картотека дидактических игр по В.В.Воскобовичуметодическая разработка по математике (старшая группа)

«Сказочные лабиринты игры» — так называется методика развивающих игр Вячеслава Воскобовича. Инженер-физик по образованию, Воскобович придумал игры для собственных детей. Как человек, далёкий от официальной педагогики, он понимал и знал то, что мы помним из своего детства: ребёнок любит игры и сказки, а не учёбу и морализаторство.

Большинство родителей понимает необходимость раннего развития своего ребёнка. Но часто это развитие осознаётся как раннее обучение по какой-нибудь прогрессивной методике. Это приносит свои плоды: малыш рано начинает рассуждать, читать, считать, идёт в школу подготовленным.

Но иногда родители слишком поздно понимают, что просто лишили ребёнка детства: он с трёх лет (а иногда и раньше) только то и делает что учится и выполняет домашние задания, а играть совсем не умеет, да ему и некогда. Мы забываем, что игра – основное занятие дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, учится, общается, развивается. Так что если хотите развить своего ребёнка в соответствии с замыслом природы, находите время не только для занятий, но и для игр с ним – и добьётесь большего, да ещё и с удовольствием. Неограниченные возможности развития в игре предоставляют игры Воскобовича.

Почему выбирают игры Воскобовича?

  • В основе игр сказки. В игре ребёнок помогает сказочным героям, выполняя определённые задания. Сюжет сказки увлекает и не даёт бросить дело на полпути. Обучение целиком подчинено сказочному сюжету. Кроме этого, сказки всегда учат добру. От сказочной основы игры всегда можно отказаться или придумать свою.
  • Основная цель игр Воскобовича – развитие интеллекта ребёнка. Они построены так, что каждое следующее задание чуть-чуть превосходит возможности ребёнка (из зоны ближайшего развития).
  • Любая игра Воскобовича развивает мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, комбинаторику, фантазию, раскрывает творческий потенциал. Игры влияют на память, внимание и усидчивость.
  • Кроме развития, в том числе и интеллектуального, цель каждой игры – обучение. Но об этом знают взрослые, а не дети. Дети обучаются «нечаянно», играя. Такой способ обучения – единственно правильный в дошкольном возрасте. Каждая игра учит чему-то особенному: чтению, счёту, цифрам, буквам, цветам, фигурам или сразу нескольким понятиям.
  • Методику Воскобовича можно сочетать с любой другой развивающей методикой, ведь любому ребёнку полезно купить новую игру.
  • Дети, играющие в игры Воскобовича, рано начинают читать и считать, обладают хорошей памятью, усидчивостью, развитой фантазией и устойчивой психикой. Они легко учатся в школе.
  • В играх Воскобовича нет места насилию взрослого над ребёнком. Образ строгого учителя в игре невозможен: все игроки равны. Задача родителя: объяснить правила игры и играть с малышом или наблюдать, направлять, задавая вопросы.
  • Игры формируют на всю жизнь стиль общения между родителем и ребёнком: сотрудничество, партнёрство, основанное на обоюдном интересе, а не наставничество, превосходство взрослого.
  • Даже неопытный родитель не сможет перегрузить ребёнка. В игре дети сами регулируют время и виды деятельности.
  • Любой родитель сможет подобрать себе игру по карману. Цены на игры зависят от материалов, из которых они сделаны: картонные дешевле, фанерные дороже.
  • Игры предназначены для детей разного возраста (от двух лет до младших и даже средних школьников). Наиболее полезны они для малышей и дошкольников. Иногда есть несколько вариантов (наборов) игры для разных возрастов: «Математические корзинки», «Квадрат Воскобовича». Или одна и та же игра имеет разные правила для детей разного возраста: «Геоконт».

Рассказывание сказок с помощью квадрата В. В. Воскобовича

Айгуль Зайнутдинова
Рассказывание сказок с помощью квадрата В. В. Воскобовича
Рассказывание сказок с помощью игрового квадрата В. В. Воскобовича.
Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. Квадрат может быть двух и четырехцветным.

Складывая квадрат можно познакомить детей с геометрическими фигурами,такими как : квадрат, прямоугольник,треугольник и их свойствами. Играя с квадратом у детей развивается воображение, внимание, логика, мышление, память. Так же игры с квадратом Воскобовича способствуют развитию речи детей. Обыгрывая квадрат Воскобовича дети сочиняют свою историю.

