Проектно-исследовательская работа «Бумага: история, свойства, виды, применение м получение».


Проектно-исследовательская работа «Бумага: история, свойства, виды, применение м получение».

Технологическая схема производства бумаги состоит из нескольких процессов. Все стадии бумагоделательного производства выполняются на высокопроизводительных машинах.

1. Приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы).

Получение целлюлозы связано с механической переработкой древесины и затем проведение химических реакций с опилками.

Размол и смешение.

Хвойные деревья измельчают до мелких опилок. Эти опилки помещают в кипящий раствор, содержащий NaHSO4(гидросульфид натрия) и SO2 (сернистый газ). Кипячение проводят при высоком давлении много часов. При этом в растворе происходит химическая реакция, в результате которой получается вещество гемицеллюлоза и вещество лигнин (смесь ароматических у/в), а также основной продукт реакции – чистая целлюлоза, которая выпадает в виде осадка.

Дальше осадок измельчают при помощи роллов, в результате чего получаются частицы целлюлозы около 1 мм. А когда такие частицы попадают в воду, то сразу набухают и образуют взвесь волокон целлюлозы в воде — тёмно-коричневую пульпу. Впоследствии эта пульпа отбеливается.

Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать ей гидрофобные свойства, в бумажную массу вводят отбеленный и измельченный каолин, клей, подцветку и смешивают всё в нужных пропорциях.

Проклейка.

Назначение проклейки — придать бумаге или картону

ограниченных впитывающих свойств по отношению к воде, чернилам, типографской краске и другим жидкостям и улучшение многих других физико-механических свойств.

Для проклейки применяют гидрофобные (водоотталкивающие) вещества. Это может быть крахмал, животный клей, канифоль, выделяемая из смолы хвойных древесных пород, или специальный готовый клей. Эти вещества обволакивают целлюлозные волокна, что придаёт им влагонепроницаемость и механическую прочность.

Наполнение

— это введение в композицию бумаги минеральных веществ-наполнителей для улучшения ее качества и экономических показателей. Это имеет следующие цели: снижение себестоимости бумаги, повышение её белизны, увеличение гладкости поверхности бумаги, уменьшение непрозрачности, увеличение мягкости и пластичности, снижение объемной массы, пористости и, следовательно, впитываемости типографских красок и т. п.

Одним из старейших наполнителей является каолин – землистая масса, близкая по составу к глинам или тальк – соединение из класса силикатов. В качестве наполнителя для улучшения печатных свойств, для повышения белизны, гладкости, мягкости и непрозрачности бумаги применяют мел CaCO3 (карбонат кальция), потому такие бумаги и назвали мелованными. Для увеличения прочности бумаги во влажном состоянии добавляют мочевино- и меламино-формальдегидные смолы. Диоксид титана TiO2 используют в производстве мелованных бумаг. Оксид цинка ZnO используется как наполнитель для специальных видов бумаги.

Экспериментально-исследовательский проект «Удивительный мир бумаги».

Ход занятия:

Воспитатель: Предлагает детям отгадать загадку:

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная… (бумага)

— Да, ребята, сегодня наше занятие посвящено бумаге. Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на берестяных грамотах. Первая бумага появилась в Китае. Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т.д.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем-то заменить бумагу? (ответы детей).

Я вам расскажу как делают бумагу. Дело в том, что бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т.д. Подойдите к доске, я покажу вам схему производства бумаги. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Ребята мы с вами узнали процесс производства бумаги, поняли, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выкидывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. (Дети по очереди трогают бумагу, лежащую в «ящике ощущений», определяют ее на ощупь и описывают свойства). Предлагаю вам смять бумагу (мнется), разорвать (рвется, непрочная), положить в миску с водой (размокает). А сейчас я вам покажу как бумага горит. Мы с вами узнали, что бумага непрочная, она мнется, рвется, горит и размокает. Вы уже хорошо знакомы со свойствами бумаги, и я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого нам нужен герой – бумажный человечек. Я предлагаю выбрать одного из вас. Наденем на него бумажный колпак, бумажную накидку. Представим, что наш герой попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать нашему герою, сделанному из бумаги? Может ли он переплыть речку?, А перепрыгнуть через костер? Вот посмотрите – это карта опасностей. Наш герой попытается по ней пройти, а мы будем помогать ему. На карте нарисованы «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться наш бумажный человечек. Задача нашего героя пройти по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему. Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет?».

