Интересные факты о птицах для детей: описание и повадки


Общие факты о птицах

Ученые из Гарвардского университета во время масштабного исследования установили, что птицы являются близкими родственниками динозавров. Ученые считают, что способность к полету помогла им выжить во времена вымирания остальных ящеров. Далее расскажем об интересных фактах про птиц для детей.

Кости птиц полые внутри и наполнены воздухом. Уникальная биологическая особенность облегчает вес тела птицы, поэтому они способны летать. Челюсти птиц не имеют зубов, зато у них есть две гортани, с помощью которых они способны издавать приятные мелодичные звуки. Птицы способны петь с самого рождения — так они общаются между собой, предупреждают друг друга об опасности и охраняют свою территорию. Известно, что температура тела птиц выше человеческой на несколько градусов.

В настоящее время известно почти 11 000 различных видов птиц. О некоторых интересных фактах для детей из жизни птиц мы поговорим в следующих главах нашей статьи.

Колибри

Самым маленьким видом птиц в мире является колибри-пчелка. Длина ее тела не превышает 6 см, весит крошка всего 2 грамма. Ареалом их обитания является остров Куба. Сейчас мы подробнее расскажем об интересных фактах для детей о птицах этого вида.

Биологическое строение организма колибри очень интересно. Например, известно, что у них раздвоенный язык, который помогает этим миниатюрным птицам лакомиться нектаром. Сердечная мышца колибри занимает почти половину длины их тела, так как при полете они развивают скорость до 79 км/ч, а частота взмахов крыльев обычно составляет 50-80 в секунду.

Примечательны некоторые особенности полета этих миниатюрных птичек. Например, это единственные птицы, которые способны зависать в воздухе и летать задом наперед. Такие маневры требуют немалых энергетических затрат, поэтому к концу дня колибри съедают объем пищи, который превышает их собственный вес.

Колибри — это потрясающе красивые птицы. Они отличаются радужным окрасом оперения, часто с металлическим блеском. На Кубе существуют специальные места, где туристы могут покормить колибри и полюбоваться этими прекрасными созданиями природы.

Конспект занятия в старшей группе на тему: Птицы

Конспект занятия. Тема: «Поговорим о птицах»

Конспект предназначен для воспитателей ДОУ.
Цели занятия: • углубить и расширить знания детей о птицах; • объяснить причину перелетов птиц; • учить отличать птиц от других животных; • обогащать и активизировать речь детей; • Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание помогать птицам в трудный для них период. Предварительная работа: • наблюдение за птицами на прогулке; • рассматривание иллюстрации с птицами; • разучивание подвижной игры «Птицелов»; • загадывание загадок • чтение художественной литературы о птицах.
Ход занятия:

— Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии. Загадывание загадки: «Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать. Нас зимой вы подкормите. Дети, кто мы? назовите». (птицы) — Каких птиц знаете? (дети по очереди называют по одной птице) — Молодцы, много птиц знаете. Значит, вам не трудно будет
отгадать мои загадки. 1. Как бы мне пошла корона! — Важно каркнула (Ворона) 2. Кто без нот и без свирели лучше всех наводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей) 3. Хочет — прямо полетит, Хочет — в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт.(Жаворонок) 4. Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова). 5. Стучу — голова болит, А не стучу — голодный. (Дятел). 6. Живёт в лесу, Ухает как разбойник, Люди его боятся, А он людей боится. (Филин). 7. Всё время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) 8.Пёстренькая птичка В чужое гнездо снесла яичко. (Кукушка). 9. Летом за пахарем ходят, А под зиму с криком уходят. (Грачи). 10. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад — Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это… (Цапля). 11. И петь не поёт, И летать не летает, За что же тогда Его птицей считают? (Страус). 12. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?.. (Соловей). 13. Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока) — А что произойдёт, если у нас не будет птиц?(ответы детей) — Что мы можем сделать, чтобы птицы не исчезли? Как мы можем им помочь?(построить скворечники, сделать кормушки и т.п.) Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря Всегда, в любое время года Берегите всяких птиц, друзья. — С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой: Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел, Аист крыльями полощет – Улетает, улетел. Лист качается узорный, В синей луже на воде. Ходят грач с грачихой черные В огороде, по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи, Улетают, улетели, улетели и грачи. — Ребята, о каких птицах это стихотворение? (о перелетных) — Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными. — В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие. — Давайте попробуем полетать, как птички Физминутка. Летели птички Собой невелички. Как они летели Все люди глядели. Как они садились Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели Песенки запели. — А когда вернутся птицы? (весной) — Поиграем в игру «Прилетели птицы!» и узнаем, какие птицы прилетят к нам весной. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и, если услышите слово, называющее не птицу, то нужно захлопать в ладоши. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… (дети хлопают, мухи) А мухи – это кто? (насекомые) Прилетели птицы: Голуби, синицы. Аисты, вороны, Галки, макароны! (дети хлопают, макароны) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. (дети хлопают, ужи) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны, Майки и орланы. Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. (дети хлопают, окуни -рыба) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.(дети хлопают, корова — зверь) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи Комары, кукушки… (дети хлопают, комары — насекомые) Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! — Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок. — Ребята, а какие вы знаете сказки, где встречаются птицы?(ответы детей, воспитатель дополняет) — Я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов». Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят: В лесу, во лесочке, На зеленом дубочке, Птички весело поют. Ой! Птицелов идет! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу. — Не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются? (зимующие, оседлые) -Каких вы знаете зимующих птиц? (перечислят зимующих птиц нашего края). — А почему говорят, что зима трудное время для птиц? (ответы детей) — Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы детей) — Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы детей) — Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело. Релаксация. — Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз) — Ветер поднялся, все труднее птицам лететь! — Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки) — Очень трудно птицам. — Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее холодного дождя. — Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети ложатся на живот, руки в стороны) — Так устали наши птички, что не пошевелиться им! — Согрелись наши птички. Высохли перышки. — Крылья отдыхают. Согрело солнышко крылья, стали они теплыми. — Ножки отдыхают. Солнышко и ножки согрело, стали ножки теплыми. — Спинки отдыхают. И спинки согрелись, стали теплыми. — Головки согрелись, и они теплыми стали. — Так хорошо нашим птичкам отдыхать. — Спасибо, вы сегодня хорошо поработали. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство» Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе

Африканский страус

Самым большим видом птиц в мире является африканский страус. Из-за особенностей биологического строения страус не способен летать, зато взрослые особи способны развивать скорость при беге до 70 км/ч. Размеры этих птиц поражают: высота достигает 280 см, а масса тела — 120 кг.

Ареал обитания страусов охватывает практически всю Африку. Питаются они в основном растительной пищей. Страусы ведут оседлый образ жизни, встречаются небольшими группами, куда обычно входят один самец и несколько самок.

Благодаря отличному зрению, страусы обозревают территорию и стараются покинуть ее прежде, чем появятся хищники.

Заботу о потомстве полностью берет на себя самец. После того, как самки отложили яйца в специальную ямку, которую он предварительно вырыл в грунте, самец начинает их высиживать. Когда потомство вылупляется, образцовый родитель защищает его от хищников и прячет под своими крыльями, оберегая от солнца.

Киви

Птица киви — это единственный вид птиц во всем мире, который не имеет крыльев, а их перья своим видом больше напоминают шерсть. Ареалом обитания удивительных птиц является Новая Зеландия. Далее расскажем об интересных фактах для детей о птицах — киви.

Киви проявляет активность в ночное время суток, днем же предпочитает прятаться в норе. Птицы этого вида всегда имеют несколько убежищ, которые меняют изо дня в день. Питаются киви ягодами, насекомыми и мелкими ракообразными. Этот вид птиц является моногамным. После создания пары самка сносит яйцо, высиживанием которого занимается самец. Родители не заботятся о потомстве и после вылупления птенца покидают гнездо.

Следующие главы статьи посвящены интересным фактам о зимующих птицах для детей.

Зимующие птицы

Формирование экологической культуры начинается с воспитания бережного отношения к природе и населяющим её животным. Особенно в поддержке человека в это время года нуждаются зимующие птицы. Дошкольников необходимо познакомить с пернатыми, а потом рассказать и показать, как помочь им перезимовать.
Цели
: формировать у детей экологическую культуру, прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи

:

Развивающие

:

  • Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.

  • Совершенствовать диалогическую речь.