Нашей целью является познакомить детей с квадратом Воскобовича; развивать мышление, воображение, речь используя инновационные технологии.

Начиная работу с квадратом Воскобовича мы сделали акцент на рассказывании знакомых сказок с помощью квадрата (Теремок, Золушка)

, а так же предложили детям по фантазировать с
квадратом и сочинить свою сказку.
Мы начали работу с квадратом В. В. Воскобовича со средней группы, но считаем, что его можно использовать и для более младшего возраста. Работая с квадратом В. В. Воскобовича мы развивали воображение детей, давая им возможность по фантазировать, начало сказки предлагаем мы, а дети дальше по очереди ее продолжают. (например : Жил был квадрат и однажды он попал в лес) дети начинают фантазировать, что с квадратом могло в лесу произойти. Таким образом развиваются воображение, речь, дети раскрепощаются и не боятся, что они скажут, что то не правильно,ведь это их сказка.

Кроме того, что дети могут сочинить свою сказку. Так же работая с квадратом мы предлагаем рассказать уже знакомую сказку, например «Теремок»

в этом случае детям предлагаем схемы складывания
квадрата. Дети рассказывая сказку,складывают из квадрата домик, конфету и т. д. Таким образом развивается мелкая моторика рук.
Если в младшей и средней группе в основном дети рассказывают знакомые сказки с помощью квадрата В. В. Воскобовича, придумывая и изменяя сюжет сказки. То продолжая работу с квадратом В. В. Воскобовича в старшей и подготовительной к школе группе, мы предлагаем придумать и рассказать сказку про «Золушку»

, это знакомая
сказка,дети рассказывая ее могут изменить сюжет сказки. А затем дети самостоятельно придумывают и обыгрывают свою сказку используя квадрат В. В. Воскобовича. В развивающую среду нашей группы мы внесли квадраты В. В. Воскобовича изготовленные своими руками двух и четырех цветные. Дети имеют возможность брать квадраты и самостоятельно обыгрывать их.
Игровые квадраты В. В. Воскобовича мы используем не только для рассказывания сказок, а так же и в образовательной деятельности.

Считаем, использование квадратов В. В. Воскобовича благоприятно влияет на развитие детей дошкольного возраста, помогает развить воображение, мышление, мелкую моторику рук, речь.

«Сказочный урок» или знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» с применением прозрачного квадрата В. Воскобовича Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять её смысл. Задачи: Образовательные: Познакомить.

Конспект ООД по ФЭМП с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича в средней группе «Чудесные превращения квадрата» по теме: «Чудесные превращения квадрата по сказке В. В. Воскобовича «Тайна Ворона Метра, или Сказка об удивительных приключениях превращениях.

Конспект игровой ООД по ФЭМП с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича в средней группе «Путешествие в Цифроцирк» по теме: «Путешествие в Цифроцирк» совместно с родителями Цель: привлечение внимания родителей к интеллектуально-творческому развитию их.

Конспект НОД по ФЭМП «Деление квадрата на две равные части» Тема: «Деление квадрата на 2 равные части» Цель: формирование у детей позитивной мотивации к познанию, ФЭМП. Умение делить квадрат на две.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью картины-матрицы» Цель: формирование умения рассказывать сказку с помощью картины-матрицы. Задачи: Образовательные: формировать умение у детей рассказывать.

Конспект занятия по развитию речи «Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования» Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Конспект занятия «Три квадрата» «Три квадрата» Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,.

Рассказывание и моделирование сказок с использованием мнемотаблиц. ООД в средней группе «Сказочная путаница» ООД – в средней группе «Сказочная путаница» Рассказывание и моделирование сказок с использованием мнемотаблиц. Цель: Учить детей восстанавливать.

Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игр В. В. Воскобовича Квадрат Воскобовича – развивающая сказка для дошкольника. Большинство современных игрушек являются одноразовыми и бесполезными, они быстро.

Занятие по ФЭМП. Тема «В стране квадрата и треугольника» Занятие по ФЭМП. Тема: «Путешествие в страну квадратов и треугольников» Цель: учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник;.