Проект ‘Бумага в жизни современного человека’

Тема проекта:

«Бумага в жизни современного человека»

Объект исследования: бумага

Актуальность: мы перестали ценить и беречь такую необходимую вещь как бумага. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Лес нужно спасать уже сегодня.

Цель работы: выяснить много ли бумаги использует человек в современной жизни

Задачи:

  • 1. Исследовать в каких отраслях жизни человек использует бумагу;
  • 2. Выявить необходимость бумаги в повседневной жизни современного человека;
  • 3. Исследовать тему изобретения бумаги;
  • 4. Понять технологию ее производства;
  • 5. Решить как сохранность леса взаимосвязана бережным отношением к бумаге;
  • 6. Совершенствовать умение работать с информацией, её анализ, формирование собственных мнений, суждений, выводов.
  • 7. Научиться представлять полученный материал в электронном виде.

Мы предположили, что в современной жизни люди стали меньше пользоваться бумагой, так как предпочитают пользоваться интернетом, электронными книгами. В тоже время мы заметили, что в нашем классе за один день собирается целый пакет бумажного мусора. А в среду и пятницу, когда у нас уроки ИЗО технологии бумажного мусора собирается значительно больше. Значит мы все таки пользуемся бумагой, и она нам необходима? Тогда почему мы так нерационально и бесхозяйственно ее используем? Почему столько бумаги идет в отходы? Мы решили разобраться в этой проблеме.

В ходе работы над проектом мы поставили перед собой цель:

  • Много ли бумаги использует человек в современной жизни

Для достижения цели мы:

  • 1. Исследовали в каких отраслях жизни человек использует бумагу;
  • 2. Выявили необходимость бумаги в повседневной жизни современного человека;
  • 3. Изучили тему изобретения бумаги и технологию производства;
  • 4. Попытались решить как сохранность леса взаимосвязана с бережным отношением к бумаге.

В нашей жизни есть вещи, предметы, которыми мы пользуемся каждый день, без которых не мыслима наша жизнь. Но в жизненной суете мы зачастую забываем о значимости таких вещей, перестаем их ценить и беречь.

В век компьютерных технологий, когда вся информация храниться в электронном виде, на цифровых носителях, разве современный человек пользуется бумагой? Представьте себя, современный человек действительно пользуется бумагой и в огромных количествах. Мы попытаемся убедить в необходимости бумаги в жизни современного человека.

Все документы, в том числе и самый первый наш документ, свидетельство о рождении, выполнены на бумаге. Каждый согласится, что человек не может прожить без документов. Далее человек еще не может ни говорить, ни сидеть, а ему уже начинают читать первые книжки, он знакомится со своими первыми авторами. Через несколько месяцев он уже начинает рассматривать красочные картинки в книжках. Затем ему купят его первый альбом, в котором он сделает свой первый шедевр. А впереди детский сад и школа, и ему покупают в огромных количествах тетради, альбомы, блокноты, картон, цветную и писчую бумагу. Ведь без этого ребенок не можем учиться.

Возможно изделия из бумаги нам нужны только тогда, когда мы учимся. Ничего подобного! Практически каждый день мы пользуемся газетами, журналами, учебниками, учебными пособиями. Все это изготовлено из бумаги. А кто-то до сих пор предпочитает читать настоящие книги, а не электронные. И это тоже бумага. Есть конечно в современном мире люди, которые предпочитают читать электронные книги и пользоваться Интернетом, но и в этом случае мы все равно пользуемся бумагой. Кассовый чеки в магазине, билеты в общественном транспорте, билеты в театр, в кинотеатр, на выставки, в музеи выполнены на бумаге. Даже денежные купюры выполнены на специальной бумаге. Кроме этого бумага служит упаковочным материалом для множества товаров. Это продукты питания и медикаменты, канцтовары и электронная техника, обувь и одежда, посуда и мебель, игрушки и бытовая техника, упаковочная бумага для подарков и подарочные пакеты и многое другое. Каждый из нас пользуется этими товарами каждый день, соответственно пользуются бумагой. Бумага например используется в строительной промышленности. Это в первую очередь обои, которые изготавливаются на бумажной основе.