Воспитательные
:

  • Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
  • Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Образовательные
:

  • Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах.
  • Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Материалы
: картинки и фотографии зимующих птиц, аудиозаписи с пением птиц, кормушка, корм для птиц.

Ход занятия

Воспитатель
. Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, узнаем, чем они питаются, как живут. Но вначале мы отправимся на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.

Первый ребёнок

. (
Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением синицы и читает стихотворение
.)

Пусть снег вокруг искрится И зимний ветер злится — Поёт не уставая Синица расписная. (Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску

.)

Воспитатель

. Послушайте, как синичка поёт. (
Дети слушают аудиозапись
.) Синица — небольшая птичка с жёлтеньким брюшком и с чёрной шапочкой на голове. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Второй ребёнок

. (
Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением снегиря и читает стихотворение
.)

Алой кисточкой заря Красит грудку снегиря, Чтоб в морозы и в пургу Не замёрз он на снегу. (Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску. Затем дети слушают, как поёт снегирь

.)

Воспитатель

. Снегирь — самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Третий ребёнок

. (
Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением сороки и читает стихотворение
.)

Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. Может, в них и мало прока. Но горда собой сорока. (Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску. Дети слушают, как она «трещит»

.)

Воспитатель

. Сорока-белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная: увидит что-нибудь блестящее — монетку или стёклышко — и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в своё гнездо.

Четвёртый ребёнок

. (
Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением вороны и читает стихотворение
.)

Особа всем известная, Она — крикунья местная. Увидит тучку тёмную, Взлетит на ель зелёную И смотрит, словно с трона, ворона… (Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску. Дети слушают, как она каркает

.)

Воспитатель

. Ворона — очень важная и горластая птица. Вороны бывают или полностью чёрного цвета, или чёрно-серого. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда играет роль сторожа, предупреждая остальных


об опасности.

Пятый ребёнок

. (
Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением дятла и читает стихотворение
.)

Дятел — врач лесного царства, Дятел лечит без лекарства. Лечит липы, клёны, ели, Чтоб росли и не болели. (Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску. Дети слушают, как он стучит

.)

Воспитатель

. Дятел большую часть времени сидит на стволе дерева и стучит по нему клювом, извлекая насекомых. Дупло в стволе служит ему гнездом.

Шестой ребёнок

. (
Выходит вперёд, держит в руках картинку с изображением воробья и читает стихотворение
.)

Чик-чирик, чик-чирик! Воробей скачет по дорожке, Собирает хлебные крошки. По ночам кочует, зёрнышки ворует! (Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Дети слушают, как он чирикает

.)

Воспитатель

. Воробей — весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Впрочем, как и доверчивые голуби, которые тоже остаются с нами на зиму. Как воркуют голуби? (
Гру-гру
.)

Воспитатель

. Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её
.) Как можно назвать этих птиц одним словом? (
Зимующие
.) А сейчас давайте поиграем.

Игра «Какой птички не стало?»

Ход
. На доске — пять-шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»? Дети смотрят и отвечают.

Воспитатель

. Зима — очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (
Сделать кормушку и подкармливать птиц
.) Вы знаете, что на нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады и парки.

Воспитатель

. Важно ещё знать, что еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма им пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, арбуза. Воробьи, например, клюют овёс и пшено, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. И только вороны — всеядные птицы.

Воспитатель

. Ребята, а вы хотите покормить птиц? Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую — воробьи. Чем же их кормить? Кто мне поможет? (
Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитает птица
.) А теперь пора поиграть.

Игра «На кормушке»

Ход
. На столе лежат картинки птиц, дети походят, берут ту птицу, которая им понравилась, и садятся на своё место. Воспитатель читает стихотворение, и та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на кормушку — садится на магнитную доску.

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краёв Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье.

Воспитатель

. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке? (Дети перечисляют.) А как их назвать одним словом? (
Зимующие
.) (
В конце занятия дети, по просьбе воспитателя, рассказывают, что им больше всего понравилось делать и что нового и интересного они узнали
.)

Юлия Горбунова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №1», г. Старица

Дятел

Дятлы распространены практически повсеместно. Они ведут оседлый образ жизни. Питаются дятлы насекомыми и их личинками, которые добывают из-под коры деревьев. Далее расскажем подробнее об интересных фактах для детей о птицах этого вида.