Источник

Игры для детей от 2 лет

Некоторые игры подходят для детей с двухлетнего возраста. Всё дело в том, как использовать игру. Основная развивающая задача для крошек 2-4 лет – развитие мелкой моторики (движений пальчиков и руки в целом). Существует зависимость между развитием мелкой моторики и речью: чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше он говорит (а потом и пишет). Большинство игр Воскобовича развивают мелкую моторику. В игре «Геоконт» нужно надевать резиночки на штырьки, создавая разные формы, в игре «Квадрат Воскобовича» мелкая моторика развивается за счёт изгибов фигуры на жёсткой тканевой основе. В игре «Кораблик «Плюх-плюх» нужно надевать шероховатые разноцветные паруса-флажки на деревянные мачты-палочки, в играх-шнуровках «Ромашка» и «Конструктор букв» тоже задействована мелкая моторика и разная поверхность предметов. Игра «Чудо-крестики» для этого возраста подобна крупным пазлам: из цветных деталей складываются фигуры. Игра «Складушки» содержит диск с песенками. Она развивает речь детей этого возраста. Игры «Кубики Воскобовича» и «Конструктор букв» дают первое представление о буквах.

Игры

Автор предлагает рассматривать свои игры как комплекс занятий с 2 до 7 лет. Но на практике их можно использовать и отдельно, — большинство головоломок самостоятельны и не требуют дополнительных вложений. Покупка комплекта интересна только вариативностью занятий и расширением возможностей использования каждого элемента.

«Фиолетовый лес»

Основная среда для проведения занятий по методике Воскобовича. Основа из ковролина позволяет легко передвигать и размещать по пространству дополнительные элементы, к которым прикреплены липучки. Базовая комплектация рассчитана на знакомство ребенка с окружающей средой, изучение времен года, природных явлений.

Комплект базовых деталей соответствующий:

  1. деревья и разноцветные листочки;
  2. облака, солнце и луна;
  3. самые популярные животные леса;
  4. оформление для зон озера и леса.

На основу из ковролина преподаватель может крепить как готовые фабричные предметы и персонажей, увлекая ребенка в игру, так и самостоятельно выполненные. К процессу изобретения новых сюжетов и персоналий можно привлечь малыша. Достаточно закрепить на поделке липучку, чтобы самоделка стала обитателем фиолетового леса.

По мере взросления персонажи могут меняться, а пространство из лесного превратиться в комнату дошкольника. К Фиолетовому лесу производители предлагают купить не только картонно-деревянные фигурки, но и часы, технические устройства и сложные головоломки. База остается прежней. Рекомендованный возраст— 2-7 лет.

«Кораблик Плюх-плюх»

Пластиковый кораблик с пятью разноцветными мачтами. Мачты перфорированы, состоят из сегментов, надевающихся по принципу пирамидки. Игра предлагает продевать через отверстия разноцветные шнурочки — изучать в игре цвета, формы, размеры.

К самостоятельному комплекту приложена методичка, в которой собраны самые популярные авторские задания для головоломки для самых маленьких. Параллельно родители могут придумать неограниченное количество своих заданий или предложить, чтобы ребенок придумал задачу для педагога. Рекомендованный возраст — от года.

«Геоконт»

Геоконт Воскобовича — фанерная основа с закрепленными на ней опорами для шнуровки. Опоры подписаны, что позволяет давать задания воспроизвести не только конкретный рисунок, но и маршрут по своеобразной карте с отмеченными точками. Цветные резинки входят в комплект.

На основе Геоконта Воскобовича можно учить буквы и цифры, учить пространственному мышлению (отображать предметы с разных сторон и зеркально), проводить творческие занятия на рисование нетрадиционными материалами. Автор предложил несколько вариантов геоконта, рассчитанных на разные возрастные группы. Возраст от 3 до 7 лет.

«Квадрат Воскобовича»

Вечное оригами — головоломка из ламинированного картона. Из нанесенных на основу красных и зеленых треугольников ребенку предстоит складывать фигуры и предметы.

Игра развивает мышление, логику, мелкую моторику. Методичка с вариантами сборки входит в комплект. Рекомендованный возраст от 2 до 7 лет.

«Математические корзинки»

На основе комплекта с цифрами можно провести целый ряд занятий. Помощниками станут Цифрята из Фиолетового леса, которые после дождя собирают цифры-грибочки.

Ребенок изучает числа и порядок, тренирует устный счет и наблюдательность в игровой форме. Дополнительные элементы комплекта Ларчик можно приобрести отдельно, разнообразив процесс.

«Складушки»

Серия карточек с короткими стишками-потешками, по которым ребенок учится читать по слогам (складам). В этой игре автор модернизировал популярную методику обучения раннему чтению Н. Зайцева. Игра рассчитана на детей от 3 лет.