Почтовая продукция так выполнена из бумаги, это конверты, марки, открытки, календари, коробки для посылок и бандеролей. В нашу жизнь вошла реклама. Рекламные буклеты, каталоги товаров, и другая рекламная продукция печатается так же на бумаге.

И на последок, для скептиков, которые скажут, что они пользуются Интернет магазинами, и рассчитываются безналичными средствами, мы оставила средства гигиены, которые выполнены так же из бумаге, и которыми каждый человек пользуется каждый день. Никто не будет отрицать, что он ежедневно пользуется туалетной бумагой, салфетками, бумажными носовыми платками, бумажными салфетками.

Таким образом, исследовав различные сферы человеческой жизни, мы убедились, что бумажной продукцией современный человек пользуется ежедневно. Это очень удобно, во многом делает нашу жизнь комфортней и удобней.

Ценность бумаги состоит не только в ее необходимости в жизни человека, но и в том, что бумага является экологически чистым материалом. Процесс переработки бумаги в естественной природе составляет от нескольких минут до нескольких месяцев, в зависимости от вида и плотности бумаги. Таким образом, пользуясь бумагой, а не синтетическими материалами, мы не загрязняем окружающую среду, так как природа в состоянии самостоятельно переработать бумажные отходы.

В ходе работы над проектом мы убедить в пользе, важности и необходимости бумаги в нашей жизни.

Еще в древние времена у человека возникла необходимость в материале, на котором можно было бы писать. Накапливая жизненный опыт человек понимал, что его необходимо передать следующим поколениям. Поэтому люди искали материал, который бы служил накопителем информации. Сначала люди писали на камнях, на глиняных пластинах, на деревянных дощечках, на коже, на бересте. Бумага была изобретена в Китае во IIвеке н.э. Всем известно, что бумага производится из древесины. Но так было не всегда. Первоначально бумагу изготавливали из волокон бамбука, стеблей некоторых трав и старого тряпья. Многие годы процесс изготовления бумаги держался в строжайшем секрете и был известен только на Востоке. И только в 704 году процесс изготовления бумаги попал в Европу.

В России первая бумажная фабрика появилась в 1564 году. Процесс изготовления бумаги трудоемкий и длительный. Чтобы вырос лес, пригодный для производства бумаги потребуется не один десяток лет. Для производства бумаги на современной бумажной фабрике каждый день требуется спилить небольшую рощу. Затем с бревен сдирают кору, дробят на щепки. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту. Затем полученную массу отбеливают, дробят на волокна и отправляют в бумагоделательный цех. К бумажному сырью добавляют вещества, их присутствие в писчей бумаге отталкивают влагу. После этого бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители и пигменты. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. На сеточном участке начинается образование бумажного волокна. Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. После чего сырая бумажная лента проходит ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые паром, высушивают ее, третьи полируют И наконец готовая бумага наматывается в огромные рулоны. Таким образом переходя из машины в машину дерево превращается в бумагу.

Вы убедились, что процесс производства бумаги требует много ресурсов и человеческого труда. Для этого производства расходуется очень много электроэнергии и воды. И самое главное, сырьем для изготовления бумаги служат живые деревья. Мы призываем каждого беречь бумагу, экономно ее использовать, не выбрасывать понапрасну. Кроме того существуют пункты приема макулатуры (использованной бумаги), которая идет на переработку и из нее вновь изготавливают бумагу. Экономно используя бумагу, мы таким образом бережем лес. А как вы знаете леса это наше богатство, это зеленые легкие нашей планеты.

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что человек в современной жизни использует бумагу ежедневно во всех отраслях жизни. Потребность в бумаге увеличивается, соответственно запасы древесины уменьшаются, уменьшается количество лесов. Мы пришли к выводу, что нужно бережно относиться к бумаге. Тем самым мы сохраним леса от вырубки и атмосферу от загрязнения.

Мы продолжили исследование в этом направлении и в настоящее время работаем над проектом «Как экономно использовать бумагу».

Исследовательская работа «Польза бумаги в нашей жизни»

Слайд 1

Польза бумаги в нашей жизни . Исследовательская работа Макаровой Алёны 4 «В» класс МБОУ гимназии№1 Руководитель: Яковлева Лариса Юрьевна

Слайд 2

Я люблю рисовать , раскрашивать, делать различные аппликации. В школе мы пишем в тетрадях, в дневник записываем домашнее задание. В классный журнал учитель ставит оценки! Современный человек не мыслит себя без бумаги! Совсем порой и не задумываемся , как мы бесконечно много ее тратим!