Скорость удара клювом дятла достигает 25 раз в секунду. Биологическое строение птицы полностью адаптировано для такого образа жизни. Стоит отметить, что, добывая пропитание, дятлы намеренно выбирают больные деревья благодаря отличному слуху.

В холодное время года птицы питаются орехами, семенами и желудями. Иногда в поисках корма перебираются из лесных массивов поближе к жилищу людей.

Самцы дятлов выбирают дерево и занимаются подготовкой гнезда, куда самка отложит яйца, которые будут высиживать оба родителя. Птенцы дятлов появляются на свет полностью беспомощными, и родители выкармливают их на протяжении 20 дней.

Занятие по экологии «Здравствуйте, птицы!»

Птицы – могучий источник познания. Они являются важным фактором поддержания биологического равновесия. Общение с птицами облагораживает человека, делает его чутким, может служить богатым материалом для развития эстетических чувств, сенсорного воспитания, способствует формированию характера и интереса. Чтобы постичь искусство общения с птицами, здесь никак не обойтись без экологических знаний. Ведь неправильные представления, что служат причиной недоброжелательного отношения к птицам, это наносит не только вред птицам, но и действует на психику детей, ожесточает их. Исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Знания мы даём в форме природоохранных акций и занятий с детьми.
Здравствуйте, птицы!

Занятие по экологии в подготовительной группе.

Задачи:

  • Формировать знания детей о птицах.
  • Развивать сопереживание к бедам птиц, желание бороться за их сохранность.
  • Воспитывать любовь к птицам через прямое общение с ними, воспринимая их многообразие.

Материал: ковролин, муляж дерева, куриное яйцо, лупа, иллюстрации с птичьими кладками, картинки с изображением птиц, корзинка, листочки с загадками о птицах, магнитная доска, шляпа для игры, скворечники.

Предварительная работа:чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, изготовление вместе с родителями скворечников.

Ход занятия

Актуализация знаний по теме «Весна»

На ковролине дерево, на нём птицы. Звучит в записи птичья трель.

Набухают быстро почки, Появляются листочки. Всюду гомон, птичья трель, Это к нам пришёл апрель. — Это к нам пришёл апрель. Пришла весна. А какие чудеса происходят весной: снег превращается в воду, повсюду журчит вода, бегут потоки, сосульки от тепла тают, отрываются льдины (а это опасно?), набухают почки, появляются первоцветы и т.д. Но самое главное чудо – это то, что именно весной, одни птицы возвращаются, принося весну на своих на своих крыльях, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу (прослушивание в записи пение птиц).

Игра «Хорошо – плохо»

— Что хорошего в том, что птицы улетали от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых краях насекомые водятся круглый год). — Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц; не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги; без птиц скучно и тихо).

Беседа по теме «Перелетные птицы»

— Разнообразен птичий мир! Очень интересен и ярок весенний парад пернатого населения! Радуясь весне и теплу, они улучшают настроение нам своими птичьими песнями. Так пусть же всегда будет много, ведь им не тесно в воздухе. — Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род). Прилетев, птицы занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т.д. Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них. — А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самочка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.

Рассматривание иллюстраций с птичьими кладками.

— Посмотрите, какие кладки яиц. Что между ними общего? Чем они отличаются? Как вы думаете, из чего они сделали? Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?

Познавательная деятельность детей. Ознакомление со строением яйца.

— Зачем нужны яйца? А чьё яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы). Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца есть скорлупа. Какая она? Давайте с помощью лупы рассмотрим скорлупу. У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, (рассмотреть его) который от тепла будет развиваться, развившись этот зародыш превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. А все ли яйца так устроены? Можем мы пойти в лес и проверить яйца птиц? Почему? Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.

Работа над содержанием стихотворения

— Я нашла гнездо лесное, Маленькой пёстрой птички, Свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, Прикинулась птичка больною, Крыло волочила, металась, В густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, И сколько в ней было силы. — Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут).

Ознакомление с правилами поведения в лесу.

— В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.

Не разорять птичьи гнёзда! Не брать птенцов из гнезда! Не ломать ветки! Солнце ласково смеётся, Светит солнце горячей. И в овраге звонко льётся Разговорчивый ручей. После зимней тишины После стужи зимней, Из – за гор, из – за морей Прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели. Сможете отгадать, как их зовут.

