, привлечет родительское внимание, что рядом с ними живет и растет ребенок, который требует их внимание, заботу и любовь. Малыш, в первую очередь ждет похвалу и участие в его судьбе родных и близких. А уж потом необходима ему реакция окружающих.
Каждый из нас может вспомнить такой момент, когда ловил себя на мысли, что, просто ошалев от стремительного потока информации, новостей и событий, живет как во сне. Что-то делаем на работе, о чем-то говорим с людьми, за все хватаемся, но ничего не успеваем. И так летят часы, дни, недели. Сконцентрироваться невозможно. Что ж остается? Только плыть по течению, прибывая в этом анабиозе?
Однако способы есть, которые могут помочь и решить некоторые проблемы взрослых, современных людей. Все зависит от нашего желания.
Первое: нужно упростить все, что происходит, оставить только самое нужное и отсечь лишнее.
Начнем с того, что наши предки были, здоровея и выносливее нас, потому что питались настоящими, цельными продуктами. Кусок мяса, рыба, овощи, фрукты — вот их рацион. Мы же употребляем и кормим своих детей, в основном переработанной пищей, наполненной бесполезными калориями, химией и сахаром. Так что вместо булок, плюшек, чипсов и полуфабрикатов лучше приготовить свежий бульон и салат. Время для этого можно найти, уменьшив зависимость от телевизора и подключив к этому всех членов семьи. Семья для ребенка является главным факторам счастья. Только в семье человек до конца понимает значимость своего существования. Подрастающее поколение должно знать не только историю своего государства, но и историю своей семьи, ценность семейных традиций, профессиональные приоритеты, чтобы знать на кого ему опереться в жизни, что передать своим потомкам.
Второй главный вопрос — если ли для кого-нибудь польза от тех дел, что забирают много времени? Если нет — то можно ли их перенести и не делать совсем? Задумайтесь, наверняка сидя часами в компьютере, пользы уж точно никому нет, показывая пример своему ребенку, как надо проводить с «пользой» свободное время. Ведь для малыша главным авторитетом являются его родители.
Третий: нужно ли нам столько вещей, предметов, техники, что нас окружает? Приносит ли она нам пользу или это просто излишки потребления, дань моде? А ведь кроме денег на их покупку мы потратили еще массу времени, чтобы их выбрать. А теперь еще должны их обслуживать и за ними ухаживать, тратя опять свое время и силы. Может вместо дорогих затрат и покупку ярких игрушек и гаджетов, приобрести семейную настольную игру, которая будет понятна и интересна всем? А еще лучше порисовать вместе или сделать поделку, а не откупаться за недостаток внимания очередным роботом, который будет скоро разобран или валяться без дела.
Четвертый: есть ли у нас время побыть с сами собой? Подумать, подвести итоги, убедиться, что мы живем именно такой жизнью, которой хотели, а не участвуем в забеге по кругу, борясь с «ветреными мельницами»? Вспомнить свои цели на этот год и проверить, сбылись они или нет, и почему? А как сделать так, чтобы сбылись?
Пятый совет: помнить о том, что главное в мире — любовь! Дорожить тем, что имеешь, потерять легко, а обрести новое порой не возможно. Умейте прощать, тогда конфликты будут заканчиваться быстрее, отношения станут настоящими и открытыми. Мы должны научиться отдавать больше, чем брать, и думать о других раньше, чем о себе. И помнить, что наши дети — это отражение нас самих в разные промежутки времени. И научитесь спрашивать себя: принес ли мой прожитый день хоть кому то пользу и добро? Начните с самого себя!
В настоящее время интерес к детству становится всё более пристальным, а образ ребёнка занимает всё более значимое место в мире взрослых.
В современной науке продолжаются исследования определённых закономерностей поуровневого развития личности в онтогенезе. Так, Д.И. Фельдштейн рассматривает детство как особое явление социального мира, которое учёный определяет функционально, содержательно и сущностно. Функционально детство – объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нём себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребёнка со взрослым сообществом и другими детьми. Сущностно детство представляет собой особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребёнка, в значительной степени проявляют своё действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.
В отличие от распространённого в психологических исследованиях подхода, когда детство обычно рассматривается «разорванно» – даётся отдельная характеристика младенческого, раннего, дошкольного возраста и т.д., Д.И. Фельдштейн предлагает вычленить главную образующую линию развития растущего человека на всей дистанции его детства, позволяющую проследить реальную непрерывность процесса взросления. Необходимость выделения единого образующего начала обусловливается тем, что имеющиеся для разных периодов детства показатели взросления (в качестве которых вычленяются отдельные психические новообразования) не соотносятся с интегрирующим свойством, которое одновременно является общим, постоянно развивающимся и саморазвивающимся в онтогенезе феноменом, по отношению к которому определяются все приобретаемые новообразования.
Обычно при характеристике генеральной направленности подчёркивается такой компонент, как присвоение ребёнком социальных норм, ценностей, уровня организации жизни общества, в котором он функционирует. Но при этом индивидуализация ребёнка рассматривается, как правило, вне социальных связей, лишь как реакция на них индивида, который противопоставляется фактически тем социальным отношениям, в которых его индивидуальность и формируется. Поэтому требуется выявить своего рода «сквозное» определение взросления, раскрывающее смысл и содержание того, что же развивается в ребёнке в качестве главного в этом взрослении.
Каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребёнок с раннего возраста свободно обращается с телевизором, компьютером, осваивает всё это как уже решённые задачи, исходную позицию. Современные дети стали, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии, направленной на окружающий мир в целом; с другой – более инфантильными в плане социальной направленности. Произошли серьёзные смещения в мотивационно-потребностной сфере детей – налицо появление новых, зачастую весьма спорных, ценностей, тревожный сдвиг мотивов и т.д.
В значительной степени это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, чёткости позиций в отношениях к действительности самого взрослого общества. Дети дошкольного возраста только входят в социальный мир, принимают, часто ещё до полного осознания, нравственные нормы взаимоотношений и поведения в человеческом обществе, воспринимают мир прежде всего чувствами, а потом уж сознанием.
Сравнительные исследования по разным направлениям развития ребёнка (интеллектуального, нравственного, физического, эстетического, по развитию игры, общения), проведённые Т.И. Пониманской, показали, что современные дети, так же как и дети прошлого века, усваивают например, такие нормы взаимоотношений, как взаимопомощь, готовность помочь товарищу.
Однако, в отличие от детей 80-х годов прошлого века, современные дошкольники высказывают новые суждения: помогать, конечно, нужно, но, во-первых, только тогда, когда об этом тебя попросят, а самому инициативу проявлять не нужно, и, во-вторых, «когда я увижу, что он сам работал, но не успел, а когда он болтал, ему помогать не нужно». Выявились различия и в проявлении доброты и бескорыстия. Современные дети не настроены давать свою игрушку другим детям «просто так», а вот «если и он тебе что-то даст, тогда можно».
Подобные изменения в детях, в их оценках поступков сверстников, в определении собственной линии поведения объясняются в первую очередь социальными изменениями.
В 90-е годы прошлого века, в период пересмотра жизненных ориентиров и ценностей, стала превалировать ориентация на индивидуальность, на независимость людей друг от друга, на сосредоточенность на себе, своих успехах. Дети, как известно, отражают все особенности мира взрослых, они активно присваивают их формы взаимодействия с окружающим миром, с людьми.
Сложилась сложная и неадекватная потребностям детей ситуация в построении отношений детей с взрослым миром. С одной стороны, взрослый мир как бы приблизился: дети стали более независимыми, раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, что связано с большей доступностью информации. С другой стороны, одновременно взрослый мир отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в чёткой позиции своего отношения, своих требований.
Мы выявили, что научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться во второй половине XIX века на основе утверждения идеи самоценности ребёнка. Но лишь в XX веке возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену, формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную, и духовную сферы. Именно в эти столетия усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства. На современном этапе психологи трактуют детство как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурными факторами.
Специалистами кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством А.И. Гогеберидзе выделены некоторые характерные для современного ребёнка черты:
- Становление гражданской позиции. Современный ребенок любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.
- Становление системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в себе, своём ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать разные явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети в большей степени ориентированы на будущее, они с уверенностью смотрят в будущее, легко рассуждают о том, где и кем он будет работать, сколько зарабатывать тратить, какая у него будет семья, сколько детей, в каких условиях будет жить и как отдыхать. К старшему дошкольному возрасту дети способны не только принять учебную задачу, но и понять её смысл для себя. Как правило, он связан с успешным будущим ребёнка: научусь читать – буду хорошо учиться в школе – поступлю в институт – получу отличную работу! – буду хорошо жить! Детская деятельность обретает для ребенка всё больше и больше личного смысла.
- Проявление позиции активного деятеля. Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой ими деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но, в отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Он – носитель субкультуры, присущей только дошкольнику и отличающей его от детей другого возраста и взрослых,
- Направленность современного дошкольника на общение, необходимо признать, что современный ребенок одинок. Ему очень часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объёмной информации, ему хочется разговаривать и совместно действовать.
- Ориентированность современного дошкольника на познание человека и природы. Человек интересен ребёнку со всех сторон: как биологическое и социальное существо, как созидатель и носитель культуры. Дети любят сравнивать себя и других, играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты и иллюстрации сказочных персонажей, модные журналы с мужчинами и женщинами, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать о нём самые разные вопросы.
- Современность, созвучность техническому прогрессу современного дошкольника. Это современный человек, который быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей и друзьями в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей и модных дизайнах одежды и парфюма, магазинах и товарах.
Заметим также, что жизнь ребёнка XXI века не просто очень сильно изменилась, но и тесно связана с возможностями родителей. Можно заметить, что суждения детей о жизни, их предпочтения, интересы зависят от района проживания. Возрастающий интерес ребёнка к человеку и его жажда общения со сверстниками позволяет заключить, что приоритет должен быть отдан личностно-социальной сфере.
Представляется важным задуматься о том, какие задачи воспитания и развития объединили бы детей с разным жизненным опытом и условиями роста, и найти конкретные пути решения этой проблемы.
Литература: 1. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования. Монография. [Текст] – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2009. – 521 с. 2. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: стуктурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004, 2-е изд. – 672 с.