Слайд 3

СТОП! ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ЕЕ НЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ? СТРАШНО ДАЖЕ ПОДУМАТЬ! -что означает бумага? -кто ее придумал? -кто ее придумал и из чего ,как делали её раньше и производят сейчас? -на сколько велика её польза в нашей жизни?

Слайд 4

Тема работы : «Польза бумаги в нашей жизни».

Слайд 5

Цель работы: выяснение пользы бумаги в нашей жизни. Гипотеза: бумага обладает различными свойствами, которые человек использует в промышленности, медицине ,в быту. Объект исследования: бумага различных видов . Актуальность темы: бумага нужна всем Практическая значимость: результаты моей работы могут пригодиться на уроках изобразительного искусства , технологии, окружающего мира.

Слайд 6

Методы исследования: метод анализа литературы по теме работы; метод эксперимента; социологический опро с

Слайд 7

Что я знаю о бумаге? Я считаю, что бумага — это материал для печатания , а также других целей. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.

Слайд 8

Значение слова «бумага». Бумага (от итал. bambagia — хлопок) — это материал, состоящий из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист.

Слайд 9

История бумаги как материала для письма. Бумага существовала не всегда. Материалом для письма служили самые разные вещи: рисунки на стенах пещер, глиняные таблички, папирус ,пергамент. Бумагу изобрел Цай Лунь в Китае 2000 лет назад. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Постепенно искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Слайд 10

Как делают бумагу? Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги Для журнала, книги и тетра ди.

Слайд 13

Опыты с бумагой. Свойства бумаги . Опыт №1 Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный

Слайд 14

Опыт№2 ( с маслом)

Слайд 15

Опыт№3 Невидимые чернила.

Слайд 16

Буквы становились видимыми при нагревании бумаги. Невидимые чернила для секретной переписки пользовались ещё в древние времена

Слайд 17

Игры с бумагой .Поделки из бумаги .

Слайд 20

Результаты моего социологического опроса: В анкетировании приняли участие 29 человек. Ребята не очень много знают о бумаге и её использовании. До работы над проектом я тоже мало что интересного знала о таком распространенном материале, как бумага. Теперь я много любопытного узнала о ней.

Слайд 21

Интересные факты о бумаге . -350 миллионов тонн бумаги производится во всём мире каждый год. — 25 кг бумаги в год используется в средним жителем России. — Оказывается, порезаться бумагой проще простого, ведь бумажный лист не толще бритвенного лезвия — всего 100 микромиллиметров. -Бумага обладает такой энергетической ценностью, как картофель! -500 тысяч тонн бумажных отходов образуется только в Москве за один год. -Екатерина II 240 лет назад подумала и решила, что бумагу можно использовать в денежных отношениях. Именно тогда, по указу императрицы появились первые бумажные деньги.

Слайд 22

Заключение Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, — чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. В процессе проектной работы я выполнила с бумагой много опытов и изготовила самые разные поделки. В результате я увидела, что бумага : сминается , рвется ,скручивается , разрезается и т. д. Но это только маленькая часть того, на что способна бумага. . Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни Вывод очевиден: никакой другой материал и ли устройства (компьютер и др.) не способны заменить бумагу. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия. Польза бумаги многогранна.

Слайд 23

Предприятия нашего региона известны изготовлением газетной бумаги, фанеры, мебели и т.д.В городе Липецк предприятие « Солнышко» производит салфетки и туалетную бумагу, ООО ПТК «Виктория» производит изделия из гофрированного картона. Предприятие «Бумиз» нашего города занимается нарезкой бумаги, бумажных пакетов , сумок, мешков и т.д. В Липецкой области шесть печатных изданий, так например в Липецке, есть типография « Позитив-Л» по печати и изготовлению книг и журналов .

Слайд 24

Но чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить ее, ведь для производства одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Экономия бумаги напрямую связана с сохранением наших лесов, красивых деревьев. Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой! Бумага еще долго в том или ином качестве служить человечеству, но при условии , что человек будет беречь природные богатства!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]