«Цифроцирк»

Комплект является частью Фиолетового леса — одной из его зон. Директор цирка — Магнолик. Он будет знакомить детей со счетом, формами, размерами. Дети будут сравнивать и искать общности, оперировать с простейшими математическими действиями.

Дополнения Цифроцирка:

  • Фонарики — размеры, формы, цвета;
  • Конструктор цифр — знакомство с математическими понятиями;
  • Лепестки — понятия цвета;
  • Планета умножения — запоминание таблицы.

Методичка с правилами организации занятий и популярными опорными сюжетами в комплект входит. Рекомендованный возраст — от 3 лет.

Игры для детей от 4-5 лет

Все вышеперечисленные игры подходят и для детей старшего дошкольного возраста, но играют в них по-другому. Цель этого возраста: познание мира и его законов в игре. Игра «Геоконт» даёт представление о цветах, величинах и формах, учит сравнивать фигуры по форме. Игры «Квадрат Воскобовича» и «Чудо-крестики» учат создавать модели по схемам. Игра «Кораблик «Плюх-плюх» даёт представление о разделении предметов по цвету и количеству. Игра «Складушки» учит делить слово на слоги, отличать гласные и согласные звуки. Игры «Ромашка», «Снеговик», «Яблонька» помогают с помощью шнуровки складывать из букв слова, а игра «Конструктор букв» даёт возможность запомнить сами буквы. Игра «Математические корзинки» даёт понятие о составе числа (нужно добавить грибы в корзинку до десятка), готовит ручку к школе (малыш обводит и штрихует, разукрашивает грибы). Игра «Теремки Воскобовича» — уникальный тренажёр по обучению чтению. В основу положены слоги, а не буквы, как в традиционных кубиках.

Игра «Читайка на шариках» закрепляет навыки чтения. В зависимости от линии сгиба можно читать короткие (из 2 букв) или длинные (из 6 букв) слова (до 130 слов в игре). Игра «Чудо-цветик» даёт начальное понятие дробей (части от целого), учит различать цвета.

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология «Сказочные лабиринты игры» – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение со взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно – читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Сказки в технологии «Сказочные лабиринты игры» — авторские.

«Сказочные лабиринты игры» является чисто игровой технологией (авторские сказки; большое количество предметных игр, направленных на различные аспекты детского развития — математика, конструирование, подготовка к чтению; совместные игры детей и взрослых), и это является ее отличительной особенностью.

Сказки Фиолетового леса

«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».

Это начало сказки «Малыш ГЕО, ворон МЕТР И Я» (зашифрованное слово ГЕОМЕТРИЯ) к игре «Геоконт», где впервые появился Фиолетовый Лес Воскобовича. Спустя несколько лет развивающая среда «Фиолетовый Лес» появилась во многих городах России. Эти «леса» очень разнообразны: их делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Создается, по сути, развивающая сенсомоторная зона. Ребенок в ней действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи – Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Игры для детей младшего и среднего школьного возраста

Это те же самые игры, только пользуются ими по-другому. Игра «Геоконт» знакомит с такими математическими понятиями, как система координат. «Квадрат Воскобовича» бывает двухцветным (для малышей) и четырёхцветным (такой подойдёт и школьникам). Предназначена для детей постарше игра «Планета умножения».

Все без исключения игры Воскобовича развивают интеллект, логическое мышление и мелкую моторику. Поэтому по остальным развиваемым качествам игры (их около 40) можно поделить на три группы: развивающие пространственное мышление, навыки счёта и чтения. Большинство игр продаётся в двух вариантах: со сказкой и без. Отказываясь от сказки, родители многое потеряют, потому что именно сказка, как и игра, делает обучение незаметным и непроизвольным для дошкольников. Но от этого оно не становится менее значимым для родителей.

Творчество

Еще одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Способы реализации технологии «Сказочные лабиринты игры»

Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. Единственные трудности, с которыми сталкивается педагог – это стереотипы собственного поведения. Игра не предполагает в отношениях «взрослый-ребенок» доминирования взрослого над ребенком; она диктует партнерские отношения. Разве раньше в наших детских садах воспитатель был партнером ребенка? Не был, и по многим причинам. Это и слишком «многодетные» группы, это и педагогические постулаты, которым приходилось следовать.

В дошкольных учреждениях, работающих по нашей технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]