Игра «Отгадай птицу»

На столе карточки с изображением птиц, в корзинке листочки с загадками о птицах. Картинку – отгадку прикрепляет к магнитной доске ребёнок.

Звонко – звонко распеваю, Воротившись с юга в срок. А вот песни занимаю Даже у сорок. (скворец)

Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (кукушка) Верещунья – белобока А зовут её… (сорока)

Птичка невеличка, ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок, Получается — прыжок. (воробей)

Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой. (дятел)

— Ребята, хотите полетать, с птицами поиграть? Игра «Птицелов»

С помощью считалки выбирается водящий, одевается ему шляпа. Считалка: Тили – тели, птички пели, Взвились к небу, полетели. Стали птички гнёзда вить Кто не вьёт – тому водить.

Птицелов по голосу должен определить, какую птичку «поймал». Дети идут по кругу и произносят слова: В лесу во лесочке На зелёном дубочке Птицы весело поют. Ай, птицелов идёт? Он в неволю нас возьмёт. Кар – кар – кар! (ворона) Чик – чирик, чив – чив! (воробей) Синь – синь – синь! (синица) Чай – пить, чай – пить! С сахаром (дрозд) Пять – пять, пять – тетеревей (рябчик) Юла – юла – юла! (жаворонок) Чижик – чижик, ча – ча – ча! (скворец) Витю видел? Ты Витю видел? (чечевица)

Знакомство детей с приметами

Наблюдая за птицами, мы также можем определить, какая будет погода. Одну из птиц, предсказывающую погоду, мы можем назвать, решив ребус.

Если эта птица летит низко, значит, будет дождь.

Лас (точка)

Ещё, какие приметы, вы знаете.

Воробьи собираются в густой листве деревьев и шумно митингуют – к ясной погоде.

Голуби разворковались – к ясной погоде.

Птицы хохлятся – к дождю.

Кукушки дружно закуковали – к ясной погоде.

Воробьи купаются в пыли – к дождю.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде.

Беседа «Сохраним птиц»

— Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.

Чтоб от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря, Всегда, в любое время года, Берегите птиц друзья! Что значит беречь птиц?

Рассматривание скворечника

— Посмотрите ребята, какие замечательные домики сделали ваши папы. Ведь птицы уже спешат к нам с юга. Скворушки, трясогузки и синички с воробышками, поселятся в них. Выстелят их мягким пухом, мхом, травинками и отложат свои яйца. А из яиц появятся маленькие скворчата, воробьята и будут целыми днями они летать, искать, таскать своим птенцам червяков или гусениц. За день один скворец делает до 200 вылетов. И сегодня в день весенний, Справим птичье новоселье. Эти домики все вместе, На берёзах мы развесим. Мы, ребята – дошколята Приглашаем всех пернатых, Прилетайте, кто захочет. Мы вас любим очень – очень.

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин. Он принёс телеграмму от птиц:

«Ребята, развешайте, пожалуйста, с родителями на веточках деревьев и кустов – вату, тряпочки. Мы этим материалом утеплим свои гнёзда».

Практическая работа на улице

Вместе с детьми и родителями уходим развешивать домики для птиц и вату.

Автор: Яковченко Нина Стефановна воспитатель — эколог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №41 «Уголёк» Кемеровская область город Междуреченск Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Синица

Синицу легко узнать по яркому оперению — ярко-желтому брюшку, черной голове, белым щечкам и длинному хвосту. Распространены синицы на всей территории Европы. Далее расскажем подробнее об интересных фактах для детей о птицах — синицах.

Синица обладает богатым музыкальным репертуаром — ученые выделяют несколько десятков различных звуковых вариаций.

Самка занимается строительством и обустройством будущего гнезда, высиживанием потомства. В это время самец приносит ей еду. После того, как птенцы появляются на свет, их вскармливают оба родителя.

Питаются синицы насекомыми, семенами и плодами. Эти птицы очень полезны, потому что их главной функцией является уничтожение лесных вредителей.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что зимующим птицам очень сложно добывать еду в холодное время года, поэтому необходимо им помогать: самостоятельно сооружать кормушки для птиц или пополнять запасы еды в готовых кормушках, которые наверняка расположены в парковых зонах вашего города.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]